Урок по науке в 5 классе
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Морозова Елена Александровна

Знакомство детей в 5 классе с основами науки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок по науке в 5 классе20.44 КБ
Файл Рабочий лист17.85 КБ

Предварительный просмотр:

Каждый учитель хочет научить учеников знать и различать части речи.

Язык глокой куздры изобрел для своих студентов лингвист академик Лев Владимирович Щерба, предложивший им разобрать следующее предложение по частям речи:

Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка.

Как определить принадлежность к той или иной части речи непонятных по смыслу слов? Поставить вопрос и выделить окончание, характерное для той или другой части речи. Алгоритм работы следующий:

  1. Поставить вопрос к слову.
  2. Что оно обозначает?
  3. Подобрать слова с тем же окончанием.
  4. Сделать вывод.

Глокая – какая? Обозначает признак (серая, молодая, лесная), окончание -ая указывает на ж.р., ед.ч. прилагательного.

Куздра – кто? Обозначает действующее лицо (овца, корова, коза), окончание –а указывает на 1-е скл., ж.р., ед.ч. существительного.

Штеко – как? Обозначает признак действия (быстро, гневно, сердито), суффикс –о- неизменяемого слова – наречия.

Бокра – кого? Окончание –а в В.п., ед.ч. указывает на лицо (барана, бычка, петуха). Начальная форма бокр – существительное одушевленное.

Будланула и курдячитбудланула – что сделала? – обозначает действие (боднула, толкнула), суффикс -л- и окончание –а указывают на форму прош.вр., ж.р. глаголакурдячит – что делает? – обозначает действие (пугает, гонит), окончание –ит указывает на форму 3-го л., ед.ч. глаголаи – союз, связывающий однородные сказуемые.

Бокрёнка – кого? Уменьшительно-ласкательный суффикс –ёнк- в сочетании с окончанием Р.п.  указывает на существительное одушевленное, обозначающее детеныша (теленка, ягненка). Начальная форма – бокрёнок.

Получаем следующее:  прил. сущ. нар. глаг. сущ. глаг. сущ.

Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка.

Мои учащиеся расшифровали каждое слово фразы, то есть подобрали примеры:

Глокая – бешеная, добрая, хитрая, сильная, голодная, глупая, злая, серая, бурая, старая, молодая, рыжая, маленькая, полосатая, умная.

Куздра – корова, медведица, лисица, кошка, ворона, девочка, коза, мышка, лиса, курица, тигрица.

Штеко – сильно, очень, ловко, быстро, больно, ласково, горячо, слабо, смело, дерзко, умело, хорошо.

Будланула – боднула, обманула, догнала, разогнала, ударила, клюнула, погладила, убежала, оттолкнула, поддела, защитила, зарычала.

Бокра – быка, волка, зайца, козла, кота, медведя, лиса, петуха, брата, бычка, слона, мальчика, ежа.

Курдячит – лягает, жалеет, играет, облизывает, догоняет, ласкает, тащит, каркает, зовет, гладит, дразнит, убегает, спасает, оберегает, ругает.

Бокрёнка – теленка, волчонка, мышонка, зайчонка, козленка, котенка, медвежонка, цыпленка, теленка, слоненка, ежонка.

Как же в общем “перевести” фразу на русский язык?

Вариантов много. Мои учащиеся “перевели” так:

  • Бешеная корова сильно боднула быка и лягает теленка.
  • Хитрая лисица ловко обманула волка и ласкает волчонка.
  • Сильная медведица быстро догнала зайца и жалеет зайчонка.
  • Глупая ворона сильно клюнула козла и каркает на козленка.
  • Добрая тетенька ласково погладила кота и зовет котенка.
  • Хитрая лиса больно ударила волка и тащит волчонка.
  • Глупая коза сильно боднула медведя и дразнит медвежонка.
  • Серая мышка быстро убежала от кота и прячет мышонка.
  • Старая медведица сильно толкнула медведя и догоняет медвежонка.
  • Молодая лиса ловко обманула медведя и зовет медвежонка.
  • Старая коза смело поддела лиса и спасает козленка.
  • Рыжая лиса дерзко толкнула козла и тащит козленка.
  • Умная курица дерзко клюнула петуха и оберегает цыпленка.
  • Глупая корова сильно боднула козла и ласкает козленка.
  • Молодая коза смело боднула быка и жалеет теленка.
  • Сильная медведица больно толкнула медведя и ласкает медвежонка.
  • Полосатая тигрица смело оттолкнула слона и облизывает слоненка.
  • Хитрая лиса умело обманула медведя и дразнит медвежонка.

Благодаря окончанию слова можно узнать часть речи, род, число, одушевленность или неодушевленность, время, спряжение, падеж, лицо.

Загадочная фраза о непонятной глокой куздре помогает нам вспомнить морфологию и понять, что состав слова дает возможность определить, какой частью речи является слово.

Что за строка?
Что за слова?
Не знает никто,
Но перевести их можно раз сто.
Ты рисуй, сочиняй, изучай, находи,
И тебе с глокой куздрой всегда по пути!

Задание 1. Чтение текста.
Выразительно прочитайте вслух текст о Льве Владимировиче Щербе (1880–1944) – выдающемся русском и советском лингвисте, академике Академии наук СССР.

Всю жизнь Лев Владимирович Щерба посвятил служению науке. В историю лингвистики Щерба вошёл прежде всего как выдающийся специалист по фонетике. Ещё в дореволюционные годы он возглавил в Петербургском университете фонетическую лабораторию. Она существует и в настоящее время и названа в честь Льва Владимировича Щербы. Также он стал основателем ленинградской фонологической школы. В 1924 году Щерба был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР.

Существенный вклад в изучение русского языка внесла статья Льва Владимировича «О частях речи в русском языке», в которой анализировались особенности частей речи. В 1928 году вышел «Русско-французский словарь», который до сих пор используется в практике преподавания и переводов. Также Лев Владимирович предложил первую в отечественном языкознании научную типологию словарей.

Щерба ввёл в научный обиход термины «лингвистический эксперимент» и «отрицательный языковой материал». Значение последнего термина заключается в том, что учёный должен обращать внимание на неправильное произношение и употребление слов.

Лев Владимирович Щерба известен как автор школьного учебника по русскому языку. Он создал первые учебные программы для начальной и средней школы, разработал принципы построения школьных учебников. В лингвистике учёный поставил ряд вопросов, которые сохраняют актуальность и в наши дни.

(178 слов)

Задание 2. Пересказ текста.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова известного лингвиста Рубена Ивановича Аванесова о Льве Владимировиче Щербе:

«Щерба – это не только наше лингвистическое прошлое, но и наша жгучая современность».

_____________________________________________________________________

«Олень» близко к «лось», «бык» — родной брат «пчелы»… Вот вам еще один этимологический кажущийся парадокс: слово «комар» родственно слову «шмель». Ученые утверждают даже, что оба они являются перегласовками по отношению друг к другу: древнейшее * «чьмель» («кьмель») и «комар» образованы от одной основы.

Ощути себя ученым-исследователем!

Мини-исследование.

Как ты произносишь? Поставь ударение в словах.

КАТАЛОГ   КВАРТАЛ

Так выявляют норму произношения. Делают срез/опрос в обществе по разным возрастным группам. А потом норму фиксируют в словаре.

Домашнее задание.



Предварительный просмотр:

Тема: Российские и советские учёные и их открытия

Советская (Российская) наука

Задание 1. Словарный диктант

Г…потеза, т…ория, и…ледование, Ро…ийская …кадемия наук (РАН), уч…ный, пре…посылки, д…казательство, об…ект, суб…ект, …спект, учр…ждение, т…лант, г…ний, вунд…еркинд.

Взаимопроверка!

Задание 2. Чтение текста.
Выразительно прочитайте вслух текст о Льве Владимировиче Щербе (1880–1944) – выдающемся русском и советском лингвисте, академике Академии наук СССР.

Всю жизнь Лев Владимирович Щерба посвятил служению науке. В историю лингвистики Щерба вошёл прежде всего как выдающийся специалист по фонетике. Ещё в дореволюционные годы он возглавил в Петербургском университете фонетическую лабораторию. Она существует и в настоящее время и названа в честь Льва Владимировича Щербы. Также он стал основателем ленинградской фонологической школы. В 1924 году Щерба был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР.

Существенный вклад в изучение русского языка внесла статья Льва Владимировича «О частях речи в русском языке», в которой анализировались особенности частей речи. В 1928 году вышел «Русско-французский словарь», который до сих пор используется в практике преподавания и переводов. Также Лев Владимирович предложил первую в отечественном языкознании научную типологию словарей.

Щерба ввёл в научный обиход термины «лингвистический эксперимент» и «отрицательный языковой материал». Значение последнего термина заключается в том, что учёный должен обращать внимание на неправильное произношение и употребление слов.

Лев Владимирович Щерба известен как автор школьного учебника по русскому языку. Он создал первые учебные программы для начальной и средней школы, разработал принципы построения школьных учебников. В лингвистике учёный поставил ряд вопросов, которые сохраняют актуальность и в наши дни. (178 слов)

Задание 3. Пересказ текста. Повернитесь друг к другу.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова известного лингвиста Рубена Ивановича Аванесова о Льве Владимировиче Щербе:

«Щерба – это не только наше лингвистическое прошлое, но и наша жгучая современность».

Задание 4.

Язык глокой куздры изобрел для своих студентов лингвист академик Лев Владимирович Щерба, предложивший им разобрать следующее предложение по частям речи:

Глокая куздра штеко будланула

бокра и курдячит бокрёнка.

Как определить принадлежность к той или иной части речи непонятных по смыслу слов? Поставить вопрос и выделить окончание, характерное для той или другой части речи. Алгоритм работы следующий:

  1. Поставить вопрос к слову.
  2. Что оно обозначает?
  3. Подобрать слова с тем же окончанием.
  4. Сделать вывод.

Задание 5. Произнеси скороговорку!

В недрах тундры

Выдры в гетрах

Тырят в вёдра

Ядра кедров!

Выдрав с выдры

В тундре гетры

Вытру выдрой ядра кедров

Вытру гетрой выдре морду

Ядра в вёдра

Выдру в тундру!

Задание 6.

Ощути себя ученым-исследователем!

Мини-исследование.

Как ты произносишь? Поставь ударение в словах.

КАТАЛОГ   КВАРТАЛ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок знаний в 8 классе по теме: Удивительная наука

Этот урок я провожу каждое 1 сентября для учащихся 8-х классов. На уроке рассказывается о значении науки химии, используютя занимательные задания: загадки, шарады, анагарммы. В конце урока обязательно...

Конспект открытого урока в 7-ых классах на тему "Информатика в системе наук. Интеграция информатики в другие науки"

Как уже говорилось ранее, мы живем в информационном обществе. Все предметы, окружающие нас, несут в себе определенную информацию. Таким образом, мы можем сказать, что:Информатика - это наука, изучающа...

Контрольное тестирование к урокам обществознания в 11 классе по темам: Экономика: наука и хозяйство» и «Экономический рост и развитие»

Материал может быть использован как для входного и  итогового контроля в 11 классе непрофильной школы...

Урок истории в 8 классе СКОУ 8 вида "Развитие науки и географические открытия в первой половине 19 века"

Конспект урока истории в 8 классе СКОУ 8 вида "Развитие науки и географические открытия в первой половине 19 века" с презентацией....

Презентация "Ради жизни на земле" к уроку истории в 9 классе по теме "Наука и литература в годы войны"

Презентация  "Ради жизни на земле" акцентирует внимание учащихся на наиболее значимых темах в науке и литературе периода Великой Отечественной войны. Дает возможность учащимся осмыслить полученну...

Урок литературы в 11 классе "Наука поведения" по рассказу В.М. Шукшина "Материнское сердце"

Взаимоотношения взрослых и детей, поведение подростка в экстремальной ситуации, воспитание любви к матери....