ОГЭ 2025. Русский язык, 50 вариантов, под ред. Р. А. Дощинского. Вариант 28, Сочинение 13.2.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)
Предварительный просмотр:
ОГЭ 2025. Русский язык, 50 вариантов, под ред. Р. А. Дощинского.
Вариант 28, Сочинение 13.2.
(1) Была еще та ранняя весна, когда о приближении тепла можно догадаться только по едва заметным признакам – по туману на московских улицах, по каплям этого тумана, стекающим с черных веток недавно посаженных лип, и по рыхлому ветру. (2) Тот случай, о каком я хочу рассказать, произошел в троллейбусе номер пять.
(3) В том троллейбусе, который отошел от остановки на Театральном проезде, было обычное настроение. (4) Люди в основном читали, а не разговаривали. (5) Вдруг кондукторша крикнула:
– Погодите! (6) Что же это такое?
– (7) Это грач, – испуганно сказала девочка лет восьми.
(8) Грач сидел, пригревшись, под пальто на груди у девочки и только на минуту высунул из-под пальто свой нос. (9) Но этого было достаточно, чтобы бдительная кондукторша заметила в троллейбусе птицу, запрещенную к перевозке.
– (10) Если его нельзя везти, так я слезу, – сказала девочка и покраснела.
– (11) Что ты, дочка! – воскликнула кондукторша, перестала давать билеты и протиснулась к девочке.- (12) Сиди, не беспокойся. (13) Ой, какая птаха хорошая! (14) Что это? (15) Неужели грач?
(16) Грач осмелел и выглянул. (17) Кондукторша осторожно погладила его пальцем по точеной головке и засмеялась.
(18) Пассажиры начали вставать, тесниться около девочки. (19) Каждый пытался погладить грача. (20) Грач гладить себя давал, но посматривал на всех презрительно и высокомерно.
(21) Сквозь толпу с трудом продирался от входной двери назад плотный суровый генерал.
– (22) Куда это вы, товарищ генерал, – заметил худой юноша без кепки, – против течения?
– (23) А я к грачу, молодой человек, – ответил генерал и повторил внушительным голосом: – К гра-чу!
(24) Генерал протискался к девочке, взял у нее грача, подержал его на ладони, как бы взвешивая, возвратил девочке и сказал:
– Куда же ты его везешь?
– (25) В зоопарк. (26) Там я его выпущу.
– (27) У нас на реке Сейме, – неожиданно сказал молоденький лейтенант и почтительно посмотрел на генерала, – настоящее пернатое царство. (28) Грач, конечно, птица умная и самостоятельная, но голоса у нее нет. (29) А у нас – соловьи. (30) Мировые соловьи. (31) Весной наш край по ночам весь поет.
– (32) Вы про профессора Мантейфеля слышали? – спросил генерал лейтенанта.
– (33) Так точно, слышал, товарищ генерал!
– (34) Каждую птичью повадку знает. (35) И может объяснить. (36) Ну, а насчет всяких колен, пересвистов, перезвонов, трелей, чохов и всей прочей птичьей музыки нет такого другого знатока и любителя в в нашей стране. (37) Просто волшебный старик!
– (38) Вы здесь выходите? – спросила генерала молодая женщина со смеющимися глазами. – (39) Или нет?
– (40) Я на следующей остановке сойду, – ответил генерал, нисколько не смущаясь вопросом молодой женщины. – (41) Подумаешь, важность – пройти два квартала обратно. (42) Я, знаете, был свидетелем удивительной одной истории. (43) Под Ленинградом во время войны. (44) Весной это было. (45) Прилетели скворцы и вьются, кричат над своими скворечнями. (46) А скворечни, как на грех, в пустой полосе между нами и фашистами. (47) Так те открыли по скворцам огонь из автоматов. (48) Их, видите ли, беспокоил крик скворцов. (49) Нервные попались молодчики.
(50) Тогда не выдержало у наших сердце. (51) «Ах так!» (52) И открыли наши бойцы по фрицам такой огонь, что те мигом затихли.
– (53) Вступились, значит, за скворцов, – сказала кондукторша. – (54) Так я и подумала, как только вы начали рассказывать, товарищ генерал.
– (55) А как же! (56) Ведь скворец с древних времен сопутствует русскому человеку.
– (57) Весна, значит, скоро, – вздохнул железнодорожник. – (58) Черемуха зацветет. (59) И полетят птицы над Россией, понесут свои песни.
– (60) Ну, мне все-таки пора выходить, – сказал генерал. – (61) До свидания, товарищи!
(62) Все попрощались с генералом. (63) Он вышел, чему-то улыбаясь, и так, улыбаясь, и пошел по улице к давно пропущенной остановке.
(64) А пассажиры еще долго говорили о граче – предвестнике весны, о картине Саврасова «Грачи прилетели», о том, что Москва постепенно превращается в сад, где будет привольно всякой птице, и скоро весь город будет с утра до ночи звенеть от птичьего пения.
13.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «А пассажиры еще долго говорили о граче – предвестнике весны, о картине Саврасова „Грачи прилетели”, о том, что Москва постепенно превращается в сад, где будет привольно всякой птице, и скоро весь город будет с утра до ночи звенеть от птичьего пения».
В финале текста известного русского писателя К. Г. Паустовского говорится о том, что столица нашей страны «постепенно превращается в сад», в нём заведутся «всякие» птицы «и скоро весь город будет с утра до ночи звенеть от птичьего пения».
Читаешь эти строки и волей-неволей задаёшься вопросом: «А разве можно превратить многомиллионный город в цветущий сад, в котором было бы привольно всякой птице?» Но внимательно перечитываешь текст и обнаруживаешь, что и кондукторша, и пассажиры троллейбуса хорошо относятся к девочке с грачом за пазухой. Даже суровый генерал подержал грача на ладони. Нашим солдатам и пассажирам противопоставлены фашисты, о которых рассказывает генерал. Фрицы начали стрелять по скворцам, но наши бойцы, спасая птиц, открыли по фрицам такой огонь, что те мигом затихли (предложения 43 – 51).
В лице восьмилетней девочки представлено юное поколение. Она любит грача и везёт птицу в зоопарк (предложения 8 – 10). Старшему поколению удалось передать молодому поколению любовь к живой природе. Вот почему мы верим, что Москва превратится в сад и «город будет звенеть от птичьего пения» (156 слов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык, 6 класс Числительное. Итоговый тест (2 варианта)
Тесты в форме ГИА...
Тест по русскому языку "Ошибки в образовании грамматических форм" - 2 варианта
Данный тест позволит провести диагностику умений учащихся при поиске типичных ошибок в образовании грамматических форм...

Тест по русскому языку по теме "Наречие", 7 класс (3 варианта)
Данные тесты предназначены для промежуточного и итогового контроля по теме"Наречие"....
Итоговые тесты по русскому языку за курс 5-8 классов (4 варианта)
Тесты содержат задания, направленные на проверку знаний, умений, навыков учащихся по орфографии, пунктуации за курс 5- 8классов....

Рабочая программа педагогической коррекции по русскому языку АООП НОО ОВЗ в 1 классе (вариант 7.2 )
АктуальностьВ настоящее время проблема речевой патологии детского возраста встречается всё чаще.У обучающихся начальных классов, отмечаются нарушения высших психических функций (восприятия...

Тренировочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 11 класс 6 февраля 2018 года Вариант РЯ10301 СтатГрад
Русский язык. 11 класс. Вариант РЯ10301...
Тематическое планирование по русскому языку, 5 класс, АООП с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)
Тематическое планирование по русскому языку, 5 класс, АООП с интеллектуальными нарушениями (вариант 1)...
