Изложение с элементами сочинения.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Нелепова Светлана Леонидовна

                                  Изложение с элементами сочинения.

                                               Лебединая верность

Цель урока:

- Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, ко всему живому.

 - Развивать диалогическую речь учащихся, формировать умение выстраивать рассуждение, подбирать аргументы, вести дискуссию по проблеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izlozhenie_s_elementami_sochineniya.docx18.76 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Изложение с элементами сочинения.

                                               Лебединая верность

Цель урока:

- Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, ко всему живому.

 - Развивать диалогическую речь учащихся, формировать умение выстраивать рассуждение, подбирать аргументы, вести дискуссию по проблеме.

На доске эпиграфы

«Рыбы, птицы и звери

В души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди,

Не обижайте зря.

Ведь небо без птиц – не небо,

А море без рыб – не море,

И земля без зверей – не земля»

                                                         (Р.Рождественский)

«Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защищаться.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.»

                                              В.  Берестов

   Сегодня на уроке мы вновь обращаемся к разговору, который не должен оставить  никого из нас равнодушным. К разговору, который касается всех нас. Мы будем говорить о природе, о её защите и охране, о том, какие трудные времена она переживает сейчас. Заботясь о сохранении родной природы, нужно помнить, что законы сами по себе не спасут их, а Красная книга не оградит от вымирания.  Это могут сделать только люди. А главное, нужно помнить, что природа – это наш дом, в котором жить нам, нашим потомкам, всему живому. А для этого его нужно содержать в полном порядке.

Б.Васильев в повести «Не стреляйте в белых лебедей» говорит:

  «… А природа она покуда стерпит. Она молчком умирает, долголетно. И никакой человек не царь ей, природе-то. Не царь, вредно это царём-то зваться. Сын он её, старшенький …»

А как вы понимаете это выражение «Не царь природы человек, не царь, а сын»?

Б.Васильев призывает нас быть разумными. Мы должны помнить, что «у растений и животных нет адвокатов, им не у кого просить помощи…»

   На уроках литературы мы много говорим о бережном отношении к животным, птицам. Мы переживаем за них, принимаем их боль как свою.

- Какие произведения вам запомнились? Неизвестный цветок А.Платонов, Пришвин Кладовая солнца, Дед Мазай и зайцы Некрасов  идр.

- Почему они вас так взволновали?

   Сегодня я хочу познакомить вас с небольшим рассказом, который называется «Лебединая верность.»

                Чтение текста….

   Солнце всё выше и выше поднималось над заливом, стирая тени. Белоснежный лебедь упал в камыши, ещё не понимая, что с ним произошло, пытался взлететь в синее небо.

   Его правое крыло безжизненно повисло. Браконьер лишил птицу самого дорогого – полёта. Лебедь неподвижно лежал в камышах. Его подруга, белая лебёдушка, волновалась. Птица издавала тревожный, гортанный крик. Она уже снялась с полуостровка и полетела дальше, на север. Отстать не хотелось, но ведь и друга не бросишь в беде. И тогда она приблизилась, стала заботливо обирать его пёрышки.

   Я приплыл в залив рано утром. Лебёдушка взлетела и стала тревожно кружиться. Решил обследовать камыши, тут и нашёл подбитую птицу. Оставил лебедя в безопасном месте, привёз лекарство и перевязал раненое крыло. На другой день я снова появился на маленьком островке.  Обошёл его, убедился – хищников нет. «Как  же вас назвать? - подумал. Лебедь отныне будет Лотос, а лебёдушка – Лилия».

   Весь месяц плавал к лебединому озеру. Лотос повеселел и гортанным криком приветствовал меня. Однажды, придя к шалашу, увидел: в устроенном гнезде лежало яйцо. Лебедь подплыл к моей лодке и взял из рук пищу. Я знал, что Лотосу никогда не придётся летать – крыло было перебито.

   Пришла осень. Вместе с Лотосом и Лилией плавали ещё два молодых лебедя. А в это время начался отлёт птиц. В небе всю ночь слышались прощальные голоса. Лилия тревожно прислушивалась к ним. На моих глазах дети Лотоса и Лилии взлетели, присоединились к стае и полетели в далёкие края. Лебёдушка волновалась, но вскоре подплыла к Лотосу и стала прихорашивать его перья. Весь вид её говорил: «Пускай улетают наши дети зимовать в тёплые края. А нам и здесь неплохо».  А вскоре до меня донеслась лебединая песня. Её пел красавец Лотос. Нет, это была не прощальная песня – гимн жизни!                            (К.Хромов)

-Какие бы вы задали вопросы по этому тексту?                                                              

                                                   Беседа по тексту.

- Почему рассказ называется «Лебединая верность?»

- Что произошло однажды с лебедем?

- Кто остался рядом с подбитым лебедем?

- Кто помог птицам?

- Правильно ли поступила Лилия, отпустив детей своих одних в далёкие края?

- Как чувствовала себя Лилия во время отлёта птиц?

   Чтобы хорошо написать изложение, нужно не только знать текст, но и грамотно написать его. Поэтому сейчас мы поработаем с вами над орфографией и пунктуацией.

              Ребята у доски

    Словарный диктант

 Не понимая, повисло, браконьер, неподвижно, полуостровок, обирать, перевязал, раненое, лебединое, гортанный, устроенный, неплохо, в сине небо, не хотелось.

Пунктуационный разбор в тексте.

 Я оставил лебедя в безопасном месте, привёз лекарство и перевязал раненое крыло.

Весь вид её говорил: «Пускай улетают наши дети зимовать в тёплые края.

Белоснежный лебедь упал в камыши, ещё не понимая, что с ним произошло.

А сейчас мне хотелось бы, чтобы вы послушали удивительную песню на слова А. Дементьева в исполнении прекрасного певца и композитора Е. Мартынова.

Песня называется   «Лебединая верность». 

   Чем похожи и в чём различие песни и нашего рассказа?

На втором уроке мы составим план, напишем изложение и ответим на поставленный вопрос: Что такое верность?

Лебединая верность

   Солнце всё выше и выше поднималось над заливом, стирая тени. Белоснежный лебедь упал в камыши, ещё не понимая, что с ним произошло, пытался взлететь в синее небо.

   Его правое крыло безжизненно повисло. Браконьер лишил птицу самого дорогого – полёта. Лебедь неподвижно лежал в камышах. Его подруга, белая лебёдушка, волновалась. Птица издавала тревожный, гортанный крик. Она уже снялась с полуостровка и полетела дальше, на север. Отстать не хотелось, но ведь и друга не бросишь в беде. И тогда она приблизилась, стала заботливо обирать его пёрышки.

   Я приплыл в залив рано утром. Лебёдушка взлетела и стала тревожно кружиться. Решил обследовать камыши, тут и нашёл подбитую птицу. Оставил лебедя в безопасном месте, привёз лекарство и перевязал раненое крыло. На другой день я снова появился на маленьком островке.  Обошёл его, убедился – хищников нет. «Как  же вас назвать? - подумал. Лебедь отныне будет Лотос, а лебёдушка – Лилия».

   Весь месяц плавал к лебединому озеру. Лотос повеселел и гортанным криком приветствовал меня. Однажды, придя к шалашу, увидел: в устроенном гнезде лежало яйцо. Лебедь подплыл к моей лодке и взял из рук пищу. Я знал, что Лотосу никогда не придётся летать – крыло было перебито.

   Пришла осень. Вместе с Лотосом и Лилией плавали ещё два молодых лебедя. А в это время начался отлёт птиц. В небе всю ночь слышались прощальные голоса. Лилия тревожно прислушивалась к ним. На моих глазах дети Лотоса и Лилии взлетели, присоединились к стае и полетели в далёкие края. Лебёдушка волновалась, но вскоре подплыла к Лотосу и стала прихорашивать его перья. Весь вид её говорил: «Пускай улетают наши дети зимовать в тёплые края. А нам и здесь неплохо».  А вскоре до меня донеслась лебединая песня. Её пел красавец Лотос. Нет, это была не прощальная песня – гимн жизни!                            (К.Хромов)

Лебединая верность

   Солнце всё выше и выше поднималось над заливом, стирая тени. Белоснежный лебедь упал в камыши, ещё не понимая, что с ним произошло, пытался взлететь в синее небо.

   Его правое крыло безжизненно повисло. Браконьер лишил птицу самого дорогого – полёта. Лебедь неподвижно лежал в камышах. Его подруга, белая лебёдушка, волновалась. Птица издавала тревожный, гортанный крик. Она уже снялась с полуостровка и полетела дальше, на север. Отстать не хотелось, но ведь и друга не бросишь в беде. И тогда она приблизилась, стала заботливо обирать его пёрышки.

   Я приплыл в залив рано утром. Лебёдушка взлетела и стала тревожно кружиться. Решил обследовать камыши, тут и нашёл подбитую птицу. Оставил лебедя в безопасном месте, привёз лекарство и перевязал раненое крыло. На другой день я снова появился на маленьком островке.  Обошёл его, убедился – хищников нет. «Как  же вас назвать? - подумал. Лебедь отныне будет Лотос, а лебёдушка – Лилия».

   Весь месяц плавал к лебединому озеру. Лотос повеселел и гортанным криком приветствовал меня. Однажды, придя к шалашу, увидел: в устроенном гнезде лежало яйцо. Лебедь подплыл к моей лодке и взял из рук пищу. Я знал, что Лотосу никогда не придётся летать – крыло было перебито.

   Пришла осень. Вместе с Лотосом и Лилией плавали ещё два молодых лебедя. А в это время начался отлёт птиц. В небе всю ночь слышались прощальные голоса. Лилия тревожно прислушивалась к ним. На моих глазах дети Лотоса и Лилии взлетели, присоединились к стае и полетели в далёкие края. Лебёдушка волновалась, но вскоре подплыла к Лотосу и стала прихорашивать его перья. Весь вид её говорил: «Пускай улетают наши дети зимовать в тёплые края. А нам и здесь неплохо».  А вскоре до меня донеслась лебединая песня. Её пел красавец Лотос. Нет, это была не прощальная песня – гимн жизни!                            (К.Хромов)

Лебединая верность

   Солнце всё выше и выше поднималось над заливом, стирая тени. Белоснежный лебедь упал в камыши, ещё не понимая, что с ним произошло, пытался взлететь в синее небо.

   Его правое крыло безжизненно повисло. Браконьер лишил птицу самого дорогого – полёта. Лебедь неподвижно лежал в камышах. Его подруга, белая лебёдушка, волновалась. Птица издавала тревожный, гортанный крик. Она уже снялась с полуостровка и полетела дальше, на север. Отстать не хотелось, но ведь и друга не бросишь в беде. И тогда она приблизилась, стала заботливо обирать его пёрышки.

   Я приплыл в залив рано утром. Лебёдушка взлетела и стала тревожно кружиться. Решил обследовать камыши, тут и нашёл подбитую птицу. Оставил лебедя в безопасном месте, привёз лекарство и перевязал раненое крыло. На другой день я снова появился на маленьком островке.  Обошёл его, убедился – хищников нет. «Как  же вас назвать? - подумал. Лебедь отныне будет Лотос, а лебёдушка – Лилия».

   Весь месяц плавал к лебединому озеру. Лотос повеселел и гортанным криком приветствовал меня. Однажды, придя к шалашу, увидел: в устроенном гнезде лежало яйцо. Лебедь подплыл к моей лодке и взял из рук пищу. Я знал, что Лотосу никогда не придётся летать – крыло было перебито.

   Пришла осень. Вместе с Лотосом и Лилией плавали ещё два молодых лебедя. А в это время начался отлёт птиц. В небе всю ночь слышались прощальные голоса. Лилия тревожно прислушивалась к ним. На моих глазах дети Лотоса и Лилии взлетели, присоединились к стае и полетели в далёкие края. Лебёдушка волновалась, но вскоре подплыла к Лотосу и стала прихорашивать его перья. Весь вид её говорил: «Пускай улетают наши дети зимовать в тёплые края. А нам и здесь неплохо».  А вскоре до меня донеслась лебединая песня. Её пел красавец Лотос. Нет, это была не прощальная песня – гимн жизни!                            (К.Хромов)

Лебединая верность

   Солнце всё выше и выше поднималось над заливом, стирая тени. Белоснежный лебедь упал в камыши, ещё не понимая, что с ним произошло, пытался взлететь в синее небо.

   Его правое крыло безжизненно повисло. Браконьер лишил птицу самого дорогого – полёта. Лебедь неподвижно лежал в камышах. Его подруга, белая лебёдушка, волновалась. Птица издавала тревожный, гортанный крик. Она уже снялась с полуостровка и полетела дальше, на север. Отстать не хотелось, но ведь и друга не бросишь в беде. И тогда она приблизилась, стала заботливо обирать его пёрышки.

   Я приплыл в залив рано утром. Лебёдушка взлетела и стала тревожно кружиться. Решил обследовать камыши, тут и нашёл подбитую птицу. Оставил лебедя в безопасном месте, привёз лекарство и перевязал раненое крыло. На другой день я снова появился на маленьком островке.  Обошёл его, убедился – хищников нет. «Как  же вас назвать? - подумал. Лебедь отныне будет Лотос, а лебёдушка – Лилия».

   Весь месяц плавал к лебединому озеру. Лотос повеселел и гортанным криком приветствовал меня. Однажды, придя к шалашу, увидел: в устроенном гнезде лежало яйцо. Лебедь подплыл к моей лодке и взял из рук пищу. Я знал, что Лотосу никогда не придётся летать – крыло было перебито.

   Пришла осень. Вместе с Лотосом и Лилией плавали ещё два молодых лебедя. А в это время начался отлёт птиц. В небе всю ночь слышались прощальные голоса. Лилия тревожно прислушивалась к ним. На моих глазах дети Лотоса и Лилии взлетели, присоединились к стае и полетели в далёкие края. Лебёдушка волновалась, но вскоре подплыла к Лотосу и стала прихорашивать его перья. Весь вид её говорил: «Пускай улетают наши дети зимовать в тёплые края. А нам и здесь неплохо».  А вскоре до меня донеслась лебединая песня. Её пел красавец Лотос. Нет, это была не прощальная песня – гимн жизни!                            (К.Хромов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе I вида Тема урока. Изложение с элементами сочинения.

Урок русского языка в 9 классе I вида Тема урока. Изложение с элементами сочинения. Конспект будет интересен учителям, работающим с глухими детьми....

Изложение с элементами сочинения «Золотой рубль»

Урок первый - подготовка к написанию изложения       с элементами сочиненияЦель  урока            Подгот...

Презентация по русскому языку на тему "Изложение с элементами сочинения"

Изложение с элементами сочинения  по отрывку текста «Последний лист орешника» Пескова В.М.Цели и задачи: показать роль описания  деталей предмета в художественном тексте; потренироватьс...

Урок русского языка в 8 классе (изложение с элементами сочинения)

Изложение с элементами сочинения ( 8 класс)...

Урок подготовки к изложению с элементами сочинения "Памятник подлецу"

Урок подготовки к изложению с элементами сочинения по тексту Татьяны Тэсс "Памятник подлецу"...

Презентация к уроку "Изложение с элементами сочинения "Троице-Сергиева лавра зимой".

Презентация к уроку "Изложение с элементами сочинения "Троице-Сергиева лавра зимой" представляет собой визуальный дидактический материал, в котором дана историческая справка о Лавре, словарная ра...