Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Егорова Алина Андреевна

Технологическая карта урока русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Класс

5

Тема урока

 «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа».

Тип урока

Открытие нового

Цели урока

а) образовательная: ознакомление с правилом образования имен существительных, имеющих форму только единственного числа; формирование умения применять данное правило на практике;

б) воспитательная: воспитание любви и уважения к родному языку; воспитание любви к родине, к ее прошлому и настоящему;

в) развивающая: развитие внимания, памяти, творческого воображения, речи.

Основные термины и понятия

Имя существительное, род, число

Образовательные ресурсы

Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч.2. [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростнецова и др.; научн. ред. Н.М.Шанский.] – М.: Просвещение, 2023. - 61 с., презентация

Планируемые результаты

Предметные результаты

  • Освоение особенностей образования имен существительных, имеющих форму только единственного числа;
  • Освоение правописания окончаний имен существительных, имеющих форму только единственного числа.
  • Овладение орфографическими нормами русского литературного языка;
  • Развитие устной и письменной речи.

Личностные результаты

  • Воспитание любви и уважения к родному языку,
  • Воспитание любви к родине, ее прошлому и настоящему
  • Формирование гражданской идентичности.

Метапредметные результаты

  • Умение самостоятельно определять цели и учебные задачи;
  • Умение находить пути решения задач и умение оценивать правильность их выполнения;
  • Умение открывать новые знания и применять их на практике.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Предметные результаты

Деятельность учителя.
Методы и приемы учения

Образова-тельные ресурсы

ФОУД

Деятельность
учащихся

Формируемые
УУД

Этап 1.Организация урока. Мотивация к учебной деятельности (5 мин).

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Откройте тетрадочки и запишите в них число, классная работа.

Слайд 2

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Л: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

М: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность

Этап 2. Актуализация знаний учащихся. Формулирование темы урока.(4 мин.)

Начнем наш урок с разминки.

Задание. Из данных слов выписать существительные, которые имеют форму только

множественного числа.

Алфавит, верба, ворота, очки, метель, тиски, вьюга, чернила, опилки, весы, портфель, хлопоты,  лес, горелки, инструмент, диван, грабли.

Слайд 3

Фронтальная письменная работа

выписывают существительные, имеющие форму только множественного числа;

по очереди называют выписанные слова;

проверяют

Познавательные:

  • извлечение нужной информации;
  • построение речевого высказывания.

Коммуникативные:

  • изложение своего мнения;
  • аргументация своего мнения;
  • учет разных мнений.

Этап 3. Этап формулирования целей урока (5 мин.)

Цель этапа:

определить тему, цель и задачи урока,мотивировать учащихся к продуктивной деятельности

Давайте поиграем в игру «Третье лишнее»

Сахар, стол, конь

Песня, лошадь, удивление

Оценка, вечер, детвора

- Найдите «третье лишнее» в каждой стоке

- Почему же эти слова (сахар, удивление, детвора) являются «третьими лишними»?

-Какое же мы можем сделать открытие?

Открытие.

Не все существительные могут иметь два числа: единственное и множественное.

Есть существительные, которые имеют форму только единственного числа.

- Какова же будет тема нашего урока?

Запишем ее в тетради и на доске: «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа». На доске записывает тему ученик, который ее «открыл».

Учитель вместе с учащимися формулирует цели урока.

Какими могут быть цели нашего урока? Попробуем сформулировать вместе.

Слайд 4

Беседа

Фронтальная работа

 

1.Учащиеся находят «третье лишнее» (по их мнению)

2. Осознают противоречие и делают открытие.

3. Отвечают на вопросы учителя.

4. Выявляют проблему, которую надо решить.

5. Записывают тему урока: Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

  1. находить существительные, которые имеют форму только единственного числа;
  2. использовать в речи существительные, имеющие форму только единственного числа.

 Познавательные:

  • анализ объектов с целью выявления признаков;
  • осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивные:

  • обнаруживать и формулировать проблему с помощью учителя.

Коммуникативные:

  • изложение своего мнения;
  • аргументация своего мнения;
  • учет разных мнений;
  • участие в диалоге.

Регулятивные:

  • определять цель;
  • планировать деятельность с помощью учителя.

Этап 4. Динамическая пауза.

(1 мин.)

Цель  этапа:

предупреждение общего утомления учащихся, пере- ключение  их с умственной деятельности на умственно-физическую.

Выполним физкультминутку

Распахнуто окошко.

Нам холод нипочем.

(развести руки в стороны)

Походим мы немножко

И сон с себя стряхнем.

(Ходьба на месте, руки опустить вниз)

Чтобы нам работу дать –

Будем дружно приседать. (приседания)

Я возьму шар большой. (развести руки)

Подниму над головой. (руки вверх)

В теперь пора учиться!

И не будем все лениться!

Слайд 5

Выполняют упражнения.                        

Личностное:

  • установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

Этап 5. Первичное закрепление. Включение новых знаний в систему.

(20 мин.)

Цель этапа: закрепить знания и умения, которые необходимы учащимся для самостоятельной  работы по новому материалу.

Учитель организует поисковую работу.

Просматривает правильность выполнения и дает рекомендации.

Задание 1.

Из предложения

У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром, и, качаясь, шепчет шаловливо: « С добрым утром!»

Выпишите в тетрадь все имена сущ., определите их род и число.

Можно ли от них образовать форму множественного числа?

Проверим!

Вывод: от данных существительных нельзя образовать форму множественного числа.

2 задание

Учитель организует  работу учащихся с упражнением № 514, контролирует выполнение работы.

Упражнение № 514

Запишите имена существительные, имеющие форму только единственного числа. Продолжите перечисление названий: 1) групп людей;2) веществ; 3) качеств, действий.

Молодежь, человечество, студенчество, учительство, крестьянство.

Железо, молоко, белизна, керосин, бензин.

Темнота, бегство, выполнение, удивление, синева.

Задание для мальчиков; Вспомните и запишите названия 3 инструментов, которые имеют форму только множественного числа и составьте предложение  по схеме: О, О и О – это рабочие инструменты.

Задание для девочек: Вспомните и запишите 3 «вкусных» существительных, которые можно подать к завтраку, причем существительные должны иметь форму только единственного числа и составьте предложение по схеме: О, О и О – это наш любимый завтрак.

Организует работу по уточнению и конкретизации знаний, открытых на уроке.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Попробуйте составить кластер по теме «Число имен существительных»

Вспомните, какую цель  мы ставили перед собой в начале урока?

Выполнили ли мы эту цель?

 Слайд 6

Слайд 7

 Работа в парах

Индивидуальная работа

Работа в группе

У плетня –  м.р., ед. ч.

Крапива – ж.р., ед.ч.

Перламутром – м.р., ед.ч.

Утром – сущ.,  ср. р, ед. ч.

Учащиеся выполняют  упражнение № 514: записывают существительные, имеющие форму только единственного числа, продолжают перечисление названий по группам.

1) названия групп людей: молодежь, студенчество, крестьянство, человечество.

 2) названия веществ: белизна, бензин, железо, молоко, керосин.

 3) названия качеств, действий: выполнение, темнота, бегство, учительство, синева, удивление.

Слушают ответы одноклассников, высказывают свое мнение, корректируют результаты своей деятельности.

ОТВЕТ: Тиски,  плоскогубцы и

клещи – это рабочие инструменты.

ОТВЕТ: Молоко, творог и сметана – это наш любимый завтрак.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

  Познавательные:

  • анализ объектов с целью выявления признаков, подведение под понятие;
  • осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивные:

  • оценить степень успешности выполнения задания;
  • корректировка.

Коммуникативные:

  • изложение своего мнения;
  • аргументация своего мнения;
  • учет разных мнений;
  • участие в диалоге.

Познавательные:

  • представлять информацию в сжатом виде ( кластер)
  • осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза. , сравнения , классификации, делает обобщения, выводы;
  • осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивные:

  • оценивание степени успешности достижения цели.

Коммуникативные:

  • изложение своего мнения;
  • участие в диалоге.

Личностные:

  • самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в учебной деятельности.

Этап 6. Подведение итогов урока. Рефлексия.(4 мин.)

Цели: организовать подведение итогов урока.

 Устно:

Сегодня на уроке я узнал, что…

Урок помог мне…

Урок был интересным, потому что…

После урока мне захотелось…

Я хочу похвалить себя за…

Письменно: Сегодня на уроке я (хочу, постараюсь, смогу)…

 Я думаю, что сегодня я потрудился на

Слайд 8

Беседа

 Регулятивные:

  • оценка процессов и результатов деятельности.

Этап 7. Домашнее задание(2 мин.)

Творческий диктант «В продовольственном магазине» с использованием существительных только одного числа(единственного или множественного) ( на «5»).

В продовольственном магазине

      На Садовой улице открылся новый продовольственный магазин. В нем три отдела. В первом – большой выбор молочных продуктов: кефир, …..   Во втором отделе можно купить макароны, ……   В третьем вам любезно предложат различные кондитерские изделия: конфеты, ….

Упражнение  № 515( на «4»)

Слайд 9

Беседа

Записывают домашнее задание, при необходимости задают  учителю  уточняющие вопросы по ДЗ.

Прощаются  с учителем.

Регулятивные:

  • умение объективно оценивать степень усвоения изученного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

КМС на определение уровнясформированности мыслительных ОУУНТема: «Имена существительные, которые имеютформу только единственного числа»Класс: 5-й...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа"

В технологической карте урока представлен подробный план работы учителя и учащихся по данной теме. Указаны формируемые универсальные учебные действия на каждом этапе урока....

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 5 классе по теме: «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа».

В материале представлена технологическая карта урока с учетом требований ФГОС по теме: "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа"....

Технологическая карта урока русского языка "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа" (5 класс)

В данной технологической карте прописаны цели урока, планируемые результаты, этапы урока, деятельность учителя и учеников, формируемые УУД, дидактический материал....

Презентация на тему: «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа».5 класс.

Цели презентации: познакомиться с существительными, которые имеют форму только единственного числа; находить эти существительные; употреблять указанные существительные; включить в систему знаний новый...