«Современные методы обучения на уроках русского языка»
статья по русскому языку

Сенчило Лариса Дмитриевна

  На современном этапе развития педагогической науки и школьной практики большое внимание уделяется так называемым «активным» методам обучения. Сегодня одним из актуальных современных методов является проблемный метод, при использовании которого деятельность учащихся становится более самостоятельной и активной.

Проблемное обучение находит широкое применение в процессе обучения русскому языку.          Проблемное обучение – это создание цепи проблемных ситуаций и управление деятельностью учащихся по решению учебной проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_metodike_prepodavaniya_russkogo_yazyka.docx49.96 КБ

Предварительный просмотр:

Сенчило Лариса Дмитриевна

учитель русского языка и литературы

                                                                                                 гимназии №586

«Современные методы обучения на уроках русского языка»

Метод (греч.) – способ, путь.

Метод обучения – способ взаимодействия учителя и учащихся на уроке, направленный на выполнение учебно-воспитательных задач.

Наиболее полное определение метода с позиции лингводидактики дано Г.А. Анисимовым: «Под методом обучения русскому языку следует понимать способ деятельности учащихся, организуемый учителем для усвоения ими языка функционирующей системы».

Составными частями метода обучения являются приемы обучения.

Прием – деталь метода, отдельные его операции (практические и мыслительные) в процессе усвоения знаний и умений.

Итак, метод определяет направление и характер учебной деятельности, а прием является конкретным действием учителя.

В методической науке и школьной практике нет единообразной и четкой классификации методов обучения. Академик А.В. Текучев считает, что универсального метода обучения не может быть. Учитель, организуя процесс изучения того или иного языкового материала, руководит им, сообщает знания, учит детей наблюдениям над явлениями языка и речи, предлагает разнообразные упражнения, прививает школьникам способность к самооценке речи, собственной и чужой. Ученик воспринимает, запоминает, воспроизводит речевые образцы, решает познавательные задачи, овладевает знаниями, умениями и навыками. Именно эту взаимосвязь, взаимодействие учителя и ученика следует учитывать при рассмотрении методов обучения.

В основу классификации методов обучения кладут, во-первых, источники знаний, во-вторых, способ организации совместной деятельности учителя и учащихся. По источникам знаний выделяются следующие методы:

- словесные (источник – живое слово учителя): лекция, беседа, объяснение;

- анализ языка (наблюдения над языком): грамматический разбор;

- наглядные: эксперимент, наблюдение;

- практические: различные виды упражнений, практическая работа.

По способу организации совместной деятельности учителя и учащихся выделяют методы: беседа, объяснение, самостоятельная работа.

И.Р. Палей предлагает классификацию методов обучения, основанную на выделении методов по звеньям урока, по целевым установкам:

1) методы изучения нового материала реализуются при помощи следующих приемов: слово учителя, беседа, работа с учебником и др.;

2) методы закрепления (приемы: ответы на вопросы, выполнение упражнений и др.);

3) методы контроля (приемы: опрос, тестирование, самостоятельная работа, диктант и др.).

Профессор Л.П. Федоренко, предлагая классификацию методов обучения русскому языку на основе источника знаний, выделяет следующие методы обучения:

- методы практического изучения языка – объяснение непонятных слов, подготовка устных сообщений и письменных сочинений; составление планов, тезисов, конспектов, исправление грамматических и стилистических ошибок в устной речи учащихся, обучение работе со справочной литературой;

- методы теоретического изучения языка – сообщение, беседа, чтение правил в учебнике;

- методы теоретико-практического изучения языка – грамматический разбор, изложение, сочинение, орфографический и пунктуационный разборы, списывание, диктант, стилистический разбор.

Часто в основу классификации методов обучения кладут особенности познавательной деятельности учащихся: является ли она воспроизводящей, творческой или исследовательской. На этой основе ряд дидактов (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин) выделяют методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, эвристический (частично-поисковый), исследовательский.

Как видим, совершенствование системы обучения русскому языку возможно при умелом использовании и гармоничном сочетании методов на основе использования разнообразных методических приемов в процессе обучения русскому языку.

  На современном этапе развития педагогической науки и школьной практики большое внимание уделяется так называемым «активным» методам обучения. Сегодня одним из актуальных современных методов является проблемный метод, при использовании которого деятельность учащихся становится более самостоятельной и активной.

Проблемное обучение находит широкое применение в процессе обучения русскому языку.          Проблемное обучение – это создание цепи проблемных ситуаций и управление деятельностью учащихся по решению учебной проблемы. Проблемная ситуация – это преднамеренно созданное учителем познавательное затруднение, вызывающее познавательную потребность, интерес учащихся, желание получить информацию для объяснения заинтересовавшего его факта. Проблемная ситуация связана с умственным затруднением, с «озадачиванием». Являясь начальным этапом процесса мышления, она возбуждает мысль, показывает важность изучаемого материала, вызывает активное желание работать (если проблема «принята» учащимися), в конечном итоге она облегчает запоминание учебного материала.

Проблемное обучение предполагает:

1) создание проблемной ситуации, т.е. такой объективной учебной ситуации, которая приводит к противоречию между знанием и незнанием (учащиеся осознают недостаток имеющихся у них знаний для решения данной проблемы);

2) возникновение в мышлении учащихся проблемного вопроса и его формулировка как познавательный результат осмысливания учащимися проблемной ситуации;

3) поиск решения проблемы;

4) решение проблемы и проверка.

В процессе решения проблемных задач школьники добывают новые знания в результате собственного поиска. Это свидетельствует о высокой степени осознанности и прочности имеющихся у них знаний. Проблемные ситуации учитель создает сам по ходу учебного процесса или заимствуют из пособий (примеры проблемных задач можно найти в пособии Т.В. Напольновой «Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка»). Познавательные задачи могут быть различны: от анализа небольших текстов до заданий на длительное изыскание (история слова или фразеологического оборота, анализ языка писателя).

Итак, проблемный метод позволяет не только усвоить программный материал, но и формирует творческие способности учащихся.

Поделюсь примерами использования этих приемов.

Приемы создания проблемной ситуации.

  1. Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает самим найти способ его решения.

- С этой целью часто использую игру «Корректор»:

Согласно расписания

Благодаря течения

Ввиду непогоды

Вследствие дождям

С какой проблемой столкнулись?

Что надо помнить?

-Почти каждый ребенок ощущает комичное и смешное, поэтому считаю юмор своим помощником в разных ситуациях. Использую на уроках шуточные стихотворения.

Какое слово является обращением в данном стихотворении?

Пила.

Наша острая пила –

Не пила,

А пела.

Не пила,

Не ела,

Ни разу не присела.

Звонко пела,

Как могла,

Развеселая пила.

Напилила дров –

Будь, хозяин, здоров!

- Прослушайте стихотворение и найдите в нем однокоренные слова.

Котофей.

В гости едет Котофей,

Погоняет лошадей.

Он везет с собой котят:

Пусть их тоже угостят.

Затем продолжаем ряд однокоренных слов и получаем примерно такую запись:

Гости                                                                             Кот

Угостить                                                                        Котофей

Гостить                                                                          котята

Гостевать                                                                       кошка

Погостить                                                                      кошкин

Нагоститься                                                                   кошачий

Гостевой

Гостиница

Гостиный

Гостинец

Угощение

  1. Учитель предлагает различные точки зрения на один и тот же вопрос.

Например, при изучении темы «Правописание суффиксов причастий» предлагаю игру «Найди правильный ответ».

Построенный

В суффиксе причастия пишется Е, т.к.

причастие образовано от глагола I спр;

причастие образовано от инфинитива на –ить-.

  1. Побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты.

Урок литературы на тему «Правда и вымысел в поэме А.С. Пушкина «Цыганы» предполагает сделать обобщение в виде таблицы:

Правда                                                                                                                                    Вымысел

Реалистично-жизненный  образ главного героя

Исключительность ситуации и характера поступков героя

Критика современного общества

Явно идеализирован образ старика – старейшины цыган

Крепостное рабство цыган

Миф о вольности цыган

Патриархальность уклада цыганской семьи

Свободная любовь цыганки и молодого человека нецыганской национальности

Внутренняя сторона жизни цыган описана «довольно верно»

Внешняя романтическая красочность и пестрота картины жизни цыган

  1. Учитель ставит проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными.

При изучении темы «Однородные члены предложения» даю такое задание: можно ли по данным схемам рассказать о постановке знаков препинания при однородных членах?

и, и              , и                  : , ,

  1. Задание с затруднением

Предлагаю работу в группах.

Учащимся предлагаются карточки с одним заданием, но разными группами предлогов, и они выдвигают гипотезы об образовании производных предлогов, доказывают свою версию примерами.

1 группа                            

Наперекор

Благодаря

Вследствие

Вопреки

Несмотря на

2 группа                                

Вокруг

В течение

Впереди

Навстречу

В заключение  

3 группа

Позади

Вместо

Напротив

Насчет

  1. Приемы начала урока:

«Удивляй»

 На уроках русского языка тема «Корень слова».  (Существуют слова, которые не имеют корня, например, глагол вынуть)

Часто в начале урока провожу лингвистические разминки, которые позволяют проверить или повторить знания и орфографии, и грамматики, и синтаксиса одновременно.

Игра «Да-Нетка» (Лингвистическая разминка)

  1. В слове «звонит» ударение падает на 1-ый слог?
  2. Глагол «клеишь» II спр., поэтому пишется и в окончании?
  3. «Гулять по лесу» - словосочетание с подчинительной связью «примыкание»?
  4. «Весна за окном» - односоставное предложение?
  5. «попросили спеть» - грамматическая основа?
  1. Приемы закрепления

Считаю, что включение детей в систематическую мыслительную деятельность, направленную на поиск выполнения нестандартных заданий, создает хорошие условия для развития их интеллектуальных способностей.

Процесс закрепления на уроках русского языка и литературы осуществляется в ряде мыслительных операций: в выполнении эвристических упражнений, практических заданий, в комплексном анализе текста, в умении анализировать, сравнивать, сопоставлять факты и события, обобщать материал. На данном этапе реализовать задачи учителя помогает игра «Мозговой штурм». Вот примеры таких заданий:

Сочините стихотворение, используя следующие рифмы:

звонко – ребенка      родился – стремился

шумящий – блестящий           дыханье – преданья

Определите, к какому произведению относится эпиграф:

«Береги честь смолоду»

«Старинные люди, мой батюшка»

«Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю»

Работа в парах (взаимопроверка): проверим, как запомнилась теория новой темы, продолжив начало:

Обращение – это…

Они могут быть…

На письме…

Прием «Своя опора» используется в старших классах.

Это выступление учащихся с презентациями, подготовленными по новой теме. Такой вид работы практикую в 8, 9 классах. Например, при изучении тем раздела «Синтаксис».

Прием «Пересечение тем»:

 1. Найти несколько сложноподчиненных предложений в изучаемом на уроках литературы произведении.

 2.  Отец Чичикова учил Павлушу беречь и копить копеечку. А чему учил отец Молчалина? А как напутствовал отец Гринева?

Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме.

  • Простые вопросы. Вопросы, ответами на которые будут какие-либо факты.
  • Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?». Обычно задаются, чтобы уточнить подразумевающую информацию, но не названную по каким-то причинам.
  • Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (об этом говорилось выше) они могут восприниматься негативно — как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей.  Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой.
  • Творческие вопросы. Обычно с частицей «бы».
  • Оценочные вопросы. Нужны для выяснения критериев оценки  каких-либо событий. Почему умным быть лучше? Почему знание языков ценится высоко?
  • Практические вопросы. Если речь идет о связи теории и практики.
  1. Приемы рефлексии

Важный момент урока – рефлексия деятельности. Она дает возможность осмыслить учителю свою деятельность, а ученикам – свою.

-Роль «психолог», роль «подводящий итоги» позволяют самому ученику дать объективную оценку уроку.

-А прием «Отсроченная отгадка» проверяет полученные на уроке знания. 

Найдена рукопись! Можете ли вы восстановить ее строчки, частично поврежденные?

-Кого А.С. Пушкин в своих стихах называл так:

«Эпикуров младший брат»?

«Парнасский волокита»?

«Чистейшей прелести чистейший образец»?

-Прием использования значка «Смайлики» позволяет передать эмоции учащихся.

hello_html_23f683f0.jpghello_html_m51a6b57c.jpghello_html_5e5dca18.jpg

    Таким образом, технология проблемного обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования. Анализ опыта работы по данной технологии, исследования педагогов-психологов позволяют сделать следующие выводы.

Благодаря проблемному обучению у учащихся развиваются пять универсальных компетентностей:

- способность к исследованию;

- способность к эффективным коммуникациям и организации взаимодействия;

- способность принимать решения;

- способность осуществлять принятое решение;

- способность постоянно осваивать новые виды деятельности.

Все это, несомненно, отражается на результатах обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения на уроках русского языка

В материале представлены фрагменты разработок нетрадиционных уроков и внеклассных мероприятий...

Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы

«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский....

Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы с целью развития творческих способностей учащихся

Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения....

Современные методы обучения на уроках французского языка и дополнительного образования

В этой статье я хочу поделиться своим опытом освоения современными образовательными технологиями.Хочу рассказать, какие методы я стараюсь применять, что учитывать на своих уроках, какие материалы подб...

Статья «Использование современных методов обучения на уроке английского языка»

Использование современных методов обучения такие как: игры, стихотворение, рифмы и сказочного фольклора для достижения больших достижений в обучении на уроках английского языка....