Контрольная работа по теме «Лексика».
тест по русскому языку (6 класс)

Данная работа поможет обучающися 6 класса проверить свои навыки и умения в работе с основными лексическими единицами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontrolnaya_rabota_leksika_6kl.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Лексика». Вариант I.

Задание 1.Выполните задание в виде таблицы. В первую колонку выпишите слова, которые употреблены в прямом значении, а во  вторую – в переносном. 

Прямое значение

Переносное значение

 Золотая зорька, серебряные косы, душистая весна, тяжелое чувство, теплый взгляд, серебряная посуда, сонные березки, горячая вода, сердитая зима, стальная воля.

 

Задание № 2.Как называются слова, приведённые ниже? Дайте определение. Составьте с этими  словами такие предложения, чтобы было понятно, что они  обозначают.

 

Поласкать - полоскать, луг – лук, плот – плод, пруд – прут

Задание №3.Выпишите группами синонимы.

Отважный, грустить, смелый, горевать, спор, бесстрашный,

печалиться, дискуссия, скорбеть, полемика, храбрый, тосковать.

  Задание №4.Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях:

Добрый друг - ___________________________________

Теплый день - ___________________________________

Хорошее начало - ________________________________

Задание №5. Найдите в стихотворении выразительные средства языка. Подпишите вид тропа над словами.

Нивы сжаты, рощи голы,                                  Дремлет взрытая дорога.
От воды туман и сырость.                                Ей сегодня примечталось,
Колесом за сини горы                                       Что совсем-совсем немного
Солнце тихое скатилось .                                 Ждать зимы седой осталось.    

                                                                                                                                                 

Задание №6.  Объясните значение фразеологизма путаться под ногами, запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Объясните значение фразеологизма набраться духу, запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Задание №7. Определите и запишите лексическое значение слова «голова» из предложения 2. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.(2)Хлеб- всему голова.

Определите и запишите лексическое значение слова «дорогие» («дорогих») из предложения 5. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении. 5)Хозяйка выставляла посуду с хохломской росписью для дорогих гостей: пусть и не богатое в ней будет угощение, но от всей души.

Задание №8.Определите стилистическую принадлежность слова «начистоту» из предложения 19, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову. (19)Когда я читаю про себя, глазами, это описание гибели Пети, то – сказать начистоту? – всегда плачу. 

Определите стилистическую принадлежность слова «значимость» из  предложения  23, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.  (22)Летом солнце поднимается на небе выше, чем зимой, поэтому и тень в летний полдень короче, чем в зимний. (23)В этом значимость граней посоха. 

Контрольная работа по теме «Лексика». Вариант II.

Задание 1.Выполните задание в виде таблицы. В первую колонку выпишите слова, которые употреблены в прямом значении, а во  вторую – в переносном. 

Прямое значение

Переносное значение

 Весёлый ветерок, ледяная глыба, мягкий пух, золотое кольцо, железные нервы, потерять покой, холодный взгляд, железные гвозди, глухая ночь, горячий характер.

 

Задание № 2.Как называются слова, приведённые ниже? Дайте определение. Составьте с этими  словами такие словосочетания, чтобы было понятно, что они  обозначают.

     /                  /      /                  /      /             /   /              /

Кружки - кружки,  гвоздик – гвоздик, мука – мука, сорок – сорок

Задание №3.Выпишите группами синонимы.

Защищать ,темперамент, подчиняться, охранять, нрав, оберегать,   повиноваться, характер, зависеть, оборонять,поддаваться,ограждать.

 Задание №4.Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях:

 Полезный труд - _________________________________

 Утренний уход - _________________________________

 Последнее поражение - ___________________________

Задание №5. Найдите в стихотворении выразительные средства языка. Подпишите вид тропа над словами.

На пушистых ветках                     И стоит берёза
Снежною каймой                          В сонной тишине,
Распустились кисти                      И горят снежинки                                                                                                                                                              
Белой бахромой.                           В золотом огне.

Задание №6.Объясните и запишите значение фразеологизма от корки до корки. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Объясните значение фразеологизма делать из мухи слона, запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Задание №7. Определите и запишите лексическое значение слова «удерживать» («удерживает») из предложения 3. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении. 3)При вязке используют пух коз оренбургской породы: он хорошо удерживает тепло, мягок, эластичен и поэтому легко растягивается.

Определите и запишите лексическое значение слова «картина» из предложения 9. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.  (9)Мы даже не очень ей удивились, так ужасна была открывшаяся нам картина.

Задание №8. Определите стилистическую принадлежность слова «повелеть» («повелел») из предложения 6, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.  (6)В честь этого события король Людовик Четырнадцатый повелел отчеканить медаль.

Определите стилистическую принадлежность слова «поведать» из предложения 8, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову. (8)У трясогузки концы двух крайних перьев хвоста белые, но это можно заметить лишь тогда, когда птичка хочет что-то поведать своим собратьям. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал. Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология", 5 класс, УМК С.И. Львовой

Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология", 5 класс, УМК С.И. Львовой...

Контрольная работа по теме "Лексика"(5 класс по программе Разумовской")

Представлены два варианта контрольной работы в 5 классе по программе М.М.Разумовской...

контрольная работа по теме "Лексика"

контрольная работа для учащихся 6 класса по теме "Лексика"...

Контрольная работа по теме "Лексика" 5 класс

Контрольная работа для проверки знаний по теме "Лексика" для 5 класса общеобразовательной школы. Содержит разноуровневый материал....