"Современные методы и формы организации урока на примере TED - технологии"
методическая разработка по русскому языку

Кудряшова Елена Владимировна

В данной  работе  описаны методы и формы организации урока в новой техногогии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая работа 21.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема выступления

« Современные методы и формы организации урока на примере TED- технологии»

- Здравствуйте! Меня зовут Елена Владимировна , учитель русского языка  литературы,  Турунтаевская районная гимназия Прибайкальский район, «Помоги всем, кто нуждается в твоем опыте» -вот мое педагогическое кредо.

- А начать нашу встречу я хочу с притчи

Притча «Умей слушать»

Важный китайский чиновник решил отправиться к реке Ян-цзы. Он показал пальцем на север и приказал слугам: Несите меня туда! Слуги подняли паланкин и двинулись на север.

По дороге им встречались разные путники. Узнав, куда чиновник отправился, они удивлялись:

– Почему вы едете на север, если Ян-цзы протекает на юге?

Но чиновник не хотел их слушать, а только сердился. И послушные слуги несли его дальше, на север.

Много дней двигался чиновник на север, а реки Ян-цзы все не было.

– Возмутительно! – пожаловался он встречному крестьянину. – У меня много денег, меня несут самые сильные слуги, но я все равно никак не могу добраться до Ян-цзы.

На это крестьянин сказал:

– У вас есть деньги, у вас есть слуги, но у вас нет главного: умения слушать, что вам говорят люди. А кто не умеет слушать других, тому не помогут ни деньги, ни слуги, и он всегда будет совершать глупые поступки. Умей слушать. « Как привлечь внимание учащихся не только слышать  , но и  не слушать учителя» , « Как современные методы обучения помогают повышению мотивации обучения на уроках русского языка и литературы»

      Когда мы готовимся к уроку, в нашем воображении всегда уверенно рисуется следующая картина: дети с легкостью усвоят информацию,  выполнят  тренировочные задания, упражнения, смогут  отлично выполнить самостоятельную   и ….. Вот такие уроки - это идеальные уроки . Я думаю, что все учителя прекрасно меня понимают, какое это счастье, когда все так прекрасно складывается. Но, к сожалению, иногда случается следующее: на уроке сидит мальчик Петя , который меня не слушает, а рядом сидит мальчик Никита, который смотрит в окно, а девочка Настя что-то рисует в блокноте…

 У меня, как у учителя не получилось вовлечь Петю , Никиту, Настю в образовательный процесс.  Не получилось их мотивировать, заинтересовать и, таким образом, дети остались на образовательной обочине…

      Поэтому, передо мной, как учителем, стоит задача не только научить, но и заинтересовать обучающихся, сделать так, чтобы детям нравилось то, что они делают. Включение школьников в учебно-познавательную деятельность  можно реализовать  с помощью современных образовательных технологий, которые вам всем известны - это  технология критического мышления , ИКТ, кейс-технология, проектная  деятельность, интеграция, игровая технология и многие другие. Согласитесь , вы о них слышали. На  своих уроках использовали  приемы , форматы данных технологий .  Но из всех форматов, которые используются в условиях реализации новых и обновленных стандартов, хочу остановиться на том, который способствует развитию навыка эффективного общения, позволяет аргументировать свою позицию, побуждает ученика к активной работе, способствует развитию речи и грамотного письма. Это  так называемый ТЭД – формат . Кто- нибудь  знаком  с таким форматом ?

        TED-формат для школ нашей страны – относительно новая практика. Как же работать над формированием компетентности эффективной коммуникации учащихся? Развитие навыков активного слушания и говорения в настоящее время является одним из основных трендов в современном образовании. Мир меняется, а с ним меняется и подход к обучению. Если раньше на учителя смотрели как на носителя сакрального знания, то с появлением интернета все изменилось. Сегодня недостаточно просто знать свой предмет и держать дисциплину в классе. Задача учителя — вдохновлять учеников познавать новое и учиться большему. Применяя различные приемы, я постараюсь помочь вам привлечь внимание учеников  

TED -это обучение через говорение.

TED-формат помогает учителю заинтересовать учеников , научить их слушать учителя, что мотивирует на выполнение определенной деятельности.  На любом уроке, при любой форме урока, говорение и слушание является важнейшей деятельностью и ученика, и учителя.

 Когда я впервые познакомилась с ТЭД- форматом , то поняла , что некоторые приемы мне очень близки , так как я их тоже использую в своей педагогической практике

Итак,  первый прием - это захватывающее начало.

Начало урока  - очень важная составляющая часть урока.

Вспомните , я начала свое выступление с притчи, и ваше внимание привлекло , я надеюсь, мое выступление .Также и на уроке важно вступление . Это может быть история ,как в моем случае, или  яркая  цитата - это  не только неизменное начало урока, с которой можно начать разговор, но  и это обязательное условие формата ТЭД  

 

Что такое триггер? Это следующий прием формата  

 Триггер

          Вот триггер – это тоже  такое захватывающее начало, но применяется не так часто. Триггер – это какой-то предмет, запах, звук, фраза, которая у большинства аудитории вызывает одни и те же воспоминания.  Это «спусковой прием» , позволяющий «зацепить» аудиторию .Сегодня понятие «триггер» используют в разных областях ( реклама ,электроника, психология, промышленность и теперь образование) В педагогической деятельности так называют стимулы, которые вызывают яркие эмоции и реакции, привлекают внимание учащихся. Давайте попробуем разобраться .

Какие  ассоциации у вас возникают с этим предметом ?

Этот предмет может быть триггером к произведению Захара Прилепина «Белый квадрат» Квадрат – геометрическая фигура, поле, ограниченное пространство, прямоугольник, четырёхугольник. (Стороны пересечены – как крест.)

Может быть, заключённости, замкнутости, неподвижности, статичности, смерти… (мученическая смерть Сашки в белом квадрате морозильной камеры?)

Квадратная морозильная камера; квадрат, нарисованный мелом на стене сельмагасахарные кубики – квадраты, из которых Захарка строит свою несуществующую жизнь; квадратный рот мёртвого мальчика с прокушенным языком…

Шутка или история.

Действительно, шутка или история разряжает ситуацию. И это тоже вариант захватывающего начала. Использование шутки как средства познания материала возможно на любом этапе урока:  актуализации знаний, на этапе постановки учебной задачи, закрепления знаний, на этапе самопроверки, а также рефлексии.  Шутку надо уметь преподнести, она должна быть уместной, ситуативной и способствовать достижению поставленной цели. Следует поставить перед обучающимися правильную задачу.

Вопрос

Постановка вопроса - это возможность развития учащихся в процессе обучения, в основу которой положено привлечение школьников к активному участию в ответе на поставленный вопрос. Давайте попробуем активизировать ваше внимание :

1.Кто подписывался псевдонимом «Антоша Чехонте»? (А. П. Чехов.)
2.Как звали бабушку М. Горького? (Акулина Ивановна.)
3 Сын Тараса Бульбы, предавший отца и товарищей? (Андрий.)
5.Настоящая фамилия М.Горького  (Пешков.)
6.Какой рассказ Тургенев назвал кличкой собаки? («Муму».)
7.С кем воевали русские в Полтавском сражении? (Со шведами.)
8. Какими строками начинается поэма Пушкина «Руслан и Людмила»? («У лукоморья дуб зеленый...».)

     Под вопросом в TED-формате понимается активный поиск учащимися ответов, которые нельзя получить по готовому образцу. От учащегося требуется проявление самостоятельности и оригинальности.

 1.Если бы вы оказались в этой ситуации …..

2.Объясните , почему….

3. Как мог бы иначе поступить герой…..

Ничего не напоминает?..... Это прием «тонкие и толстые вопросы»  из технологии «Критического мышления»

 Выработка личной позиции через собственное открытие факта, события, его переосмысление обеспечивает высокую мотивацию учащихся.

Итак , захватывающее начало включает следующие приемы :

  1. Яркая цитата
  2. Триггер
  3. Шутка или история  
  4. Вопрос , ряд ассоциативных предметов

2  Объяснение и аргументация.

В наше стремительное время хочется все успеть , но как это сделать ? Как тратить минимум сил на подготовку к уроку? Как быстро и объективно проверить знания учащихся? Как сделать изучение нового материала максимально понятным? На помощь придут рабочие листы.  Рабочий лист – это специально разработанный учителем лист с заданиями, которые необходимо выполнить по ходу объяснения материала или после изучения темы. Наиболее часто создаю рабочие листы с использованием текстов, рисунков, таблиц. Каждый рабочий лист – это модель урока, которую можно корректировать, дополнять, а затем использовать как опорный материал для закрепления или повторения материала. Кроме того, рабочий лист можно дополнить информационным листом, где каждый найдёт для себя новую интересную информацию, что в конечном итоге повышает интерес к предмету, то есть мотивирует на успешное обучение.

На уроках литературы я использую «Страничку  ВК» ,где ребята вписывают информацию, полученную на уроке

Эффект неожиданности.

       Предсказуемые уроки скучны, и для разнообразия учитель может  добавить что-то неожиданное.  Учитель ,способный  удивлять , безусловно, актуализирует мыслительную деятельность ребят и поддерживает внимание к теме урока, позволяя, таким образом, запоминать интересные факты, расширить эмоциональный фон занятия.

      Например, на своих уроках литературы  я использую прием « Черный ящик».  Этот таинственный прием из игры «Что? Где? Когда?». Поставьте на стол коробку,   обклеенную  черной бумагой и загадайте детям загадку или придумайте описание, а в конце скажите, что ответ лежит в Черном ящике.

Прием «Исправь ошибку»

Прием «Телеграмма –молния»

Прием «Внимание , розыск»

Прием «Пазлы» 

     Используем факты, идеи, видео и звукозаписи, вызывающие удивление, кажущиеся парадоксальными, поражающие своей неожиданностью. Подумайте, какой эффект неожиданности вы можете добавить в свой урок?

Вывод.

Когда учитель говорит: «В завершении нашего урока…», класс становится более внимательным, несмотря на то, насколько любознательны учащиеся данного класса, потому что ученики понимают, что сейчас будут подводится итоги и сейчас еще раз будут даны какие-то основные моменты. И здесь я не буду учить вас делать выводы, я хочу поделится советом, опытом, если у меня получится, если вам это будет близко. При проведении своих уроков, я никогда не стремлюсь быть в центре внимания. Ученики в центре моего внимания. И поэтому выводы делаются об учениках и для учеников.

          Заключение.

Таким образом , главными правилами урока ТЭД- формата являются

эмоциональность как раскрытие  эмоций учителя ;

новизна , учим  новому;

незабываемость – это подано так, что трудно забыть.

Вот такой он, TED-формат: он простой, но в то же время он интересует, он вызывает эмоции, он делает ученика активным.

Он работает…….! Поэтому говорите, увлекайте, побуждайте, делайте ваших учеников активными, ведь у вас есть идеи, которыми стоит поделиться. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные методы и формы урока.

Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решают...

Современные методы обучения на уроках французского языка и дополнительного образования

В этой статье я хочу поделиться своим опытом освоения современными образовательными технологиями.Хочу рассказать, какие методы я стараюсь применять, что учитывать на своих уроках, какие материалы подб...

статья «Современные формы и методы организации урока с использованием интернет-технологий»

В статье рассмотрены виды современных форм и методов организации  урока с использованием интернет-технологий....

Использование групповой формы работы при организации уроков в соответствии с технологией деятельностного метода

Использование групповой формы работы при организации уроков в соответствии с технологией деятельностного метода...

Статья «Использование современных методов обучения на уроке английского языка»

Использование современных методов обучения такие как: игры, стихотворение, рифмы и сказочного фольклора для достижения больших достижений в обучении на уроках английского языка....

Современные методы работы на уроках английского языка

новый образовательный стандарт призывает нас работать по-новому: а значит искать современные методы и технологии в методике....