"Современные методы и формы организации урока на примере TED - технологии"
методическая разработка по русскому языку
В данной работе описаны методы и формы организации урока в новой техногогии
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема выступления
« Современные методы и формы организации урока на примере TED- технологии»
- Здравствуйте! Меня зовут Елена Владимировна , учитель русского языка литературы, Турунтаевская районная гимназия Прибайкальский район, «Помоги всем, кто нуждается в твоем опыте» -вот мое педагогическое кредо.
- А начать нашу встречу я хочу с притчи
Притча «Умей слушать»
Важный китайский чиновник решил отправиться к реке Ян-цзы. Он показал пальцем на север и приказал слугам: Несите меня туда! Слуги подняли паланкин и двинулись на север.
По дороге им встречались разные путники. Узнав, куда чиновник отправился, они удивлялись:
– Почему вы едете на север, если Ян-цзы протекает на юге?
Но чиновник не хотел их слушать, а только сердился. И послушные слуги несли его дальше, на север.
Много дней двигался чиновник на север, а реки Ян-цзы все не было.
– Возмутительно! – пожаловался он встречному крестьянину. – У меня много денег, меня несут самые сильные слуги, но я все равно никак не могу добраться до Ян-цзы.
На это крестьянин сказал:
– У вас есть деньги, у вас есть слуги, но у вас нет главного: умения слушать, что вам говорят люди. А кто не умеет слушать других, тому не помогут ни деньги, ни слуги, и он всегда будет совершать глупые поступки. Умей слушать. « Как привлечь внимание учащихся не только слышать , но и не слушать учителя» , « Как современные методы обучения помогают повышению мотивации обучения на уроках русского языка и литературы»
Когда мы готовимся к уроку, в нашем воображении всегда уверенно рисуется следующая картина: дети с легкостью усвоят информацию, выполнят тренировочные задания, упражнения, смогут отлично выполнить самостоятельную и ….. Вот такие уроки - это идеальные уроки . Я думаю, что все учителя прекрасно меня понимают, какое это счастье, когда все так прекрасно складывается. Но, к сожалению, иногда случается следующее: на уроке сидит мальчик Петя , который меня не слушает, а рядом сидит мальчик Никита, который смотрит в окно, а девочка Настя что-то рисует в блокноте…
У меня, как у учителя не получилось вовлечь Петю , Никиту, Настю в образовательный процесс. Не получилось их мотивировать, заинтересовать и, таким образом, дети остались на образовательной обочине…
Поэтому, передо мной, как учителем, стоит задача не только научить, но и заинтересовать обучающихся, сделать так, чтобы детям нравилось то, что они делают. Включение школьников в учебно-познавательную деятельность можно реализовать с помощью современных образовательных технологий, которые вам всем известны - это технология критического мышления , ИКТ, кейс-технология, проектная деятельность, интеграция, игровая технология и многие другие. Согласитесь , вы о них слышали. На своих уроках использовали приемы , форматы данных технологий . Но из всех форматов, которые используются в условиях реализации новых и обновленных стандартов, хочу остановиться на том, который способствует развитию навыка эффективного общения, позволяет аргументировать свою позицию, побуждает ученика к активной работе, способствует развитию речи и грамотного письма. Это так называемый ТЭД – формат . Кто- нибудь знаком с таким форматом ?
TED-формат для школ нашей страны – относительно новая практика. Как же работать над формированием компетентности эффективной коммуникации учащихся? Развитие навыков активного слушания и говорения в настоящее время является одним из основных трендов в современном образовании. Мир меняется, а с ним меняется и подход к обучению. Если раньше на учителя смотрели как на носителя сакрального знания, то с появлением интернета все изменилось. Сегодня недостаточно просто знать свой предмет и держать дисциплину в классе. Задача учителя — вдохновлять учеников познавать новое и учиться большему. Применяя различные приемы, я постараюсь помочь вам привлечь внимание учеников
TED -это обучение через говорение.
TED-формат помогает учителю заинтересовать учеников , научить их слушать учителя, что мотивирует на выполнение определенной деятельности. На любом уроке, при любой форме урока, говорение и слушание является важнейшей деятельностью и ученика, и учителя.
Когда я впервые познакомилась с ТЭД- форматом , то поняла , что некоторые приемы мне очень близки , так как я их тоже использую в своей педагогической практике
Итак, первый прием - это захватывающее начало.
Начало урока - очень важная составляющая часть урока.
Вспомните , я начала свое выступление с притчи, и ваше внимание привлекло , я надеюсь, мое выступление .Также и на уроке важно вступление . Это может быть история ,как в моем случае, или яркая цитата - это не только неизменное начало урока, с которой можно начать разговор, но и это обязательное условие формата ТЭД
Что такое триггер? Это следующий прием формата
Триггер
Вот триггер – это тоже такое захватывающее начало, но применяется не так часто. Триггер – это какой-то предмет, запах, звук, фраза, которая у большинства аудитории вызывает одни и те же воспоминания. Это «спусковой прием» , позволяющий «зацепить» аудиторию .Сегодня понятие «триггер» используют в разных областях ( реклама ,электроника, психология, промышленность и теперь образование) В педагогической деятельности так называют стимулы, которые вызывают яркие эмоции и реакции, привлекают внимание учащихся. Давайте попробуем разобраться .
Какие ассоциации у вас возникают с этим предметом ?
Этот предмет может быть триггером к произведению Захара Прилепина «Белый квадрат» Квадрат – геометрическая фигура, поле, ограниченное пространство, прямоугольник, четырёхугольник. (Стороны пересечены – как крест.)
Может быть, заключённости, замкнутости, неподвижности, статичности, смерти… (мученическая смерть Сашки в белом квадрате морозильной камеры?)
Квадратная морозильная камера; квадрат, нарисованный мелом на стене сельмага; сахарные кубики – квадраты, из которых Захарка строит свою несуществующую жизнь; квадратный рот мёртвого мальчика с прокушенным языком…
Шутка или история.
Действительно, шутка или история разряжает ситуацию. И это тоже вариант захватывающего начала. Использование шутки как средства познания материала возможно на любом этапе урока: актуализации знаний, на этапе постановки учебной задачи, закрепления знаний, на этапе самопроверки, а также рефлексии. Шутку надо уметь преподнести, она должна быть уместной, ситуативной и способствовать достижению поставленной цели. Следует поставить перед обучающимися правильную задачу.
Вопрос
Постановка вопроса - это возможность развития учащихся в процессе обучения, в основу которой положено привлечение школьников к активному участию в ответе на поставленный вопрос. Давайте попробуем активизировать ваше внимание :
1.Кто подписывался псевдонимом «Антоша Чехонте»? (А. П. Чехов.)
2.Как звали бабушку М. Горького? (Акулина Ивановна.)
3 Сын Тараса Бульбы, предавший отца и товарищей? (Андрий.)
5.Настоящая фамилия М.Горького (Пешков.)
6.Какой рассказ Тургенев назвал кличкой собаки? («Муму».)
7.С кем воевали русские в Полтавском сражении? (Со шведами.)
8. Какими строками начинается поэма Пушкина «Руслан и Людмила»? («У лукоморья дуб зеленый...».)
Под вопросом в TED-формате понимается активный поиск учащимися ответов, которые нельзя получить по готовому образцу. От учащегося требуется проявление самостоятельности и оригинальности.
1.Если бы вы оказались в этой ситуации …..
2.Объясните , почему….
3. Как мог бы иначе поступить герой…..
Ничего не напоминает?..... Это прием «тонкие и толстые вопросы» из технологии «Критического мышления»
Выработка личной позиции через собственное открытие факта, события, его переосмысление обеспечивает высокую мотивацию учащихся.
Итак , захватывающее начало включает следующие приемы :
- Яркая цитата
- Триггер
- Шутка или история
- Вопрос , ряд ассоциативных предметов
2 Объяснение и аргументация.
В наше стремительное время хочется все успеть , но как это сделать ? Как тратить минимум сил на подготовку к уроку? Как быстро и объективно проверить знания учащихся? Как сделать изучение нового материала максимально понятным? На помощь придут рабочие листы. Рабочий лист – это специально разработанный учителем лист с заданиями, которые необходимо выполнить по ходу объяснения материала или после изучения темы. Наиболее часто создаю рабочие листы с использованием текстов, рисунков, таблиц. Каждый рабочий лист – это модель урока, которую можно корректировать, дополнять, а затем использовать как опорный материал для закрепления или повторения материала. Кроме того, рабочий лист можно дополнить информационным листом, где каждый найдёт для себя новую интересную информацию, что в конечном итоге повышает интерес к предмету, то есть мотивирует на успешное обучение.
На уроках литературы я использую «Страничку ВК» ,где ребята вписывают информацию, полученную на уроке
Эффект неожиданности.
Предсказуемые уроки скучны, и для разнообразия учитель может добавить что-то неожиданное. Учитель ,способный удивлять , безусловно, актуализирует мыслительную деятельность ребят и поддерживает внимание к теме урока, позволяя, таким образом, запоминать интересные факты, расширить эмоциональный фон занятия.
Например, на своих уроках литературы я использую прием « Черный ящик». Этот таинственный прием из игры «Что? Где? Когда?». Поставьте на стол коробку, обклеенную черной бумагой и загадайте детям загадку или придумайте описание, а в конце скажите, что ответ лежит в Черном ящике.
Прием «Исправь ошибку»
Прием «Телеграмма –молния»
Прием «Внимание , розыск»
Прием «Пазлы»
Используем факты, идеи, видео и звукозаписи, вызывающие удивление, кажущиеся парадоксальными, поражающие своей неожиданностью. Подумайте, какой эффект неожиданности вы можете добавить в свой урок?
Вывод.
Когда учитель говорит: «В завершении нашего урока…», класс становится более внимательным, несмотря на то, насколько любознательны учащиеся данного класса, потому что ученики понимают, что сейчас будут подводится итоги и сейчас еще раз будут даны какие-то основные моменты. И здесь я не буду учить вас делать выводы, я хочу поделится советом, опытом, если у меня получится, если вам это будет близко. При проведении своих уроков, я никогда не стремлюсь быть в центре внимания. Ученики в центре моего внимания. И поэтому выводы делаются об учениках и для учеников.
Заключение.
Таким образом , главными правилами урока ТЭД- формата являются
эмоциональность как раскрытие эмоций учителя ;
новизна , учим новому;
незабываемость – это подано так, что трудно забыть.
Вот такой он, TED-формат: он простой, но в то же время он интересует, он вызывает эмоции, он делает ученика активным.
Он работает…….! Поэтому говорите, увлекайте, побуждайте, делайте ваших учеников активными, ведь у вас есть идеи, которыми стоит поделиться. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные методы и формы урока.
Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решают...
Современные методы обучения на уроках французского языка и дополнительного образования
В этой статье я хочу поделиться своим опытом освоения современными образовательными технологиями.Хочу рассказать, какие методы я стараюсь применять, что учитывать на своих уроках, какие материалы подб...
статья «Современные формы и методы организации урока с использованием интернет-технологий»
В статье рассмотрены виды современных форм и методов организации урока с использованием интернет-технологий....
Использование групповой формы работы при организации уроков в соответствии с технологией деятельностного метода
Использование групповой формы работы при организации уроков в соответствии с технологией деятельностного метода...
Статья «Использование современных методов обучения на уроке английского языка»
Использование современных методов обучения такие как: игры, стихотворение, рифмы и сказочного фольклора для достижения больших достижений в обучении на уроках английского языка....

Современные методы работы на уроках английского языка
новый образовательный стандарт призывает нас работать по-новому: а значит искать современные методы и технологии в методике....

