"Изобразительно-выразительные средства языка"
презентация к уроку по русскому языку (9 класс)

Урок повторения и закрепления средств выразительности  для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izobrazitelno_-_vyrazitelnye_sredstva_yazyka_.pptx2.42 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изобразительно – выразительные средства языка Готовимся к ОГЭ

Слайд 2

Изобразительно-выразительные средства языка. ТРОПЫ (лексические средства) – обороты речи, состоящие в употреблении слова или выражения в переносном значении. Цель тропа – украсить речь, сделать ее более выразительной. Фигуры речи – особое синтаксическое построение слов, словосочетаний, предложений, служащих для усиления выразительности речи. В отличие от тропов чаще всего выступает в прямом значении.

Слайд 3

Эпитет - художественное определение предмета, подчеркивающее его характерное свойство, а также придающее ему образность(троп). Но люблю я, весна золотая , Твой сплошной, чудно смешанный шум... (Н.Некрасов). Отговорила роща Золотая Берёзовым весёлым языком. (С. Есенин).

Слайд 4

Гипербола - образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого (троп). Готов задушить в объятьях . В сто сорок солнц закат пылал ( Вл. Маяковский)

Слайд 5

Литота - средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе). Троп. Мужичок с ноготок. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка (А.Грибоедов)

Слайд 6

Метафора (скрытое сравнение) - уподобление одного предмета другому по сходству или контрасту ( троп). В саду горит костер рябины красной (С.Есенин). На болотах клюквы россыпи Догорают в пепле инея ( Н.Колычев ).

Слайд 7

Олицетворение - перенесение свойств человека (лица) на неодушевленные предметы, явления природы или животных(троп). Луна хохотала , как клоун (С. А. Есенин). Утешится безмолвная печаль, И резвая задумается радость... (А.С.Пушкин)

Слайд 8

Сравнение - сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами… Луна, как бледное пятно , сквозь тучи мрачные желтела (А. С. Пушкин).

Слайд 9

1) Не то на серебре – на золоте едал.(А.Грибоедов); 2) Я три тарелки съел. (И.Крылов); 3) Его перо любовью дышит.(А.Пушкин); 4) Читал охотно Апулея , а Цицерона не читал.(А.Пушкин); 5) Город шумел.( Ю.Олеша ). Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой по сходству

Слайд 10

И слышно было до рассвета, Как ликовал француз Миллион казацких шапок высыпал на площадь.(Н.Гоголь); …и гордый внук славян. (А.Пушкин). Синекдоха – разновидность метонимии. Основана на переносе значения по количественному признаку.

Слайд 11

« Живые мощи» (И.Тургенев) « Живой труп» (Л.Толстой) « Оптимистическая трагедия» (В.Вишневский) Таинственно шумит лесная тишина . (И.Бунин); О, как мучительно тобою счастлив я.(А.Пушкин) Оксюморон - сочетание противоположных по значению слов (фигура речи).

Слайд 12

Август — астры, Август — звезды, Август — грозди Винограда и рябины Ржавой — август! ( М.Цветаева). Анафора – единоначатие, повтор слов или словосочетаний в начале стихотворных слов или строк.

Слайд 13

Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня!» (А.Блок) Эпифора - повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки (фигура речи).

Слайд 14

Есть ли смысл обманывать себя? Разве добрые дела совершаются для похвалы или награды? Как же выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом? Не выбрать времени? (С.Львов). Риторический вопрос – форма утверждения, не требующая ответа (фигура речи).

Слайд 15

Выткался на озере алый свет зари. На бору со звонами плачут глухари (С.Есенин). Он из Германии туманной привез учености плоды (А.Пушкин). Инверсия – обратный порядок слов.

Слайд 16

Боюсь гостиниц. Может, потому, что чувствую, что в номере когда-то остаться мне случится одному. Навеки. В самом деле. Без возврата. (Е.Винокуров). Парцелляция - расчленение фразы на части или отдельные слова; намеренное нарушение границ предложения.

Слайд 17

Не плоть, а дух растлился в наши дни. (Ф.Тютчев). Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. (А.Пушкин). « Война и мир» (Л.Толстой). « Преступление и наказание » (Ф.Достоевский). « Коварство и любовь » (Ф.Шиллер). Антитеза –резкое противопоставление понятий мыслей образов

Слайд 18

Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (М.Лермонтов). Мне нравится, что вы больны не мной. Мне нравится, что я больна не вами. (М.Цветаева). Синтаксический параллелизм - одинаковое синтаксическое построение смежных предложений

Слайд 19

Определите средства выразительности. А кругом роса жемчужная Отливала блестки алые, И над озером серебряным Камыши, склонясь , шепталися .

Слайд 20

1) Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в театральные кулисы. 2) Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны? 3) Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых. 4) Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, и раскрывались безмерные дали, расступались облачные небеса. А3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

Слайд 21

Шаг 1. Находим все определения- прилагательные в предложениях. 1) Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в театральные кулисы. 2) Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны? 3) Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых. 4) Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, и раскрывались безмерные дали, расступались облачные небеса. Как решить такое задание?

Слайд 22

Определяем, какое из них употреблено в переносном значении. Довоенный- Существовавший до войны (прямое значение). Театральный - Относящийся к театру (прямое значение). Маленький - Небольшой по размерам (прямое значение). Разный - Неодинаковый, несходный в чём н. (прямое значение). Волшебный - Действующий волшебством, перен. пленительный. Безмерный - Огромный, безграничный (прямое значение). Облачный - Покрытый облаками (прямое значение). Итак, правильным ответом будет слово " волшебная", вариант 4. Шаг 2.

Слайд 23

Шаг1. Находим все глаголы в предложениях. 1) Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго – месяц или полтора. 2) Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны? 3) Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых. 4) Я читал книгу, наслаждался ею, точно глотал вкусное мороженое. А 3. Укажите предложение, в котором содержится олицетворение.

Слайд 24

Проверяем, какой из них употреблен в переносном значении, причем переносит свойства живого существа (обычно человека) на неживой предмет. Очевидно, это вариант 3- книга "разговаривала". Шаг 2

Слайд 25

Шаг1. Находим один из союзов как, словно, будто, точно в предложениях. 1) Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго – месяц или полтора. 2) Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны? 3) Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых. 4) Я читал книгу, наслаждался ею, точно глотал вкусное мороженое. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение".

Слайд 26

Проверяем, уподобляется ли одно явление другому: читал книгу - глотал мороженое. Очевидно, это вариант 4- " точно глотал вкусное мороженое" Шаг 2.

Слайд 27

Шаг1. Находим слова в переносном значении. 1) Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго – месяц или полтора. 2) Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны ? 3) Помню, что я был бесконечно счастлив, усаживаясь вечером с книгой в руках поближе к печи и натянув дырявый от старости бабушкин шерстяной платок на плечи. 4) Я читал книгу, наслаждался ею, точно глотал вкусное мороженое. Укажите предложение, в котором содержится метафора.

Слайд 28

Проверяем, уподобляется ли одно явление другому: книга уподобляется острову, война - морю. Очевидно, правильный ответ- вариант 2. Шаг 2.

Слайд 29

Когда Сережка задумывается, кем ему быть, мысли его начинают скакать в беспорядке, и он даже удивляется своему непостоянству. Я ведь, кажется, могу думать или не думать, но как-то само думается. Так долго бежала, а только он хотел подобрать ее, принести домой, как она удрала. А тут стоишь, как Илья Муромец, и не знаешь: налево пойдешь, направо пойдешь или прямо пойдешь? А 3.Укажите предложение, в котором средством речевой выразительности является сравнение.

Слайд 30

Рано утром, когда Сережка вышел за хлебом, во дворе не было ни души. А вот бульдозеры наворотили кучу земли: ровняют площадку. Сейчас он не ученик средней школы, он - отважный гладиатор. Вдруг вспыхивает солнечный луч, и Сережка забывает, что минуту назад был физиком. А.3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является антитеза .

Слайд 31

«Когда через полчаса раздались нетерпеливые звонки – слишком длинные и слишком короткие, я бросился в коридор и схватил трубку». 1) олицетворение 2) эпитет 3) синонимы 4) сравнительный оборот А.3.Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С русским языком можно творить чудеса, или Изобразительно-выразительные средства русского языка

Конспект урока по русскому языку в 5 класс, раздел "Повторение" (УМК С.И. Львова, В.В. Львов), рассчитан на 2 часа...

Урок русского языка в 10 классе "Фразеологизмы как изобразительно-выразительное средство языка"

Урок предназначен для учащихся 10 класса в рамках подготовки к ЕГЭ (задание В-8)...

Урок русского языка в 11 классе «Изобразительные и выразительные…» (Обобщение изученного об изобразительно-выразительных средствах языка. Подготовка к ЕГЭ, часть В8)

Цели:1)  повторить изобразительно-выразительные средства языка  (термины, употребление);2)  тренировать умение находить тропы и стилистические фигуры в тексте, готовить учащихся к...

Урок русского языка в 9 классе. Тема урока "Изобразительно-выразительные средства языка".

Тип урока – урок-практикум по выработке навыка лингвистического анализа текста с элементами интеграции.Методы и приёмы работы на уроке: урок разработан с использованием технологии личностно-ориентиров...

урок русского языка в 10 классе по теме "Изобразительно - выразительные средства языка"

Урок содержит богатый дидактический материал, объединенный одной темой. Готовит учащихся к выполнению задания В-8...

Программа элективного курса «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции»

Авторская программа элективного курса по русскому языку «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции» составлена  для учащихся 10 (11) классов об...