Конспект урока "Прямое и переносное значение слов"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Андронова Дина Алексеевна

Цель деятельности учителя: познакомить обучающихся с понятием «прямое и переносное значение слова», научить различать данные понятия.

Цели как деятельность обучающихся:

Предметные: знать понятие «прямое и переносное значение слова»; уметь находить слова в переносном значении в тексте, толковом словаре; употреблять в своей речи слова в переносном значении.

Метапредметные: умение вести самостоятельный поиск информации, преобразовывать её (составлять таблицу, алгоритм), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

Личностные: находить слова, употреблённые в переносном значении в речи, в том числе художественной (олицетворение)

Методы и формы обучения: наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций, индивидуальная, групповая, фронтальная.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pryamoe_i_perenosnoe_znachenie_slov_konspekt_uroka.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока подготовила Андронова Д.А.

Тема: Прямое и переносное значение слов

Цель деятельности учителя: познакомить обучающихся с понятием «прямое и переносное значение слова», научить различать данные понятия.

Цели как деятельность обучающихся:

Предметные: знать понятие «прямое и переносное значение слова»; уметь находить слова в переносном значении в тексте, толковом словаре; употреблять в своей речи слова в переносном значении.

Метапредметные: умение вести самостоятельный поиск информации, преобразовывать её (составлять таблицу, алгоритм), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

Личностные: находить слова, употреблённые в переносном значении в речи, в том числе художественной (олицетворение)

Методы и формы обучения: наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций, индивидуальная, групповая, фронтальная.

1.Оргмомент.

2. Терминологический диктант. Взаимопроверка. Слайд 1 5 мин

-По толкованию определите слово и запишите его в начальной форме

1)Наука, изучающая словарный состав языка, называется… (лексикология)

2)Словарный состав языка называется… (лексика)

3)То, что обозначает слово, называется… (лексическое значение)

4)Слово, имеющее два и более значений, называется… (многозначное)

5)Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется… (толковый словарь)

3. Введение в тему урока с последующей формулировкой проблемы. 5 мин

1) Мотивирующий приём.

Раскрыть  тему и сформулировать цели урока поможет стихотворение «Золотая мама». Послушайте.

                        У мамы сердце золотое

И золотая голова,

И руки мамы золотые,

И спорятся ее дела.

И папа маму называет:

  • Ты человек наш золотой!

Сестричка только вот вздыхает:

  • Ведь золото – металл такой,

Колечко, правда, есть на пальце,

Но руки вовсе не блестят,

А на лице у глаз морщинки,

Не золотые – штучек пять…

И нет на сердце золотого,

А сердце… так оно внутри,

Оно в груди у мамы бьется,

Попробуй, пробу разгляди!

- Сколько раз встречается слово «золотой» в тексте? (6.)

- Сформулируйте лексическое значение слова «золотой» в каждом случае.

(золотая мама – хорошая мама; золотое сердце – доброе, человеческое, отзывчивое; золотая голова – умная; золотые руки – умелые; золотой человек – хороший, добрый.)

- Что вы можете сказать про слово «золотой»? Какое это слово? Что общего между всеми словами?          («Золотой» - многозначное слово.)

- Я вам выписала из Словаря русского языка под ред. С.И.Ожегова значения  этого слова, посмотрите сколько их. (распечатки у детей)

ЗОЛОТО́Й, -ая, -ое.

1. см. золото.

2. золотой, -ого, муж. В России до 1917 г.: золотая монета достоинством в три, пять, десять рублей (империал, а также полуимпериал); вообще монета из золота, червонец.

3. Цвета золота, блестяще-жёлтый. Золотые кудри. Золотая осень (осенняя пора, когда особенно ярки желтеющие листья).

4. перен. Счастливый, благоприятный. Золотая пора. З. век (время расцвета искусств и наук).

5. перен. Прекрасный, замечательный. З. работник. Золотые руки (умелые; разг.).

6. перен. Дорогой, любимый. З. мой!

• Золотая молодёжь молодёжь из богатых слоёв общества, проводящая жизнь в праздности и развлечениях.

Золотая свадьба пятидесятилетие супружеской жизни.

Золотая середина образ действий, при к-ром избегают крайностей, риска, смелых решений. Придерживаться золотой середины.

Золотое дно о неиссякаемом источнике доходов, прибыли.

Золотой дождь об обильных доходах, прибылях, богатстве.

Золотые горы (часто ирон.) то же, что златые горы.

- Сколько значений имеет слово «золотой»? Какое из них основное? С какими из этих значений мы встретились в стихотворении «Золотая мама»?

- Хочу обратить ваше внимание, что 4, 5, 6 значения слова даны под пометой перен. Попробуйте определить, какова тема нашего урока, о чем мы сегодня будем говорить?

(–Какое явление лексики лежит в основе этого стихотворения?) 

(Запись темы урока на доске учителем и в тетради учениками: «Прямое и переносное значение слова».)

–  Как вы думаете, какова цель нашего урока?  Чему мы должны научиться?

(Различать прямое и переносное значение слова, , работать со словарем, находить такие слова в тексте, использовать их в своей речи.)

- Какое значение слова будет называться прямым? А как вы думаете, какое слово появилось первым?  Назовите прямое значение слова «золотой».

- А почему другие значения являются переносными? Почему они называются переносными? Поможет нам ответить на эти вопросы ВИДЕОРОЛИК

- Заглянем в учебник, прочитаем правило на стр. 144

- На основе чего произошел перенос значения слова в словосочетании «золотая мама», т.е. почему мы такое определение даем маме?

(на основе высокого качества металла – золота. Золотая мама – ценная, дорогая.)

Перенос значения происходит на основе сходства по определенному признаку

Вывод: Таким образом, многозначные слова могут иметь прямые и переносные значения.

 4. Задания по группам 3 мин

1ряд- Тяжелый чемодан, тяжелый характер      (перенос значения на основе ощущений)

2 ряд –море пшеницы- синее море       (размер, величина (море)

3 ряд – железная дисциплина, железный гвоздь. 

5. Закрепление материала 5 мин

Запишите словосочетания в 2 столбика: с прямым и переносным значением (распределительный диктант)  Два человека у доски. 5 мин

- Золотой браслет, золотое солнце, холодные руки, холодное сердце, ученик идет, дождь идет, ледяное сердце, холодный ветер, стеклянный графин, стеклянный взгляд.

- Почему вы так распределили?

6. Минутка для отдыха. Я надеюсь, вы можете определять прямое и переносное значение слова. A  вот когда вы были совсем маленькими, наверное, многого не понимали. Известный  детский писатель Корней Иванович Чуковский записал несколько высказываний малышей, не знавших о переносных значениях слов.

а) Мой маленький сынишка, послушав разговор старших сестёр, однажды сказал мне:

 - Мама, я в школу никогда не пойду!

- Почему?

- Там на экзаменах детей режут!

б) - Вот зимой выпадет снег, ударят морозы.

    - А я тогда не пойду на улицу.

    - Почему?

    - А чтоб меня морозы не ударили.

в) Мама выстирала рубашку и попросила Петю повесить ее сушить на солнышке.

Петя ушел, но скоро вернулся с рубашкой.

 - Почему ты не повесил ее сушить?

-  Я не достал до солнышка, - ответил Петя.

-- Как выдумаете, почему возникло такое непонимание? (Не знают о многозначных словах, о том, что слова могут иметь прямое и переносное значения.)5мин

7.Сообщение учителя:

Часто в переносном значении употребляются названия животных: зайчишкой называют трусишку, лисой — хитрого человека, ослом или бараном — глупого, медведем или слоном — неуклюжего, львом — смелого, отважного.

Уместное употребление слова в переносном значении делает речь яркой, образной.

Например:

Ветерок спросил, пролетая:

«Отчего ты, рожь, золотая

А в ответ колоски шелестят:

«Золотые нас руки растят».                

                           (Е. Серова.)

Употребление особо выразительных слов или оборотов речи в переносном значении на основе сходства называется метафорой.

Например: В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть.

Переносное значение, при котором неживым предметам приписываются действия людей, называется олицетворением.

Например: Возле речки, у обрыва, плачет ива, плачет ива.

И метафоры, и олицетворения указываются в толковом словаре как переносное значение слов (сокращенно перен.)

8. Физминутка (резерв)

Определите прямое или переносное значение слов. Если прямое, то поднимите руки вверх,  хлопайте в ладоши, если переносное.

Жар солнца – жар чувства, тяжесть багажа – тяжесть утраты, гибкость ума – гибкость ветки, каменное здание – каменное сердце, зрелый возраст – зрелый плод, молоть зерно – молоть вздор, строить планы – строить мост, хранить ценности – хранить молчание.

9.Обобщение

-Как определить прямое и переносное значения?

-Чем они отличаются?

(Прямое значение – первичное, основное значение слова.

Переносное значение возникает у слова, если между предметами (явлениями) есть сходство.)

-Как происходит перенос значений слов в языке?

- Как обозначены слова в переносном значении в толковом словаре?

-  Для чего используются слова с переносным значением в речи?

Рефлексия   

Выберите правильные утверждения.

1. У любого слова может быть прямое и переносное значение.

2. Переносное значение возникает у слова на основе сходства между предметами (явлениями).

3. Убежало (о молоке), кольцо (дыма), золотая (об осени) – это прямые значения слова.

4. Прямое значение в толковом словаре представлено первым.

Зачем нужно знать прямое и переносное значение слов?

(Нужно знать прямое и переносное значения слов, чтобы понимать собеседника, чтобы использовать их в своей речи, чтобы не попасть в смешную ситуацию…)

–  Но вы-то уже школьники, и многое знаете.

–  Что вы узнали на этом уроке?

–  Чему научились?

– Как бы вы могли оценить свою работу на уроке?

– В чём были сложности?

-Удалось ли нам ответить на вопросы, поставленные в начале урока? Сформулируйте изученные определения.

-Где мы можем применять полученные знания? Для чего нужны переносные значения слов? (Переносные значения слов – средства выразительности. Они делают текст живым, красочным, выразительным.)

10. Дом. задание: Придумать 5 предложений с переносным значением. Объяснение домашнего задания. Оценки за урок.

Резерв

Тренировочное упражнение. В каждой паре укажите слова, употребленные в прямом и переносном значении

       1. Ветер в трубе воет и свистит. Собака воет.

       2. Усталый день склонился к ночи. Усталый мальчик склонился головой к материнскому плечу.

       3. Пришел с работы папа. Наконец-то пришел долгожданный день отъезда.

       4. Хозяйка согрела воды. Веселая песня согрела нас в пути.

Проверка: ветер воет, день клонился, пришел день, песня согрела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Прямое и переносное значение слов" (5 класс)

Данный урок разработан для слабых учащихся....

Конспект урока "Прямое и переносное значение слова"

Данный урок разработан для слабых учащихся....

Конспект и технологическая карта урока русского языка и в 5 классе "Прямое и переносное значение слова"

Материалы включают в себя конспект урока и технологическую карту. УМК Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. /[А.Д.Шмелев, Э.А.Флоренская, Ф.Е.Габович, Л.О...

Конспект урока "Прямое и переносное значение слов"

Урок теми: «Сăмахсен тÿрĕ тата куçăмлă пĕлтерĕшĕ»  Урок тĕсĕ:   ИКТ технологийĕпе усă курса ирттернĕ çĕнĕ пĕлÿ паракан урок....

презентация и конспект урока 5 класс. " Прямое и переносное значение слов"

Данный конспект  представляет собой технологическую карту урока в соответствии с требованиями ФГОС. Дается презентация, в которой используется суперфизминутка....

конспект урока по теме "Прямое и переносное значение слова".

Конспект урока по теме "Прямое и переносное значение слова"....