Мастер-класс "Современные методы работы на уроках географии"
статья по географии

Аршиева Мадина Матвеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon m-k_sovremennye_metody_raboty_na_urokah_geografii.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа  с. Нарт Ардонского района РСО-Алания

Мастер - класс     для заместителей директоров школ Ардонского района РСО – Алания

«Современные методы работы  на уроках географии»

                                                                                         Учитель географии  Аршиева М. М.

с. Нарт

февраль 2020

Цель: продемонстрировать различные  приемы работы для развития критического мышления, направленных на  реализацию идей продуктивного образования.


О, сколько нам открытий чудных

                                                                                        Готовит просвещенья дух
                                                                                              И опыт, сын ошибок трудных,
                                                                                          И разум, парадоксов друг…

А.С.Пушкин

           - Каждый человек рожден мечтателем и путешественником.  Отважные мореплаватели отправлялись в дальние плавания, чтобы открыть неизведанные земли. Открывать далекие страны и континенты школьникам помогает древнейшая наука - география.   География – это не просто школьный предмет, а особенное видение мира.  Какие же методы и приёмы можно использовать на уроках географии, чтобы увлечь ребёнка и сделать его открытия увлекательными и познавательными? Об этом я хотела бы вам рассказать сегодня.

1. Прием «Мозговой штурм»

- А что для вас география? Какие ассоциации у вас возникают со словом «география»?

Конечно же: карта, компас, путешествия, горы, реки и т.д.

Посмотрите на слайд, карта какого субъекта РФ изображена на экране? (Республика Северная Осетия-Алания)

- Что вы знаете о географии Северной Осетии? (центр –Владикавказ, южный форпост России, реки: Терек, Фиагдон, Урсдон, Урух и др; на севере региона – Моздокская равнина, на юге – 5 горных цепей,  высшая точка – г. Казбек 5033 м,  развито сельское хозяйство - растениеводство, животноводство, рыбоводство  )

        Итак, сейчас мы с вами вспомнили географию Северной Осетии. Сделали это с помощью приема развития критического мышления «Мозговой штурм».

2. Прием «Кластер»   на примере изучения  полуостровов  Евразии

- В географии важно создать образ территории. При этом необходимо запомнить множество названий географических объектов.  Я предлагаю вам совершить путешествие вдоль берегов Евразии и запомнить полуострова Евразии.

(Участник фокус - группы называет и показывает на карте полуострова Евразии, начиная с Чукотского.)  

Чукотский, Камчатка, Корея, Индокитай, Малакка, Индостан, Аравийский, Малая Азия, Балканский,  Апеннинский, Пиренейский, Скандинавский, Кольский, Ямал, Таймыр.

Представим эти полуострова в виде часов и назовем их ещё раз.

Проверим, хорошо ли вы знаете Евразию. Называют полуострова ещё раз по карте. Этот прием называется «Кластер»

3. Прием « Предметная ассоциация»

Но в географии  иногда нельзя использовать карту, например, на ЕГЭ.  Причем есть такое задание: определите страну по её краткому описанию. Вот сейчас я предлагаю определить страну по предмету.

У меня в коробке есть таинственный предмет. (Достаю красный шарик)

- Какую страну мира вы себе представляете и почему?

/(Японию, потому что такой же красный круг есть на флаге Японии.)

- Какие же ассоциации у вас возникают, когда вы говорите  о Японии? /(Ответы из зала: Токио, острова, геосинклинальная зона, высокоразвитая страна, автомобили, робототехника, электроника…)

- Фокус-группа, запишите свои слова-ассоциации об этой стране.

Можем ли мы по вашим ассоциациям узнать страну в задании ЕГЭ по географии?

Сейчас я использовала прием «Предметная ассоциация». Что же такое ассоциация? Ответы фокус - группы, затем обобщение.

Ассоциация – это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отражёнными в сознании человека и закреплёнными в его памяти. Ассоциативное восприятие и мышление человека приводят к тому, что появление одного элемента, в определенных условиях, вызывает образ другого, связанного с ним.

Возможность строить ассоциации является важнейшей способностью нашего разума. Ассоциативное мышление строится, в первую очередь, на наших творческих способностях, а именно - на умении создавать что-то новое, модифицируя уже существующее.

Итак, сегодня на занятии мы познакомились с вами с приёмами развития критического мышления.

4. Технология развития критического мышления в образовательном процессе

Технология развития критического мышления (ТРКМ) – это проект сотрудничества учёных, учителей всего мира. Она была предложена в 90-е годы 20 века американскими учёными К. Мередит, Ч.Темпл, Дж.Стил как особая методика обучения, отвечающая на вопрос: как учить мыслить?

Цель технологии РКМ - обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

Критическое мышление – это направленное мышление, отличающееся взвешенностью, логичностью и целенаправленностью. Оно включает в себя самостоятельное осмысление материала, анализ, синтез, продуцирование новых идей. Критическое мышление – это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

Формы урока РКМ отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.    Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

Мастер-класс был построен на основе трех фаз:

Первая стадия (фаза) - вызов. Задача этой фазы и деятельность учителя не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.

Прием «Мозговой штурм»  Здесь мы вспомнили о географии Северной Осетии.

Этот методический прием «Мозговой штурм» используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова».

Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла). На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией.

Прием Кластер был использован для лучшего запоминания информации о  полуостровах Евразии

Кластеры - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.

На этой же стадии осмысления был использован прием «Предметная ассоциация». Эти приемы необходимо применять на уроках географии, потому что они создают образ территории и помогают справиться  с заданиями  на экзамене по географии.

Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление).  На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

Учащиеся соотносят «новую» информацию со  «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

На этой стадии я предлагаю вам ещё один прием технологии развития критического мышления «Инсерт».

1.ИНСЕРТ – звуковой аналог условного английского сокращения в дословном переводе обозначает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления (авторы – Воган и Эстес, 1986г; модификация Мередит и Стил, 1997г).

Ответьте с помощью сигнальных карточек, что вы узнали сегодня о технологии критического мышления.

«V» -  информация мне была известна

«+» -  узнал что-то новое, материал является интересным;

«-» -   думал иначе

«?» - не понял, есть вопросы, что-то неясно, возникло желание узнать больше.

Преимущества технологии

Таким образом, технология развития критического мышления  создает такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Технология развития критического мышления позволяет сформировать школьника, умеющего критически мыслить, который умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами. ТРКМ способствует повышению качества образовательного процесса, повышению мотивации.

5. Прием «Географическая мозайка»

 - Предлагаю посмотреть вам на эту картинку. Что это? Как вы думаете? (геотермальная электростанция)

   Дам вам вторую подсказку. Давайте послушаем аудиозапись. Что это?

 (аудиозвук гейзера)

Третья подсказка (если не скажут ответ - фото гейзера).

           Ге́йзер — горячий источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара под давлением.  Температура воды в гейзере от 40 до 100 градусов,но чтобы вы примерно представили вот вода примерно 60 градусов.

      - Какие ассоциации возникают у вас со словом гейзер? Запишите свои ассоциации на стикерах и выложите на центр стола. Зачитайте.

Этот приём называется географическая мозайка. Он направлен на развитие ассоциативного мышления, пробуждает в детях интерес в решении творческих задач с помощью нестандартных методов.

       - Как можно использовать этот приём на тех предметах, которые вы преподаёте? (ответы)

    Представим себя путешественниками и совершим воображаемое путешествие в долину гейзеров. (Слайд Приём «Воображаемое путешествие» + картинка долина гейзеров)

   - Гейзеры - это захватывающее зрелище. Опишите пожалуйста,что вы видите,что вы чувствуете? (звук гейзера)

      Этот несложный прием при всей его примитивности весьма эффективен. Он позволяет перевести сухой текст учебника в зрительные образы, так как при описании своего воображаемого путешествия ученик должен представить ту местность, которую он описывает. Как известно, одна из главных целей географического образования - это формирование у учеников «образа территории», а именно на это и направлен данный прием. Это универсальный приём. Как можно его использовать на ваших уроках?

   - Вот как один из художников описывает гейзер (слайд)      Коллеги,  вы видите, что в этом описании пропущены слова. Давайте попробуем восстановить текст.

Сейчас мы с вами использовали приём «Восстанови рассказ». Он помогает сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.

Согласитесь, что методы работы с текстом востребованы на всех предметах.

При помощи перечисленных методических приёмов я формирую полное завершённое представление о географическом образе (слайд).

           

         Составление из пазлов образа гейзера.

     - Так можно рассмотреть любой   географический образ, который состоит из многих составляющих. Сегодня мы   увидели, послушали, почувствовали, представили и даже создали, т.е. мы рассмотрели образ природы и узнали природу образа гейзера.

Благодарю вас за мастер - класс. Желаю вам крепкого здоровья и счастья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения на уроках географии

Активные методы обучения на уроках географии На уроках географии в 9 классе в методической карте показано использование активных методов обучения, как самостоятельно разработанных, так и заимствованн...

Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии

Моя задача, как учителя-предметника, донести до сознания учащихся учебный материал на основе современных научных данных, используя необходимые инновационные формы и методы обучения на уроке и во внеу...

Метод Сравнения на уроках географии

Представлена статья и пример практической работы....

Методика использования метода проектов на уроках географии.

Выступление на РМО учителей географии, где описываются основные требования к использованию методв проектов....

Статья "Словесные методы обучения на уроках географии в коррекционной школе-интернате VIII вида"

Изучение географии в школе - интернате  VIII  имеет большое коррекционное  значение. Географический материал  в силу своего содержания обладает большими возможностями для ра...

Формы и методы работы с учебником географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Статья по формированию у учащихся умений и навыков работы с учебником...