двойная роль букв е,ё,ю,я
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Певнева Надежда Константиновна

Двойная роль букв е,ё,ю,я

Скачать:


Предварительный просмотр:

днём рядом люди лес

яблоко ёлка ель  юла

подъём  вьюн  въезд  объявление

поехал  заявил  уют поёт

карточка №1

Определите,  в какой позиции в слове находятся буквы е, ё, ю, я и сколько звуков обозначают.

1) днём, рядом, люди, лес, красные ;

2) яблоко, ёлка, ель,  юла, зеленые;

 3) подъём,  вьюн, въезд,  объявление, оранжевые;

 4) поехал,  заявил,  уют, поёт;

Карточка №2

1 группа:  актёр, желание, баян, счастье, радость, акварель, подарок, ярмарка, праздник.

Выбрать слова, в которых  количество букв и звуков совпадает.

Карточка №2

2 группа:  актёр, желание, баян, счастье, радость, акварель, подарок, ярмарка, праздник.

Выбрать слова, в которых  букв больше, чем звуков.

Карточка №2

3 группа:  актёр, желание, баян, счастье, радость, акварель, подарок, ярмарка, праздник.

Выбрать слова, в которых  звуков больше, чем букв.

Карточка №2

1 группа:  актёр, желание, баян, счастье, радость, акварель, подарок, ярмарка, праздник.

Выбрать слова, в которых  количество букв и звуков совпадает.

Карточка №2

2 группа:  актёр, желание, баян, счастье, радость, акварель, подарок, ярмарка, праздник.

Выбрать слова, в которых  букв больше, чем звуков.

Карточка №2

3 группа:  актёр, желание, баян, счастье, радость, акварель, подарок, ярмарка, праздник.

Выбрать слова, в которых  звуков больше, чем букв.

Карточка №2

1 группа:  актёр, желание, баян, счастье, радость, акварель, подарок, ярмарка, праздник.

Выбрать слова, в которых  количество букв и звуков совпадает.

Карточка №2

2 группа:  актёр, желание, баян, счастье, радость, акварель, подарок, ярмарка, праздник.

Выбрать слова, в которых  букв больше, чем звуков.

Карточка №2

3 группа:  актёр, желание, баян, счастье, радость, акварель, подарок, ярмарка, праздник.

Выбрать слова, в которых  звуков больше, чем букв.

Карточка №2

1 группа:  актёр, желание, баян, счастье, радость, акварель, подарок, ярмарка, праздник.

Выбрать слова, в которых  количество букв и звуков совпадает.

Карточка №2

2 группа:  актёр, желание, баян, счастье, радость, акварель, подарок, ярмарка, праздник.

Выбрать слова, в которых  букв больше, чем звуков.

Карточка №2

3 группа:  актёр, желание, баян, счастье, радость, акварель, подарок, ярмарка, праздник.

Выбрать слова, в которых  звуков больше, чем букв.

Карточка №2

1 группа:  актёр, желание, баян, счастье, радость, акварель, подарок, ярмарка, праздник.

Выбрать слова, в которых  количество букв и звуков совпадает.

Карточка №2

2 группа:  актёр, желание, баян, счастье, радость, акварель, подарок, ярмарка, праздник.

Выбрать слова, в которых  букв больше, чем звуков.

Карточка №2

3 группа:  актёр, желание, баян, счастье, радость, акварель, подарок, ярмарка, праздник.

Выбрать слова, в которых  звуков больше, чем букв.

Карточка №2

1 группа:  актёр, желание, баян, счастье, радость, акварель, подарок, ярмарка, праздник.

Выбрать слова, в которых  количество букв и звуков совпадает.

Карточка №2

2 группа:  актёр, желание, баян, счастье, радость, акварель, подарок, ярмарка, праздник.

Выбрать слова, в которых  букв больше, чем звуков.

Карточка №2

3 группа:  актёр, желание, баян, счастье, радость, акварель, подарок, ярмарка, праздник.

Выбрать слова, в которых  звуков больше, чем букв.

Карточка №2

1 группа:  актёр, желание, баян, счастье, радость, акварель, подарок, ярмарка, праздник.

Выбрать слова, в которых  количество букв и звуков совпадает.

Карточка №2

2 группа:  актёр, желание, баян, счастье, радость, акварель, подарок, ярмарка, праздник.

Выбрать слова, в которых  букв больше, чем звуков.

Карточка №2

3 группа:  актёр, желание, баян, счастье, радость, акварель, подарок, ярмарка, праздник.

Выбрать слова, в которых  звуков больше, чем букв.

актёр подарок счастье

радость акварель праздник желание баян ярмарка

карточка № 2

Актёр, желание, баян, счастье, радость, акварель, подарок, ярмарка, праздник.

1 группа: выпишите слова, в которых количество букв и звуков совпадает.

карточка № 2

Актёр, желание, баян, счастье, радость, акварель, подарок, ярмарка, праздник.

2 группа: выпишите слова, в которых букв больше, чем звуков.

карточка № 2

3 группа: выпишите слова, в которых звуков больше, чем букв.

карточка № 2

Актёр, желание, баян, счастье, радость, акварель, подарок, ярмарка, праздник.

1 группа: выпишите слова, в которых количество букв и звуков совпадает.

карточка № 2

Актёр, желание, баян, счастье, радость, акварель, подарок, ярмарка, праздник.

2 группа: выпишите слова, в которых букв больше, чем звуков.

карточка № 2

3 группа: выпишите слова, в которых звуков больше, чем букв.

карточка № 2

Актёр, желание, баян, счастье, радость, акварель, подарок, ярмарка, праздник.

1 группа: выпишите слова, в которых количество букв и звуков совпадает.

карточка № 2

Актёр, желание, баян, счастье, радость, акварель, подарок, ярмарка, праздник.

2 группа: выпишите слова, в которых букв больше, чем звуков.

карточка № 2

3 группа: выпишите слова, в которых звуков больше, чем букв.

карточка № 2

Актёр, желание, баян, счастье, радость, акварель, подарок, ярмарка, праздник.

1 группа: выпишите слова, в которых количество букв и звуков совпадает.

карточка № 2

Актёр, желание, баян, счастье, радость, акварель, подарок, ярмарка, праздник.

2 группа: выпишите слова, в которых букв больше, чем звуков.

карточка № 2

3 группа: выпишите слова, в которых звуков больше, чем букв.

Таблица: Гласные буквы, обозначающие 2 звука



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Двойная роль букв е, ё, ю, я»

Класс: 5

УМК: «Школа России»

Автор учебника: Т.А Ладыженская и др.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель урока: познакомить учащихся с двойной ролью букв е, ё, ю, я.

Планируемые результаты:

Предметные: знать звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях; уметь различать звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях, объяснять, почему в русском языке 6 гласных звуков и 10 букв, их обозначающих.

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение работать со справочной литературой, видеть, обозначать проблему, находить пути её решения; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: умение ставить цели планировать свою работу, проводить самопроверку и давать самооценку своей деятельности; принимают и сохраняют учебную задачу, планируют необходимые действия;  контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; оценивают свою работу.

Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять сбор и поиск информации, владеть разными формами речи; задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; задают вопросы, отвечают на вопросы других; строят небольшие монологические высказывания.

Личностные: формирование  учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; осознают свои возможности в учении, способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха.

Методы: наблюдение над языком, исследовательский метод, создание проблемной ситуации.

Формы: парные, фронтальные, индивидуальные.

 

Оборудование: учебник для 5 класса «Русский язык» (Ладыженская Т.А.- М.: Просвещение, 2023 год), сигнальные карточки, карточки с заданиями презентация.

Ход урока

№ п/п

Название этапа (подструктуры)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

3

мин

Организационный этап

- Добрый день, ребята.

-Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь  на вашу активную работу на уроке.

Здравствуйте

 

 

 

1

5м.

Актуализация знаний

- Какой раздел науки о языке мы с вами изучаем?

Дома вы должны были повторить теоретический материал по этому разделу. Поиграем?

Игра «Да и нет»

- Я читаю утверждения, если вы соглашаетесь, поднимаете карточку зеленого цвета, если не соглашаетесь – красного цвета.

1.Фонетика-это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки

2.Звуки речи делятся на две группы: гласные и согласные

3. Между буквой и звуком нет отличий

4. Гласные бывают звонкими и глухими

5. Количество гласных букв 10

6. В словах бывает звуков больше, чем букв

7. В словах бывает букв больше, чем звуков

 

Хорошо, ребята, активно поработали.

Фонетика

 

 

 

 

Зеленая  карточка

 

 Зеленая  карточка

 Красная карточка

 Красная карточка

 Зеленая карточка

 Зеленая карточка

 Зеленая карточка

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других

2.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- На доске записаны слова. Прочитайте их. Разделите слова на группы.

лес                                ель

лямка                           

рюкзак                          вьюга

мёд                                ёж

                   объявление

По какому признаку слова разделены именно таким образом.

- Какие это буквы?

- Сегодня мы и будем работать с этими необычными и удивительными буквами.

- А в чем их необычность?

- Очень часто эти буквы называют актрисами. Как вы думаете, почему?

- Правильно, ребята. Это и будет темой урока.

-Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока «Двойная роль букв е, ё, ю, я»

-Как вы думаете, чем мы будем заниматься?

лес           ель

лямка   объявление   

рюкзак      вьюга

мёд           ёж  

 В первом столбике гласные обозначают один звук, во втором – два звука.

Буквы е,ё,ю, я

 

Могут иметь два звука.

 -Потому что могут играть двойную роль

Двойная роль букв е, ё, ю, я. Записывают число, классная работа и тему урока

Познакомиться с двойной ролью букв е, ё, ю, я; научиться различать позиции, в которых данные буквы обозначают один и два звука.

Личностные: осознают свои возможности в учении, способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказывания одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания..

3.

Первичное усвоение новых знаний

- Ребята, я предлагаю вам решить небольшую, но важную исследовательскую задачу: определить, в каком положении, буквы е, ё, ю, я будут обозначать один звук, а в каком два.

- Работать мы будем группами. Подойдите ко мне, возьмете листочек, который вам больше всего понравился.

желтые листочки:

  1. днём, рядом , люди, лес, красные ;

     2) яблоко, ёлка, ель,   юла ,зеленые;

    3) подъём,  вьюн , въезд,  объявление, оранжевые;

   4) поехал,  заявил,  уют , поёт;

Работа с учебником.

 -Все правильно. Давайте проверим  свои выводы с правилом учебника (стр.114-115) и ответим на вопрос: правильные ли выводы мы сделали.

Приведите свои примеры 

 Деление на группы

Ученики формулируют правило

  1. Вывод: первая роль-  буквы  е,ё,ю,я  обозначают один звук , когда они находятся после согласного  и указывают на мягкость этого согласного
  2. Вывод: вторая роль этих гласных- обозначать два звука в начале слова
  3. Вывод: двойную роль эти буквы выполняют , если находятся после ъ или ь знака
  4. Вывод: два звука обозначают эти буквы , если стоят после гласной

После согласных звуков эти буквы передают лишь один звук и мягкость предыдущего согласного

Работа с учебником

Правильные

 

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, самостоятельно находят ее в материалах учебника. 

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Приложение 1

4.

Первичная проверка понимания

- О каких буквах мы сегодня говорили?

 - В каких положениях буквы Ё, Е, Ю, Я обозначают один звука?

-  И еще одна роль есть у наших букв Е, Е, Ю, Я. Какая?

-В каких положения буквы Ё, Е, Ю, Я обозначают два звука?

 - Какие это два звука?

Буквы Е,Ё, Я,Ю

 После согласных звуков эти буквы передают лишь один звук и мягкость предыдущего согласного

 Буквы Е,Ё,Ю,Я  обозначает два звука в начале слова, после гласной буквы, после мягкого и твердого знака.

 

е [йэ]  ё [йо] ю [йу]   я [йа]

 

 

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

 4

Физминутка

Предлагаю немного отдохнуть и поиграть.

Если гласный обозначает два звука, приседают девочки, если один, то приседают мальчики.

 

Юнга, хлеб, барьер, люстра, пень, клюква, память, ружьё, озеро, памятник, вьюга, свёкла, каюта, рояль, шёл.

Приседают девочки

Юнга, барьер, ружье, озеро, вьюга, каюта, рояль

 

Приседают мальчики

Хлеб, люстра, пень, клюква, память, памятник, свекла, шел

 

 

5.

Первичное закрепление

6

7

1. Каждая группа получает карточку №2. Слова в карточках одинаковые, но задания у всех разные. Ваша задача быстро и внимательно выбрать слова согласно своему заданию

Актёр, желание, баян, счастье, радость, акварель, подарок, ярмарка, праздник.

1 группа. Количество букв и звуков совпадает

2 группа. Букв больше, чем звуков

3 группа. Звуков больше, чем букв

- Проверяем. Представитель каждой группы читает те слова, которые они выписали. Молодцы, справились с заданием.

Презентация

6. - Продолжаем работать. Ваша задача: найти  и записать в тетрадь те слова, в которых е, ё, ю, я обозначают    два звука (5 слов).
    Южный,     семь,  объединение,     профессия,     отмерь,  яркая,     прелестный,    тяжёлый, объезд.

 

7. - Хорошо, с заданием справились. Сейчас каждый работает самостоятельно. Перед вами четыре группы слов. Выпишите в тетрадь из каждой группы слово, которое является лишним.

Месяц, семья, перец, посёлок.

Тяжесть, ящерица, яблоко, ясень.

Юля, юрта, каюта, жюри.

Салют, брошюра, ягода, земля.

- По какому признаку вы определили лишнее слово в каждой группе?

Дополнительное задание:

- Составьте и запиши  простое предложение с любым из этих слов, подчеркните его грамматическую основу.  Устно дайте характеристику этому предложению.

 

 

актёр, подарок, счастье

радость, акварель, праздник

желание, баян, ярмарка.

 

 

 

Южный,     семь,  объединение,     профессия,     отмерь,  яркая,     прелестный,    тяжёлый, объезд.

 

 

 

Месяц, семья, перец, посёлок.

Тяжесть, ящерица, яблоко, ясень.

Юля, юрта, каюта, жюри.

Салют, брошюра, ягода, земля.

 

 

Ответы детей

Познавательные:

 выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

7.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Пришло время получить домашнее задание

параграф 41, упр. 219

Выпишите слова по способу мягкости согласных:

- Всем все понятно?

Записывают домашнее задания

 

 

 

 

Ответы детей

 

8.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Чему был посвящен урок?

- Когда буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука?

 

- Оцените вашу работу. Продолжите фразы:

Сегодня на уроке я узнал………

Я научился...

Было трудно…

- Молодцы, сегодня на уроке вы были активны, старались правильно отвечать, четко формулировать свои ответы. 

 

(Выставление оценок)

- Урок окончен. Всем спасибо за работу.

Двойной роли букв е, ё, ю, я.

Когда стоят в начале слова, после гласных и после разделительных знаков.

 

 

 

Ответы детей

 

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

 

 

 

поделиться в vkподелиться в одноклассникахподелиться в майлру


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я.

В презентации к уроку представлено повторение об употреблении Ь в сочетаниях ЧК, ЧН и др., самостоятельная работа. Объяснение нового материала идет на доступных примерах. Закрепление по учебнику "Русс...

Урок русского языка по теме: "Двойная роль букв е, ё, ю, я".

Урок русского языка для 5 класса, обучающихся по учебнику Ашуровой С.Д....

Урок русского языка в 5 классе на тему "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"

Тип урока - изучение нового материала. Форма - урок-исследование, в результате которого учащиеся сами приходят к выводу о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я....

Тема: Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.

урок русского языка 5 класс...

"Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"

Презентация содержит теоретический материал, а также материал на закрепление....