Программа элективного курса "Эссе как жанр школьного сочинения и вид задания повышенной сложности ЕГЭ по русскому языку"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс)

Рундина Елена Михайловна

В КИМах ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе говорится, что последнее задание теста – небольшое сочинение-рассуждение в жанре, близком к рецензии или эссе, – предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Причем эссе является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла. Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рецензию или эссе, – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elekt_kurs_10kl_esse.docx21.28 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Министерство образования и науки Республики Бурятия

                                          МБОУ «Таксимовская средняя общеобразовательная школа № 3»

Утверждаю                                                               Согласовано                                              Рассмотрено

директор МБОУ  ТСОШ №3             зам. директора по УВР                                   на заседании Т.М

___________________                                 _____________________                           протокол № "_____"_______2023 г.    "_____"_______2023г.                                  "_____"_______2023г

                                                                                                      Рабочая программа

элективного курса  «Эссе как жанр школьного сочинения и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»

 в 11  классе

                                                                     

                                                                                           Составитель: учитель русского языка и литературы

            Рундина Е.М.

2023

Пояснительная записка.

    В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном. Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они прежде всего должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. М.Шагинян справедливо замечала: «…работа со словом – всегда литература, в каком бы жанре ни велась, – и всегда искусство. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства – и устно, и письменно. А развитие личности – это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. Не случайно и в КИМах ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе говорится, что последнее задание теста – небольшое сочинение-рассуждение в жанре, близком к рецензии или эссе, – предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Причем эссе является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла. Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рецензию или эссе, – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.

 

Содержание дисциплины.

   Проблема развития письменной речи учащихся, работа над сочинением имеет исключительное значение для школьного преподавания литературы. В школьной практике используется более сорока видов письменных работ, в том числе сочинение-эссе. Эссе как жанр школьного сочинения по своим признакам ближе всего к творческим, свободно-творческим, свободным и самостоятельным сочинениям. Согласно современным жанровым подходам эссе относят к сочинениям, «предполагающим определённую интерпретацию исходного текста», или «текстам, в которых концепция автора в отношении исходного (исходных текстов) даётся в оригинальной форме» (Т. А. Ладыженская) и виду творческой работы, рассчитанному на «авторскую индивидуальность» ученика (Ю. А. Озеров). В современных условиях гуманизации и гуманитаризации образования, поиска личностно-ориентированных подходов в обучении возвращается интерес к этому жанру. Эссе – жанр, нацеленный на раскрытие внутреннего «я», на самопознание личности. В работе над ним используется конкретный жизненный и читательский опыт ученика, выявляется сфера его интересов, активизируется мыслительный аппарат: развивается ассоциативное мышление, умение находить аналогии, подбирать параллели, подобия, необходимые для построения собственного речевого высказывания в данном жанре. Осуществляется совершенствование коммуникативной и речевой культуры школьника, так как эссе соединяет в рамках одного текста разные типы и стили речи и позволяет познакомить с целым комплексом близких жанров: очерком, стихотворением в прозе, словом, беседой, письмом. Этому способствует интегративное свойство эссе (возможность объединять разные системы описания мира – научную, религиозную, художественную) и определяемая жанром необходимость личностного восприятия действительности и творческого осмысления художественного текста в плане самостоятельной оценки тех или иных авторских концепций.  Программа состоит из четырёх разделов: «Введение теоретического понятия и анализ текстов эссе», «Форма эссе и его языковое воплощение», «Эссе разных авторов», «Составление собственных эссе».

   Предлагаемый элективный курс рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 11-ых классов.

Основные цели курса:

– гуманитарное развитие школьников;

– развитие творческих способностей личности;

– овладение учащимися свободной речью (и устной, и письменной);

– подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

 – формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, развитие языкового эстетического идеала;

– овладение нормами русского литературного языка;

– обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

– обучение работе над сочинением в жанре эссе.

В результате учащиеся должны:

• уметь разъяснять основные жанрообразующие признаки эссе;

• узнавать эссе, видеть его особенности и уметь отличать от других жанров (на конкретных примерах);

• анализировать творческие образцы произведений эпистолярного жанра и рецензировать их;

• уметь создавать собственные творческие работы в жанре эссе.

Тематическое планирование элективного курса

 «Эссе как жанр школьного сочинения и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку».

Наименование

модулей

Максимальная

нагрузка учащегося, ч.

1.

Введение теоретического понятия и анализ текстов эссе

4

2.

Форма эссе и его языковое воплощение

10

3.

Эссе разных авторов

10

4.

Составление собственных эссе

10

5.

Итого

34

Календарно-тематическое планирование

элективного курса

«Эссе как жанр школьного сочинения и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»

В10 А классе

на 2020-2021 учебный год

Наименование разделов и тем  

Форма организации

Кол-во

часов

Виды самостоятель-

ной работы

Дата

проведения

по плану

Дата проведения фактически

Введение теоретического понятия и анализ текстов эссе

4

1.

Введение теоретического понятия и закрепление. Знакомство с эссе как жанром литературного произведения.

Лекция с элементами беседы

1

Запись тезисов лекции, работа с толковым словарём

2.

Как отличить эссе по жанровым признакам (анализ образцов эссе)

Лекция с элементами беседы

Практикум

1

Анализ текстов

3-4.

Анализ текстов эссе.

Практикум

2

Анализ текстов

Форма эссе и его языковое воплощение

10

5.

Литературно-критическое эссе и школьное сочинение.

Лекция с элементами беседы

Практикум

Анализ текстов

Наименование разделов и тем  

Форма организации

Кол-во

часов

Виды самостоятель-

ной работы

Дата

проведения

по плану

Дата проведения фактически

6-7.

Зависимость формы эссе от адресата и задач автора.

Практикум

2

Творческое задание

8.

Эссе и очерк.

Практикум

1

Анализ текстов

9.

Слово и эссе в форме слова.

Практикум

1

Анализ текстов

10.

Письмо и эссе в форме письма.

Практикум

2

Анализ текстов

11.

Эссе и беседа.

Практикум

2

Анализ текстов

12.

Эссе и стихотворения в прозе

Практикум

2

Анализ текстов

13.

Текст, построенный на сравнении.

Практикум

Анализ текстов

14.

Зарисовка.

Практикум

Анализ текстов

Эссе разных авторов

10

15-16.

Эссе разных авторов на одну тему.

Практикум

2

Анализ текстов

17.

Анализ исторического эссе.

Практикум

1

Анализ текстов

18.

Воплощение одной темы в в эссеистической и стихотворной форме.

Практикум

1

Анализ текстов

19-20.

Анализ литературно-критического эссе.

Практикум

2

Анализ текстов

21-22.

Анализ тем сочинений.

Практикум

2

Анализ текстов

23-24.

Анализ сочинений-эссе.

Практикум

2

Анализ текстов

Составление собственных эссе

10

Наименование разделов и тем  

Форма организации

Кол-во

часов

Виды самостоятель-

ной работы

Дата

проведения

по плану

Дата проведения фактически

25.

Тематика творческих заданий.

Практикум

1

Обсуждение тем

26-27-28-29-30-31-32-33.

Проведение творческих заданий.

Практикум

8

Творческая мастерская

34.

Обсуждение и анализ сочинений-эссе.

Практикум

1

Обмен полученным опытом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Элективного курса по алгебре 9 класс Тема: «Решение задач повышенной сложности»

Количество часов - 34.Основная цель электива- это решение задач повышенной сложности и подготовка учащихся к ГИА по алгебре. Программа содержит пояснительную записку,календарно- тематическое планирова...

Программа элективного курса по химии для 9 класса "Решение задач повышенной сложности"

Этот материал позволяет разработать программу элективного курса по химии для учеников 9 класса, выбравших данный предмет для сдачи в форме ГИА....

Программа элективного курса «Сочинение – рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»

Программа элективного курса  «Сочинение – рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»...

Программа элективного курса «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»

 В современной школе, когда приоритеты отда­ны развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оце­нивающей деятельности. Преобразующая деятельн...

Методическая разработка "Программа элективного курса «Сочинение – рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»

Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию русского языка в школе. Важным стало не только приобретение учащимися знаний орфографических и пунктуационных правил, но и ф...