Внеклассное мероприятие "День родного языка"
методическая разработка по русскому языку (6, 7, 8 класс)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.54 КБ |
Предварительный просмотр:
«И мы сохраним тебя, русская речь…»
Для проведения мероприятия необходим компьютер, проектор. Сцена торжественно оформлена.
Ход мероприятия.
Учитель: Дорогие ребята, сегодня мы пригласили Вас на разговор о чистоте нашей речи. «Хромое слово-кривая речь» - гласит русская пословица. Чтобы речь не была «кривой», а красивой, надо не только знать слова, но и уметь с ними обращаться, знать нормы произношения, т. е. быть культурным человеком. Мы поделимся собственными наблюдениями, а выводы делать Вам!
Мероприятие начинается с просмотра видеоролика «Песня о русском языке» слова О.А. Александровой, муз. Г.В. Гладкова (Приложение 1)
На сцене появляются ведущие. (слайд1)
1-й ведущий. Сегодня, 21 февраля, отмечается Международный день родного языка. Он учрежден в 2000 году по инициативе ЮНЕСКО с целью сохранения и развития языков. На земном шаре существует около шести тысяч языков, половина из которых на грани исчезновения. А ведь каждый язык самобытен. Он отражает менталитет и обычаи народа. Подобно нашему имени мы обретаем родной язык от нашей матери в детстве. Он формирует наше сознание, пропитывает заложенной в нем культурой.
2-й ведущий. (слайд2)
В Российской Федерации русский язык является родным для 164 млн. человек и служит основным средством общения людей в многоэтническом государстве, а также основным государственным языком, на котором осуществляются все функции государственного управления. Кроме того, русский язык — важнейшая часть национального богатства России, и поэтому находится под особой защитой со стороны государства.
1-й ведущий. (слайд3)
Каждый гражданин России должен осознавать, что русский язык – это не просто инструмент межнационального общения, он – воспитание души. И поэтому сейчас наипервейшей задачей является сохранение русского языка и русской национальной культуры, их развитие, сохранение и продвижение. У нас великая культура – это то, что мы можем представить миру, одновременно зарабатывая и формируя имидж страны с великой историей. Давайте прислушаемся к русским поэтам и писателям.
На сцену выходит группа ребят. Они выразительно читают наизусть высказывания русских писателей и поэтов о русском языке.
Молчат гробницы, мумии и кости, —
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь. (И.А. Бунин) (слайд4)
По сути для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться так же неприлично, как не уметь читать и писать. (А.П. Чехов) (слайд5)
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внуками дадим, и от плена спасем,
Навеки. (А.А. Ахматова) (слайд6)
Карл V, римский император, говаривал, что испанским языком прилично говорить с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелем, итальянским — с женским полом. Но если бы он русский знал язык, то конечно к тому бы добавил, что им со всеми говорить пристойно, т.к. нашёл бы в нём и великолепие испанского, и живость французского, и крепость немецкого, и нежность итальянского, и богатство, и сильную изобразительность латинского и греческого языка. ( М.В.Ломоносов ) (слайд7)
Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное поэтическое… орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего… Дивной вязью плел народ невидимую сеть русского языка: яркого как радуга вслед весеннему дождю, меткого как стрелы, задушевного как песня над колыбелью, певучего… Дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь. ( А.Н. Толстой) (слайд8)
Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. (И.С. Тургенев) (слайд9)
Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. (А. И. Куприн) (слайд11)
2-й ведущий. Могли ли предположить русские классики, что в начале XXI века наш «великий и могучий» язык окажется в таком катастрофическом положении?
1-й ведущий. И что бы сказал Пушкин, если бы услышал, как говорит то «младое, незнакомое племя», которому адресовал он свою поэзию!?
Сценка №1.
Двое учащихся беседуют, двое других стоят в сторонке и прислушиваются к их разговору:
- Ты пойдёшь сегодня в кино?
- Ага.
- А билет ты уже купил?
- Не-а.
- Будешь покупать себе, купи и мне.
- Ага.
- Мне зайти за тобой по дороге в кино?
- Ага.
- Ты подождёшь меня?
- Ага.
Один из слушающих разговор спрашивает другого:
- Почему тот молодой человек на все вопросы отвечает «ага»?
- Он просто некультурный человек.
- А ты культурный?
- Ага.
Несколько секунд звучит веселая музыка (например, из «Ералаша»)
Сценка №2. Выбегают подростки:
1-ый -Привет!
2-ой – Привет!
1-ый – Всё? Отстрелялся?
2- ой - Сдал. А Васька блин, пролетел мимо, ему не удалось содрать. Лепил, блин, такую чепуху.
1-ый А я тоже не могу врубиться в эту математику. Было бы клёво получить «4». Она говорит, иди, блин, отвечать, а у меня прикинь глаза на лоб.
2–ой - Ну, похиляли.
Несколько секунд звучит веселая музыка (например, из «Ералаша»)
Сценка №3. (На сцене за столом ученик, изображающий доктора)
Доктор: Проходите, молодой человек, в кабинет. Почему же вы не здороваетесь?
Вася: Чао!
Доктор: На что жалуетесь?
Вася: Прихворнул я, что-то горло дерёт, башка болит.
Доктор: Температуру измеряли?
Вася: Да я градусник вчера кокнул!
Докто: А как лечились вчера?
Вася: Дрыхнул весь день, аж надоело.
Доктор: Да Тяжёлый случай. Но лекарствами здесь не поможешь. У вас очень болен язык. Его срочно нужно лечить.
Несколько секунд звучит веселая музыка (например, из «Ералаша»)
1-й ведущий. Подобные персонажи стали героями детских фильмов. Вот как представляет их «Ералаш».
(Просмотр фильма «Ну, почему мы так говорим???») Приложение 2.
2-й ведущий. Узнали? Это мы! Мы постепенно превращаемся в Эллочку — Людоедочку из книги Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», словарный запас которой составлял около 30 слов: «хо-хо», «знаменито», «хамите», «мрак», «жуть», «подумаешь», «парниша», «ого». (слайд12,13)
1-й ведущий. А ведь настоящее слово обладает огромной силой. Любое слово, любая фраза в языке не могут возникать ниоткуда. Каждое слово – это кусочек жизни людей, какая-то важная для них вещь или понятие. Каждая шутка, которая появилась в языке - это как бы улыбка всего народа. Каждая песня, даже самая простая, отражает то, что волновало людей. Послушайте, как рассказывает об этом современный поэт Юрий Левитанский.
(Выходит ученица, читает стихотворение Ю. Левитанского «Откуда вы приходите, слова..»)
Откуда вы приходите, слова,
исполненные доброго доверья?
По-моему, оттуда, где трава.
По-моему, оттуда, где деревья.
Нам переходы света и теней
за древними лесными деревами
покажутся резными теремами,
возникшими из света и теней.
А дальше будет глуше и темней,
И тропка лисья станет неприметной.
Она и вправду стала неприметной,
а все-таки давай пойдем по ней,
пойдем на ощупь,
ветки раздвигая.
Эге-ге-гей! Ну где же вы, слова?
«Слова, слова!..» -
вздыхают робко листья,
и тропка поворачивает лисья
туда, где в листьях прячется сова.
А может, также прячутся слова
За пнями
И замшелыми камнями?
Слова – они, наверное, корнями,
Как дерева,
уходят в глубину.
И тропка нас уводит в старину,
Туда, где бродит пращур волосатый
по травам, не имеющим названья,
где снег летит, не названный еще,
поет еще не названная птица
и звезды,
у которых нет названья,
в дремучих отражаются очах.
И пращура охватывает трепет,
едва доходит до его сознанья,
какая тяжесть на его плечах.
В нем глухо пробуждается художник,
и, сладкие испытывая муки,
он ждет вас, нерожденные слова.
Он что-то удивительное лепит,
мешая краски, запахи и звуки.
Сначала это только смутный лепет,
и вдруг он превращается в слова.
Тогда травой становится трава,
а этот сумрак зыблющийся – лесом,
а этот холод падающий – снегом,
а это чудо маленькое – птицей.
И я беру из рук его слова.
Они еще звенят, как тетива
И как стрела, что пущена из лука.
Они из цвета, запаха и звука.
На них еще не высохла роса.
В них травы отразились и деревья.
И у меня кружится голова,
пока я их несу тебе –
слова,
исполненные доброго доверья.
1-й ведущий: Еще одной болезнью, к сожалению, становится сквернословие. А знаете ли вы, что в 17 веке, по Соборному уложению царя Алексея Михайловича, за матерные слова, публично произнесенные, полагалась смертная казнь? А знаменитая мать Мария из монастыря Фрола и Лавра говорила, обращаясь к молодому человеку: «Не сквернословь… Потому что, когда человек говорит плохие слова, от него отлетает ангел». Вот, оказывается, каким образом избавляли наших предков от желания сказать словцо! Защиты не будет. Крыла не будет над тобой! (слайд14)
2-й ведущий: Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает наказание за нецензурную речь. Ст. 130 гласит: (слайд15)
Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, - наказывается штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев.
1-й ведущий: Ст. 20, ч. 1 “Кодекса РФ об административных правонарушениях” предусматривает за нецензурную брань в общественных местах предусматривает штраф в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.
2-й ведущий: Как избавиться от сквернословия? Как беречь чистоту речи? Не употреблять плохих слов самому. А.И. Солженицын говорил: «Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, но не через меня». Не нужно бояться быть белой вороной. «Все – пусть говорят, а я не буду». Конечно, для этого требуется мужество. Над тобой будут смеяться, шутить, если ты в чем-то превосходишь своих друзей. Ах, ты не пьешь?! До сих пор не куришь?! Не ругаешься?! Так если ты мне друг, я заставлю тебя выпить, я сам куплю тебе сигарет, я не позволю тебе быть чище, чем я. Попробуйте устоять, не испугаться насмешек, презрения и даже одиночества. (слайд16,17,18)
1-й ведущий: Дорогие ребята! Любите и берегите наш родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и с бессмысленными словами. (слайд19)
Выходят все участники мероприятия:
1-й ученик:
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре –
Все вместе: Выучи русский язык! (слайд20)
2 й ученик:
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Все вместе: Выучи русский язык! (слайд21)
3-й ученик:
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
Все вместе: Выучи русский язык! (слайд22)
4-й ученик:
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово -
Все вместе: Выучи русский язык!
Звучит «Песня о русском языке» слова О.А. Александровой, муз. Г.В. Гладкова (Приложение 1)
Это так, а не иначе,
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность –
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мой родной язык -русский!" Внеклассное мероприятие по русскому языку в 10 классе
Внеклассное мероприятие по русскому языку в старших классах средней школы. Цель: акцентировать внимание обучающихся на необходимости говорить и писать грамотно....
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ К МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ РОДНОГО ЯЗЫКА «МОЙ ВЕРНЫЙ ДРУГ! РОДНОЙ ЯЗЫК!»
Мероприятие по литературе разработано для учащихся 6 классов...
Внеклассное мероприятия по русскому языку "Что ближе есть родного языка"
Внеклассное мероприятие по русскому языку, цель которого: воспитание интереса к теории и практике языка, культуре речи....

САМОАНАЛИЗ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ (ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Я ЗНАЮ СВОЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»).
Самоанализ олимпиады по русскому языку....

Приказ о создании рабочей группы по разработке программ учебных предметов по обязательным предметным областям «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (1-4 классы) и «Родной язык и родная литература» (5-9 классы)
Данные программы конкретирзируют содержание Стандарта, дают распределение часов по разделам курсов, определяют последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных связей, воз...

Внеклассное мероприятие ко Дню родного языка "Родной язык - неиссякаемый родник"
Цель: воспитать у учащихся бережное отношение к родному слову, развивать интерес к глубокому изучению русского языка как на уроках, так и во внеурочное время; расширить кругозор учащихся; ...

Внеклассное мероприятие «Родной язык – душа народа»
Внеклассное мероприятие, посвященно Международному дню родного языка....
