Систематизация и обобщение по теме "Союз" 7 класс
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс)

Урок построен в форме путешествия по станциям. В процессе выполнения заданий обучающиеся выставляют баллы за каждый этап в рабочие листы. В конце урока дети, в зависимости от полученных баллов, сами оценивают свою работу на уроке.
Занятие проводится с использованием мультимедийной презентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

7 класс

Повторение по теме «Союз»

Учебно-методическое обеспечение: учебник русского языка для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.М. Разумовская

Цель урока: повторить и обобщить изученный материал по теме «Союз»: общее значение союза, его морфологические признаки, роль в предложении и речи.

Задачи урока:

образовательные: дать определение союзу как части речи, пополнить практический опыт употребления союзов в речи;

-  совершенствовать умения и навыки:

-обнаруживать союзы, отличать их от наречий и местоимений с частицами; правильно писать;

-определять вид сложного предложения, различать ССП  и предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в них;

-правильно и уместно пользоваться союзными конструкциями в речевой практике.

развивающие:  совершенствовать орфографические, пунктуационные и коммуникативные навыки, умения определять морфологические признаки союза, роль союза в предложении, развивать память (зрительную, слуховую), внимание  образное мышление учащихся.

воспитательные: способствовать воспитанию у детей нравственных  качеств, коммуникативных навыков и умений, обеспечивающих успешность их  в будущем,  воспитывать любовь к родному языку и культуре, уважение к окружающим.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Оборудование: мультимедийное сопровождение (презентация в формате PowerPoint по теме урока), маршрутные листы

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Слово учителя:                      
Здравствуйте, ребята!  Садитесь!

Наш урок я хотела бы начать с загадки об одной части речи

Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час,
Порою я совсем не повторяюсь, 
Порою повторяюсь много раз

 А что же это заслужебная часть речи, о которой мы уже много знаем? Конечно, союз!

Скажите, как вы думаете,  почему союз так о себе говорит? Молодцы! Итак, мы уже многое знаем  об этой служебной части речи.

Определение темы и целеполагание.

Как вы считаете, как мы можем сформулировать цель нашего урока?Повторить и обобщить  теоретические сведения о союзе

Нам предстоит:

совершенствовать свои умения и навыки:

- находить  союзы, отличать их от других частей речи;

-  правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях и в предложениях с ОЧ;

- правильно   пользоваться союзными конструкциями в речевой практике.

Урок у нас с вами сегодня необычный. Урок-путешествие. А успешно пройти весь путь нам помогут маршрутный листы. Напишите, пожалуйста, на них свои фамилию и имя. Ниже, ребята, запишите число и  тему нашего урока

Подготовка к обобщению понятий, правил.Актуализация знаний

- Перед вами  карта нашего урока.  Станций несколько.  Вперёд!

Станция Теоретическая.

Здесь  проверяется знание теоретического  материала.

Повторить и обобщить  теоретические сведения о союзе нам поможет моя любимая игра «ДА-НЕТ». Если вы согласны с утверждением, ставьте плюс, если нет – минус.

Согласны  ли вы:      

1.

Союз – самостоятельная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного.

2.

По своему строению союзы бывают простыми и составными.

3.

По значению союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные.

4.

Сочинительные союзы по значению делятся на четыре разряда.

5.

Подчинительные союзы связывают простые предложения в сложносочиненное.

6.

Союз  является членом предложения.

7.

Союз - не отвечает на вопросы

Взаимопроверка.  Поставьте на полях плюс, если ответ верный, и минус…

Молодцы, вы хорошо ориентируетесь в теории о союзе.  Итак, сделаем вывод, что это за часть речи- Союз?  -  СОЮЗЫ – ЭТО СЛУЖЕБНЫЕ СЛОВА, КОТОРЫЕ СВЯЗЫВАЮТ МЕЖДУ СОБОЙ ОЧП или ЧАСТИ СП,

Итак, мы вспомнили, какая часть речи называется союзом, установили его роль в предложении.

- А теперь вспомните и назовите морфологические признаки союза.

(По значению и употреблению в речи союзы делятся на сочинительные и подчинительные, по строению – на простые и составные.)

 Составим схему наших знаний.

СЛУЖЕБНЫЕ

СОЮЗ

СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ                                                                 ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ

                                                                                                     изъяснительные

                                                                                                     обстоятельственные:

СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ                                                                 ВРЕМЕНИ

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ                                                                  ЦЕЛИ

ПРОТИВИТЕЛЬНЫЕ                                                                 ПРИЧИНЫ

                                                                                                       УСТУПКИ

                                                                                                       СРАВНИТЕЛЬНЫЕ

                                                                                                       УСЛОВИЯ

                                                                                                       СЛЕДСТВИЯ

СТАНЦИЯ «Домашнее задание»

Проверка домашнего задания. К этому уроку вы должны были …

Станция  Литературная.

— Не многие знают, что союз — древнее название части речи и по происхождению является греческим.

-По количеству слов эта часть речи совсем небольшая, сосчитаешь по пальцам. Но в речи употребляется часто.

- По частоте употребления занимает СЕДЬМОЕ место среди других частей речи.

- А сколько всего частей речи в русском языке?           (10)

- Главенствует среди союзов союз И.  

- К какому разряду он относится?

- Кстати, очень любил этот союз А.С.Пушкин. Свидетельство тому — его стихи. Проблемный вопрос (4 мин.)

Например, его стихотворение «Я помню чудное мгновенье». Оно посвящено Анне Петровне Керн, одной из женщин, которых он боготворил, которым посвящал поэтические строки.

- Послушайте.

К ***

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Давайте посмотрим на последнее четверостишие

-Какой союз повторяется? Сколько раз?

- Всего 4 строки и 7 союзов И!!

- Что он соединяет?  Составьте схему предложения.

_________________________________________________________

Таким образом, союз соединяет ОЧ предложения, части СП.

— На повторяющемся союзе основано стилистическое средство художественной изобразительности, которое называется многосоюзием.

- Что же это такое? Познакомьтесь! Многосоюзие - синтаксический прием, характеризующийся повтором одного и того же союза.

Многосоюзие замедляет фразу, придает предложению плавность, усиливает выразительность речи.

- Проведём лингвистический эксперимент.

Прочитаем фрагмент произведения Пушкина.

- Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом?

(Да, потому что предложения связаны по смыслу и грамматически).

Как называется стихотворение А.С. Пушкина? («Зимнее утро»)

- А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте? (С помощью союза И)

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Прочитайте четверостишие, убрав союзы.

-Рифма осталась. Но что изменилось?

-Какими стали фразы?      (Отрывочные, резкие, неблагозвучные).

-Итак, союз важен для художественных произведений, для выразительности речи.

А.С.Пушкин мастерски использовал богатства русского языка, его выразительность.

СТАНЦИЯ «Коварная»

Мы с вами знаем, что русский язык велик и могуч. Но не только. Он ещё и коварен. Орфограммы и пунктограммы требуют не механического заучивания, а логического мышления.  

СОЮЗ не исключение в этом плане.

 Вспомним правила слитного написания союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО, ЧТОБЫ. Стр.172

- Но прежде скажите, к каким разрядам по значению они относятся?

(ТОЖЕ, ТАКЖЕ – сочинительный, соединительный

ЗАТО - сочинительный, противительный

ЧТОБЫ – подчинительный, целевой)

 -  Перед вамиТЕСТ, выполнение которого проверяет знания по теме «Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО, ЧТОБЫ».

Проверка.

- Назовите варианты ответов.

- Сравните с ключом.

-У кого нет ошибок? У кого одна ошибка? Две ошибки? Три?

- Объясните  ваши  варианты  ответов.

ТЕСТ

  1.  Укажите ответ со слитным написанием слова

а) Что(бы) такого съесть?

б)Что(бы)  успеха добиться,  надо трудиться.

Чтобы  успеха добиться,  надо трудиться.

           б) слитно – союз (для того чтобы)

  2.  Укажите предложение, в котором необходимо раздельное написание

а)Что(бы)  ни случилось, сохраняйте уважение к истине.

б)Князь Анрей встал и подошёл к окну, что(бы) отворить его.

а)Что  бы  ни случилось, сохраняйте уважение к истине.

          а) раздельно – местоимение и частица бы (частицу можно переставить)  

  3. В каком предложении тоже является соединительным союзом и пишется слитно?

а) То(же) слово надо было написать в ответе

б)Мы то(же) ценим истину и труд.

б)Мы тоже ценим истину и труд.

б) слитно – союз (заменить союзом И)

  4.  В каком варианте необходимо раздельное написание        

а)Доброта так(же), как солнце, согревает живую душу.

б)Все сдали свои рефераты, я так(же) сдал.

а)Доброта так же, как солнце, согревает живую душу.

а) раздельно – наречие и частица: озорничать как?

  5. В каком предложении зато является союзом и пишется слитно?

а) Он спустился в овраг и заглянул за(то) препятствие

б)Горька работа, за(то)  хлеб сладок.

б)Горька работа, зато  хлеб сладок.

б) слитно – союз (заменить союзом НО)

РАБОТА С Карточками

Карточка 1

Задание: найти союз и охарактеризовать его, поставить, где нужно, запятую.

1.Ушли ветра а вслед за ними на землю пал спокойный иней.

  1. Когда мы поднялись на вершину холма утренняя мгла рассеялась.

Карточка 2.

Задание: найти союз и охарактеризовать его, поставить, где нужно, запятую.

  1. Небо по-прежнему голубеет и по нему плывут лёгкие белые облака.
  2. Светлое озеро казалось теперь больше потому что не стало прибрежной зелени.

Карточка 3

Задание: найти союз и охарактеризовать его, поставить, где нужно, запятую.

  1. На светофоре зажёгся зелёный свет поэтому дорогу можно переходить.
  2. Над рекой висели два месяца и каждый из них был по-своему красив.

СТАНЦИЯ «ГРАФИЧЕСКАЯ»

Графический диктант. Составить только схемы предложений.

1. Когда мы вернулись в деревню, уже все спали.

 2. Веет теплый ветер, и легкий пар клубится у реки.

 3. Все время доносился отдаленный рокот, а земля под ногами вздрагивала.

 4. Наталья Саввишна никак не могла понять, что Карл Иванович уехал.

5. Ребята поднялись на холм, где находился их лагерь.

- Следуем дальше. Рассмотрим значение и употребление союзов  в литературных произведениях.

СТАНЦИЯ «Выборочный  диктант»(выполняется в рабочих тетрадях).

(Задание: из зачитанных словосочетаний выписать союзы, разнося их по колонкам таблицы).

Составные союзы

Простые союзы

освещать, потому что темно;

как будто что-то стукнуло;

так как вода прибывала

натереть, чтобы блестел;

дорого, зато надежно;

верное и чуткое сердце;

если закроет небо;

или движущиеся огни

- Проверка работы: Какие союзы записаны в первую колонку, а какие во вторую?

ФИЗМИНУТКА

Станция  Речевая .

- Совершенствуем свою речь, её правильность.

15 февраля по народному календарю отмечают встречу зимы и весны. Весна в России – важный период в жизни всего живого. После долгих месяцев холодов начинает пригревать солнышко, бегут весёлые ручейки, прилетают перелётные птицы. Конечно, это время года вдохновляет поэтов и художников.

Одним из мастеров кисти, воспевающих весну, был Саврасов Алексей Кондратьевич. Его знаменитая картина «Грачи прилетели» сегодня поможет нам отточить свою речь.

Что изображено на картине?

Какие приметы весны вы можете назвать?

Представьте, что по этой картине ученик написал сочинение. Но при составлении предложений допустил грамматические ошибки. Давайте поможем их исправить.

1.  – В предложениях допущены грамматические ошибки. Найдите и исправьте их.

Для этого используйте конструкции с союзами.

1.    Рассматривая картину А.Саврасова, чувствуется трепетное отношение художника к родному краю.

-Чего не хватает в первом предложении?

- Запишите  исправленное предложение.

1. Когда мы рассматриваем картину А.Саврасова, то чувствуем трепетное отношение художника к родному краю.

- Подчеркните  грамматические основы.

- Обозначьте союзы. Определите их разряд.

2.     Автор, заметив удивительное в окружающем мире, и рассказал об этом языком красок.

- Запишите  исправленное предложение.

2. Автор заметил удивительное в окружающем мире и рассказал об этом языком красок.

- Подчеркните  грамматические основы.

- Обозначьте союзы. Определите их разряд.

  1. Художник, тщательно прописав каждую веточку не только на дереве, но и на снегу,   и с любовью изобразил  грача с веточкой в клюве.

- Как бы вы перестроили предложение?

– Запишите.

 3. Художник тщательно прописал каждую веточку не только на дереве, но и на снегу и с любовью изобразил   грача с веточкой в клюве.

 - Подчеркните  грамматические основы.

  - Обозначьте союзы. Определите их разряд.

- Почему не нужна запятая пред союзом И?

- Прочитайте получившийся текст.

Конечно, когда мы говорим о совершенствовании речи, мы не можем не упомянуть такое языковое явление как фразеологизмы. Что это такое?

Фразеологизм – это устойчивое выражение с переносным значением. Его значение невыводимо из составляющих компонентов.

Поэтому если попытаться нарисовать фразеологизм, получается очень смешно. Я предлагаю вашему вниманию два рисунка. Подберите к ним фразеологизмы, в состав которых входят союзы, и составьте с ними предложения.

Хоть кол на голове теши

кому. Прост. Экспрес. Что ни говори, как ни старайся что-либо сделать, предпринять, всё бесполезно. О чьём-либо упрямстве, непонимании, лени и т. п. — Сколько я твердила, чтоб без моего разрешения ничего не делать! Ну что это такое? Хоть кол на голове теши! (Г. Матвеев.Новый директор).

Когда-то давным-давно, в стародавние времена, люди изготавливали себе действенное вооружение против противников из дерева. Они ставили длинную слегу на ближайший пень и просто обрабатывали ее топором вплоть до полной заточки.
Понятно, что дерево во время такой заточки становилось более острым и грозным, но нередко доставалось и «подставке». Но радует в этой ситуации одно – пень же ничего не почувствует, ему все равно, с какой силой и сколько раз по нему попал человек во время заточки своего оружия.И вот в этом моменте и появляется связь заточки с фразеологизмом. Когда люди употребляют фразу «хоть кол на голове теши», они говорят о том, что человеку откровенно все равно, что происходит или будет происходить в данной ситуации. Человеку настолько же все равно в этой ситуации, насколько было все равно пню, по которому попадали топором во время заточки оружия.

Важный момент:некоторые люди сегодня, используя этот фразеологизм, вместо слова «теши» используют другое, но созвучное – «чеши». На самом деле такая замена слова, пускай мы понимаем смысл выражения даже так, является в корне неверной. Все дело в том, что во фразеологизме слово «теши» — это одна из форм глагола «тесать» или «стесывать». Слово означает «снимать слой за слоем с каких-либо поверхностей.

как с гуся вода Разг. Экспрес. 1. кому. Совершенно безразлично, никак не действует на кого-либо. [Груша:] Каких бед с ним не было! Два раза из проруби вытаскивали, а ему всё как с гуся вода (А. Островский.Не так живи, как хочется). 2. с кого. Легко, быстро, бесследно исчезает, забывается и т. п. что-либо кем-либо. И то надо помнить, что этот грех замолить — плёвое дело. Клади шесть недель по сту поклонов на день, отпой шесть молебнов мученице Самаиде, ради избавления от блудные страсти, всё как с гуся вода, — на том свете не помянется (Мельников-Печерский. В лесах).
Как ставятся знаки препинания во фразеологических оборотах? На этот вопрос нам ответит…

СТАНЦИЯ «Цифровой диктант»

Из следующих предложений, выпишите: (указываем только номера)

1 группа – номера предложений с сочинительными союзами

2 группа – номера предложений с подчинительными союзами

3 группа – номера предложений с союзами, которые по структуре являются простыми;

4 группа – номера предложений с союзами, которые по структуре являются составными;

5 группа – номера предложений с повторяющимися союзами, и номера предложений с союзом «да» в значении «и».

1. Бабочки крыльями хлопали очень тихо, а стрекозы крыльями пели звонко.

2. Изредка хлопнет обессиленный парус, или под кормой плеснет волна.

3. На покосе то мошкара кружит, то комары звенят и жалят.

4. Кот принял угрожающую позу, щенок тоже оскалился.

5. Дом невелик, да скучать не велит.

6. Сердце предчувствовало, что случится беда.

7. Лес становится угрюмым, если тучка закроет солнце.

8. Жизнь всегда выше искусства, потому что искусство есть только одно из бесчисленных проявлений жизни.

9. Чтобы добиться прочности, дымковскую глиняную игрушку обжигают в печи.

10. Ступай на базар да купи тыкву

11. Я открыл окно, для того чтобы в комнате стало светлее

Ответы:1 группа (1,2,3,4,5), 2 группа (6,7,8,9), 3 группа (1,2,3,4,5,6,7,9,10), 4 группа (8, 11), 5 группа (3, 10).

Пока учащиеся выполняют задание, к доске выходят двое учеников, выписывают 2, 6 предложения, союзы и выполняют морфологический разбор

Синтаксический разбор предложения (3 мин.)

Продолжим наш урок  стихотворением В.Я. Брюсова.

Алый бархат вечереет,

Горделиво дремлют ели,

Жаждет зелень, и июль

Колыбельной лаской млеет.

- В чем заключается необычность стихотворения?

(Первые буквы каждого слова стихотворения соответствуют порядку букв русского алфавита).

- Какой союз используется в стихотворении?

- Какую функцию он выполняет?

- Какие художественные - изобразительные средства использует автор текста?

- Охарактеризуйте предложение.

- Назовите грамматические основы. Сколько их? Подчеркните.

- Что соединяет союз и в данном предложении?

- Начертите схему предложения.

- Выполните морфологический разбор союза

5. Работа со словарем С.И. Ожегова

(индивидуальная работа)

- Как вы думаете, что обозначают слова «жаждет», «млеет».

- А теперь посмотрим значения данных слов в словаре Ожегова.

Домашнее задание. Синквейн.

Итак, ребята, мы знаем многое о союзе, предлагаю наши знания заключить в ёмкую форму-синквейн. Напомню это стихотворение из пяти строк.

Правила написания:

  1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным или местоимением);
  2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными);
  3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголами);
  4. Четвертая строчка – это фраза, показывающая отношение к теме;
  5. Последняя строка, состоящая из одного слова, которое повторяет суть темы.

 Пример:

Он 
Сочинительный и подчинительный.
Соединяет и объединяет.
Необходим он в речи нашей.
Союз.

Это задание будет для вас домашним заданием, либо попробуйте написать лингвистическую сказку.

- Подведём итоги.Поставьте себе оценку за урок. Посчитайте баллы, который вы заработали на станции «Теоретическая» и на станции «Коварная» + баллы за работу у доски.

Если вы набрали 15 баллов «5»

11-14  «4»

7-10  «3»

1-6  «2»

Как вы полагаете, мы достигли целей, которые были поставлены нами в начале урока?

Что еще надо повторить дома?

- Что вы сегодня на уроке узнали о союзе нового? многосоюзие

(-Придаёт фразе  плавность.

- Делает речь благозвучной.)

Итак, друзья, пришла пора проститься…

И я хочу вам пожелать:

Всегда с охотою учиться,

Всегда с охотою трудиться

И никогда не унывать.

Спасибо за урок. До свидания.

В XIX веке в “Толковом словаре живого великорусского языка” Владимир Иванович Даль так определил значение слова “союз”: “Взаимные узы, связь, скре,па, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка, связующая слова”.

Для меня показался интересным такой факт:

Ученые исследовали союз “И”, его значения, частоту употребления и обнаружили, что:

  • “И” – один из самых древних союзов русского языка;
  • Союз “И” за тысячелетия не изменил своего значения, он соединяет слова и части сложного предложения;
  • Слово “И” за столь долгий срок не изменило своего звучания;
  • Союз “И” является исключительно частотным словом.

Итак, союз “И” – самый употребляющийся союз, особенно в устной речи. Существует даже загадка о нем: “А и Б сидели на трубе. А упало, Б пропало, кто остался на трубе?” (союз И).

В XX веке “Толковый словарь русского языка” Ожегова и Шведовой слово “союз” было определено так: “В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения”.

 А  М.В. Ломоносов  так высказался о союзе:«Союзы не что иное…как средство,
которыми идеи соединяются;…подобны они гвоздям или клею…» Синяк Д

А теперь вторая творческая группа расскажет о карте, которую они совместно выполняли о разрядах союзов.

Прочитайте текст, обдумайте, где и почему должны стоять знаки препинания. Спишите. Объясните графически их расстановку. Начертите схемы сложных предложений. На работу 7 минут. А сейчас один ученик выйдет к доске, расставит знаки препинания, объясняя свое решение. Второй ученик начертит схемы сложных предложений. Пока они работают, выполните морфологический разбор союза из 3го предложения. Давайте проверим, как вы справились с работой. Сначала - морфологический разбор. Теперь проверьте, все ли схемы, правильно ли они начерчены? Проверьте последнее задание. Его надо прокомментировать. За каждый правильно поставленный знак, засчитайте себе один балл, за правильно построенную схему – еще по баллу

Материал к 5му этапу. 1) Лес..воды давно заметили что мурав..и охотят(?)ся за насекомыми. 2) С апреля по сен(?)тябрь сильное мурав..иное гнездо поедает от трех до пяти ми(л, лл)ионов гусениц собирая их не только с поверхности земли но и на стволах деревьев. 3) В ряде стран Европы не только охр..няютмурав..иные гнезда пр..крывая их с ра(н,нн)ей весны проволочными к..лпаками но и размножают мурав..ев живущих в лесу путем иску(с,сс)тве(н,нн)ого деления гнезд.

1) Лесоводы давно заметили, что муравьи охотятся за насекомыми. 2) С апреля по сентябрь сильное му-деепри.об. равьиное гнездо поедает от трех до пяти миллионов гусениц, |собирая их не только с поверхности земли|, но и на ство-дееприч.об. лах деревьев. 3) В ряде стран Европы не только охраняют муравьиные гнезда, |прикрывая их с ранней весны проволоч- прич.об. ными колпаками|, но и размножают муравьев,| живущих в лесу|, путем искусственного деления гнезд. 1) [ ], (что… ). 2) не только_._., но и _._._ 3) не только сказуемое, но и сказуемое. Всего 10 баллов (7 за знаки, 3 за схемы)

А сейчас поработаем с текстом.

1. Прочитайте текст, спишите только те предложения, в которых есть союзы, заключите их в овал, устно охарактеризуйте их.

Утро было солнечное, безветренное, но не жаркое. Море после шторма все еще дышало холодом и не давало солнцу накалить воздух. На солнце наплывало дымком толстое облачко, простор угрюмел, как перед долгой непогодой, а холодный ток с моря разом усиливался.

Хотя тропинка петляла вначале среди невысоких холмов, она прямо и сильно тянула вверх. Ее прорезал неглубокий желоб, русло одного из тех бурных ручьев, что низвергаются с гор после дождя.

Задание. Отгадайте шарады, изобразите ответы.

Две ноты, союз,

Вместе – игра,

В которую любит

Играть детвора (до-ми-но)

Союз, предлог и падежная форма

Личного местоимения

Дают нам вкусный плод

Южноамериканского растения (а-на-нас)

МОЙ ПЕРВЫЙ СЛОГ - НА ДЕРЕВЕ

Мой слог второй-союз

А вместе я – материя

И на костюм гожусь (сук-но)

Синквейн.

Итак, ребята, мы знаем многое о союзе, предлагаю наши знания заключить в ёмкую форму-синквейн. Напомню это стихотворение из пяти строк.

Правила написания:

  1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным или местоимением);
  2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными);
  3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголами);
  4. Четвертая строчка – это фраза, показывающая отношение к теме;
  5. Последняя строка, состоящая из одного слова, которое повторяет суть темы.

 Пример:

Он 
Сочинительный и подчинительный.
Соединяет и объединяет.
Необходим он в речи нашей.
Союз.

Это задание будет для вас домашним заданием, либо попробуйте написать лингвистическую сказку.

- Подведём итоги.

- Что вы сегодня на уроке узнали о союзе нового?

(-Придаёт фразе  плавность.

- Делает речь благозвучной.)

- Какая информация была новой для вас?

(Понятие о многосоюзии)

СЛАЙД 34.

- Оцените свою деятельность на уроке,  закончив одно из предложений:

Теперь я могу…                 (определять роль союза в предложении)

                                             (легко написать сочинение по картине)

Я бы хотел…                    (написать красивое сочинение по картине)

Было трудно…                 (исправить грамматические ошибки)

Было интересно…           (проводить эксперимент со стихами Пушкина)

                                            (исправлять ошибки в предложениях)

Карточка № 1 (вопросы по теории).Работа в группах.

1. В русском языке есть ………………………………… и служебные части речи.

2. Союз – это………………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………………...

3. Союзы, состоящие из одного слова, называются………………………………….,

а из нескольких слов…………………………………………..

4. Союзы не являются…………………………………………………………….

5. Союзы связывают………………………………………………………………………………..

6. Союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, называются……………………………

7. Союзы, связывающие в сложном предложении неравноправные простые предложения, из которых одно зависит от другого, называются….........................................

8. Сочинительные союзы по значению делятся на три группы:......................................................

9. Подчинительные союзы делятся на разряды…………………………………………………………..

10. По употреблению союзы делятся на…………………………………………………………….

Карточка № 2.Работа в группах.

Трижды используя данное предложение, составьте сложносочиненное, сложноподчиненное предложения и предложение с однородными членами

Неожиданно набежала туча.

(Возможные варианты предложений):

– Неожиданно набежала туча, и вскоре пошел сильный дождь. (ССП).

Когда неожиданно набежала туча, мы отправились домой. (СПП)

– Неожиданно набежала туча и закрыла все небо. (ПП с однородными сказуемыми)

Дети читают свои варианты, объясняют пунктограммы.

Карточка 3.Из следующих предложений выпишите:

1 группа – номера предложений с сочинительными союзами

2 группа – номера предложений с подчинительными союзами

3 группа – номера предложений с союзами, которые по структуре являются простыми;

4 группа – номера предложений с союзами, которые по структуре являются составными;

5 группа – номера предложений с повторяющимися союзами, и номера предложений с союзом «да» в значении «и».

1. Бабочки крыльями хлопали очень тихо, а стрекозы крыльями пели звонко.

2. Изредка хлопнет обессиленный парус или под кормой плеснет волна.

3. На покосе то мошкара кружит, то комары звенят и жалят.

4. Кот принял угрожающую позу, щенок тоже оскалился.

5. Дом невелик, да скучать не велит.

6. Сердце предчувствовало, что случится беда.

7. Лес становится угрюмым, если тучка закроет солнце.

8. Жизнь всегда выше искусства, потому что искусство есть только одно из бесчисленных проявлений жизни.

9. Чтобы добиться прочности, дымковскую глиняную игрушку обжигают в печи.

10. Ступай на базар да купи тыкву

11. Я открыл окно, для того чтобы в комнате стало светлее

Карточка № 4.Предложению, в котором употреблён союз – соответствует синяя карточка, предложению, в котором местоимение/наречие с частицей или предлогом – зеленая.

1. Ель, пихта и сосна, а так (же) кедр и лиственница – хвойные деревья.

2. Я думаю так (же), как и вы.

3. Творчество Чехова мне то (же)  нравится.

4. Ирбис – то (же), что и снежный барс.

5.Повесь в кухне шторы, что (бы) было уютнее.

6. Что (бы) такое предпринять?

7. Малыши с воспитателем то (же) ушли на речку.

8. Я не был за границей, за (то) объездил вдоль и поперек свою страну.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Систематизация и обобщение изученного по теме:" Словообразование и орфография" 6 класс

Методическая разработка урока включает план-конспект содержания урока и мультимедийную презентацию....

Урок русского языка в 7 классе по теме "Систематизация и обобщение знаний по теме "Деепричастие"

Данный урок является уроком систематизации и обощения знаний и умений в 7 классе по теме "Деепричастие". Материал урока соответствует содержанию программы по русскому языку, дает возможность системати...

Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное» 6 класс (1 урок).

Систематизация и обобщение знаний по теме«Имя существительное»6 класс (1 урок). Работа с интерактивной доской....

Систематизация и обобщение знаний по теме : «Имя прилагательное» 6 класс (1 урок).

Разработка урока-повторения для работы с интерактивной доской по теме: "Имя прилагательное.Систематизация и повторение"...

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Основные классы неорганических соединений" (8 класс)

Урок  по химии в 8 классе "Основные классы неорганических соединений" (конспект урока+презентация)...

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений Обобщение и систематизация знаний по теме «Основные классы НС»

Раздел "Основные классы неорганических соединений" является одним из основополагающих тем курса химии 8 класса. Поэтому очень важно хорошо обобщить, систематизировать и ликвидировать пробелы...