Проверочная работа по теме "Лексикология"
тренажёр по русскому языку (6 класс)

Анохина Наталья Владимировна

Проверочная работа по теме "Лексикология". 6 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proverochnaya_leksikologiya_6_klass.docx25.35 КБ

Предварительный просмотр:

Проверочная работа по теме «Лексика». 6 класс.

1. Подберите к иноязычным словам русские синонимы.

Обнаружить дефект _______________   Привезти сувенир____________________

Древняя легенда ___________________ Воздвигнуть монумент________________

2. Распредели по группам: архаизмы – историзмы:

1) боярин         6) городовой

2) стрельцы      7) кушак

3) ланиты         8) алтын

4) чело              9) цирюльник

5) веретено      10) ветрило

Архаизмы (запиши цифры)

Историзмы (запиши цифры)

 3. Запишите 3 слова по профессии биолога и 3 слова по профессии врача. Как они называются?
___________________________________________________________________________________

4. Какие слова по происхождению являются старославянскими? Подчеркни их.

Голова, среда, середина, млечный, главный, короткий

5. Подберите к иноязычным словам русские синонимы, запишите их

Читать мемуары __________________ Привести аргументы________________________________

Массивное здание _________________ Воздвигнуть обелиск ________________________________

6. Определите слово по словарной статье.

___________________________________ - командная игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу.

______________________ - грубый, невоспитанный человек.

7. Прочитайте.  Найдите заимствованные слова, замените их русскими.

1. При проверке были выявлены дефекты в изделиях._____________________
2. Все работали с большим энтузиазмом.________________________________
3. Автострада поворачивала к лесу._____________________________________
4. Всем подарили сувениры.___________________________________________
5. Парад Победы проходит у обелиска.__________________________________
6. Все любовались красивым пейзажем._________________________________

Контрольная работа по теме «Лексикология»

1 Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами.

1) ГОРЯЧИЙ пирожок — ЖАРКИЙ день

2) ТЁПЛЫЙ чай — ХОЛОДНЫЙ вечер

3) ИГОЛКА ели — ИГОЛКА для шитья

2. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами.

1) ГРОМАДНЫЙ дом — БОЛЬШОЙ зверь

2) зелёный ЛУК — ЛУК для стрельбы

3) ТРУД к радости — БЕЗДЕЛЬЕ к несчастью

3. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами.

1) родниковый КЛЮЧ — КЛЮЧ от замка

2) РАЗГОВОРЧИВЫЙ человек — МОЛЧАЛИВЫЙ юноша

3) давай СМЕЯТЬСЯ — стали ХОХОТАТЬ

4. Укажите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении.

1) железный гвоздь

2) железная воля

3) железная труба

5. Укажите предложение, в котором есть профессионализм.

1) Шкатулку принесли в комнату и осторожно вытерли с неё пыль.

2) В сарае то стучал молоток, то визжала пила.

3)  Эспланада — это широкая улица с аллеями.

6. Укажите верное утверждение.

1) Диалектизмы — слова, одинаковые по звучанию.

2) Диалектизмы — слова, употребляемые жителями той или иной местности.

3) Диалектизмы — слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии.

7. Укажите предложение, в котором есть историзм.

1) Русские толковые словари имеют многовековую историю.

2) На юноше был надет праздничный кафтан.

3) Лексика нашего языка с течением времени быстро меняется.

8. Укажите предложение, в котором есть архаизм.

1) Леса стоят в жемчужном инее.

2) Шуми, шуми, послушное ветрило.

3) Принцесса отвернулась и заплакала.

9. Укажите предложение, в котором есть неологизм.

1) По радио передали штормовое предупреждение.

2) Эта новость была фейковой.

3) Лодка всплыла у самого берега.

10. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.

1) Во поле берёзонька стояла.

2) Туристы зашли в дремучий бор.

3) Бригада работала засучив рукава.

11. Укажите предложение, в котором есть неологизм.

1) Вдоль берега плавали парусники.

2) Частое использование гаджетов вредит зрению.

3) В доме зажглись огни.

12. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.

1) Цыплят по осени считают.

2) Над лесом взошла луна.

3) Еды было с гулькин нос.

13. Укажите фразеологизм со значением «большое количество чего-либо».

1) между двух огней
2) ни два ни полтора
3) как звёзд на небе
4) лежать мёртвым грузом

14. В каком ряду в обоих предложениях есть фразеологические обороты?

1) Ни днём, ни ночью гости не приехали. Нам не давали покоя ни днём, ни ночью.    
2) За едой малыш прикусил язык и заплакал. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.  
3) Он во все глаза смотрел вдаль. Маша открыла глаза кукле.  
4) Подруги перемывали косточки  знакомым. За это я намылил голову кому следует

       

15. В каком примере выделенное слово имеет прямое значение?

   

1) мягкий свет

2) мягкий знак

3) мягкий мох

4) мягкий климат

16. В каком ряду верно указаны синонимы к фразеологизму?

1) кот наплакал – вредно, глупо

2) с горем пополам – еле-еле, кое-как

3) поставить крест – креститься, унижать

4) водить за нос – заглушить, мешать

17. Определите, где неверно указано значение фразеологизма.

1) стреляный воробей – опытный

2) обводить вокруг пальца – обманывать

3) с гулькин нос – много

4) яблоку негде упасть – тесно

18. Составьте связное высказывание на лингвистическую тему: «Для чего нужны фразеологизмы?» (5-6 предложений)

19. Подчеркните все фразеологизмы в тексте.

 Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох. – Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки. И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют...

7. Вариативная работа по карточкам.

Карточка №1

1. Укажите фразеологизм со значением «большое количество чего-либо».

1) между двух огней                                                                                                                           2) ни два ни полтора                                                                                                                              3) как звёзд на небе                                                                                                                      4) лежать мёртвым грузом

2. Объясните значение фразеологизмов:

1) Семь пятниц на неделе                                                                                                                  2) Фома неверующий                                                                                                                     3) Тише воды, ниже травы

3. Назовите фразеологизмы, имеющие в своём составе наименования частей человеческого тела:

Голова. Ноги.

Голова - человек с головой, морочить голову, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, с больной головы на здоровую...

Ноги - уносить ноги, встать с левой ноги, падать с ног, путаться под ногами, одна нога здесь – другая там, ног под собой не чуять...

4.Перепишите. Подчеркните слова, употребленные в переносном (метафорическом) значении.

  1. Море дышит полной грудью, волны бегут, ласкаются к берегу.
  2. Лес насторожённо молчит, всё живое замерло в ожидании грозы.
  3. 3. Травы шепчутся с ветром.
  4. Спит земля в сиянье голубом… Звезда с звездою говорит.  

5. Выберите из приведенных в скобках синонимов самый точный.

1. В нашем крае много (далеких, дальних, отдалённых, удалённых) населенных пунктов, в них (живет, проживает, обитает) до трети населения.

2. Старшая дочь моя (работает, трудится) на ферме, (выращивает, выхаживает, вскармливает, растит) молодняк.

3. Комплексное (употребление, применение, использование) наглядных пособий на (уроках,занятиях) (повышает, увеличивает) успех в (работе, труде) учителя.

6.    Определите литер. источник: блоху подковать;  человек в футляре; на деревню дедушке; темное царство; быть или не быть; рыцарь печального образа.

Человек в футляре – А.П.Чехов, блоху подковать – Лесков, на деревню дедушке – Л.Толстой, темное царство -

Карточка № 2.

  1. Вспомните, какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим:

Одноклассник без всякого основания, без видимой причины перестал со мной разговаривать. (Ни с того ни с сего)

Задание написано совершенно четко, определенно. (Черным по белому)

Мой друг вел себя так, будто ничего не случилось. (Как ни в чём ни бывало)

Надо, несмотря ни на что, непременно выполнить это задание. (Во что бы то ни стало)

В разговоре он находчив, знает, как ответить. (За словом в карман не лезет)

Много прошло времени с той поры. (Много воды утекло)

Мне надо поговорить с тобой наедине, без посторонних. (С глазу на глаз) 

 2.Замените фразеологизмы синонимами

Задрать нос; спустя рукава.

С одним из них придумайте предложение, запишите его.

3.Выпишите слова, употребленные в переносном значении.

Сады, убранные сухим золотом, почти не роняли его на дорожки и горели во всей красоте.

4.. Выпишите синонимы из предложения.

Когда мальчик слушал его пение, полное беспредельной тоски, чувство бесконечной жалости охватывало его маленькое сердце.

5..Составьте два предложения так, чтобы в одном слово было употреблено в прямом значении, в другом – в переносном

Язык

6.Определите слово по его лексическому значению.

Заранее намеченный путь следования;

Очень большой;

Знаки для обозначения звуков;

Часть слова без окончания.

7. Замените фразеологизмы синонимами

Водить за нос; засучив рукава

С одним из них придумайте предложение, запишите его.

Карточка №3.

  1. Выпишите слова, употребленные в переносном значении.

В саду горит костер рябины красной.

Ходят волны по реке, желтые, свинцовые.

  1. Выпишите синонимы из предложения.

Кругом, покорив всё своей темнотой, наполнив покоем и тишиной, царила ночь.

  1. Составьте два предложения так, чтобы в одном слово было употреблено в прямом значении, в другом – в переносном

Хрустальный

  1. Вместо точек впишите антонимы в данные словосочетания.
  1. Мелкий пруд – (глубокий)… пруд. 2. Мелкий дождь – (крупный)… дождь.
  2. Свежий хлеб – (черствый)… хлеб. 4. Свежий огурец - … огурец. 5. Свободный стул – (занятый)… стул.6. Свободная обувь - … обувь. 7. Сладкое яблоко - … яблоко.8. Сладкое лекарство - … лекарство.
  1. Выделите синонимы, объясните,  для чего они используются писателями (для усиления, для сопоставления (противопоставления), для уточнения мысли, чтобы избежать повторения слов).
  1. Уста и губы – суть их не одна. И очи – вовсе не гляделки! Одним доступна глубина, другим …глубокие тарелки.(А.Марков) 2. С каким упоением, восторгом упоминает он о птицах, которых видит в тюремном окне и которых не замечал раньше, когда был министром. (А.Чехов) 3. У Ули были не глаза, а очи.(А.Фадеев) 4. У нас с вами и так дуэль, постоянныйпоединок, непрерывная борьба. (А.Островский)  5. Жарко сверкало солнце, блестели горы.
  1. Составьте предложения с данными омонимами, учитывая их лексическое значение.
  1. нефрит (заболевание почек) – нефрит (полудрагоценный камень);
  2. ладья (устар. Судно, лодка) – ладья (шахматная фигура);
  3. посол (дипломат) – посол (соление продуктов);
  4. пост (воздержание от приёма пищи) – пост (место, откуда ведётся наблюдение, охрана);
  5. рубка (деление на частей) – рубка (специальное помещение на корабле);
  6. среда (день недели) – среда (условия, окружающие человека)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проверочной работы по подготовке к Всероссийской проверочной работе, 11 класс

Веселова Татьяна Андреевна, учитель географии  ГБОУ лицея №150 Калининского района Санкт-Петербурга.Данная методическая разработка позволит учителю подготвоить учащихся 11-х классов к итоговой ат...

Проверочные работы по учебному предмету "Второй иностранный язык (французский)", 5 класс. Проверочная работа 1 урок.

Проверочные работы по учебному предмету "Второй иностранный язык (французский)", 5 класс. Проверочная работа 1 урок....

Проверочные работы по учебному предмету "Второй иностранный язык (французский)", 5 класс. Проверочная работа 2 урок.

Проверочные работы по учебному предмету "Второй иностранный язык (французский)", 5 класс. Проверочная работа 2 урок....

Проверочные работы по учебному предмету "Второй иностранный язык (французский)", 5 класс. Проверочная работа 3 урок.

Проверочные работы по учебному предмету "Второй иностранный язык (французский)", 5 класс. Проверочная работа 3 урок....

Проверочные работы по учебному предмету "Второй иностранный язык (французский)", 5 класс. Проверочная работа 4 урок.

Проверочные работы по учебному предмету "Второй иностранный язык (французский)", 5 класс. Проверочная работа 4 урок....

Проверочные работы по учебному предмету "Второй иностранный язык (французский)", 5 класс. Проверочная работа 6 урок.

Проверочные работы по учебному предмету "Второй иностранный язык (французский)", 5 класс. Проверочная работа 6 урок....