Метод Сравнения на уроках географии
статья по географии (7 класс) по теме
Представлена статья и пример практической работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 8.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Смирнова Елена Валерьевна, МОУ СОШ № 6, городской округ г.Шарья, Костромская область
Наименования методической разработки;
СРАВНЕНИЕ
Процесс действия по значению глагола сравнить 2) Образное выражение, в котором одно явление, предмет, лицо уподобляется другому.
http://www.slovopedia.com/15/209/1588708.html
Сравнение, акт мышления, посредством которого классифицируется, упорядочивается и оценивается содержание бытия и познания; в сравнении мир постигается как "связное разнообразие". Акт сравнения состоит в попарном сопоставлении объектов с целью выявления их отношений; при этом существенны условия, или основания, сравнение — признаки, которые как раз и детерминируют возможные отношения между предметами.
Простейший важнейший тип отношений, выявляемых путём сравнения, — это отношения тождества (равенства) и различия. Сравнение. по этим отношениям, в свою очередь, приводит к представлению об универсальной сравнимости, т. е. о возможности всегда ответить на вопрос, тождественны предметы или различны. Предположение об универсальной сравнимости иногда называют абстракцией сравнимости; последняя играет важную роль в классической математике, особенно в множеств теории.
Сравнение по отношениям порядка обычно связывается с иерархическими классификациями предметов, а сравнение. по свойствам — с классификациями иного рода — с т. н. разбиениями на классы абстракции.
http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Сравнение%20(философ.)/
Сравнение может преследовать практическую цель, как в последнем примере, или теоретическую, научную. В нашей практике цель чаще всего учебная — научить школьников находить черты сходства и различия у разных географических объектов или явлений, объяснять, чем обусловлены различия, почему у, казалось бы, несхожих объектов и явлений есть черты сходства. И начать сравнительную характеристику лучше всего с обоснования постановки вопроса, с того, почему мы сравниваем эти объекты.
учитель никогда не даст задание сравнить несравнимые объекты или явления. И первое, что должны сделать ученики, — это понять, почему дано именно такое задание, какие у объектов сравнения существуют сразу видимые общие черты, какие явные различия. А детализировать, выявлять тонкости можно будет уже в ходе самой характеристики.
Наиболее обычная ошибка при сравнительной характеристике — географической или любой другой — состоит в том, что неправильно выбирается ее план, структура: сначала дается подробная характеристика одного из объектов сравнения, затем другого; и хорошо еще если потом вообще делается вывод, проводится какой-то анализ, а бывает и так, что дело ограничивается характеристикой каждого из объектов порознь, а собственно сравнения нет вообще.
Географические объекты и явления весьма различны по своему характеру, но в структуре всех сравнений есть что-то общее.
Сравнительная характеристика, дается ли она в явном или неявном виде, была и остается одним из очень сильных методов географии.
Практическая работа «Сравнительная характеристика рельефа Африки и Австралии».
География 7 класс.
Задание на умение анализировать и сравнивать.
Цель: Определить различия и сходства в рельефе Африки и Австралии.
Оборудование: физическая и тектоническая карты Австралии и Африки.
Используя карты, определите различия и сходства в рельефе Африки и Австралии.
Данные занесите в таблицу.
( Перед выполнением лучше задать вопрос. Зачем мы сравниваем? Что мы хотим выяснить? Какие карты необходимо использовать? Какую бы вы цель практической работы наметили?)
Вопросы | Сходства | Различия | |
Африка | Австралия | ||
Характер поверхности | Преобладают равнины. Имеются низкие горы и низменные равнины. | На северо-западе высокие горы. Высокие плоскогорья на востоке и юго-востоке. Атлас (молодые горы) 2000-4000 м Эфиопское нагорье, Ахаггар, Тибести Драконовы горы (древние) 2000-3000 м Капские – (древние горы) 1000-2000 м | Низменность на юго-востоке. Невысокие горы на востоке. Большой Водораздельный хребет (древние горы) – 1000-2000м |
Тектоника | Древние платформы, древнейшая и древняя складчатость. | На северо-западе – новая складчатость, разлом земной коры на востоке. | Древняя складчатость на востоке. |
Наибольшая высота | Килиманджаро – 5895 м. | Косцюшко - 2228 м. | |
Вулканы | Камерун, Кения, Карисимби, Килиманджаро | Вулканов нет | |
Землетрясения | Землетрясения есть на востоке Африки, в районе гор Атлас | Землетрясения большая редкость |
Выводы: оба континента схожи по тектоническому строению, возрасту платформ, преобладают равнины. В Австралии интенсивного горообразования не наблюдается, сейсмически спокойный район.(Почему? Нет границ литосферных плит, находится на индо- австралийской плите). В Африке имеются области новой альпийской складчатости, на востоке крупный разлом, поэтому район сейсмически не спокоен. Итак, на формирование рельефа оказывают внутренние факторы, в Африке, кроме неотектонических сил играют роль вулканизм и землетрясения.
Список литературы.
http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Сравнение%20(философ.)/
http://www.slovopedia.com/15/209/1588708.html Словопедия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/21/picture-35537.jpg)
Активные методы обучения на уроках географии
Активные методы обучения на уроках географии На уроках географии в 9 классе в методической карте показано использование активных методов обучения, как самостоятельно разработанных, так и заимствованн...
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/21/picture-101120.jpg)
Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии
Моя задача, как учителя-предметника, донести до сознания учащихся учебный материал на основе современных научных данных, используя необходимые инновационные формы и методы обучения на уроке и во внеу...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/18/picture-206574-1361192227.jpg)
Методика использования метода проектов на уроках географии.
Выступление на РМО учителей географии, где описываются основные требования к использованию методв проектов....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/19/picture-501335-1413699508.jpg)
Статья "Словесные методы обучения на уроках географии в коррекционной школе-интернате VIII вида"
Изучение географии в школе - интернате VIII имеет большое коррекционное значение. Географический материал в силу своего содержания обладает большими возможностями для ра...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/04/picture-558710-1420368973.jpg)
Использование метода проектов на уроках географии
Сегодня возникает необходимость поиска новых методов, технологий обучения, которые бы позволили подготовить обучающихся на более высоком уровне, сделать конкурентоспособными не только в нашей стране, ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/29/picture-675582-1443512898.jpg)
Сочетание различных методов обучения на уроках географии
Классификация методов:1. По источникам знаний выделяют 3 группы методов обучения:1) словесные;2) наглядные;3) практические.2. По уровню познавательной деятельности выделяют 3 группы ме...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/08/picture-1415950-1659979273.jpg)
Активные методы обучения на уроках географии как один из методов развития способностей обучающихся в рамках ФГОС
Тема, цель и задачи самообразования...