«Эффективные методы подготовки и итоговому собеседованию по русскому языку»
статья по русскому языку (9 класс)

Максименко Е.А.

Как успешно пройти устное собеседование по русскому языку в 9 классе? В данной статье приводятся эффективные формы подготовки к чтению, пересказу текста, а также формы подготовки к монологической и диалогической речи. Приведены примеры этапов работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Эффективные методы подготовки и итоговому собеседованию по русскому языку»

Устное собеседование по русскому языку для выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений – это допуск к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования.

Как учителя – практика, меня давно волнует вопрос, как подготовить обучающихся к успешной сдаче итогового собеседования? Ведь не все ребята обладают навыками владения речью, особенно устной.

Устная речь – это форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме (говорение). Устная речь индивидуализирована, т.к. отражает характер человека, его интересы, эмоциональное состояние.

На устном экзамене по русскому языку в 9 классе информационный обмен происходит в условиях ограниченного времени, т.е. в условиях, приближенных к реальному речевому общению и потому требующих оперативной ориентации в тексте каждого задания и быстрой реакции на слова собеседника при участии в диалоге.

Итоговое собеседование по русскому языку направлено на проверку навыков спонтанной речи. Модель собеседования включает следующие типы заданий:
1) чтение текста вслух;
2) пересказ текста с включением цитаты;
3) монологическое высказывание по одной из выбранных тем;
4) диалог с экзаменатором-собеседником.
Все тексты для чтения, которые предлагаются участникам собеседования, - это тексты о выдающихся людях России. На выполнение работы каждому участнику отводится около 15 минут. В процессе проведения собеседования ведётся аудиозапись.

Трудности:

1. Отсутствие у учащихся опыта системной и успешной профессиональной образовательной деятельности по постановке названных коммуникативно-речевых действий (умений, навыков):

1)выразительно читать нехудожественный текст,

2)пересказывать его,

3)участвовать в различных по жанру диалогах (интервью и беседа),

4)создавать спонтанный устный монолог на заданную тему в опоре на вспомогательные вопросы,

5) достаточно долго выступать с этим монологом не пугаясь того, что реально он может быть подготовлен только в виде отдельных набросков.

Все названные речевые действия жизненно необходимы, но опыта их освоения у учащихся недостаточно.

Готовясь к выразительному чтению текста (задание № 1) ученик должен:

1) вдумчиво прочитать текст, мысленно прослеживая логику изложенных в нем событий (Если текст содержит рассуждение, то постараться понять точку зрения автора, посмотреть на проблему его глазами);

2) отметить главную информацию (предложения, словосочетания) в каждом абзаце (это микротемы, их нельзя упускать при пересказе, обычно, один абзац – одна микротема). Целесообразным будет во время подготовки к выразительному чтению карандашом или ручкой подчеркнуть главные предложения, словосочетания в каждом абзаце текста, чтобы выделить их при выразительном чтении (это активизирует зрительную память).

3) запомнить имена собственные, термины, даты, которые могут присутствовать в тексте

4) выписать на листочек те имена собственные, термины, даты, с которыми он встретился в предложенном тексте впервые, но они необходимы ему для передачи микротем.

Школьнику нужно посоветовать, как можно ярче представить все события или явления, описанные в тексте. Чем эмоциональнее будут картинки, возникшие в его воображении во время чтения, тем больше информации останется в памяти.

Во время пересказа ученик должен не бояться отклониться от авторской стилистики и лексического набора слов и словосочетаний. Ведь главное в пересказе не механическое зазубривание, а понимание содержания текста, и, передавая его своими словами, учащиеся демонстрируют это умение наилучшим образом.

Обязательно при подготовке ко второму заданию итогового собеседования по русскому языку надо основательно изучить тему «Цитирование».

Учащиеся должны знать, что цитирование бывает частичным и полным. При использовании частичного цитирования школьники должны понимать, что главное – сохранить смысловую точность. Нельзя «выдергивать» слова из контекста. Убирать лишние слова, сокращая цитату, можно, при условии, если это не исказит смысла высказывания.

1. Формы подготовки к чтению текста:

#1063;итать на уроках фрагменты текстов учебника, упражнения, обращая внимание учащихся на темп чтения, правильную постановку ударений, интонацию, допущенные ошибки, искажения слов.

2. Проводить пятиминутку «Выразительное чтение», чтение по цепочке, прослушивать образцы чтения (в аудиозаписи, чтение учителя, подготовленного ученика).

#1044;авать задания для домашнего чтения (тексты из КИМов).

Сначала учащиеся должны прочитать задания к тексту, чтобы знать их заранее и читать текст целенаправленно! Последовательность подготовки к чтению:

а)подчеркнуть слова со знаком ударения;

б)имена, отчества, фамилии;

в)сложные, длинные и незнакомые слова;

г)правильно употребить числительные.

#1059;пражнение «Прочитай выразительно» Подготовить выразительное чтение отрывка, самостоятельно расставив в нем знаки препинания.

#1059;пражнение «Диктор телевидения» В процессе чтения учиться слушать друг друга и оценивать качество чтения.

#1059;пражнение «Умная шпаргалка» Работа в парах: по парте; через проход; сосед за спиной. Образуйте форму творительного падежа числительных 40,400,300.

Типичные ошибки при чтении текста

#1052;едленный или очень быстрый темп чтения;

#1052;онотонная интонация;

#1053;еправильное прочтение окончания зависимого слова;

#1048;скажение слов;

#1053;еправильная постановка ударения;

#1053;еправильная грамматическая форма числительного в косвенном падеже; #1047;амена целых слов по оптическому сходству;

#1055;ропуски: а) слов; б) слогов; в) букв; перестановки: а) слов; б) слогов; в) букв

2. Пересказ текста + цитирование

Чтобы справиться с этим видом задания, надо уметь хорошо конспектировать текст, сжимая его до важных фактов, цифр и дат.

В пересказ школьник должен вместить все основные микротемы исходного текста, соблюдая фактологию. К сожалению, большинство ребят запоминают смысл урывками, а потом не могут их связать. А ведь именно пересказу учат в начальной школе.

Учиться и тренироваться быстро конспектировать и пересказывать статьи, небольшие отрывки из параграфов (например, по истории). Самое важное — уметь выстраивать текст.

Цитата будет перед глазами. Обязательно надо сказать, кто автор слов! Ну и вовремя процитировать. При тренировке пересказов ребята так увлекаются этим видом задания, так стараются передать все детали, что попросту забывают цитату: «Я что-то забыл! Ах да, ЦИТАТА!». А время уже вышло!

Как тренироваться

На процесс формирования навыка чтения у школьников оказывает влияние общее психическое и физическое развитие. Высокая степень развития внимания, памяти, мышления, речи может стимулировать навык чтения. И наоборот, слабое развитие одной или нескольких психических функций может тормозить успешное формирование этого навыка.

Исследования показывают, что для понимания смысла при чтении и запоминания информации вполне достаточно только видеть слово и передать его в зрительный образ, в анализатор мозга для обработки информации.

При низкой скорости чтения все слова мысленно проговариваются. Чем выше скорость чтения, тем меньше слов проговаривается, тем больше слов воспринимается только глазами.

В целях четкого разграничения детьми чтения молча и вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении советую использовать упражнение, например, перевёрнутого текста, корректировка деформированных предложений. Можно почаще использовать тексты для зрительных диктантов.

Упражнение. Прочитайте словосочетания с числительными, ставя их в нужную падежную форму:

Через 3 года, в 20 лет, более 30 раз, в 1995 году, около 40 лет, более 400 работ, о 1934 годе, скульптуры XX века, автор 16 архитектурных проектов, в августе 1892 года, меньше 100 лет, прошел пешком более 13 000 километров, в 2014 году, около 700 тысяч произведений, до начала XXI века; присудила премию, равную 5 000 франков; около 300 000 образцов, о фаворите царя Петра I, в конце XIX века, сменил более 50 покрышек, свыше 70 типов самолетов.

3. Монолог

Подготовка к монологу

Любое монологическое высказывание характеризуется целым рядом качеств. Вот те из них, которые наиболее характерны.

Целенаправленность. Она проявляется в том, что у говорящего всегда есть определенная цель — решить речевую задачу, направленную на собеседника. В основе целенаправленности лежит стремление (осознаваемое или нет) изменить поведение собеседника в желаемом направлении.

Логичность. Под нею понимается такое свойство высказывания, которое обеспечивается последовательностью изложения, т. е. рядом мыслей, фактов, связанных внутренне за счет смысла и содержания. Это качество проявляется в развитии идеи ключевой фразы в последующих — в уточнении мысли, дополнении к ней, пояснении, обосновании.

Структурность или связность как последовательность изложения, обеспечиваемая внешними (по отношению к логике) специальными средствами языка. Каждый уровень высказывания имеет свои средства связности. Особенно важны для обучения монологическому высказыванию связи в сверхфразовом единстве объемом до пяти-семи фраз.

Относительная завершенность в содержательном, тематическом плане.

Продуктивность. Любое высказывание уровня сверхфразового единства всегда ново (если это не цитата), это новая комбинация речевых единиц, т. е. продукция, а не репродукция заученного.

Непрерывность, то есть отсутствие ненужных пауз, осмысленная высказывания.

Самостоятельность. Это одно из важнейших качеств высказывания, которое проявляется в отказе от всяческих опор — вербальных, схематических, иллюстративных.

Выразительность — наличие логических ударений, интонации, мимики, жестов.

Описание фотографии

Вопросы-подсказки:

● Кто изображён на фотографии?

● Как он выглядит?

● Какое у него выражение лица?

● Где он находится?

● Когда было сделано фото?

● Кто, по Вашему мнению, сделал этот снимок?

● Чем он занят?

● О чём он, возможно, думает?

● Какие чувства он, скорее всего, испытывает?

● Что больше всего привлекает в фотографии?

● Какие мысли/чувства/переживания вызывает снимок?

Монологическое высказывание по одной из выбранных тем

Повествование на основе жизненного опыта

Слова-связки:

● Однажды…

● Сначала…

● Потом…

● Далее…

● Затем…

● После этого…

● В итоге

Рассуждение по поставленному вопросу

Вопросы-подсказки:

● В чём причина данного явления?

● Что из этого следует?

● К чему приводит данное явление?

● Что оно значит?

Описание фотографии

Для достижения успеха на этом этапе можно предложить использовать методический алгоритм «Смысловые вопросы»: используя эти вопросы в свободном порядке, ученик дает на них краткие ответы, совокупность которых и составляет требуемый текст.

Смысл предложения строится так: главные члены отвечают на вопросы «кто?» и «что делает?» второстепенные члены отвечают на вопросы «какой (предмет)?» - группа подлежащего и на вопросы «где, когда, почему, зачем (делает)?» – группа сказуемого. Основная (главная) информация - это тема («кто?») + новая о теме информация (соответствует вопросу «что делает?»). Новая информация развивает тему по законам типа речи, который в микротеме использован. Видим типологическое сходство с главными членами предложения. Второстепенная информация в описательной микротеме – это ответы на вопросы: «где и когда находится предмет?», «каков он?», «как он выглядит?». Это описание. Вывод в описании – это ответ на вопрос: «почему этот предмет мне нравится или вызывает иные чувства?»

Второстепенная информация в повествовательной микротеме –это ответы на вопросы: «где и когда находятся главные действующие лица – герои повествования?», «каковы они (при знакомстве читателя с ними)?», «что, как и почему они делают (в начале, в середине и в конце (истории)?». Вывод в повествовании – это ответ на вопрос: «зачем мне рассказана эта история? Каков ее нравственный смысл?» Снова видим типологическое сходство с второстепенными членами предложения.

Тематические направления для 2 и 3 части определены следующие: музыка, музеи, театры, кинофильмы, путешествия, города, увлечения и хобби. Я думаю, что данные темы соответствуют возрастным особенностям детей данного периода. Но кругозор некоторых наших учащихся может позволить свободно не только беседовать, но и высказать свое мнение по некоторым темам.

Вопросы для беседы

  1. Какие музеи Вам больше нравятся: исторические, художественные, научно-технические или естественнонаучные?
  2. Как Вы считаете, должны ли школьники посещать музеи? Почему?
  3. Слышали ли Вы о виртуальных музеях? Какими возможностями, на Ваш взгляд, они обладают?

При рассмотрении данной фотографии мы понимаем, что на ней запечатлено культурно-образовательное событие, посвященное знакомству с творчеством известного художника. Поэтому, я думаю, участники этого мероприятия слушают своего педагога сидя на полу, а не стоя, как это обычно бывает во время экскурсий. Но все же задание относится к тематическому блоку «Музей». Поэтому ученику и дана небольшая инструкция, направленная на дополнения к составленному монологу по фотографии.

Подготовку к этому заданию целесообразно начать с тематических блоков. На уроках развития речи вместе с учащимися нужно определилить понятия: «музеи», «театры» и т.д.

Овладение монологической речью, как известно, вызывает у многих учащихся определенные трудности. Для того чтобы говорящий мог гладко и связно строить свое высказывание, чтобы его рассказ был достаточно информативным и логичным, произносился без длительных пауз между предложениями, ученик должен уметь правильно выражать свои мысли, уметь логически правильно построить свое сообщение, выделить главное, сделать выводы или заключения. Как подтверждает практика, не всем учащимся это под силу. Поэтому на первых этапах работы над развитием и совершенствованием монологической речи, можно рекомендовать использовать следующие речевые клише:

Я думаю, что на данной фотографии запечатлена (изображена) экскурсия группы учащихся в ……………… музей. Дети очень внимательно слушают экскурсовода, который ……….и ……….. На стеллажах ( …..), под стеклом представлены………………(документы, экспонаты, книги, предметы, фотографии …., и т.д. Я считаю, что это …… музей (вид музея), потому что……..

Я посещал ……. музеи (музей )…… Больше всего мне понравилось (понравились)…., т.к. …..

Я думаю, что после такой предварительной работы ученики будут чувствовать себя увереннее, а задание не покажется трудным и сложным.

Представлю несколько заданий аналогичного типа с целью развития и совершенствования монологической речи школьников.

Подберите синонимы к словам, включая

эмоционально-оценочные: друзья – товарищи, единомышленники, соратники, сподвижники; мечта – стремление, желание, выдумка, вымысел, фантазия, представление, воображение;

изучать – исследовать, анализировать, подробно рассматривать; путешествие путь, поход, странствие, экспедиция; тайна – секрет, загадка; маршрут – план действий, движения; планировать – задумывать, намечать, составлять; снаряжение – приспособление, обмундирование, экипировка; смелость – бесстрашие, решительность, сила душа, неустрашимость; сокровище – клад, драгоценности, золото, драгоценные камни и т.п.

Назовите опорные слова и словосочетания, отражающие

а) содержание картины, её композиционный строй: давняя мечта, детвора, искатели приключений, тяга к исследованиям, старая карта, поиски сокровищ, дальние страны, невероятные приключения и необычные встречи, захватывающие тайны, увлекательные и интересные события, тяготы и опасности дальних странствий и т.п.

б) описание героев: заядлые путешественники, искатели приключений, бесстрашные первооткрыватели, романтики, совместное планирование, выбор маршрута, тщательная подготовка (одежда, обувь, снаряжение) к путешествию и т.п.

в) определите слова и словосочетания, передающие колорит фотографии: широкая дорога, убегающая вдаль; дальний путь, яркий солнечный день, весёлая зелень деревьев, симпатичные увлечённые лица мальчишек; маршрутная карта и т.п.

С помощью каких слов и словосочетаний вы можете выразить своё отношение к изображаемому?

Счастливое детство, увлекательные странствия, ещё никем не исследованные маршруты, новые и незабываемые впечатления, непоколебимая вера, захватывающий дух открытия нового мира, яркие эмоции и т.п.

Подберите синонимы к словам, включая эмоционально-оценочные:

противники – нападающая сторона, противная сторона, соперники; атаковать – идти на приступ, обрушиться, идти на штурм, налететь; бдительный – зоркий, неусыпный, внимательный, недремлющий; битва – сражение, схватка, столкновение; слава – известность, популярность, знаменитость, признание; защищать – оборонять, заслонять, спасать, отстаивать, отражать; напряжённость – драматичность, острота, накал; победить – одержать победу, нанести поражение, разгромить и т.п.

Назовите опорные слова и словосочетания, отражающие

а) содержание картины, её композиционный строй: яркая по накалу эмоций сцена спортивной борьбы, даны крупным планом, атакующий удар, занимает всё пространство фотографии, своеобразный приём как бы остановленного мгновения, на фоне буйной южной природы, специальная площадка, разделённая сеткой, дух соперничества и дружбы и т.п. б) состояние спортсменов: физически сильные люди, крепкое телосложение, напряжённые позы, сильные руки, высокие прыжки, стремление направить мяч на сторону соперника и т.д. в) определите слова и словосочетания, передающие колорит фотографии: залитая ярким солнцем площадка, голубое небо, лёгкие белые облака, все оттенки изумрудного и бежевого цвета, ярко-красные и тёмно-синие костюмы игроков и т.д.

4. Диалог с экзаменатором-собеседником

1. Упражнение «Интервью»

Учащиеся задают вопросы, работая в парах:

– Есть ли в вашей семье, кроме вас, другие дети?

– Вы старший или младший ребенок в семье?

– У кого из вас самое необычное увлечение?

2. Упражнение «Оцени ситуацию»

Участники работают в парах. Они получают карточки с указанием ситуации, которую нужно разыграть. Остальные дети оценивают реплики и поведение ребят. Для оценки сыгранных ролей используются флажки: красный флажок — человек поступает опасно; зеленый флажок — человек поступает верно; желтый флажок — человек поступает справедливо.

Ситуация 1. Купе поезда. В нем едут три человека. На очередной станции заходит новый попутчик. Показать, как будут общаться люди в купе.

Ситуация 2. В магазине стоит очередь. Вы попросили последнего в очереди

предупредить тех, кто подойдет позже, что вы отошли в другой отдел. Когда вы пришли и заняли свое место, люди начали возмущаться.

Активные методы обучения при подготовке к устному итоговому собеседованию направлены на повышение мотивации обучающихся к развитию устной монологической речи, к созданию высказываний в процессе речи, к участию в диалоге в разной речевой ситуации.

Дискуссия - модель работы учеников в паре или группе по отработке навыков диалоговой культуры.

1 гр: «Какой мир лучше- реальный или виртуальный?»;

2 гр: «Народные традиции и праздники – нужны или не нужны?»;

3 гр: «Мечтать вредно или полезно?»

Толкование афоризмов. Работа в парах.

«Люди становятся одиноки, если вместо мостов они строят стены» (С. Лец).

«Самая главная роскошь на земле — это роскошь человеческого общения» (Антуан де Сент Экзюпери).

Настоящий друг везде верен в счастье и беде. У. Шекспир
Торжество разума в том и состоит, чтобы уживаться с людьми, не имеющими его (Вольтер).

Давайте говорить друг другу комплименты, ведь это всё любви счастливые моменты. Булат Окуджава

Упражнение «Откровенно говоря»

Мой самый большой страх – это…
Я не доверяю людям, которые…
Я сержусь, когда кто-то…
Я в самом деле очень не люблю в себе…
Я печалюсь когда…
Я хотел бы, чтобы мои родители знали…
Я хотел бы, чтобы тот, на ком я женюсь (за кого выйду замуж), была (был)…
Когда мне нравится кто-то, кому я не нравлюсь …
Самое трудное в том, чтобы быть мужчиной (женщиной)-это…
Главная причина, по которой мне нравится быть в этом классе, - это…
Мое самое страшное воспоминание…
В собственном характере мне больше всего нравится…
В этом классе я чувствую себя наиболее комфортно с …, потому что….


Активные методы обучения строятся на практической направленности, игровом действии и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе

Предлагаемые материалы позволяют учителю организовать подготовку обучающихся 9 классов к устному итоговому собеседованию по русскому языку в разделе "монолог и диалог". Для подготовки к моно...

Методические аспекты подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку ( 9 класс)

Готовимся к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе: советы учителям, ученикам и родителям....

Авторские методики реализации межпредметных связей в системе подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку

В основе выступления рассказ о применении технологии интегрированного обучения на уроках литературы и биологии (по рассказу Ф.Абрамова "О чём лачут лошади?", 7 класс)...

Тема: «Приёмы работы при подготовке к Итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе»

Помощь учителю-словеснику при подготовке к Итоговому собеседованию в 9 классе...

Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку (9 класс) на уроках биологии

Требования к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе тесно перекликаются с методикой работы с устным текстом на уроках биологии....

Буклет. Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку (9 класс) на уроках биологии

Буклет с советами учителям, ученикам и родителям при подготовке к итоговой аттестации в 9 классе....