Урок по русскому языку в 6 классе "Притяжательные местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Урок изучения нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prityazhatelnye_mestoimeniya.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Притяжательные местоимения.


Цели урока: систематизировать знания, умения и навыки по изучаемой теме «Местоимение»: вспомнить особенности лексико-грамматических разрядов местоимений, познакомиться с новым разрядом местоимений – притяжательными

Местоимениями.

Задачи урока: определять характеристики притяжательных местоимений:

- основное значение;

- морфологические признаки;

- синтаксическую роль.

научиться различать формы личных местоимений и притяжательные местоимения.


Оборудование: карточки с заданиями, компьютер, презентация, музыка Чайковского «Времена года. Февраль»

Ход урока

  1. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок, мы с вами не знакомы, но думаю сможем подружиться к концу занятия. Меня зовут Л. М. и сегодня у вас проведу урок русского языка.

Начинается урок

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять-

Будем грамотно писать.

Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число и вид работы.

  1. Повторение пройденного ранее.

а начать урок мне хотелось бы с небольшого видео. (видео)

вы, наверное, догадались о каком времени года говорилось в фильме?

Правильно это весна, (сл.1) замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Всё кажется необычным и новым. А какую новую часть речи вы начали изучать в эти весенние дни? (местоимение)

Что такое местоимение?

Какие разряды местоимений вы знаете?

III. Проблемное изложение нового материала.

Мы знаем, что остались неизученные ещё разряды местоимений. Сегодня наша цель познакомиться с новым разрядом. А поможет нам в этом весна. И наша гостья приготовила для вас словосочетания, которые мы употребляем вспоминая это время года.(сл.2)

(весенняя погода, мамин праздник, наше поздравление, птичье пение, мой цветок, зеленая травка, твоя открытка)

Назовите словосочетания, зависимые слова которых отвечают на вопросы чей? Чья? Чьё?

(мамин праздник, наше поздравление, птичье пение, мой цветок, твоя открытка)

Определите какой частью речи выражены зависимые слова? (прилаг. И местоим.)

Как называется разряд этих прилагательных? (притяж.)

Почему они так называются? (они обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному)

Давайте посмотрим на местоимения, а на что указывают они?

(Тоже на принадлежность.)

- Как вы думаете называется этот разряд местоимений? (- Притяжательные.)

- Так какая же тема сегодняшнего нашего урока? (Притяжательные местоимения)

- Запишите тему урока в тетрадь.

- Наша задача на сегодняшнем уроке: Определять характеристики притяжательных местоимений: - основное значение; - морфологические признаки; синтаксическую роль.

Назовите какие притяжательные местоимения вам встретились? (наше, мой, твоя)

А может из вас кто догадался, какие ещё местоимения указывают на принадлежность? (свой, ваш) запишите их в тетрадь. (сл.3)

Весна сегодня не только время года, но и художница. Как же это? Внимание на слайд. (сл.4)

Что случилось с природой? Всё вокруг ожило, словно кто-то её раскрасил. Потрудилась Художница-Весна! У художницы есть любимые краски, которые она подарила природе. Свой любимый зелёный она приготовила для растущей травки. Таким же цветом покрыла лес. Голубым раскрасила небо, а белым – те далёкие облака. Будто по голубому озеру плывут белые облака под птичье пение. Но впереди у Весны ещё много работы. Разные краски понадобятся ей, чтобы создать прекрасный орнамент.

-Почему же весна – художница? (ответы детей)

- Хорошо. А сейчас проведем исследование: будут ли притяжательные местоимения иметь такие же признаки, как и притяжательные прилагательные?

- А какими морфологическими признаками обладают притяжательные прилагательные?

Найдите в тексте притяжательное прилагательное и притяжательное местоимение ( птичье, свой)

- Первый ряд сейчас в тетрадях изменяет по родам прилагательное птичий и местоимение свой

Второй ряд изменяет эти же слова по числам;

Третий ряд – по падежам.

А теперь проверим. Оказалось, что притяж. Местоимен. Изменяются по родам, числам и падежам как и притяжательные прилагательные.

И нам осталось определить синтаксическую роль притяжательных местоимений. Найдите в тексте предложения с притяжательным местоимением. Запишем его в тетрадь. (комментиров). Каким членом предложения будет являться притяжательное местоимение? (определением)

Какой вывод мы можем сделать по притяжательным местоимениям? (притяж. Местоимен. Указывают на принадлежность, Изменяются по родам, числам и падежам, в предложениях обычно бывают определениями).

Давайте в учебнике на стр. 85 прочитаем теоретические сведения, правильный ли мы вывод сделали.

А какое слово у меня выделено? (орнамент)

А кто знает, что оно обозначает? (живописное, графическое или скульптурное украшение из сочетания геометрических, растительных или живописных элементов) у меня на слайде вот такой орнамент.

4 Проблемно-практическая часть

А вот ещё строки из стихотворения Николая глазкова «Желанная весна приходит» (сл )
Желанная весна проходит,
Ее закаты догорят...
Но лето славное приходит,
Ему я тоже очень рад.

Задание: Выделите здесь местоимения, обозначьте их разряд.

( я , ему, её – личные)

- Хорошо. А теперь задайте вопрос к местоимению её. (Чьи закаты? - Её. Вопрос притяжательного местоимения.)

- Значит, какой вывод сделать можно? (- Личные местоимения могут переходить в разряд притяжательных, если отвечают не на свои, падежные, вопросы, а на вопросы чей?, чья?, чьё?)

- Верно. Посмотрите на стр.84 в учебнике. Какие еще личные местоимения могут быть притяжательными? (его, её, их)

Значит, какими членами предложения могут быть эти три местоимения? (определениями и дополнениями)

Употребление личных и притяжательных местоимений, как считают специалисты в области языка художественного текста, придают речи оттенок искренности, взволнованности, задушевности. Они как бы притягивают к себе.

Физкультминутка. Вы хорошо поработали пора и отдохнуть. Найдите в классе слова Да и Нет. Я вам буду зачитывать строки из стихотворений, если вы услышите притяжательное местоим., то покажите руками на слово Да, а если нет притяжательных местоимений, то показываете на слово Нет

(зачитываю строчки)

5 Закрепление изученного.

Русский народ с уважение и любовью говорил о весне, об этом свидетельствуют многочисленные пословицы и поговорки. А наша гостья весна приготовила для вас тоже пословицы и поговорки. Но немножко запуталась, а вам надо ей помочь. Раскройте скобки и поставьте местоимения в нужном падеже. ( на слайде пословицы)

Молодцы, помогли весне. Но она приготовила для вас новое задание. У каждого из вас на столах лежат небольшие тексты о весне. Не списывая текст, выпишите все местоимения и укажите разряд. А у доски будут работать по одному представителю от каждого ряда. ( работа у доски и на местах)

VI. Рефлексия. Подведение итогов.

Итак, урок подошел к завершению.

С каким разрядом местоимений вы познакомились?

Обратимся к задачам урока:

Удалось ли нам их решить? (Узнали, что они изменяются по родам, числам, падежам.

- И в предложении являются определением)

. - Какие еще местоимения могут выступать в роли притяжательных?

Поднимите руки, кто испытал на уроке какие-либо трудности?
Поднимите руку, кто получил удовлетворение от работы?

7 домашнее задание: Составить дома текст из 5-7 предложений о весне, используя притяжательные местоимения, кто-то в стихотворной форме.

Спасибо за Вашу искренность и работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку в 7 классе по теме:"Отличие союзов чтобы, зато,тоже, также от местоимений и наречий"

Разработка урока для учащихся 7 класса  где  даны примеры, после разбора которых учащиеся увидят отличие  союзов: чтобы, зато, тоже , также от местоимений и наречий....

Презентация к уроку русского языка по теме "Местоимение", 6 класс

Презентация моможет учителю организовать самостоятельную работу на уроке....

Русский язык Таблица "Разряды местоимений-существительных, местоимений-прилагательных, местоимений-числительных" 6 класс

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8219888","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 163px;"}}]]              ...

Разработка урока по русскому языку в 6 классе. Тема урока: "Неопределенные местоимения"

Урок русского языка в 6 классе с применением технологии проблемного обучения.Тема: Неопределённые местоимения. Тип урока:   изучение нового материала и первичное закрепление знаний.Цели...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: «Местоимение как часть речи»

Тип урока: комбинированный:Форма работы: индивидуальнаяЦель урока: создать необходимые условия для понимания обучающимися того, что местоимение часть речи, которая указывает на предмет, не называя его...

Технологическая карта урока по русскому языку. 6 класс. Местоимения.

Технологическая карта урока по ФГОС. 6 класс. Местоимение...

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема "Неопределенные местоимения" (6 класс)

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема "Неопределенные местоимения" (6 класс)...