Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.
статья

Кабирова Раиса Сайфиевна

Цель и задачи:

Главная цель – выявление, обучение, воспитание и поддержка учащихся, повышение социального статуса творческой личности, воспитание каждого успешным. Из цели вытекают задачи:

        - Выявление способностей и создание системы работы с детьми;

       - Создание условий для оптимального развития;

·       - Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;

·       -  Развитие общей эрудиции, расширение кругозора;

·       - Развитие у детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.

·       -    Стимулирование творческой деятельности;

·        - Социальная и психологическая поддержка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Работа по выявлению и развитию способностей учащихся»

Работа по выявлению и развитию способностей определяется понятиями, используемыми при характеристике познавательных потенциалов учащихся: способности, талант, одаренность, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности.

Гениальность - высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Одаренность - системное, созревающее в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Выявление способностей учащихся, организация системной работы – одна из главных задач. У каждого нормального ребёнка – огромные возможности развития. Есть дети, которые явно или неявно выделяются среди своих сверстников способностью учиться. Эти дети требуют особого подхода, потому что чем выше их отличие от сверстников, тем богаче перспективы их личностного развития.

Важнейшим приоритетом в такой ситуации становится интеллект, творческое развитие тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.

Цель и задачи:

Главная цель – выявление, обучение, воспитание и поддержка учащихся, повышение социального статуса творческой личности, воспитание каждого успешным. Из цели вытекают задачи:

- Выявление способностей и создание системы работы с детьми;

- Создание условий для оптимального развития;

· - Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;

· - Развитие общей эрудиции, расширение кругозора;

· - Развитие у детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.

· - Стимулирование творческой деятельности;

· - Социальная и психологическая поддержка.

Основные способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной),творческой деятельности строится по двум направлениям:

выявление и развитие.

  1. выявление способностей:

психолого-педагогические диагностики;

педагогическое наблюдение;

изучение результатов деятельности учащихся;

2- развитие способностей:

изучение курса «Развитие познавательных способностей» О.А.Холодова, с 1-4 класс;

участие в олимпиадах, викторинах и конкурсах различного уровня, участие в научно-практических конференциях;

включение в учебный процесс решения заданий повышенной сложности, побуждение к прочному усвоению изучаемого материала, углубленному изучению предмета, обучение детей самооценке результатов своей работы.

Выявление способностей учащихся осуществляется с помощью:

- различных литератур (тщательно изучаю, продумываю);

-диагностик;

- выбора наиболее подходящих методов и приѐмов с учѐтом индивидуальных особенностей учащихся;

-педагогического наблюдения;

- подбора текстового материала;

-анализа результатов деятельности;

-организация проектной и исследовательской деятельности учащихся;

-ведение индивидуального образовательного маршрута, в котором отслеживается динамика всех образовательных

результатов ребенка;

-разработанных программ индивидуальной работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися;

Методы и формы работы:

В учебной деятельности работа основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому работа, должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности.

К урочной деятельности относятся следующие виды:

· проблемно-развивающее обучение,

· проектно-исследовательская деятельность,

· игровые технологии (деловые игры и путешествия),

· информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации

· развития способностей (разноуровневые тесты, презентации)

· творческие и нестандартные задания.

К внеурочной деятельности относятся:

· факультативы,

· предметные недели,

· театрализованные праздники,

· олимпиады и конкурсы по предметам.

Система работы с одарёнными детьми позволяет достигать хороших результатов в школьных олимпиадах, районных, республиканских, а также в различных образовательных мероприятиях муниципального, регионального уровней.

Очень важно, прежде всего, научить ребят самостоятельно мыслить, искать необходимую информацию, сопоставлять факты.

Для того, чтобы учащиеся видели свой рост веду «Базу данных индивидуальных достижений учащихся».

Работу по выявлению и развитию способностей выстраиваю с помощью:

- инструментальной диагностики;

-педагогического наблюдения;

изучения результатов деятельности (работ учащихся);

-диагностики познавательных интересов;

«пробы сил» в том или ином виде деятельности;

-наблюдения за проектной деятельностью учащихся и анализ продуктов деятельности;

индивидуальных бесед с детьми и родителями;

анкетирования, диагностической методики для выявления способностей обучающихся, заданий творческого характера.

Для определения способности к научной (интеллектуальной), творческой деятельности применяю методики, созданные А.И. Савенковым:

«Оценка общей одаренности»;

«Характеристика ученика»;

«Карта одаренности»;

Анкета одаренности (предлагаю заполнить родителям);

Оценка одаренности самими учащимися (заполнение «Карты интересов для младших школьников»);

«Интеллектуальный портрет»;

-выявление творческих способностей через анализ продуктов деятельности ( рисунков, поделок, творческих работ) учащихся;

диагностика способностей к обучению (тесты «Способность к обучению в школе» Г.Вицлака);

«Оценка уровня школьной мотивации» по методике Н.Г. Лускановой;

анализ результатов контрольных работ, тестов в течение учебного года;

анализ портфолио учащихся, отражающий творческие способности ребенка.

Одним из способов развития способностей обучающихся считаю применение индивидуального подхода в работе с одаренными учащимися на уроках и во внеурочное время с учетом возрастных особенностей детей, с созданием условий для включения детей в активную познавательную деятельность; включаю в образовательный процесс современные инновационные технологии, формирую навыки исследовательской (проектной) деятельности (учу детей планировать свою деятельность, использовать метод исследования, записывать результаты наблюдений, после чего учащиеся принимают участие в НПК как школьного так и муниципального уровня), подбираю дополнительные задания для одаренных детей усложненного уровня; разноуровневые домашние задания (задания с *). Развиваю способности детей, с целью реализации в обучении и в повседневной жизни. Применяю активные форы уроков: уроки-конкурсы, уроки - викторины, урок-игра, урок-проект и мн. др.. Использую в своей практике такой способ развития способностей, как дифференциация по широте и глубине изучаемого материала, а также творческие задания. Всё это направлено на то, чтобы дети смогли раскрыть свой потенциал.

В межаттестационный период учащиеся принимают активное участие и занимают призовые места в предметных конкурсах, викторинах, олимпиадах, конференциях разного уровня: международные, федеральные, региональные, муниципальные, школьные

(Приложение )

В период с 2016 по 2019 годы учащиеся становились победителями и призёрами муниципальных олимпиад по математике, русскому языку, окружающему миру. В 2017г. Емельянов Илья, Дубов Дмитрий, Игнатьев Илья стали абсолютными победителями муниципального этапа олимпиады по математике (1,2,3 место), Ардаев Эрдэм набрал 90,5 баллов в III городском конкурсе «Грамматик», в форме диктанта, Ширапжалсанов Зая и Ардаев Эрдэм заняли 2 место в районной олимпиаде по русскому языку среди 2 классов района.

Одной из форм с одарёнными детьми считаю научно-исследовательскую и проектную деятельность учащихся. Готовясь к участию в научно-практической конференции, школьники развивают многие метапредметные качества. Ничто так не развивает личность, как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, выступает перед аудиторией, отстаивает свою точку зрения. Проектная и исследовательская деятельность развивает ребёнка в целом.

Мои ученики являются участниками научно-практических конференций и различных конкурсов на школьном, муниципальном и региональном уровнях.

Стараюсь создать благоприятные условия, позволяющие детям реализовывать свои интересы и потребности, проявлять гражданскую и нравственную позицию. Мои ученики всегда имеют возможность свободно воплощать свои задумки. Систематически провожу мониторинговые исследования, что способствует более дифференцированному подходу к личности ребенка. Большое внимание уделяю работе с детьми социального риска, профилактике правонарушений, оздоровлению детей. Постоянно поддерживаю связь с родителями, ищу и нахожу новые формы работы.

Выявление интеллектуальных способностей:

- диагностика способностей к обучению

(тесты «Оценка уровня школьной мотивации по методике Н.Г. Лускановой);

- интегрированные диагностические работы;

- анализ результатов контрольных работ,

тестов в течение учебного года

Педагогическое наблюдение (используются

методики мозгового штурма, игровые методики,КТД)

Участие в Международных и Всероссийских олимпиадах и конкурсах.

Поведение предметных недель.

Используется познавательная деятельность в группе, команде, сотрудничество при

решении учебных задач. Наблюдение за внеурочной деятельностью обучающихся

(творческие работы, проекты, исследовательские работы и т д)

Участие в творческих конкурсах, смотрах,интеллектуальных играх, математических

КВНах и других мероприятиях, где используется деятельность в команде, группе

Первоначальным исследованием по выявлению способностей выступает диагностика учебной мотивации учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Оценка ключевых компетенций учащихся

Материалы по работа на предмет выявления и развития способностей учащихся, а также результаты мониторинга оценки ключевых компетенций учащихся...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы)

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Карбаиновой Н.Н.)...

Работа по выявлению творческих способностей учащихся

Работа по выявлению творческих способностей учащихся...

Доклад по теме "Работа по выявлению творческих способностей учащихся"

Актуальность проблемы развития творческих способностей на уроках технологии обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентированный ...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)...