Программа элективного курса "Эссе как жанр школьного сочинения и вид задания повышенной сложности ЕГЭ по русскому языку"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс)
В КИМах ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе говорится, что последнее задание теста – небольшое сочинение-рассуждение в жанре, близком к рецензии или эссе, – предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Причем эссе является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла. Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рецензию или эссе, – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elekt_kurs_10kl_esse.docx | 21.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МБОУ «Таксимовская средняя общеобразовательная школа № 3»
Утверждаю Согласовано Рассмотрено
директор МБОУ ТСОШ №3 зам. директора по УВР на заседании Т.М
___________________ _____________________ протокол № "_____"_______2023 г. "_____"_______2023г. "_____"_______2023г
Рабочая программа
элективного курса «Эссе как жанр школьного сочинения и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»
в 11 классе
Составитель: учитель русского языка и литературы
Рундина Е.М.
2023
Пояснительная записка.
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном. Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они прежде всего должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. М.Шагинян справедливо замечала: «…работа со словом – всегда литература, в каком бы жанре ни велась, – и всегда искусство. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства – и устно, и письменно. А развитие личности – это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. Не случайно и в КИМах ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе говорится, что последнее задание теста – небольшое сочинение-рассуждение в жанре, близком к рецензии или эссе, – предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Причем эссе является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла. Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рецензию или эссе, – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.
Содержание дисциплины.
Проблема развития письменной речи учащихся, работа над сочинением имеет исключительное значение для школьного преподавания литературы. В школьной практике используется более сорока видов письменных работ, в том числе сочинение-эссе. Эссе как жанр школьного сочинения по своим признакам ближе всего к творческим, свободно-творческим, свободным и самостоятельным сочинениям. Согласно современным жанровым подходам эссе относят к сочинениям, «предполагающим определённую интерпретацию исходного текста», или «текстам, в которых концепция автора в отношении исходного (исходных текстов) даётся в оригинальной форме» (Т. А. Ладыженская) и виду творческой работы, рассчитанному на «авторскую индивидуальность» ученика (Ю. А. Озеров). В современных условиях гуманизации и гуманитаризации образования, поиска личностно-ориентированных подходов в обучении возвращается интерес к этому жанру. Эссе – жанр, нацеленный на раскрытие внутреннего «я», на самопознание личности. В работе над ним используется конкретный жизненный и читательский опыт ученика, выявляется сфера его интересов, активизируется мыслительный аппарат: развивается ассоциативное мышление, умение находить аналогии, подбирать параллели, подобия, необходимые для построения собственного речевого высказывания в данном жанре. Осуществляется совершенствование коммуникативной и речевой культуры школьника, так как эссе соединяет в рамках одного текста разные типы и стили речи и позволяет познакомить с целым комплексом близких жанров: очерком, стихотворением в прозе, словом, беседой, письмом. Этому способствует интегративное свойство эссе (возможность объединять разные системы описания мира – научную, религиозную, художественную) и определяемая жанром необходимость личностного восприятия действительности и творческого осмысления художественного текста в плане самостоятельной оценки тех или иных авторских концепций. Программа состоит из четырёх разделов: «Введение теоретического понятия и анализ текстов эссе», «Форма эссе и его языковое воплощение», «Эссе разных авторов», «Составление собственных эссе».
Предлагаемый элективный курс рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 11-ых классов.
Основные цели курса:
– гуманитарное развитие школьников;
– развитие творческих способностей личности;
– овладение учащимися свободной речью (и устной, и письменной);
– подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
– формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, развитие языкового эстетического идеала;
– овладение нормами русского литературного языка;
– обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
– обучение работе над сочинением в жанре эссе.
В результате учащиеся должны:
• уметь разъяснять основные жанрообразующие признаки эссе;
• узнавать эссе, видеть его особенности и уметь отличать от других жанров (на конкретных примерах);
• анализировать творческие образцы произведений эпистолярного жанра и рецензировать их;
• уметь создавать собственные творческие работы в жанре эссе.
Тематическое планирование элективного курса
«Эссе как жанр школьного сочинения и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку».
№ | Наименование модулей | Максимальная нагрузка учащегося, ч. |
1. | Введение теоретического понятия и анализ текстов эссе | 4 |
2. | Форма эссе и его языковое воплощение | 10 |
3. | Эссе разных авторов | 10 |
4. | Составление собственных эссе | 10 |
5. | Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование
элективного курса
«Эссе как жанр школьного сочинения и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»
В10 А классе
на 2020-2021 учебный год
№ | Наименование разделов и тем | Форма организации | Кол-во часов | Виды самостоятель- ной работы | Дата проведения по плану | Дата проведения фактически |
Введение теоретического понятия и анализ текстов эссе | 4 | |||||
1. | Введение теоретического понятия и закрепление. Знакомство с эссе как жанром литературного произведения. | Лекция с элементами беседы | 1 | Запись тезисов лекции, работа с толковым словарём | ||
2. | Как отличить эссе по жанровым признакам (анализ образцов эссе) | Лекция с элементами беседы Практикум | 1 | Анализ текстов | ||
3-4. | Анализ текстов эссе. | Практикум | 2 | Анализ текстов | ||
Форма эссе и его языковое воплощение | 10 | |||||
5. | Литературно-критическое эссе и школьное сочинение. | Лекция с элементами беседы Практикум | Анализ текстов | |||
№ | Наименование разделов и тем | Форма организации | Кол-во часов | Виды самостоятель- ной работы | Дата проведения по плану | Дата проведения фактически |
6-7. | Зависимость формы эссе от адресата и задач автора. | Практикум | 2 | Творческое задание | ||
8. | Эссе и очерк. | Практикум | 1 | Анализ текстов | ||
9. | Слово и эссе в форме слова. | Практикум | 1 | Анализ текстов | ||
10. | Письмо и эссе в форме письма. | Практикум | 2 | Анализ текстов | ||
11. | Эссе и беседа. | Практикум | 2 | Анализ текстов | ||
12. | Эссе и стихотворения в прозе | Практикум | 2 | Анализ текстов | ||
13. | Текст, построенный на сравнении. | Практикум | Анализ текстов | |||
14. | Зарисовка. | Практикум | Анализ текстов | |||
Эссе разных авторов | 10 | |||||
15-16. | Эссе разных авторов на одну тему. | Практикум | 2 | Анализ текстов | ||
17. | Анализ исторического эссе. | Практикум | 1 | Анализ текстов | ||
18. | Воплощение одной темы в в эссеистической и стихотворной форме. | Практикум | 1 | Анализ текстов | ||
19-20. | Анализ литературно-критического эссе. | Практикум | 2 | Анализ текстов | ||
21-22. | Анализ тем сочинений. | Практикум | 2 | Анализ текстов | ||
23-24. | Анализ сочинений-эссе. | Практикум | 2 | Анализ текстов | ||
Составление собственных эссе | 10 | |||||
№ | Наименование разделов и тем | Форма организации | Кол-во часов | Виды самостоятель- ной работы | Дата проведения по плану | Дата проведения фактически |
25. | Тематика творческих заданий. | Практикум | 1 | Обсуждение тем | ||
26-27-28-29-30-31-32-33. | Проведение творческих заданий. | Практикум | 8 | Творческая мастерская | ||
34. | Обсуждение и анализ сочинений-эссе. | Практикум | 1 | Обмен полученным опытом |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА Элективного курса по алгебре 9 класс Тема: «Решение задач повышенной сложности»
Количество часов - 34.Основная цель электива- это решение задач повышенной сложности и подготовка учащихся к ГИА по алгебре. Программа содержит пояснительную записку,календарно- тематическое планирова...
Программа элективного курса по химии для 9 класса "Решение задач повышенной сложности"
Этот материал позволяет разработать программу элективного курса по химии для учеников 9 класса, выбравших данный предмет для сдачи в форме ГИА....
Программа элективного курса "Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку"
Авторская программа элективного курса по русскому языку...
Программа элективного курса «Сочинение – рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»
Программа элективного курса «Сочинение – рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»...
Программа элективного курса «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельн...
Методическая разработка "Программа элективного курса «Сочинение – рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»
Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию русского языка в школе. Важным стало не только приобретение учащимися знаний орфографических и пунктуационных правил, но и ф...