Урок - творческая мастерская Море
презентация к уроку по русскому языку (7 класс)

  Создание текста малого жанра; развитие творческих способностей, ассоциативной памяти, коммуникативных функций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

               

             Урок  -   творческая мастерская

                                  Море.            

     

                                                                            учитель русского языка и литературы

                                                                            МАОУ СОШ № 43

                                                                            г. Калининград

                                                                            Рачинская Тамара Васильев

                                    Творческая мастерская.

                                          Урок развития речи.

Цели и задачи:

 1. Дидактические:

   расширить представление учащихся о море.

 2. Развивающие:

   развивать творческие способности учащихся;

   развивать ассоциативную память детей;

   пробудить творческую активность;

   обогащать словарь в процессе чтения, беседы;

   развивать коммуникативные функции учащихся.

 3. Воспитательные:

   воспитывать мотивацию учения;

   воспитывать чувства прекрасного;

   воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование урока:

   листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, краски, музыка,    стихотворение    Геннадия Родина «Волны», ИКТ  (картины художников – маринистов),  Ф/Х «Морской прибой»,  Римский – Корсаков. Симфоническая сюита, «Памятка работы в творческой мастерской».

Ход урока.

                                                       1 этап.

1. Организационный момент.

 

2.- Определите цель урока  (По записи на доске «Урок – творческая мастерская»).

-Каково лексическое значение слова  мастерская? творческая?

-Подберите родственные слова к ним.

    (Мастерская – мастер, мастерить, мастеровой, мастерской, мастерство, подмастерье;

     творческая - творить, творчество, творец;

     мастер – творец)

3. - Определите тему творчества  (Звучит «Морской прибой», показ слайдов художников – маринистов).

  4. - На какую тему будем творить, создавать тексты, миниатюры, эссе?

5. -Подберите и запишите слова на тему «Море»                    (вижу…

     (пишут под музыку)                                                                 чувствую…                                  

                                                                                                         слышу…)

6. –Закройте глаза.

   -  Какие ассоциации возникли в вашем воображении со словом «море»?

   -  Откройте глаза, напишите слова, словосочетания (до 10 слов) на тему «Море».

      (Пишут под музыку)

7. Прочтите (по кругу в группах) записанные слова, дополните свои записи.

 (Все учащиеся на протяжении творческого процесса дописывают в свои записи понравившиеся слова, словосочетания.., используя прием «двучастный дневник»).

8. Игра «Покажи своё морское настроение».

     (Меня зовут…  У меня такое морское настроение).

9. – Напишите текст на основе записанных слов.

       (Пишут под музыку).

10.- Прочтите записанные вами тексты.

11.   Все аплодируем.

                                               2 этап.

1. – Свои впечатления, эмоции, чувства можно выразить в слове, в музыке, театральной игре и …?

     (в красках, цвете)

2. – Нарисуйте «море».

      (Звучит музыка).

3. Рассматриваем рисунки.

4. – Возьмите понравившийся рисунок, напишите вокруг рисунка слова, которые ассоциируются у вас с данной иллюстрацией.

      (Звучит музыка).

                                                 3 этап.

1. Чтение учителем стихотворения Геннадия Родина «Волны».

       

                          Бегут на нас, как злая свора,

                          Их в схватку гонит ветра рог.

                          Прыжок – и шаткая опора

                          На миг уходит из-под ног.

                          Одной волне спешит на смену

                          Другая, яростней и злей,

                           Вокруг разбрызгивая пену,

                           А там и третья мчит за ней.

                            Охотник – ветер их сзывает,

                            Они, послушные рожку,

                            Бегут и спины выгибают,

                            Готовясь к новому прыжку.

2. Еще раз читаем стихотворение, ученики выписывают слова, словосочетания в две колонки

      Опорные слова                                          Ассоциации

3. Словарная работа.

   - Объясните значение выражений «злая свора, ветра рог».

4. Читаем записанные слова и выражения.

                                                4 этап.

1. -   Еще раз прочтите все свои записи.

      Найдите самое лучшее, яркое, красивое слово, выражение, запишите его как название.

      Если сможете, подберите эпиграф.

2. – Напишите текст, используя все записи, ассоциации.

    (Пишут под музыку).

                                               5этап.

1. Ученики читают свои тексты. Слушаем. Аплодируем.

2. Подведение итогов урока.

5. (Дополнительно)

    Ученики получают стихотворения с пропущенными эпитетами.

     Задание:

    -  Вставьте эпитеты.

       Нарисуйте иллюстрацию к стихотворению (на этих же листах)

Подберите название к стихотворению

   

Ты письмо мне прислала,

 Белокрылую птицу

 На ладонь опустила

 Моему кораблю.

 Под звездою далекой

 Мне ночами не спится,

 Как палящее солнце
твоё слово «люблю».

       

 Если б не было неба,

 Если б не было моря,

 Если б не было чайки

 Над водой голубой.

 Если б не было утра,

 Если б не было друга,

 Если б не было песни,-

 Заменила б любовь.

 Мне разлука привычна,

 Мне тревога знакома,

 Я любое ненастье

 И обиду стерплю.

 Мне от вахты до вахты,

 Мне от шторма до шторма,

 Будто сказочный остров,

 Твоё слово «люблю».

 

   

Ты письмо мне прислала,

 …                 птицу

 На ладонь опустила

 …                кораблю.

 Под звездою …

 Мне ночами не спится,

 Как …            солнце
твоё слово «люблю».

       

 Если б не было неба,

 Если б не было моря,

 Если б не было чайки

 Над водой … .

 Если б не было утра,

 Если б не было друга,

 Если б не было песни,-

  Заменила б любовь.

 Мне разлука привычна,

 Мне тревога знакома,

 Я …       ненастье

 И обиду стерплю.

 Мне от вахты до вахты,

 Мне от шторма до шторма,

 Будто   …       остров,

 Твоё слово «люблю».

 

   

                                                                   Геннадий Родин

                          Бегут на нас, как злая свора,

                          Их в схватку гонит ветра рог.

                          Прыжок – и шаткая опора

                          На миг уходит из-под ног.

                          Одной волне спешит на смену

                          Другая, яростней и злей,

                          Вокруг разбрызгивая пену,

                          А там и третья мчит за ней.

                          Охотник – ветер их сзывает,

                           Они, послушные рожку,

                           Бегут и спины выгибают,

                           Готовясь к новому прыжку.

                                                 

       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Картины художников - маринистов

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Образ Дома в романе И.С.Шмелёва "Лето Господне"(глава "Чистый понедельник").Урок-творческая мастерская

Урок-творческая мастерская способствует развитию творческого мышления.раскрытию индивидуальности каждого ученика.Тема "Образ Дома"-центральная тема всей русской литературы,поэтому необходимо продолжат...

Урок-творческая мастерская Поэма А.А. Блока - «гимн или реквием… »?

Урок литературы по обобщению темы: "Поэма А.Блока "Двенадцать" с использованием технологии "творческая мастерская"...

Урок творческой мастерской по русскому языку в 5 классе "Счастье-это мама !"

Ведется работа в парах,группах,индивидуально.Используется Интернет-ресурс(видеоролик,презентация,музыкальное произведение П.Чайковского "Времена года")На основе ассоциаций и услышанного текста ребята ...

Открытый урок-творческая мастерская. Изготовление куклы Куватки.

Данный материал подходит для работы с девочками 7-8 классов при изучении раздела "Материаловедение" или "Рукоделие", как на уроках технологии, так и во внеурочное время. В рамках предмета «Технол...

Урок-творческая мастерская по литературе в 7 классе на тему "Милосердие - добродетель сердца".

Урок с использованием технологии творческих мастерских обращает внимание учащихся на актуальную в современном обществе проблему милосердия. Анализируя "Стихотворения в прозе" И. С. Тургенева...

Конспект урока литературы ««Прежняя Москва» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»» (Урок - творческая мастерская с элементами с элементами синквейна в 9 классе)

Цели:1. Образовательные: раскрыть понятия «типические образы», «говорящие фамилии», «внесценические персонажи»; определить особенности нравственного облика фамусовского общества; выявить специфику кон...

«Урок – творческая мастерская по созданию книги о доброте» (по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» в 6 классе)

«Урок – творческая мастерская   по созданию книги   о доброте»                    (по...