Конспект урока "Прямое и переносное значение слов"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Цель деятельности учителя: познакомить обучающихся с понятием «прямое и переносное значение слова», научить различать данные понятия.
Цели как деятельность обучающихся:
Предметные: знать понятие «прямое и переносное значение слова»; уметь находить слова в переносном значении в тексте, толковом словаре; употреблять в своей речи слова в переносном значении.
Метапредметные: умение вести самостоятельный поиск информации, преобразовывать её (составлять таблицу, алгоритм), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.
Личностные: находить слова, употреблённые в переносном значении в речи, в том числе художественной (олицетворение)
Методы и формы обучения: наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций, индивидуальная, групповая, фронтальная.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока подготовила Андронова Д.А.
Тема: Прямое и переносное значение слов
Цель деятельности учителя: познакомить обучающихся с понятием «прямое и переносное значение слова», научить различать данные понятия.
Цели как деятельность обучающихся:
Предметные: знать понятие «прямое и переносное значение слова»; уметь находить слова в переносном значении в тексте, толковом словаре; употреблять в своей речи слова в переносном значении.
Метапредметные: умение вести самостоятельный поиск информации, преобразовывать её (составлять таблицу, алгоритм), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.
Личностные: находить слова, употреблённые в переносном значении в речи, в том числе художественной (олицетворение)
Методы и формы обучения: наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций, индивидуальная, групповая, фронтальная.
1.Оргмомент.
2. Терминологический диктант. Взаимопроверка. Слайд 1 5 мин
-По толкованию определите слово и запишите его в начальной форме
1)Наука, изучающая словарный состав языка, называется… (лексикология)
2)Словарный состав языка называется… (лексика)
3)То, что обозначает слово, называется… (лексическое значение)
4)Слово, имеющее два и более значений, называется… (многозначное)
5)Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется… (толковый словарь)
3. Введение в тему урока с последующей формулировкой проблемы. 5 мин
1) Мотивирующий приём.
Раскрыть тему и сформулировать цели урока поможет стихотворение «Золотая мама». Послушайте.
У мамы сердце золотое
И золотая голова,
И руки мамы золотые,
И спорятся ее дела.
И папа маму называет:
- Ты человек наш золотой!
Сестричка только вот вздыхает:
- Ведь золото – металл такой,
Колечко, правда, есть на пальце,
Но руки вовсе не блестят,
А на лице у глаз морщинки,
Не золотые – штучек пять…
И нет на сердце золотого,
А сердце… так оно внутри,
Оно в груди у мамы бьется,
Попробуй, пробу разгляди!
- Сколько раз встречается слово «золотой» в тексте? (6.)
- Сформулируйте лексическое значение слова «золотой» в каждом случае.
(золотая мама – хорошая мама; золотое сердце – доброе, человеческое, отзывчивое; золотая голова – умная; золотые руки – умелые; золотой человек – хороший, добрый.)
- Что вы можете сказать про слово «золотой»? Какое это слово? Что общего между всеми словами? («Золотой» - многозначное слово.)
- Я вам выписала из Словаря русского языка под ред. С.И.Ожегова значения этого слова, посмотрите сколько их. (распечатки у детей)
ЗОЛОТО́Й, -ая, -ое.
1. см. золото.
2. золотой, -ого, муж. В России до 1917 г.: золотая монета достоинством в три, пять, десять рублей (империал, а также полуимпериал); вообще монета из золота, червонец.
3. Цвета золота, блестяще-жёлтый. Золотые кудри. Золотая осень (осенняя пора, когда особенно ярки желтеющие листья).
4. перен. Счастливый, благоприятный. Золотая пора. З. век (время расцвета искусств и наук).
5. перен. Прекрасный, замечательный. З. работник. Золотые руки (умелые; разг.).
6. перен. Дорогой, любимый. З. мой!
• Золотая молодёжь молодёжь из богатых слоёв общества, проводящая жизнь в праздности и развлечениях.
Золотая свадьба пятидесятилетие супружеской жизни.
Золотая середина образ действий, при к-ром избегают крайностей, риска, смелых решений. Придерживаться золотой середины.
Золотое дно о неиссякаемом источнике доходов, прибыли.
Золотой дождь об обильных доходах, прибылях, богатстве.
Золотые горы (часто ирон.) то же, что златые горы.
- Сколько значений имеет слово «золотой»? Какое из них основное? С какими из этих значений мы встретились в стихотворении «Золотая мама»?
- Хочу обратить ваше внимание, что 4, 5, 6 значения слова даны под пометой перен. Попробуйте определить, какова тема нашего урока, о чем мы сегодня будем говорить?
(–Какое явление лексики лежит в основе этого стихотворения?)
(Запись темы урока на доске учителем и в тетради учениками: «Прямое и переносное значение слова».)
– Как вы думаете, какова цель нашего урока? Чему мы должны научиться?
(Различать прямое и переносное значение слова, , работать со словарем, находить такие слова в тексте, использовать их в своей речи.)
- Какое значение слова будет называться прямым? А как вы думаете, какое слово появилось первым? Назовите прямое значение слова «золотой».
- А почему другие значения являются переносными? Почему они называются переносными? Поможет нам ответить на эти вопросы ВИДЕОРОЛИК
- Заглянем в учебник, прочитаем правило на стр. 144
- На основе чего произошел перенос значения слова в словосочетании «золотая мама», т.е. почему мы такое определение даем маме?
(на основе высокого качества металла – золота. Золотая мама – ценная, дорогая.)
Перенос значения происходит на основе сходства по определенному признаку
Вывод: Таким образом, многозначные слова могут иметь прямые и переносные значения.
4. Задания по группам 3 мин
1ряд- Тяжелый чемодан, тяжелый характер (перенос значения на основе ощущений)
2 ряд –море пшеницы- синее море (размер, величина (море)
3 ряд – железная дисциплина, железный гвоздь.
5. Закрепление материала 5 мин
Запишите словосочетания в 2 столбика: с прямым и переносным значением (распределительный диктант) Два человека у доски. 5 мин
- Золотой браслет, золотое солнце, холодные руки, холодное сердце, ученик идет, дождь идет, ледяное сердце, холодный ветер, стеклянный графин, стеклянный взгляд.
- Почему вы так распределили?
6. Минутка для отдыха. Я надеюсь, вы можете определять прямое и переносное значение слова. A вот когда вы были совсем маленькими, наверное, многого не понимали. Известный детский писатель Корней Иванович Чуковский записал несколько высказываний малышей, не знавших о переносных значениях слов.
а) Мой маленький сынишка, послушав разговор старших сестёр, однажды сказал мне:
- Мама, я в школу никогда не пойду!
- Почему?
- Там на экзаменах детей режут!
б) - Вот зимой выпадет снег, ударят морозы.
- А я тогда не пойду на улицу.
- Почему?
- А чтоб меня морозы не ударили.
в) Мама выстирала рубашку и попросила Петю повесить ее сушить на солнышке.
Петя ушел, но скоро вернулся с рубашкой.
- Почему ты не повесил ее сушить?
- Я не достал до солнышка, - ответил Петя.
-- Как выдумаете, почему возникло такое непонимание? (Не знают о многозначных словах, о том, что слова могут иметь прямое и переносное значения.)5мин
7.Сообщение учителя:
Часто в переносном значении употребляются названия животных: зайчишкой называют трусишку, лисой — хитрого человека, ослом или бараном — глупого, медведем или слоном — неуклюжего, львом — смелого, отважного.
Уместное употребление слова в переносном значении делает речь яркой, образной.
Например:
Ветерок спросил, пролетая:
«Отчего ты, рожь, золотая?»
А в ответ колоски шелестят:
«Золотые нас руки растят».
(Е. Серова.)
Употребление особо выразительных слов или оборотов речи в переносном значении на основе сходства называется метафорой.
Например: В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть.
Переносное значение, при котором неживым предметам приписываются действия людей, называется олицетворением.
Например: Возле речки, у обрыва, плачет ива, плачет ива.
И метафоры, и олицетворения указываются в толковом словаре как переносное значение слов (сокращенно перен.)
8. Физминутка (резерв)
Определите прямое или переносное значение слов. Если прямое, то поднимите руки вверх, хлопайте в ладоши, если переносное.
Жар солнца – жар чувства, тяжесть багажа – тяжесть утраты, гибкость ума – гибкость ветки, каменное здание – каменное сердце, зрелый возраст – зрелый плод, молоть зерно – молоть вздор, строить планы – строить мост, хранить ценности – хранить молчание.
9.Обобщение
-Как определить прямое и переносное значения?
-Чем они отличаются?
(Прямое значение – первичное, основное значение слова.
Переносное значение возникает у слова, если между предметами (явлениями) есть сходство.)
-Как происходит перенос значений слов в языке?
- Как обозначены слова в переносном значении в толковом словаре?
- Для чего используются слова с переносным значением в речи?
Рефлексия
Выберите правильные утверждения.
1. У любого слова может быть прямое и переносное значение.
2. Переносное значение возникает у слова на основе сходства между предметами (явлениями).
3. Убежало (о молоке), кольцо (дыма), золотая (об осени) – это прямые значения слова.
4. Прямое значение в толковом словаре представлено первым.
– Зачем нужно знать прямое и переносное значение слов?
(Нужно знать прямое и переносное значения слов, чтобы понимать собеседника, чтобы использовать их в своей речи, чтобы не попасть в смешную ситуацию…)
– Но вы-то уже школьники, и многое знаете.
– Что вы узнали на этом уроке?
– Чему научились?
– Как бы вы могли оценить свою работу на уроке?
– В чём были сложности?
-Удалось ли нам ответить на вопросы, поставленные в начале урока? Сформулируйте изученные определения.
-Где мы можем применять полученные знания? Для чего нужны переносные значения слов? (Переносные значения слов – средства выразительности. Они делают текст живым, красочным, выразительным.)
10. Дом. задание: Придумать 5 предложений с переносным значением. Объяснение домашнего задания. Оценки за урок.
Резерв
Тренировочное упражнение. В каждой паре укажите слова, употребленные в прямом и переносном значении
1. Ветер в трубе воет и свистит. Собака воет.
2. Усталый день склонился к ночи. Усталый мальчик склонился головой к материнскому плечу.
3. Пришел с работы папа. Наконец-то пришел долгожданный день отъезда.
4. Хозяйка согрела воды. Веселая песня согрела нас в пути.
Проверка: ветер воет, день клонился, пришел день, песня согрела.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Прямое и переносное значение слов" (5 класс)
Данный урок разработан для слабых учащихся....

Конспект и технологическая карта урока русского языка и в 5 классе "Прямое и переносное значение слова"
Материалы включают в себя конспект урока и технологическую карту. УМК Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. /[А.Д.Шмелев, Э.А.Флоренская, Ф.Е.Габович, Л.О...

Конспект урока "Прямое и переносное значение слов"
Урок теми: «Сăмахсен тÿрĕ тата куçăмлă пĕлтерĕшĕ» Урок тĕсĕ: ИКТ технологийĕпе усă курса ирттернĕ çĕнĕ пĕлÿ паракан урок....

презентация и конспект урока 5 класс. " Прямое и переносное значение слов"
Данный конспект представляет собой технологическую карту урока в соответствии с требованиями ФГОС. Дается презентация, в которой используется суперфизминутка....

Конспект занятия "Прямое и переносное значение слова. Сравнение и загадка"
материал предназначен для учащихся 2-3 классов....

конспект урока по теме "Прямое и переносное значение слова".
Конспект урока по теме "Прямое и переносное значение слова"....
- Мне нравится (1)

