Обучение сжатому изложению
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Егорова Алина Андреевна

Технологическая карта урока русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_szhatomu_izlozheniyu.docx39.12 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Класс

9

Тема урока

Обучение сжатому изложению

Тип урока

Урок развития речи

Цели урока

а) образовательная: подготовка к ОГЭ: обучение видам сжатия текста;

 развитие навыков определения основной мысли, выделения микротем;

 развитие навыков использования в работе над текстом способов и приемов компрессии;

б) воспитательная: воспитание любви и уважения к родному языку; воспитание любви к родине, к ее прошлому и настоящему; формирование умений работать в группе;

в) развивающая: формирование коммуникативной компетенции у школьников: развитие умения формировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её

Основные термины и понятия

Изложение (сжатое, подробное, выборочное), синтаксис, пунктуация, знаки препинания, способы сжатия текста (замена, исключение, обобщение)

Образовательные ресурсы

 (Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. / [Л.А. Тростенцова,Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский];– М. : Просвещение, 2023),презентация, раздаточный материал(см.Приложение)

Планируемые результаты

Предметные результаты

  • Освоение особенностей  сжатия текста;
  • Освоение сжатия текста;
  • Овладение орфографическими нормами русского литературного языка;
  • Развитие устной и письменной речи.

Личностные результаты

  • Воспитание любви и уважения к родному языку,
  • Воспитание любви к родине, ее прошлому и настоящему
  • Формирование гражданской идентичности.

Метапредметные результаты

  • Умение самостоятельно определять цели и учебные задачи;
  • Умение находить пути решения задач и умение оценивать правильность их выполнения;
  • Умение открывать новые знания и применять их на практике.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Предметные результаты

Деятельность учителя.
Методы и приемы учения

Образова-тельные ресурсы

ФОУД

Деятельность
учащихся

Формируемые
УУД

Этап 1.Организация урока. Мотивация к учебной деятельности (5 мин).

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Откройте тетрадочки и запишите в них число, классная работа.

Слайд 1

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Л: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

М: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность

Этап 2. Актуализация знаний учащихся. Формулирование темы урока.(5 мин.)

 - Как вы понимаете смысл высказывания Пьера Буаста?

Будьте кратки; верное средство заставить слушать себя - это сказать много в немногих словах.

Пьер Буаст

Для справки: Пьер Буаст (1765—1824 гг.)  –  лексикограф, автор универсального словаря французского языка

- Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

Слайд 2

 

Слайд 3

Беседа

(Учащиеся формулируют тему и цель своей работы на уроке, после чего открывается слайд 3)

П: умение аргументированно отвечать на вопросы

К: умение строить диалоги

М: развитие словарного запаса, устной монологической речи.

Этап 3. Этап формулирования целей урока (1-2 мин.)

Цель этапа:

определить тему, цель и задачи урока,мотивировать учащихся к продуктивной деятельности

Итак, ребята какие же цели и задачи мы поставим на сегодняшний урок?

Беседа

Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока.

- Мы должны научиться выделять главное в тексте, научиться писать сжатое изложение.

Р: умение формулировать цель и задачи

Л: самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию

Этап 4. Этап формирования  новых  знаний  и  умений.

(15 мин.)

Цель этапа: познакомить с особенностями сжатия текста

Ребята! Чтобы выполнить работу удачно, необходимо вспомнить основные приемы сжатия текста.

Запишем в тетрадь подзаголовок:

Приемы сжатия текста.

Сжатие текста – это извлечение основной информации без потери связности.

Чтобы научиться пересказывать текст кратко, но понятно и выразительно, нужно понимать передаваемый текст. Для этого следует:

1. Определить, что в тексте является главным, что второстепенным, незначительным, необязательным.

2. Выявить тему и основную мысль текста и не потерять их в кратком варианте.

При сжатии:

повествования – отбираются те действия, которые обеспечивают развитие сюжета, исключаются все детали и подробности;

рассуждения – изымается иллюстративный материал, но не аргументы;

описания – исключаются незначительные, несущественные детали.

Приемы сжатия текста:

Содержательный – изъятие из текста малозначащих частей, деталей, несущих второстепенную смысловую нагрузку (примеров, дополнений, ссылок, пояснений, развернутых доказательств, частных выводов и т.п.).

Языковые:

1. Из текста исключаются отдельные слова, словосочетания и предложения, не содержащие главную информацию.

2. Основная информация, выраженная несколькими предложениями, передается одним.

3. Развернутые сложные предложения трансформируются в простые.

4. Содержание подробного диалога передается 1 – 2 предложениями.

5. Прямая речь заменяется кратким вариантом косвенной.

6. Ряды однородных членов заменяются обобщающим словом.

(Слайды  4 – 8)

Раздаточный материал (см.приложение)

Беседа

Учащиеся работают с раздаточным материалом и фиксирую в рабочую тетрадь основную информацию за учителем.

-предложения, связанные одной мыслью

Р: умение планировать свои действия при выполнении заданий; оценивать правильность выполнения задания

Этап 5.Динамическая пауза.

(2 мин.)

Цель  этапа:

предупреждение общего утомления учащихся, пере- ключение  их с умственной деятельности на умственно-физическую.

- А теперь немного отдохнём. Выполним физкультминутку

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Выполняют упражнения.                        

Этап 6. Закрепление изученного материала.

(10 мин.)

Цель этапа: закрепить знания и умения, которые необходимы учащимся для самостоятельной  работы по новому материалу.

Сейчас мы  вами попробуем наши новые знания применить на практике.

Карточка 1.

Прочитайте предложения, выделите в них главную информацию. Сократите предложения, используя приемы сжатия.

1. Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.

2. Отец с жаром и подробно рассказывал мне, сколько водится птицы и рыбы, сколько родится всяких ягод, сколько озер, какие чудесные растут леса.

3. Ввечеру Иван Иванович надевает бекешу и идет куда-нибудь: или к городовому магазину, куда он поставляет муку, или в поле ловить перепелов.

4. Над степью, заслонив солнце, в зените стояла вздыбленная ветром густо-лиловая градовая туча.

Карточка 2.

Прочитайте предложения, выделите в них главную информацию. Сократите предложения, используя приемы сжатия.

1. Если весной водяные пары превращаются в дождь, то зимой, в морозные дни, они замерзают и падают на землю в виде снежинок.

2. Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением чего является фразеологизм как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.

3. Несколько лет назад, после долгого перерыва, мне вновь довелось побывать на родной Смоленщине, в некогда диких, лесных, захолустных уголках, где проходило мое детство.

 

Карточка 3.

Прочитайте предложения, выделите в них главную информацию. Сократите предложения, используя приемы сжатия.

1. Солнце давно золотило верхушки лесов, а я, бессонный, сидел на верхней палубе и любовался все новыми уголками, которые открывала красавица река, еще окутанная кое-где синеватой, как дымок, мглой.

2. Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления, но есть еще одна важная сфера воспитания – воспитание души (Ю. Лотман).

3. Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но и общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины (К. Паустовский).

4. У подножий деревьев лежали сизые, перепутавшиеся тени, которые казались неподвижными, но я знал: тени очень медленно движутся, сплетаются новыми узорами по мере того, как в небе медленно движется луна, и я с нетерпением ждал сплетения этих узоров.

Алгоритм работы над сжатым изложением

1. При первом чтении внимательно прослушайте текст, определите тему и основную мысль.

Тема – то, о чём сообщается в тексте, что положено в основу содержания.

Основная мысль – то, к чему призывает текст, чему он учит, ради чего написан.

2. Выделите микротемы.

Микротема – часть общей темы текста, раскрывающаяся в нескольких предложениях, связанных одной мыслью.

Микротема может раскрываться в одном абзаце или в нескольких.

3. Определите, какая информация в каждой микротеме является основной, какая – второстепенной.

4. Запишите тезисы каждой микротемы, оставляя между ними большие промежутки.

Тезис – кратко сформулированное основное положение, утверждение, содержащее ключевые (главные) слова.

5. При втором чтении уточните тезисы и заполните оставленные промежутки.

6. Запишите сжатый текст по микротемам, исключая лишнее и подбирая нужные средства выражения содержания.

7. Объедините микротемы «связочными словами»: союзами, местоимениями, синонимами, лексическим повтором, вводными словами.

- Прочитайте текст.

Текст

Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь человека. И самая большая проблема – это ослабление семейных уз, уменьшение значения семьи в воспитании ребёнка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено ничего прочного в нравственном смысле, то потом у общества будет немало хлопот с этим гражданином.

Другая крайность – чрезмерная опека ребёнка родителями. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители недодали своему ребёнку душевного тепла и, ощущая эту вину, стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный долг запоздалой мелочной опекой и материальными благами.

Мир изменяется, становится другим. Но если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, перекладывая основные заботы на бабушек и дедушек или общественные организации, то не стоит удивляться тому, что иной ребёнок так рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, что жизнь его обедняется, становится плоской и сухой.

(По Юрию Марковичу Нагибину)

- Выпишите опорные слова.

- Какова тема текста?

- Найдите ключевые слова. Определите основную мысль.

- Сформулируйте тезисы каждого из абзацев.

- Запишите сжатый текст по – микротемам. Посчитайте количество слов в отрывке, с которым вы работали, до и после его сжатия.

Самопроверка.

Примерный вариант сжатого изложения

Мы часто говорим о сложностях воспитания. И самая большая проблема – это уменьшение значения семьи в воспитании ребенка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено понятия о нравственности, то потом обществу он доставит немало хлопот.

Другая крайность – чрезмерная опека ребёнка. Это происходит, когда родители, недодав ребенку душевного тепла, стремятся искупить свою вину перед ним запоздалой мелочной опекой и материальными благами.

Таким образом, если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, перекладывая заботы о нем на кого-то другого, то не удивительно, что иной ребёнок вырастает циничным, неверящим в бескорыстие, что жизнь его обедняется.

Раздаточный материал

Слайды 9-12

(слайды 13 – 15)

беседа

Дети работают в тетрадях, выполняют задания с карточек

-О знаках препинания

-Основная мысль: знаки препинания необходимы для правильного чтения и понимания текста.

Работаю самостоятельно в черновиках

 

Работа с текстом по алгоритму

-Опорные слова: (воспитание, семья, нравственность)

-Основная мысль текста:

Если в семье не занимаются воспитанием ребенка, то его жизнь обедняется.

-Тезисы:

(1. Самая большая проблема – уменьшение значения семьи в воспитании ребенка.

2. Другая крайность – чрезмерная опека ребенка родителями.

3. Если родители не смогли установить внутренний контакт с ребенком, то ребенок рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, его жизнь обедняется.)

Учащиеся работают  по рядам: 1 ряд – 1 абзац, 2 ряд – 2 абзац, 3 ряд – 3 абзац).

Р: умение планировать свои действия при выполнении заданий; оценивать правильность выполнения задания

П: искать различные способы выполнения заданий

К: уметь договариваться приходить к общему решению в совместной деятельности

Этап 7.Подведение итогов урока. Рефлексия.(2 мин.)

Цели: организовать подведение итогов урока.

Учитель подводит итоги урока

- Ребята, а давайте вспомним нашу цель урока?

Скажите, мы ее достигли?

Значит наш урок удался. Хорошо.

Беседа

-Мы должны были научиться выделять главное в тексте

Р: осуществление самооценки, самоконтроль

Этап 8. Домашнее задание(1 мин.)

1. Выучить алгоритм работы над сжатым изложением.

2. Сжато изложить текст упр. 48, 49, 51 (по выбору) (Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. / [Л.А. Тростенцова,Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский];– М. : Просвещение, 2023).

Слайд 16

Записывают домашнее задание, при необходимости задают  учителю  уточняющие вопросы по ДЗ.

Прощаются  с учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Обучение сжатому изложению"

 Данный урок помогает в подготовке девятиклассников к ГИА, закрепляет умение работать с текстом, правильно использовать приемы сжатия текста....

обучение сжатому изложению

С введением ГИА за курс основного образования первостепенной задачей учителей русского языка стало обучение детей сжатому изложению...

Конспект урока "Обучение сжатому изложению"

Конспект урока по русскому языку в 5 классе...

Урок по развитию речи.Обучение сжатому изложению

Каждый учитель знает, что совершенствование речи учащихся - кропотливая, каждодневная работа. В начальных классх учащиеся в основном пересказывают тексты подробно, так как объем их маленький. А в сред...

Работа с текстом - основной метод обучения сжатому изложению в 9 классе.

В данной разработке содержатся рекомендации по подготовке девятиклассников к сдаче ГИА. Особую трудность для них представляет написание сжатого изложения. В работе представлены основные языковые прием...

Работа с текстом - основной метод обучения сжатому изложению в 9 классе.

Данная презентация прилагается к разработке по теме "Работа с текстом - основной метод обучения сжатому изложению"...

«Обучение сжатому изложению»

«Обучение сжатому изложению»8 класс...