«Роль односоставных предложений в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
план-конспект занятия по русскому языку (8 класс)
В данной разработке представлен материал работы на НПК
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 40.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
« Информационно-методический центр Управления образования
Администрации Яйского муниципального округа»
Муниципальная предметная конференция исследовательских работ
Учащихся 5-11 класс
«Роль односоставных предложений в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Автор:
Кудряшова Анастасия Владимировна,
Кириенко Ангелина Максимовна,
8 класс
МБОУ «Яйская основная
общеобразовательная школа №3»
Руководитель:
Ефремова Елена Ильинична,
учитель русского языка и литературы
Яя
2025
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..........3
Глава I.Односоставные предложения………………………………………………. 5
Глава II. Односоставные предложения и их роль в комедии «Ревизор» Н.В. Гоголя ………………………………………………………………………….………………9
Заключение………………………….…………………………………………..…….10
Список использованной литературы……………………...……………………......12
Введение
Николай Васильевич Гоголь — это известный русский писатель. Он написал много интересных книг, которые удивляют своей необычностью и глубиной. Учёные до сих пор пытаются понять, как он писал свои произведения.
Давайте посмотрим на творчество Гоголя. Его книги не только рассказывают о прошлом, но и показывают, как мы живём сейчас.
«Ревизор» Гоголя — это произведение, в котором короткие предложения играют важную роль. Они создают особую атмосферу и помогают передать чувства героев. Гоголь использует короткие предложения, чтобы сделать сцены более эмоциональными, диалоги — более выразительными, а события — более динамичными. Короткие предложения помогают понять, что чувствуют герои и что у них внутри. Нам было важно изучить эти предложения, чтобы понять и оценить роль односоставных предложений в комедии «Ревизор», (слайд 1)
Тема работы: Роль односоставных предложений в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». (Слайд 2)
Цель исследования: Узнать о роли односоставных предложений в комедии Гоголя "Ревизор". (Слайд 3)
Задачи:
- изучить смысловые особенности и классификацию односоставных предложений;
-определить их роль в комедии;
- познакомить одноклассников с результатами исследования. (Слайд 4)
Объект исследования: Односоставные предложения.
Предмет исследования: Роль односоставных предложений в комедии Гоголя "Ревизор". (Слайд 5)
Гипотеза исследования: Односоставные предложения помогают охарактеризовать персонажей из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (Слайд 6)
Практическая значимость работы: Использование на уроках русского языка для изучения односоставных предложений. (Слайд 6)
Научная новизна: Данное исследование стало новым в своей области, так как оно впервые проанализировало знания учащихся школы по этой теме.
Актуальность: Выполненную работу мы считаем актуальной, так как она способна привлечь внимание к творчеству Н.В.Гоголя. Изучение данной темы помогает раскрыть богатство языковых средств русского языка. Таким образом, данная работа нашла своё практическое применение и на уроках русского языка при изучении односоставных предложений и при изучении на литературе пьесы Н.В.Гоголя «Ревизор» в 8 классе.
Глава 1. Односоставные предложения (Слайд 7)
Односоставное предложение — это предложение, грамматическая основа которого состоит только из одного главного члена (или подлежащего, или сказуемого).
Смысл в односоставных предложениях понятен и без другого главного члена, акцент делается именно на том главном члене, который содержится в предложении.
В древнерусской письменности односоставные конструкции синонимичны двусоставным, но обезличивают речь.
С XVII века односоставные предложения больше не используют вместо двусоставных. Такие предложения делятся на группы в зависимости от того, насколько ясно в них указан тот, кто что-то делает.
Понятие простого и сложного предложения было дано в 1831 году Александром Христофоровичем Востоковым (русский лингвист, филолог, поэт). (Слайд 8)
Востоков считал главным признаком предложения наличие глагола.
Логическое направление рассматривало односоставные предложения как неполные с опущенным подлежащим.
Алексе́й Алекса́ндрович Ша́хматов русский филолог, лингвист и историк, основоположник исторического изучения русского языка, древнерусского летописания и литературы. Он обосновал существование односоставных предложений и разработал подробную классификацию в труде «Синтаксис русского языка» (1925). (Слайд 9)
Шахматов выделил и подробно описал различные типы односоставных предложений, привлекая большой фактический материал из художественной литературы. Разработанная учёным классификация была принята лингвистами и легла в основу современной классификации односоставных предложений.
Классификация односоставных предложений по А. А. Шахматову включает следующие типы: (Слайд 10)
- Подлежащные (или назывные). К ним относятся именные.
- Бесподлежащные. Определённо-личные, где формально лица нет, но оно содержится в глагольной форме.
- Безличные. В них нет, и не может быть лица.
- Вокативные. Не нуждаются в подлежащной характеристике (неопределённые и обобщённо-личные).
- В 1914 году в книге «Русский синтаксис в научном освещении» русский лингвист Александр Матвеевич Пешковский (русский и советский лингвист, профессор, один из пионеров изучения русского синтаксиса) составил классификацию односоставных предложений, которой мы пользуемся и по сей день. (Слайд 11)
В современном русском языке выделяют два основных типа:
Классификация односоставных предложений: Именные и глагольные.
1.Именные (назывные, номинативные) предложения (Слайд 12)
Они позволяют лаконично изобразить картины природы, обстановку, описать состояние героя, дать оценку окружающему миру. Обычно назывные предложения вводят читателя в обстановку действия или определённого времени. Главный член таких предложений — подлежащее, выраженное существительным в именительном падеже.
Примеры: «В уездном городе измена! Чрезвычайное происшествие! Неожиданное известие! На улицах кабак, нечистота!»
2. Глагольные. (Слайд 12) В них утверждается независимый признак, то есть действие. Среди односоставных предложений выделяют определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо личные и безличные.
Определённо-личное предложение содержит сказуемое, но активный человек (деятель) не назван, но подразумевается определённое лицо. Такие предложения придают речи лаконичность, экспрессию и динамику. Они также позволяют избежать повторения местоимений, что делает речь более живой и разговорной. Примеры: «Ну, Пётр Иванович, поедем!», «Дайте, дайте мне взаймы!
Неопределённо-личное предложение также содержит сказуемое, но деятель не назван и подразумевается неопределённое лицо. Такие предложения
используются для создания загадочности в тексте и придают ему значение
неопределённости и множественности субъекта. (Слайд 13)
Примеры: « Говорят, что...»,« Было слышно, как...», « Ногтем, кажется, придавил бы его», «Да так: привезли его поутру мертвецки. Несут обед. Мне пришлют из деревни»
Обобщённо-личное предложение также содержит сказуемое, но деятель не назван и подразумевается обобщённый образ. Такие предложения подчёркивают типичность и придают сообщению характер мнения. Пример: «Что посеешь, то и пожнёшь». (Слайд 14)
Безличное предложение содержит сказуемое, но действие и состояние не создаются деятелем. Использование безличных предложений позволяет дать выразительную характеристику состояния человека, описать пейзаж, обстановку и место действия, а также выразить различные оттенки, делая повествование более лиричным. (Слайд 15) Примеры: «Да зачем же, бы мне валяться? «Ужасно, как хочется, есть!», Колпаки, пожалуй, можно надеть и чистые», «Меня так и проняло страхом», «Просто нам плохо будет, а не туркам», «Нет, уж лучше поголодать, да приехать домой в петербургском костюме».
Таким образом, мы видим, что односоставные предложения играют важную роль в нашей речи. Они позволяют лаконично описывать картины природы и внутреннее состояние героя, сосредотачивая внимание на отдельных предметах и выделяя их из общей обстановки.
Глава 2. Односоставные предложения и их роль в тексте комедии «Ревизор» Н.В. Гоголя (Слайд 16)
Работая над односоставными предложениями, мы обратились к комедии «Ревизор». В комедии Гоголя встретилось немало односоставных предложений.
Синтаксис Гоголя, конечно, уникален и труден для понимания, но в его произведениях можно найти определённые закономерности. Например, в описаниях или повествованиях автор обычно использует сложные предложения, состоящие из множества простых предложений, которые не всегда связаны между собой по смыслу. "И, пойду домой и сразу — отавру четыре пирожка". "И купились все сразу весь город — только как у нас лошади в Коломне, на Никольской горке".
Анализируя синтаксис произведений Гоголя, мы обратили внимание,
что односоставные предложения часто используются в прямой
речи персонажей комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
1.Односоставные предложения помогают ввести читателя в атмосферу неблагополучного города.
«…как нарочно, ни души!» (Анна Андреевна). «…возле того забора навалено на сорок телег всякого сору». (Городничий) «…только где-нибудь поставь какой-нибудь памятник или просто забор — чёрт их знает откудова и нанесут всякой дряни!». (Городничий) «…кабак, нечистота!». (Городничий) «Арестантам не выдавали провизии!». (Городничий) «Какой скверный городишко!». (Хлестаков) «В овошенных лавках ничего не дают в долг». (Хлестаков)
2.Также односоставные предложения помогают показать окружение и внешность чиновников и Хлестакова: (Слайд 17)
«Волоса … стриженые, с проседью». Относится к городничему Антону Антоновичу Сквознику-Дмухановскому. «…простодушный до наивности человек». О почтмейстерстве Шпекине Иване Кузьмиче «…жена его, провинциальная кокетка, ещё не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей». Речь идет об Анне Андреевне, жене городничего. «…молодой человек лет двадцати трёх, тоненький, худенький». Речь идёт о Хлестакове — главном герое комедии.
3.Ещё односоставные предложения служат для описания деятельности чиновников и показа их характера: (Слайд 17)
«Ну, ступай, черт с тобой!». Фраза «относится к Осипу, слуге Хлестакова. «…а хорошо бы, черт побери, приехать домой в карете, подкатить этаким чертом к какому-нибудь соседу-помещику под крыльцо». Хлестакову. «Экое дурачьё!» Относится к чиновникам уездного города N, которые, по мнению главного героя комедии Николая Гоголя «Ревизор» Хлестакова, являются глупыми людьми. «Надоели, черт возьми!». Фраза относится к горожанам, которые пришли жаловаться на городничего в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
4.Кроме того, односоставные предложения помогают раскрыть главную идею текста: «Чему смеётесь? — Над собою смеетесь!» лова
произносит городничий из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
Этим выражением Гоголь хочет показать, что пьеса — отображение реальной жизни, и, смеясь над городничим, зритель смеётся над своими же поступками. (Слайд 18)
Заключение
Наша гипотеза подтвердилась: односоставные предложения играют важную роль в тексте комедии Гоголя «Ревизор».
Односоставные предложения чаще всего используются в устной речи, что придаёт ей живость и яркость.
В художественных текстах односоставные предложения помогают передать живые разговорные интонации, помогают раскрыть характеры персонажей.
Нами было проведено анкетирование среди 30 учеников 8 классов, им были заданы следующие вопросы
1. Знают ли обучающиеся 8 классов, что кроме двусоставных предложений есть односоставные?
2. Чем односоставные предложения отличаются от двусоставных?
3. Читали ли вы комедию Гоголя « Ревизор»
4. Какова роль односоставных предложений в тексте комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»?
5. Используете ли Вы односоставные предложения в своей речи, и если да, то в каких ситуациях?
На первый вопрос 100% ответили, что знают. (Слайд 19)
На второй вопрос 60% ответили верно, 40% -неверно. (Слайд 20)
Из результатов третьего вопроса мы узнали, что 50% обучающихся прочитали комедию Гоголя, 20% - прочитали в кратком изложении, 10% её прослушали, 12% посмотрели фильм, а остальные 8% обучающихся не знакомы с комедией. (Слайд 21) На четвертый вопрос «Какова роль односоставных предложений в тексте комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»? ответили: знают-70%; не знают-30%.(Слайд 22)
На пятый вопрос «Используете ли Вы односоставные предложения в своей речи, и если да, то в каких ситуациях? Д а- 91% и 9% - нет. (Слайд 23) Также по результатам анкетирования мы узнали, что школьники используют односоставные предложения для большей краткости и экспрессивности. Они употребляют такие предложения в неформальной обстановке при описании внешности человека, настроения, окружающей обстановки, ответе на вопрос. (Слайд 24)
Список использованной литературы
- Александрова И. В. «Литературный генезис образа лжеца в «Ревизоре» Н. В. Гоголя: (Н. В. Гоголь и А. А. Шаховской)» // Вопросы рус. лит. — Львов, 1991. — Вып. 1. — №57. — С. 102–107.
- Докусов А. М. «Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» в школьном изучении» // М., Просвещение, 1975 — 190 с..
- Гоголь Н. В., «Ревизор», изд-во «Эксмо», 2012;
- Книгин И. А., «Словарь литературоведческих терминов», изд-во «Лицей», 2006;
- Меркин Г.С.«Литература 8 класс» // Учебник для общеобразовательных организаций — М., Русское слово, 2018 —430с..
- Осипова Э. Н., «Русский синтаксис: односоставность предложения: монография», изд-во «Б. и.» 2009;
- Пешковский А. М., «Русский синтаксис в научном освещении», изд-во «Языки славянской культуры», 2001.
- Тростенцова Л.А. и др. «Русский язык 8 класс» // Учебник для общеобразовательных организаций — М., Просвещение, 2019 — 271 с..
Интернет-источники:
Википедия. Свободная энциклопедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D1%80_(%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D18)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Значение эпизода. Роль сценической интерпретации в раскрытии образа. Подготовка к сочинению – рассуждению о значении эпизода. (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»: действие IV, явл. XII - XV)».
Особенно трудно пересказать поэтическое или драматическое произведение. За гоголевским смехом – всегда раздумья, потому что смешное и трагическое у него всегда рядом, неразрывно. Поэтому мы вмес...

Урок литературы в 8 классе по комедии Н.В.Гоголя « Ревизор». "Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничьей России. Финал комедии и его идейно – композиционное значение."
Заключительный урок по комедии Гоголя "Ревизор". Анализ ключевых сцен комедии, подведение итогов по всему произведению....
Бессмертная комедия Н. В. Гоголя « Ревизор» (Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя ) ( 2 часа)
Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя " Ревизор" с ис пользованием таких современных образовательных технологий . как развивающее обучение, метод проектов,проблемно- диалогическое обучение. В игрово...

Конспект и презентация к уроку литературы по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" "По страницам гоголевской комедии..."
Тип урока: обобщение и закрепление изученного. В ходе урока учащиеся включаются в различные формы и виды учебной деятельности. Семиклассники разгадывают кроссворд, выполняют задания литературного дикт...

«Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор». История создания комедии. Роль первого действия в композиции пьесы».
Урок изучения комедии Н. В Гоголя "Ревизор"....

Урок литературы в 8 классе по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" в форме игры "К нам едет ревизор!"
Презентация к заключительному уроку литературы в 8 классе по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" в форме игры "К нам едет ревизор!"...

Презентация "Роль односоставных предложений в комедии Гоголя "Ревизор"
Презентация к материалу к НПК "Роль односоставных предложений в комедии Гоголя "Ревизор"....
