Открытый урок. Сочинение-описание с элементами экскурсии
материал по русскому языку (5 класс)

Дарья Алексеевна Комова

Урок предстовляет собой виртуальную экскурсию во дворец Снежной Королевы. После совершения этого волшебного путешествия дети пишут сочинение-описание "Дворец Снежной Королевы".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель: Здравствуйте! Садитесь.

Ребята, сегодня на улице чудесная снежная погода, на календаре конец декабря, а это значит, что приближается один из самых волшебных праздников в году! Какой?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

Учитель: Верно, скоро у нас наступит Новый год! Давайте вспомним, какие сказки ассоциируются у нас с Новым годом?

Примерные ответы: Морозко, Снежная Королева, Щелкунчик, Снегурочка, Двенадцать месяцев и т.д.

Учитель: Отлично, вы назвали много сказок, у каждого с наступающим праздником ассоциируются свои произведения, а к какому именно мы обратимся сегодня, узнаем чуть позже. Сейчас давайте вспомним то, что изучали на уроках русского языка в этом году.

Какие мы знаем типы речи? (повествование, описание, рассуждение)

Для чего используется каждый из них? (Повествование, чтобы рассказать о каком-либо событии, можно представить его как последовательность картин. Описание, для того чтобы описать что-либо, используя его свойства и качества, можем представить, как картинку, а рассуждение, чтобы высказать и доказать свои мысли)

Учитель: сегодня на уроке нам с вами понадобятся повествование и описание. Послушайте фрагмент стихотворения и подумайте, к какой сказке мы обратимся сегодня.

О, этот зов, чудесной силой
Влекущий за ночной звездой
К снегам Финляндии унылой,
К ветрам Лапландии седой!
И эта сказочная верность,
Всё не дающая упасть
В печали тёмную безмерность,
В унынья гибельную пасть...

О каком произведении напомнили вам Финляндия и Лапландия?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

Учитель: Верно, это сказка Андерсена «Снежная Королева». Мы с вами ещё не изучали её, но каждый в той или иной мере с ней знаком.

Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься, раз вспомнили о типах речи и сказке Андерсена?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

Учитель: Именно, сегодня мы будем составлять рассказ с элементами описания о путешествии во дворец Снежной Королевы. Но просто описать какое-то место, глядя на картинку скучно, а придумать целый рассказ пока что получается не у всех. Поэтому я предлагая вам отправиться в виртуальное путешествие и вместе начать составление нашего произведения!

Давайте закроем глаза, и слушая музыку представим, что мы свами сквозь пространство переносимся из нашего школьного кабинета в совершенно другое далёкое место!

Какие картины вы представили под музыку?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

Учитель: Хорошо, каждый представил что-то своё, но все картины у нас были связаны с зимой.

И вот мы с вами оказались в далёкой и сказочной Лапландии, где среди снежных просторов и начинается наше путешествие.

Но прежде чем путешествовать, нужно составить наш маршрут, который и послужит нам планом сочинения. Итак, с чего мы начнём и как будем продолжать?

(Начнём с описания места, где мы оказались; потом скажем о нашем пути во дворец, о том, как дворец выглядит снаружи, что увидели внутри и завершим нашими впечатлениями)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Типы речи

Слайд 4

О, этот зов, чудесной силой Влекущий за ночной звездой К снегам Финляндии унылой, К ветрам Лапландии седой! И эта сказочная верность, Всё не дающая упасть В печали тёмную безмерность, В унынья гибельную пасть...

Слайд 6

План Описание места, где мы оказались Путь во дворец Вход в чертоги Снежной Королевы Дворец изнутри Наши впечатления

Слайд 11

В замке снежной королевы стены изо льда. Не шумят в саду деревья, не журчит вода. Замороженные травы, листья и плоды, В бриллиантовой оправе мерзлые цветы . (Людмила Панасюк) " Стены чертогов Снежной королевы намела метель, окна и двери проделали буйные ветры. Сотни огромных, освящённых северным сиянием зал тянулись одна за другой; самая большая простиралась на много миль. Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко-сверкающих чертогах. Веселье никогда и не заглядывало сюда. Холодно, мертво! Холодное северное сияния вспыхивало и горело так правильно, что можно было рассчитать, когда свет усилится, а когда ослабеет. Посреди самой большой залы, находилось озеро. Лёд треснул на тысячи кусков, ровных и правильных на диво. Посреди озера стоял трон Снежной королевы. В свободное время Снежная королева восседала на нём и говорила, что сидит на зеркале разума." (Х. К. Андерсен)

Слайд 17

Как начать рассказ? Сегодня, слушая музыку, мы перенеслись в далёкую Лапландию и оказались в живописнейшем месте… Используя богатую фантазию, мы отправились в волшебное путешествие по дворцу Снежной Королевы, но началось оно со снежных просторов Лапландии…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение-описание местности с элементами рассуждения по картине И. И. Левитана «Тихая обитель»

Познакомить учащихся с особенностями описания местности, изображенной     на картине; активизировать лексику учащихся на тему картины; дать понятие речевого общения; познакомить уч...

Конспект урока "Сочинение – описание по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер»".

Цель урока:познакомить шестиклассников с особенностями описания природы, изображенной на картинах пейзажного характера;активизировать лексику на тему «Зима»;обогатить речь учащихся оценочными пр...

Конспект урока "Сочинение – описание картины А. А. Пластова «Летом»

Цель урока:учить обучающихся как можно более полно описыватьизображённое на картине; активизировать лексику по теме «Лето»;обогатить речь учащихся оценочными прилагательными; ...

Презентация к уроку. Сочинение-описание по картине Герасимова `После дождя`. 6 класс

Презентация может быть исользована при подготовке к написанию сочинения. Содержит материал о художнике, примерный план сочинения и словарный материал. Помогает создать эмоциональный настрой....

Презентация к уроку. Сочинение-описание «Зимнее утро в лесу». 6 класс

Русский язык. 6 класс. Программа Т.А.Ладыженской. Тема урока в учебнике и тематическом планировании "Описание природы". Презентация к уроку может быть использована при подготовке к написанию сочинения...

План урока" Сочинение-описание памятника"и презентация к уроку

Данная разработка урока направлена на выявление языковых особенностей текста-описания, умение создавать собственное описание, используя изобразительно-выразительные средства, соответствующие данному т...

Технологическая карта интегрированного урока (русский язык, ИЗО) "Подготовка к сочинению-описанию игрушки с элементами росписи"

Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности, обеспечивают формирование целостной научной картины мира. Данный урок помогает развивать у детей интерес к истории и культуре ...