Метод Сравнения на уроках географии
статья по географии (7 класс) по теме

Елена Валерьевна Смирнова

Представлена статья и пример практической работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon metod_sravneniya.zip8.69 КБ

Предварительный просмотр:

Смирнова Елена Валерьевна, МОУ СОШ № 6, городской округ г.Шарья, Костромская область

Наименования методической разработки;

СРАВНЕНИЕ

Процесс действия по значению глагола сравнить 2) Образное выражение, в котором одно явление, предмет, лицо уподобляется другому.

http://www.slovopedia.com/15/209/1588708.html

Сравнение, акт мышления, посредством которого классифицируется, упорядочивается и оценивается содержание бытия и познания; в сравнении  мир постигается как "связное разнообразие". Акт сравнения  состоит в попарном сопоставлении объектов с целью выявления их отношений; при этом существенны условия, или основания, сравнение  — признаки, которые как раз и детерминируют возможные отношения между предметами.

Простейший важнейший тип отношений, выявляемых путём сравнения, — это отношения тождества (равенства) и различия. Сравнение. по этим отношениям, в свою очередь, приводит к представлению об универсальной сравнимости, т. е. о возможности всегда ответить на вопрос, тождественны предметы или различны. Предположение об универсальной сравнимости иногда называют абстракцией сравнимости; последняя играет важную роль в классической математике, особенно в множеств теории.

Сравнение по отношениям порядка обычно связывается с иерархическими классификациями предметов, а сравнение. по свойствам — с классификациями иного рода — с т. н. разбиениями на классы абстракции.

 http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Сравнение%20(философ.)/

Сравнение может преследовать практическую цель, как в последнем примере, или теоретическую, научную. В нашей практике цель чаще всего учебная — научить школьников находить черты сходства и различия у разных географических объектов или явлений, объяснять, чем обусловлены различия, почему у, казалось бы, несхожих объектов и явлений есть черты сходства. И начать сравнительную характеристику лучше всего с обоснования постановки вопроса, с того, почему мы сравниваем эти объекты.

учитель никогда не даст задание сравнить несравнимые объекты или явления. И первое, что должны сделать ученики, — это понять, почему дано именно такое задание, какие у объектов сравнения существуют сразу видимые общие черты, какие явные различия. А детализировать, выявлять тонкости можно будет уже в ходе самой характеристики.

Наиболее обычная ошибка при сравнительной характеристике — географической или любой другой — состоит в том, что неправильно выбирается ее план, структура: сначала дается подробная характеристика одного из объектов сравнения, затем другого; и хорошо еще если потом вообще делается вывод, проводится какой-то анализ, а бывает и так, что дело ограничивается характеристикой каждого из объектов порознь, а собственно сравнения нет вообще.

Географические объекты и явления весьма различны по своему характеру, но в структуре всех сравнений есть что-то общее.

Сравнительная характеристика, дается ли она в явном или неявном виде, была и остается одним из очень сильных методов географии.

Практическая работа «Сравнительная характеристика рельефа Африки и Австралии».

География 7 класс.

Задание на умение анализировать и сравнивать.

Цель: Определить различия  и сходства в рельефе Африки и Австралии.

Оборудование: физическая и тектоническая карты Австралии и Африки.

Используя карты, определите различия и  сходства в рельефе Африки и Австралии.

Данные занесите в таблицу.

( Перед выполнением лучше задать вопрос. Зачем мы сравниваем? Что мы хотим выяснить? Какие карты необходимо использовать? Какую бы вы цель практической работы наметили?)

Вопросы

Сходства

Различия

Африка

Австралия

Характер поверхности

Преобладают равнины. Имеются низкие горы и низменные равнины.

На северо-западе высокие горы. Высокие плоскогорья на востоке и юго-востоке.

Атлас (молодые горы) 2000-4000 м

Эфиопское нагорье, Ахаггар, Тибести

Драконовы горы (древние) 2000-3000 м

Капские – (древние горы) 1000-2000 м

Низменность на юго-востоке. Невысокие горы  на востоке.

Большой Водораздельный хребет (древние горы) – 1000-2000м

Тектоника

Древние платформы, древнейшая и древняя складчатость.

На северо-западе – новая складчатость, разлом земной коры на востоке.

Древняя складчатость на востоке.

Наибольшая высота

Килиманджаро – 5895 м.

Косцюшко - 2228 м.

Вулканы

Камерун, Кения, Карисимби, Килиманджаро

Вулканов нет

Землетрясения

Землетрясения есть на востоке Африки, в районе гор Атлас

Землетрясения большая редкость

Выводы:  оба континента схожи по тектоническому строению, возрасту платформ, преобладают равнины. В Австралии интенсивного горообразования не наблюдается, сейсмически спокойный район.(Почему? Нет границ литосферных плит, находится на индо- австралийской плите). В Африке имеются области новой альпийской складчатости, на востоке крупный разлом, поэтому район сейсмически не спокоен. Итак, на формирование рельефа оказывают внутренние факторы, в Африке, кроме неотектонических сил играют роль вулканизм и землетрясения.

Список литературы.

http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Сравнение%20(философ.)/

http://www.slovopedia.com/15/209/1588708.html Словопедия

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения на уроках географии

Активные методы обучения на уроках географии На уроках географии в 9 классе в методической карте показано использование активных методов обучения, как самостоятельно разработанных, так и заимствованн...

Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии

Моя задача, как учителя-предметника, донести до сознания учащихся учебный материал на основе современных научных данных, используя необходимые инновационные формы и методы обучения на уроке и во внеу...

Методика использования метода проектов на уроках географии.

Выступление на РМО учителей географии, где описываются основные требования к использованию методв проектов....

Статья "Словесные методы обучения на уроках географии в коррекционной школе-интернате VIII вида"

Изучение географии в школе - интернате  VIII  имеет большое коррекционное  значение. Географический материал  в силу своего содержания обладает большими возможностями для ра...

Использование метода проектов на уроках географии

Сегодня возникает необходимость поиска новых методов, технологий обучения, которые бы позволили подготовить обучающихся на более высоком уровне, сделать конкурентоспособными не только в нашей стране, ...

Сочетание различных методов обучения на уроках географии

Классификация методов:1. По источникам знаний выделяют 3 группы методов обучения:1) словесные;2) наглядные;3) практические.2. По уровню познавательной деятельности  выделяют 3 группы ме...