Методическая разработка "Простые и сложные предложения"
план-конспект урока по русскому языку

Кочнева Елена Юрьевна

Разделы: Преподавание русского языка.

Тема:  Простые и сложные предложения.

Цели урока:

1)  Познакомить учащихся с простыми и сложными предложениями;  научить различать простые и сложные предложения, ставить знаки препинания в сложном предложении, определять союзы в сложном предложении;

2) Развивать аналитико-синтетическую деятельность на основе сравнения, классификации; зрительную и слуховую память на основе  построения  схем,  таблиц;  орфографическую зоркость и фонематический  слух на основе определения пропущенных орфограмм и  расшифровки анаграмм; навыки исследовательской работы.

3) Формировать положительную мотивацию к урокам русского языка, к активной познавательной деятельности.

    

Оборудование:   Презентация   «Простые и сложные предложения»,  учебник,

                            таблицы-схемы (конструкции простых и сложных предложе-

                            ний), пословицы на карточках, карточки с цифрами 1,2,3,4.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ur2.doc68.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya1.ppt933.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодежной политики

Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

казенное образовательное учреждение

«Урайская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”

План – конспект

урока русского языка

в 5 классе

     

                                                                   

                 

                            Кочнева Е.Ю.

                                                                      учитель русского языка и литературы

                                                                      высшая квалификационная категория

г. Урай

2020г.     

                                   

Урок русского языка в 5 классе.

Методическая разработка

«Простые и сложные предложения»

Разделы: Преподавание русского языка.

Тема:  Простые и сложные предложения.

Цели урока:

1)  Познакомить учащихся с простыми и сложными предложениями;  научить различать простые и сложные предложения, ставить знаки препинания в сложном предложении, определять союзы в сложном предложении;

2) Развивать аналитико-синтетическую деятельность на основе сравнения, классификации; зрительную и слуховую память на основе  построения  схем,  таблиц;  орфографическую зоркость и фонематический  слух на основе определения пропущенных орфограмм и  расшифровки анаграмм; навыки исследовательской работы.

3) Формировать положительную мотивацию к урокам русского языка, к активной познавательной деятельности.

     

Оборудование:   Презентация   «Простые и сложные предложения»,  учебник,

                            таблицы-схемы (конструкции простых и сложных предложе-

                            ний), пословицы на карточках, карточки с цифрами 1,2,3,4.

         

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Учитель. Доброе утро всем! Вот и прозвенел урок, начинаем наш урок!

Начинаем урок с четверостишия, которое поможет нам настроиться на работу.

Я начинаю, а вы дружно продолжаете:

На уроке не скучай,

Смело руку – поднимай,

Быстро, чётко – отвечай,

Время даром – не теряй.

- Открываем тетради, записываем дату.

- Егор напомнит нам, как нужно сидеть за партой, как писать в тетради?

- Сегодня мы  будем изучать очень интересную тему. В результате исследования  материала урока вы сами сделаете выводы, скажете, какая тема урока,  над чем мы будем работать на уроке. А помогут нам ваши знания, ваши умения думать, анализировать,  исследовать, делать выводы, открывать для себя новую, неизвестную, незнакомую, зато интересную страницу науки о языке – страницу русского языка.

 Для этого мы повторим пройденный материал.

II.   Повторение пройденного.  Актуализация опорных знаний.                          

1. На доске написаны слова с пропущенными орфограммами.

- Учащиеся по цепочке выходят к доске, вставляют пропущенные буквы, объясняют правописание.

Задание: Вставить пропущенные буквы, поставить ударение, подчеркнуть орфограммы.

синт . ксис

сл . вос . четание

предл . жение

 подл . жащее

ск . зуемое

2. Анаграмма.

Учитель:  Ребята, что такое анаграмма? Давайте, расшифруем анаграмму.

Слайд №1

-В каком разделе русского языка мы говорим о словосочетаниях, предложениях и тексте?

- Что такое синтаксис?

- Дать определение словосочетанию.

Задание по карточкам.

1 группа: Составить и записать три словосочетания на зимнюю тему.

(учащиеся зачитывают составленные словосочетания)

2 группа: Прочитайте группы слов. Среди этих групп выпишите только словосочетания.

Снег растаял, кататься с горки, пушистый снег, быстро растаял, наступила зима.

3 группа: Записать словосочетания, указать главное слово.

Кататься с горки, пушистый снег, быстро растаял.

Слайд №2 (самопроверка по слайду: 2 и 3 группа)

III.  Работа над новым материалом.  

1.Анализ схем предложений, записанных на доске. Ответы на вопросы.

а) Что вы видите на доске?

в)  Чем отличаются эти схемы?

        

                                             ,и

        

                                         ,

Вывод:

*  первое и второе предложения простые, так как у них  одна грамматическая основа;

 * третье и четвёртое  предложения -  сложные, потому что  две грамматические основы.  

- Что такое грамматическая основа?

2)  Формулирование темы и цели урока.  

-  Вы догадались, о чём будем сегодня говорить на уроке?
-  Какова тема нашего урока?

- «Простые и сложные предложения». (записываем тему урока в тетради)

 Учитель: Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные слова, написанные на доске.

1) Продолжаем знакомиться с ... и ...;
2)
 Учимся различать ... и ...;
3)
 Учимся ставить ...

Цель: познакомиться с простыми и сложными предложениями;

           учиться различать простые и сложные предложения;

          учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях.

3) Изучение нового материала.

- Работа с карточками, каждому учащемуся выдаётся карточка.

1.Используя свои словосочетания составить и записать два простых предложения, подчеркнуть грамматические основы.

2.Используя предложенные словосочетания составить и записать два простых предложения, подчеркнуть грамматические основы.

Деревья в лесу, везде лежит.

3.Записать предложения, подчеркнуть грамматические основы.

         Морозы сковали землю. Замерзли реки и озера.

(взаимопроверка выполненных заданий)

Учитель: Какие предложения вы назвали простыми, а какие — сложными?

Слайд №3

Выводы:
Предложения с одной грамматической основой называются  простыми, а предложения с двумя или с несколькими грамматическими основами — сложными.

Учитель: Какой знак препинания ставится между простыми предложениями в составе сложного?

4) Зимняя физминутка.

5)Работа с учебником. 

Учитель: Ребята, откройте учебники, на странице108, найдите правило.

- Чтение  и объяснение правила стр.108

-На какие группы делятся сложные предложения? (союзные и бессоюзные)

- Знакомство с союзными и бессоюзными сложными предложениями.

- Задания:

1.Используя свои простые предложения, при помощи союза и составить и записать сложное предложение, поставить знак препинания, подчеркнуть грамматические основы.

2.Используя свои простые предложения, при помощи союза но составить и записать сложное предложение, поставить знак препинания, подчеркнуть грамматические основы.

3.Используя свои простые предложения, при помощи союза а составить и записать сложное предложение, поставить знак препинания, подчеркнуть грамматические основы.

4.Используя свои простые предложения, без союза составить и записать сложное предложение, поставить знак препинания, подчеркнуть грамматические основы.

5.Списать предложение,  подчеркнуть подлежащие и сказуемые.

Наступила настоящая зима, земля покрылась белоснежным  ковром.

(работа в парах)

 - Один ученик от каждой пары выходит к доске и чертит схему.

IV. Творческая работа с иллюстрацией.

Итак, урок наш завершается. Мы поработали со словами, словосочетаниями, предложениями, а завершить наш урок нужно….(текстом)

- Коллективная работа по иллюстрации. Составляем текст на зимнюю тему.

Слайд №4

V.  Подведение итогов урока. Оценивание знаний учащихся.

1) Ответы на вопросы.
—  Что такое простое предложение?
—  Что такое сложное предложение?
—  Как отличить простое предложение от сложного?
—  На какие две группы делятся сложные предложения?
—  Какой знак препинания ставится между простыми предложениями в составе сложного

     предложения?

2)  Оценки.  

VI. Домашнее задание.

1) Параграф 46,  страница 107,108, выучить правила.

2) I  группа – упражнение 239,      II группа – упражнение 240.

Слайд №5

VII.  Рефлексия. Слайд №6


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АНАГРАММА 1 вариант АКОТЧ ИЖНЕЕПЕДЛРО ЗЮОС 2 вариант ПАТАЯЗЯ СВЛОСЧТАНОЕОИЕ ТСКЕТ

Слайд 2

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ: КАТАТЬСЯ С ГОРКИ, ПУШИСТЫЙ СНЕГ, БЫСТРО РАСТАЯЛ.

Слайд 3

ПО СТРУКТУРЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЕЛЯТСЯ НА: Простые Сложные С одной грамматической основой [ - = ] . С двумя или более грамматическими основами [= - ] , [ - = ] . Луна заливала своим серебром поляны. Шелестят зелёные серёжки, и горят серебряные росы.

Слайд 4

НАСТУПИЛА ЗИМА.

Слайд 5

ДАВАЙТЕ ПОДВЕДЁМ ИТОГ. КАКИМ ЖЕ БЫЛ ДЛЯ ВАС УРОК? Урок полезен, всё понятно Лишь кое-что чуть-чуть не ясно Ещё придётся потрудиться Да, трудно всё-таки учиться!

Слайд 7

ВЫ МОЛОДЦЫ!

Слайд 8

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: УЧИТЬ ПРАВИЛА СТР.107, 108 1ГРУППА: УПР.238, 2 ГРУППА: УПР.239, ПО ЖЕЛАНИЮ: СОСТАВИТЬ И ЗАПИСАТЬ ТЕКСТ ИЗ 5 ПРЕДЛОЖЕНИЙ НА ТЕМУ «ЗИМНИЙ ЛЕС», ИСПОЛЬЗУЯ ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Слайд 9

1.Наступила зима. 2.Птицы улетели в теплые края. 3.Деревья укутал снег, в берлоге заснул медведь. 4.Листья опали с деревьев, и в воздухе стоит тишина. 5.Когда веют холодные ветры, ветви деревьев качаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложное предложение. Части сложного предложения. Средства связи 5 класс

Цель:  Познавательная: ознакомление учащихся с отличительными особенностями сложного предложения. Практическая:  научить различать и находить сложные предложения и  определят...

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения"

Урок «Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения" первый  в блоке "Сложное предложение". По типу урок комбинированный. Форма - урок-исследо...

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."...

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений

Цель урока: развитие теоретического мышления и практических навыков обучающихся, формирование интеллектуальной культуры личности на основе осознания языка как основного средства человеческого общения....