Технологическая катра урока по русскому языку " Понятие о СПП"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Серебренникова ( Варсан) Людмила Андреевна

Технологическая катра урока по русскому языку " Понятие о СПП"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_9_klass.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет

Русский язык

УМК

УМК Ладыженская , Баранов

Тип урока

Урок смешанного типа / комбинированный

Тема

Сложносочинённое предложение. Понятие о сложносочинённом предложении.

Цель урока

Способствовать формированию представления о сложносочиненном предложении; создать условия для развития умения распознавать сложносочиненные предложения

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения

Воспринимают русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяют роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского языка; проявляют уважительное отношение к родному языку

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения

Владеют всеми видами речевой деятельности. Аудирование и чтение: умеют вести самостоятельный поиск информации; проявляют способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования. Говорение и письмо: проявляют способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умеют воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация)

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения

Проводят синтаксический анализ словосочетания и предложения, многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка

Основные понятия темы

Сложносочиненные предложения – сложные предложения, состоящие из простых предложений, связанных сочинительными союзами и интонацией. Сочинительные союзы и их значение в предложениях

Формы работы

Ресурсы

Тростенцова Л. А. Русский язык: поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2011. Общие понятия». URL: http://www.myshared.ru/slide/360052/. Общие понятия». URL: http://pedsovet.su/load/31-1-0-7934; тестовые задания; вопросы для обсуждения

                     Оборудование

«Сложное предложение». URL: http://www.myshared.ru/slide/277987/. Презентация «Сложное предложение

                       Методы

Практический, методический, словесный

Исходный уровень знаний

Дают определения сложносочиненных предложений, объясняют роль сочинительных союзов в предложении; называют группы сочинительных союзов. Распознают сложносочиненные предложения

Ход урока

Этапы урока

Взаимодействие в образовательном процессе

Формирование  УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Контроль знаний

Предлагает выполнить тестовые задания (см.приложение)

Выполняют тестовые задания по вариантам

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку своей работы учителем

II. Усвоение новых знаний

и способов действий

1.Объясняет тему урока, организуя работу с презентацией, рубриками «Материал для самостоятельных наблюдений», «Определения и правила для заучивания», «Теоретические сведения» (с. 36–37).

2.Организует работу
с отрывком из стихотворения И. И. Макарова, выразительно читает его
(см. приложение)

1.Смотрят презентацию, слушают комментарий учителя; работают
с учебным материалом; вступают в беседу.

2.Слушают стихотворение, отвечают на вопросы; делают вывод

Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного текста.

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем, классом находят решение учебной задачи

III. Закрепление знаний и способов действий

Предлагает составить таблицу «Группы сочинительных союзов», привести примеры

Составляют и заполняют таблицу «Группы сочинительных союзов»

Познавательные: структурируют знания; вносят изменения в свою деятельность по результатам текущего контроля

IV. Рефлексия

– Закончите предложения.

•  Самым интересным на уроке было…

•  Мне понравилось…

•  Меня заинтересовало…

•  Хотелось бы узнать подробнее о…

•  Мне не понравилось…

Заканчивают предложения

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; анализируют эмоциональные состояния, возникшие в результате успешной (неуспешной) деятельности, оценивают их влияние на настроение человека

V. Информация о домашнем задании

§ 11. Упр. 60.

Комментирует задания

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения

Приложение.

Тестовые задания

Вариант I

1. Найдите сложные предложения.

а) Он не только посадил дерево, но и построил дом, воспитал сына.

б) Утро было знойное, пахло резедой.

в) Здесь, как гласит предание, был густой лес.

г) Зима была снежная, ждали сильного половодья.

2. Укажите,  в  каких  примерах  функция  знака  препинания  разделительная.

а) Не знаю, что меня привлекает в этом юноше.

б) Лес, горы слились, все окуталось густым туманом.

в) Полная вода сошла, и она струилась узеньким ручейком.

г) На поляну, где рос дуб, мы вышли под вечер.

3. Найдите ошибку в определении отношений между частями сложносочиненного предложения.

а) Ямщик свистнул, и лошади поскакали. (Одновременность событий.)

б) Солнце село, но в лесу еще светло. (Противопоставление.)

в) Весла дружно упали в волны, и баркас рванулся вперед. (Последовательность.)

г) Мы подолгу беседовали и подолгу молчали, или же она играла мне на рояле. (Взаимоисключение.)

Ответы: 1 б, г; 2 б, в; 3 а.

Вариант II

1. Укажите сложные предложения.

а) Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.

б) Пыль вихрем неслась по дороге, и месяц совсем затуманился.

в) Пройдя весь маршрут успешно, туристы возвращались домой.

г) Было темно, и я не видел ни деревьев, ни воды, ни людей.

2. Укажите, в каких примерах знак препинания выделительный.

а) Отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги.

б) Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов.

в) День был серый и спокойный, в светлом воздухе пахло морем.

г) Ему вспомнился день, когда он уезжал.

3. Найдите ошибку в определении отношений между частями сложносочиненного предложения.

а) Я лежал как бы в забытьи, но сон не смыкал глаз моих. (Противопоставление.)

б) Потемки  все  более  сгущались,  и  предметы  теряли  свои  контуры. (Чередование.)

в) Урожайный сгибается колос, и пшеница стеною встает. (Последовательность.)

г) Забарабанило  по  железу  крыши,  и  ярко  вспыхнул  весь  воздух. (Последовательность.)

Ответы: 1 б, г; 2 б, г; 3 б.

Работа со стихотворением

Однозвучно гремит колокольчик,

И дорога пылится слегка,

И уныло по ровному полю

Разливается песнь ямщика.

                                И. Макаров

– Как вы думаете, в одном предложении переданы несколько разных картин или одна?

– Какие языковые средства помогают воспринимать целостно поэтическую картину?

– Определите тип предложения. Сколько в нем простых предложений?

Вывод: сложносочиненное предложение характеризуется наличием повторяющихся союзов и перечислительной интонации. Все предложения логически равноправны, поэтому такое сложное предложение имеет одно смысловое значение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку.5 класс.Урок по разделу «Фонетика».

Тема урока: Что изучает фонетикаУМК: Русский язык 5 класс. Разумовская М. М. «Просвещение», М., 2014Тип урока:  изучения нового материала...

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме "Словообразование. Орфография. Культура речи" (обобщающий урок)

Урок обобщения и систематизации знаний - это завершение процесса изучения материала по определённой теме. Учащиеся обобщают полученные знания, систематизируют их и применяют на практике....

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существительное - часть речи .( Повторение изученного в V классе)»

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе                                  Тема урока: «Имя существи...

Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе по теме «Повторение темы «Наречие»» УМК Л.М.Рыбченковой (2-й урок)

Урок русского языка в 7 классе  по теме «Повторение темы «Наречие»» УМК  Л.М.Рыбченковой  (2-й урок)Цель деятельности учителя: обобщить знания по теме «Нар...

Технологическая карта урока по русскому языку «Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление».

Это попытка продемонстрировать учащимся сложность языка, особенности его развития, его изменения.С помощью современных образовательных технологий девятиклассники могут прикоснуться к деятельности учен...

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...