Технологическая карта с дидактической структурой урока . Русский язык "Достопримечательность нашего города"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Волошина Ирина Алексеевна

В технологической карте дан подробнй план урока  соответстии с ФГОС ООО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл карта рока 31.15 КБ

Предварительный просмотр:

Ф. И. О. педагога: Волошина Ирина Алексеевна
Предмет: русский язык
Класс: 8
Тип урока: урок развития речи

                  Технологическая карта с дидактической структурой урока

Дидактическая структура урока*

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Формируемые способы

деятельности

Организационный момент

Приветствуют учителя. Готовят рабочее место, проверяют наличие необходимого оборудования. Психологически и эмоционально настраиваются на урок

Приветствует обучающихся. Проверяет готовность

к уроку, эмоциональный и психологический настрой

на урок

Владеют навыками самоорганизации, организации рабочего места


Мотивация

 Читают высказывание.

Работают со словарем.

Высказывают свою точку зрения.

Записывают тему урока

 Вступительное слово учителя. (слайды 1, 2,3)

-Сегодня у нас  с вами интересная работа. Мы должны научиться описывать памятник. Как вы понимаете значение этого слова?

- Прочитайте эпиграфы и скажите, как вы их понимаете? (слайд 4)

- Почему А.С.Пушкин считал, что уважение к минувшему – это черта, отделяющая образованность от дикости?

- Как вы понимаете смысл высказывания А.Григорьева? Почему автор боялся жить в таком    городе?

 

Владеют навыками работы со словарной статьей, осознанного чтения, способами конструктивного взаимодействия.

Формулируют и аргументируют

свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Умеют слушать

Актуализация ЗУН

 Примерные ответы учащихся:

1) Соответствия речи литературным нормам и грамматическим правилам;

2) Точного подбора слова для выражения мыслей;

3) Простоты изложения, исключения примитивных выражений и словесных штампов;

4) Выразительности и эмоциональности речи;

5) Точности в изложении литературных и исторических фактов.

-  У каждого города есть свои памятники. Это символы гордости и славы. Они языком искусства рассказывают о подвигах на полях сражений и в мирном труде, о любимых писателях и ученых.

Наша первостепенная цель – научиться работать над сочинением. Давайте вспомним, чего нужно добиваться в сочинении. (слайд 5)

 Формулируют и аргументируют

свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Умеют слушать.

Владеют навыками осознанного

чтения, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым.

Изучение нового материала

 Читают текст

Записывают ответ на вопрос.

Составляют опорный конспект.

Читают теоретические сведения.

 Отвечают на вопрос.

Рассуждают на заданную тему.

 Так как ваша задача написать публицистическое сочинение, то вспомним приметы публицистического стиля:

 (слайд 6)

1) Информативность;

2) Эмоциональность;

3) Возможное наличие риторических вопросов или обращений;

4) Четкость, краткость и емкость изложения;

5) Ясно выраженная авторская позиция.

2.  Предварительная беседа о специфике памятника как скульптурного произведения.

Памятник - трехмерное произведение искусства, объемное, поэтому его, в отличии от картины,  следует рассматривать с разных точек зрения: спереди, сбоку, сзади, т.е. обойти вокруг.

Для лучшего обзора скульптура обычно помещается на пьедестал (постамент).

Рассматривая памятник, надо всегда обращать внимание на то, как статуя связана с постаментом, а весь памятник- с пространством  улицы, площади, окружающими зданиями.

Очень важен выбор материала. Обычно памятники   превышают натуральную величину, стоят под открытым небом, поэтому материал должен быть особенно прочным: мрамор, гранит, бронза и т.п. Возможные вопросы  во время заочной экскурсии:

- Каков общий вид памятника?

- Как памятник вписывается в пространство местности?

- Каков вид  на памятник с разных точек обзора (прямо, сбоку , сзади)?

- Из  какого материала выполнена скульптура и пьедестал?

- Каковы особенности скульптурного изображения  ученого?

- Какое впечатление произвел на вас памятник? О чем заставил задуматься?

 Формулируют и аргументируют

свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Умеют слушать.

Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым.

Закрепление нового материала

 Работа со словарём

Записи в тетрадях

Выполнение упражнений для улучшения мозгового кровообращения

7. Сообщения учащихся:

1. В.М.Шукшин  - известный режиссёр, сценарист, писатель (слайд 9) Приложение 1

2. О времени и месте открытия памятника  (слайд 10)  

3. Об авторе памятника (слайд 11)  Приложение 2

4. О лексическом значении специальных слов: памятник, монумент, обелиск, пьедестал,  увековечить  (слайд 12)

 3. Работа над структурой  сочинения.

- Из каких частей оно состоит? (Вступление, основная часть, заключение).

- С чего мы начинаем работу над сочинением? (С составления плана)

4. Работа над составлением плана сочинения.

При составлении плана учитываем схему:

Барнаул – памятные места – любовь к родному городу.

Словарь С. И. Ожегова дает такое определение:  (слайд 7). Памятник -

1) Скульптура или архитектурное сооружение в память чего или кого-либо (выдающейся личности, исторического события), например памятник А. С. Пушкину

2) Сохранившийся предмет культуры прошлого

3) Памятник – трехмерное произведение искусства, объемное, поэтому его, в отличие, например, от картины, следует рассматривать с разных точек зрения: спереди, сбоку, сзади, т.е. обойти вокруг.

5. Слово учителя.

- Рассматривая памятник, надо всегда обращать внимание на то, как весь памятник с пространством улицы, площади, с окружающими зданиями. Очень важен выбор материала. Обычно памятники стоят под открытым небом, поэтому материал должен быть особенно прочным: мрамор, гранит, бронза, иногда дерево.Над созданием произведений монументального искусства обычно работает творческий коллектив. Создатель памятника, автор его – скульптор (ваятель) или архитектор, декоратор заботится об окружении, о деталях окружения памятника (фонари, ограда, иногда водное пространство и т.д.). Иногда в творческий коллектив входит и садовник.

6. Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения (слайд 8).

Наклоны и повороты головы повышают эластичность стенок шейных кровеносных сосудов, раздражение вестибулярного аппарата вызывает расширение кровеносных сосудов головного мозга. Дыхательные упражнения, особенно дыхание через нос, изменяют их кровенаполнение. Все это усиливает мозговое кровообращение, повышает его интенсивность и облегчает умственную деятельность.

И.п. – стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 – обхватить себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2 – и. п. то же налево. Повторить 4 – 6 раз. Темп быстрый.

8. Работа с речевыми конструкциями.

А) Продолжите фразу:

- скульптору удалось выразить (что?) свое восхищение его трудом во имя ….

- памятник Шукшину  выражает (что?) любовь и память потомков о тех, кто трудился во имя Отчизны.

- скульптор сумел передать (что?) душевное состояние писателя.

Б) Подберите синонимы к словам:

 скульптор - ваятель, зодчий.

 грандиозный - величественный

 создать - воздвигнуть, соорудить

 запечатлеть - увековечить

В) Запишите  под   диктовку слова:  скульптор, архитектор, статуя, памятник, обелиск, барельеф,  постамент, пьедестал,  архитектурный  ансамбль.

 Формулируют и аргументируют

свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Владеют навыками самооценки учебной деятельности. Адекватно реагируют

на оценку. Умеют слушать.

Принимают и сохраняют учебные задачи. Осуществляют поиск средств их достижения

Контроль

Учащиеся предлагают свои варианты, делают пометки в тетрадях

Отвечают на вопросы, делают выводы и обобщения.

Записывают, задают уточняющие вопросы

 Работа над составлением плана.

- Из  скольких  частей будет состоять ваше сочинение?

- Что мы будем писать во вступлении. Каким  оно может быть?

- Давайте попробуем на основании собранного материала  составить возможные варианты вступлений.

Варианты вступлений.

- Наш  город богат традициями,  верен памяти тех,   кто составил гордость отечественной культуры. Один из них В.М.Шукшин, который был известным режиссёром, сценаристом, писателем.

 - Памятник Шукшину был открыт к 60-летию  со дня рождения

Барнаул, 25 июля 1989 года. Сюда, к памятнику Шукшина,  спешат люди…

- Много памятных мест в Барнауле, связано с именами замечательных людей нашей страны. В центре столицы Алтайского края  установлен   памятник  А. С .Пушкину,  недалеко от него памятник Демидову. Я же хочу написать о памятнике замечательному человеку – В.М. Шукшину. Он был открыт 25 июля 1989 года, когда общественность города праздновала 60-летие со дня его рождения.

- Много в разных краях и землях памятников. Гранитные, мраморные,  высеченные из простого камня, стоят они  на  перекрестках дорог, на площадях городов, на известных курганах и  безымянных высотах. Нельзя представить нашу землю без памятников. К ним приходят люди, подолгу стоят, думают, вспоминают…

- Марина Цветаева, определяя бессмертие А. С. Пушкина ,  воплощенное в его памятнике , писала: «Уходим мы или проходим, а он - всегда стоит. Под снегом , под летящими листьями, в заре, в синеве, в мутном молоке зимы- всегда стоит. Но ведь это сказанное можно отнести к любому памятнику. Ведь  памятник – это прежде всего память о тех, кто много сделал для своего народа. Кто своим трудом   возвысил Россию. И таким человеком был В.М.Шукшин.    О памятнике этому человеку я и хочу рассказать.

10.  Работа над основной частью.

- О чем будем писать в основной части?

Образцы основной части .(фрагменты.)

- Скульптура  установлена на постаменте из серого гранита. Памятник стоит в зелени прекрасного сада, где любят отдыхать  студенты. Неподалеку  от него расположены старинные здания.

- Подхожу к скверику, где среди березок возвышается памятник  В.М.Шукшину. В облике писателя запечатлены  простота, трудолюбие, человечность.

- Он  изображен в сидячей позе, левая рука подпирает подбородок. Шукшин смотрит прямо перед собой, взгляд его сосредоточен. Возможно, он обдумывает очередной сценарий .

11. Работа над заключительной частью.

- О чем  мы можем писать в заключении?

Образцы заключений.

- Человек не может  жить  только настоящим. Он стремится в будущее,  при этом  бережно хранит память о прошлом.

- Памятник  В.М. Шукшину произвел на меня огромное впечатление. Он напоминает нам, потомкам,  о замечательном человеке,  который прославил  наш Алтай. Памятник ему –дань светлой памяти благодарных потомков замечательному человеку.

Еще раз  обращаю  внимание детей на  план  сочинения, который вывешивается  на доску.

План  (слайды 13-17)

  1. Вступление. Что такое памятник в вашем понимании?

2.  Основная часть.

А. Когда был открыт памятник  В.М. Шукшину.

Б . Кто его автор.

В.  Общий вид памятника.

Г. Материал, из которого сооружен памятник.

Д. Поза писателя, его взгляд,  лицо, руки, одежда.

Е. Что  хотели выразить  (какие мысли и чувства) создатели памятника (скульптор и  архитектор).

 Формулируют и аргументируют

свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Принимают и сохраняют учебные задачи

Рефлексия

 

Ответы учащихся

 Какое впечатление произвел на вас  памятник, о чем заставил задуматься.

Задание на дом: написать сочинение-описание на тему:  «Памятник  В.М.Шукшину в Барнауле».

 

Использованные интернет-ресурсы:

akunb.altlib.rufiles/LiteraryMap/Personnels…Барнаул

 http://shukshin.biysk.secna.ru/

barnaul-altai.ruНовости БарнаулаПраздники?id=2741

culttourism.rualtaysky…barnaul/object10599.html

dmitriev-anatoly2010.narod.ru

images.yandex.ru

Приложение 1

Памятник Василию Макаровичу Шукшину  - Визитной карточкой Ленинского района по праву можно считать единственный в городе памятник В.М. Шукшину. Фигура писателя отлита из латуни по проекту скульпторов Михаила Кульгачева и Николая Звонкова в 1989 году. Мало кто знает, что автор этого памятника, Николай Звонков тоже живет в Ленинском районе. Образцом будущей скульптуры послужили фотографии писателя. Как утверждает автор, в каждой он увидел что-то характерное для Василия Макаровича, и воплотил это в своей работе. Первоначально задумывалось, что скульптурный Шукшин будет одет в костюм, однако, в процессе работы скульптор Михаил Кульгачев посоветовал все-таки изобразить писателя в рубашке. Работа над памятником заняла более 1,5 лет. Трудился над ним Николай Звонков не ежедневно, в свободное от работы время. Собирал его сам автор: до половины – в мастерской, а дальше – уже в цехе. Не все одобряли, что создание памятника такому человеку, как В.М. Шукшин, доверили самоучке. Противники в то время дошли даже до тогдашнего главы города Барнаула В.Н. Баварина, и он постановил запретить работы. Но Звонков решил завершить начатое дело. Когда об этом узнал Баварин, он сам приехал в мастерскую скульптора. Оценивал, расспрашивал, а потом сказал: "Никого больше не слушай. Делай, как считаешь нужным". И Николай Звонков сделал, да так, что сестра В.М.Шукшина Наталья, увидев его – не поверила, как мог человек, никогда не видевший живого Васю сделать его точную копию до кончиков ногтей. Когда памятник был готов, возник вопрос – куда его поставить. То, что это будет улица Шукшина – сомнений не вызывало, а вот вариантов было три, и все на пересечении улиц Шукшина и Юрина: где сейчас стоят знаменитые журавлики, расположилась беседка и фонтан, и третье, на самом открытом и солнечном месте, в центре сквера. На нем и остановились. Много лет спустя скульптура была установлена на гранитный постамент, рядом появился сквер, а в нем - и калина красная, воспетая Шукшиным. Звонковский Шукшин признан всеми: и родственниками ("Это наш Вася!"), и барнаульцами, и столичными архитекторами и скульпторами и стал приметой города, любимым местом отдыха жителей окрестных микрорайонов. Памятник В.М.Шукшину, уроженцу Алтайского края, установлен в Барнауле 25 июля 1989 г. к 60-летию со дня рождения писателя, актера, режиссера. Автор памятника - скульптор Михаил Алексеевич Кульгачев - один из выдающихся монументалистов Сибири. Памятник В.М.Шукшину, уроженцу Алтайского края, установлен в Барнауле 25 июля 1989 г. к

60-летию со дня рождения писателя, актера, режиссера. Автор памятника - скульптор Михаил Алексеевич Кульгачев - один из выдающихся монументалистов Сибири.

Приложение 2

Единственный в Барнауле памятник выдающемуся земляку, писателю и актёру Василию Макаровичу Шукшину, помимо прочего, имеет интересную историю создания.

Его автор Николай Звонков - скульптор-самоучка, заводчанин прошедший путь от фрезеровщика до гравёра, параллельно занимавшийся скульптурой в студии при ДК "Трансмаш". Идею создания памятника писателю Звонков вынашивал давно. Первой его работой стал кованый Шукшин, отмеченный дипломом первой степени на выставке самодеятельных художников в столице. Позже пришла идея о создании полноценного памятника Шукшину, которую поддержали непосредственный начальник и директор завода, где работал Николай Звонков. Работа над скульптурой велась в течение полутора лет, в свободное от основной время.

В качестве образца автор использовал фотографии писателя, в каждой из которой, по его словам, он выискивал что-то весьма характерное для Шукшина. Изначально предполагалось изобразить писателя в костюме. «Вася был интеллигент» - приводит слова его матери местное печатное издание. Скульптор Михаил Кульгачев (его работы также представлены на этом сайте) посоветовал изобразить Шукшина всё же в рубахе. Художник Василий Рублев в течение месяца консультировал Николая Звонкова по вопросам изображения лица писателя.

Одной из первых качество работы оценила сестра Шукшина - Наталья, которая была немало удивлена тому как человек, никогда не видевший Васю, смог создать его такую точную копию. В процессе работы неоднократно раздавались возгласы, типа: "зачем доверили создание памятника самоучке?" Дело коснулось и тогдашнего главы администрации города В.Н. Баварина. Последний постановил запретить работы по созданию памятника. Но Звонков решил во что бы то ни стало завершить начатое. Узнав об этом, мэр города сам посетил мастерскую скульптора. Оценив работу и пообщавшись с автором, он изменил своё решение, сказав следующее: «Никого больше не слушай. Делай, как считаешь нужным». И Звонков сделал.

Кроме этого, в Барнауле еще несколько работ Н. Звонкова: эмблема в виде змеи над чашей - во дворе больницы шинного завода; фигура рабочего - у проходной Барнаульского шинного завода; скульптурные композиции "Нежность"; "Девочка со скрипкой", "Журавли"; памятник В. Высоцкому; памятник Л. Мерзликину. Одну из последних скульптурных работ Звонкова - Шукшин в роли Лопахина - можно увидеть в филиале Барнаульской городской молодежной библиотеки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта с дидактической структурой урока

Предмет: химия (9 класс), Тип урока  Комбинированный.  Урок изучения нового материалаЦель  урока: Охарактеризовать серу в свете трёх форм существования этого химического элемента: в фор...

Технологическая карта с дидактической структурой урока математики по теме: "Упрощение выражений" 5 класс

Тема урока: «Упрощение выражений»Урок  первичного предъявления  новых знаний...

Технологическая карта с дидактической структурой урока Логопедическое занятие с группой детей 3 СКК с нарушением процесса письма, обусловленным недоразвитием речи системного характера при ЗПР

Логопедическое занятие для обучающихся 3 СКК с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционная работа на синтаксическом уровне. Технологическая карта с дидактической структурой урока разработана с...

Технологическая карта с дидактической структурой урока.

Технологическая карта с дидактической структурой урока....

Технологическая карта с дидактической структурой урока технологии в 5 классе

Технологическая карта с дидактической структурой урока технологии в 5 классе. 1.  Тема урока: «Выпиливание лобзиком»....

Технологическая карта с дидактической структурой урока по русскому языку

Технологическая карта с дидактической структурой урока по русскому языку...