АДАПТАЦИЯ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧЕНИКОВ
статья по русскому языку

Пономарева Виктория Владиславовна

 В статье рассматриваются подходы и методы адаптации учебных материалов по русскому языку и литературе для слабослышащих учеников. Учитывая специфические образовательные потребности данной категории учащихся, особое внимание уделяется созданию доступных и понятных учебных материалов, которые способствуют полноценному усвоению программного материала. Приведены примеры адаптации текстов, упражнений и заданий, а также методы использования визуальных средств и жестовой речи в процессе обучения. Подчеркивается значимость интеграции адаптированных материалов в общий образовательный процесс для обеспечения равных возможностей обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДАПТАЦИЯ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧЕНИКОВ

Пономарева Виктория Владиславовна, учитель русского языка и литературы

ГКОУ СКОШИ № 52, г.Москва

Аннотация. В статье рассматриваются подходы и методы адаптации учебных материалов по русскому языку и литературе для слабослышащих учеников. Учитывая специфические образовательные потребности данной категории учащихся, особое внимание уделяется созданию доступных и понятных учебных материалов, которые способствуют полноценному усвоению программного материала. Приведены примеры адаптации текстов, упражнений и заданий, а также методы использования визуальных средств и жестовой речи в процессе обучения. Подчеркивается значимость интеграции адаптированных материалов в общий образовательный процесс для обеспечения равных возможностей обучения.

Ключевые слова: адаптация, слабослышащие ученики, русский язык, литература, обучение, учебные материалы, визуализация.


Адаптация учебных материалов по русскому языку и литературе для слабослышащих учеников является ключевым элементом в обеспечении их полноценного участия в образовательном процессе. Слабослышащие дети сталкиваются с особыми трудностями при восприятии и усвоении учебного материала, особенно в области языка и литературы, где важна как правильная артикуляция, так и глубокое понимание текста. В этой связи адаптация учебных материалов должна учитывать специфику восприятия информации данной категорией учеников и способствовать созданию доступной и эффективной образовательной среды.

Одним из основных подходов к адаптации учебных материалов является упрощение и структурирование текстов. Для слабослышащих учеников важно, чтобы учебные тексты были четкими, логичными и доступными для понимания. Это может включать в себя сокращение сложных синтаксических конструкций, замену редких и сложных слов на более простые аналоги, а также использование кратких и понятных предложений. Например, при адаптации художественного текста для урока литературы можно сократить объем описательных сцен, сохранив при этом основной сюжет и ключевые моменты, чтобы учащиеся могли сконцентрироваться на главных идеях произведения.

Еще один важный аспект адаптации — использование визуальных средств для облегчения понимания текста. Иллюстрации, схемы, таблицы и другие графические элементы помогают визуализировать содержание текста, делая его более доступным для слабослышащих учеников. Например, при изучении произведения можно использовать иллюстрации, которые помогают учащимся представить образы персонажей и ключевые события, что облегчает понимание и запоминание сюжета. Важно также сопровождать учебные тексты визуальными схемами, которые помогают структурировать информацию и выделять главные идеи и концепции.

Жестовая речь также играет значительную роль в адаптации учебных материалов. Использование жестов для объяснения сложных понятий и грамматических конструкций позволяет слабослышащим ученикам лучше усваивать материал, делая процесс обучения более интерактивным и понятным. Например, при изучении грамматических правил учитель может использовать жесты для обозначения разных частей речи или синтаксических конструкций, что помогает ученикам лучше понять и запомнить правила. Жестовая коммуникация может также использоваться для объяснения значений новых слов и фраз, что способствует расширению словарного запаса учеников.

Адаптация заданий и упражнений также является важным компонентом в обучении слабослышащих учеников. Задания должны быть адаптированы таким образом, чтобы они соответствовали уровню понимания и языковым возможностям учеников. Например, при выполнении письменных заданий можно предложить ученикам заполнять пропуски в тексте, выбирать правильные ответы из предложенных вариантов или составлять предложения из данных слов, что помогает развивать навыки письма и грамматики. Важно также учитывать, что слабослышащие ученики могут нуждаться в дополнительном времени для выполнения заданий, поэтому необходимо предусмотреть гибкие условия для их выполнения.

Интеграция адаптированных материалов в общий образовательный процесс требует также тесного взаимодействия с родителями и специалистами, такими как сурдопедагоги и логопеды. Совместная работа учителей, специалистов и родителей позволяет разработать индивидуальные образовательные маршруты, которые учитывают особенности каждого ученика и обеспечивают ему наилучшие условия для обучения. Например, родители могут помочь ученику дома, повторяя с ним адаптированные тексты и упражнения, что способствует закреплению полученных знаний.

Таким образом, адаптация учебных материалов по русскому языку и литературе для слабослышащих учеников является неотъемлемой частью процесса их обучения и социализации. Создание доступных и понятных учебных пособий, использование визуальных средств и жестовой речи, а также адаптация заданий и упражнений помогают обеспечить равные образовательные возможности для всех учеников, независимо от их слуховых возможностей. Важно, чтобы учителя активно применяли адаптированные материалы в процессе обучения, способствуя развитию языковой компетенции и успешной интеграции слабослышащих учеников в образовательную среду.

Список литературы

  1. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности инвалидов с нарушениями слуха / автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования» / под общ. ред. Л. М. Беткер. – Ханты-Мансийск, ИРО, 2017. – 48 с.
  2. Туфатулин Г.Ш., Королева И.В., Артюшкин С.А., Янов Ю.К. Комплексные нарушения у детей с сенсоневральной тугоухостью — влияние на диагностику патологии слуха и слухопротезирование. 2020 г. 30‑34.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку и литературе 11 класс 1 полугодие

1.Диктант; 2. Диктант с грамматическимм заданием; 3. Комплексный анализ текста....

Материалы по русскому языку и литературе

"Материалы по русскому языку и литературе" содержат уроки, игры, доклады, посвященные разным темам, а также презентации к ним....

Игра "Счастливый случай" с использованием материалов по русскому языку и литературе

Данна презентация может быть использована как игровой вариант урока русского языка , а также для проведения внеклассного мероприятия в рамках Недели русского языка и литературы...

Рабочие материалы по русскому языку и литературе 5, 7-9 классы на 2014-2015 учебный год.

Рабочие программы по русскому языку 5класс по программе Рыбченковой, остальные по программе Ладыженской. рабочие программы по литературе по программе Коровиной....

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку и литературе в 6м классе

ПОЛОЖЕНИЕо контрольно-измерительных заданияхОбщие требования к содержанию КИЗов1.Киз могут отражать содержание четверти или основной темы четверти.2.Задания каждого блока должны быть согласованы друг ...

Методическая разработка интегрированного открытого урока по общеобразовательным учебным предметам «История», «Русский язык и литература» для преподавателей истории, русского языка и литературы Н.М.Карамзин "Путешествие к самому себе..."

Разработка интегрированного открытого урока с мультимедийной поддержкой для преподавателей истории, русского языка и литературы.  Н.М.Карамзин "Путешествие к самому себе..."...