Урок русского языка в 5 классе по теме "Прямая речь"
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)
Урок русского языка в 5 классе по теме "Прямая речь".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Новосельская ООШ»
Конспект
открытого урока русского языка
в 5 классе (7 вид)
по теме «Прямая речь».
Подготовил учитель
русского языка и литературы
Первушкина Антонина Васильевна
2025
Тема: Прямая речь
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма: проблемная ситуация
Цель: дать понятие о предложении с прямой речью, учить находить слова автора и прямую речь, развивать умения правильно оформлять предложения с прямой речью.
Задачи:
- Предметная: знать понятия «прямая речь» и «слова автора», уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, составлять схемы предложений с прямой речью.
- Коммуникативная: коррекция умения систематизировать изученный материал, умения сравнивать, проводить связь между другими языковыми понятиями;коррекция орфографической зоркости, логического мышления.
- Личностная: воспитывать личностные качества - самоконтроль, самоанализ, мотивацию, целеустремленность. Воспитание любви к родному языку и своей матери.
Планируемые результаты:
- личностные УУД:
Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;
Следование в поведении моральным и этическим требованиям;
-регулятивные УУД:
Понимать и строить планируемые действия;
Проговаривать вслух последовательность производимых действий.
- коммуникативные УУД:
Коррекция умения работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
сохранять и развивать умение сотрудничать в паре.
Отвечать на вопросы, слушать и слышать;
Коррекция умения формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
- познавательные УУД:
Коррекция умения интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять.
Извлекать нужную информацию.
Здоровьесберегающие компоненты урока:
1) чередование видов учебной деятельности: письмо, ответы на вопросы, чтение, сопоставление примеров, устная работа с текстом;
2) чередование видов преподавания: наглядный, словесный, практический;
3) контроль за осанкой учащихся, наличие физкультурной паузы, направленной на снятие усталости глаз, мышечной усталости.
Оборудование:
мультимедийный проектор;
опорный конспект урока;
презентация;
раздаточный материал.
Ход урока
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Добрый день, дорогие ребята! Для того, чтобы настроиться на наше занятие, давайте подарим друг другу и нашим гостям улыбки.
Проверьте наличие на столах всех школьных принадлежностей: дневник, тетрадь, пенал.. Я надеюсь, что на уроке вы будете активны, собраны, и наша работа будет интересной и полезной . Я желаю вам успехов.
Запишите в тетрадях число, классная работа
- Актуализация знаний
Задача этого этапа — подготовить учеников к работе, восприятию нового материала, напомнить детям ранее изученные темы, актуализировать их умения и навыки.
(Верификатор — это специалист, который проверяет и подтверждает точность данных, документов или процессов.)
Веришь – не веришь
Верите ли вы, что сложное предложение состоит из двух частей? (да)
Верите ли вы, что сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные?(да)
Верите ли вы, что союзы и, а, но соединяют только части ССП?(нет)
Верите ли вы, что союзы что, чтобы соединяют части ССП?(да)
Верите ли вы, что союзы потому что, когда, как соединяют части СПП?(да)
Верите ли вы, что предложение Поредел над сопками туман – сложное?(нет)
Верите ли вы, что предложение Таял последний снег и текли звонкие ручьи – ССП, перед союзом И нужна запятая?(да)
Верите ли вы, что в предложении Замолкнут и заснут дневные птицы нужна запятая?(нет)
Озвучивание результатов: Кто набрал 8 баллов? 5-7? 6 – 7? Меньше 4 баллов?
- Мотивация. Постановка проблемы.
На доске предложение: Позвал однажды царь сыновей своих и говорит им: «Дети мои милые! Пора вам о невестах подумать!»
Что интересного и необычного в этом предложении? (Это предложение состоит из двух частей, кавычки, знаки препинания)
- Кто знает, как называются такие предложения?
Это предложения с прямой речью.
Дается понятие о схеме предложения с прямой речью
- Формулирование темы и целей урока.
- Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня будет?
- Сформулируйте тему урока.
- Какие цели мы поставим на урок?
Знать: Что такое прямая речь? «слова автора»?
Уметь: определять слова автора, прямую речь; составлять схемы предложений с прямой речью.
Работа по теме:
На доске предложение. «Здравствуй, дедушка!» - говорит Иван-царевич.
Прочитайте, определите, где слова автора, где прямая речь? Наша схема подходит к данному предложению? (Нет) Так значит предложения с прямой речью бывают еще и другие? Значит, какую задачу нам еще надо решить? Схема этого предложения выглядит так:
( Создание проблемной ситуации) А на это вопрос вы ответите сами, выполнив задание.
- Работа в группах.
Наблюдение. Каждой группе дано по 3 предложения. Вам надо будет проанализировать, понаблюдать, как меняется место прямой речи и слов автора, знаки препинания, нарисовать схему каждого предложения. Представители каждой группы рисуют схему на доске и объясняют.
1 гр «Вот этот хлеб только в большие праздники есть!» - сказал царь, увидев каравай.
«П!» - а.
«А вы возьмите по стреле, натяните свои тугие луки и пустите стрелы в разные стороны», - отвечает царь сыновьям.
«П», - а.
«За кого же нам, батюшка, посвататься?» - спрашивают сыновья.
«П?» - а.
Вывод: 1 гр. Прямая речь стоит перед словами автора. Между прямой речью и словами автора ставится тире, слова автора пишутся с маленькой буквы.
2 гр.
Принял от среднего, посмотрел и сказал: «Только у ворот его стелить!»
А: «П!»
Искала-искала, не нашла и говорит Иван- царевичу: «Ах, Иван-царевич, что же ты наделал?»
А: «П?»
Принял у среднего, взглянул и сказал: «Такой каравай только от большой нужды будешь есть».
А: «П?»
Вывод 2гр: Слова автора стоят перед прямой речью. После слов автора ставится двоеточие, прямая речь пишется с большой буквы (первое слово) и заключается в кавычки.
3 гр
«Не губи меня, Иван – царевич! – молвила щука. – Будет время – я тебе пригожусь»
«П! – а. – П».
«Дай, убью медведя, - думает Иван-царевич. – Ведь у меня никакой еды больше нет»
«П, - а. – П».
«Где-то мой заяц? – думает царевич. – Он этого зайца непременно догнал бы»
«П?- а. – П».
Вывод 3 гр: Прямая речь разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире.
Итак, прямая речь заключается в кавычки. Слова автора могут стоять до и после прямой речи. На что следует обратить внимание? На то, что ! ? заключаются в кавычки, а точка ставится за кавычками.
Физминутка
Прямую речь мы изучали
И немного подустали,
Встанем, ручки разведем,
Ножки тоже потрясем
Корпус дружно повернем
Сядем, рассуждать начнем!
Продолжаем наблюдение. Работа в парах. Вернитесь к предложениям. Как вы думаете, почему в них выделены некоторые слова? Что это за слова? (Глаголы)
Прямая речь может присоединяться к словам автора различными словами «говорения»: сказать, объявить, спросить, крикнуть, произнести, ответить, попросить, проворчать, шепнут и т.д.
- Работа с учебником. А теперь сравните наши совместные выводы с материалом учебника. Правильно ли мы сделали выводы.
- Подведение итогов урока.
Тест
1. Восстановите текст
Прямая речь – это слова ________ , передаваемые без изменения.
В предложениях с прямой речью различают слова автора и ___________.
Прямая речь заключается в __________ и всегда пишется с __________ буквы.
8. Рефлексия учебной деятельности
Цель: оценить собственную деятельность
Оцените результат своей работы на уроке:
Зеленая карточка - Я доволен собой, так как я все понял, могу объяснить товарищу
Оранжевая карточка - Я понял для себя, объяснить затрудняюсь
Синяя карточка - Было трудно, надо поработать
Выставление отметок
Самооценка деятельности
9. Домашнее задание.
Выучить правило. Выполнить задание на карточке.
Карточка 1
1 . Не списывая, составь схемы.
1. Мальчик попросил: «Подождите меня, я скоро».
2. Мама переспросила: «Сколько тебе нужно, минут пять?»
3. "Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною", - приговаривал Балда с укоризною.
4."О, если б в небо хоть раз подняться!" - крикнул Сокол с тоской и болью.
5. „Я послезавтра на Волгу поеду", — сказал Саша.
6. „Кто кричит?" — раздался с моря суровый окрик.
7. „Едем," — сказал Гаврила, опуская вёсла в воду.
2. Запишите предложения, расставьте знаки препинания и составь схемы предложений
1) Вот жадина изумилась сестра.
2) Спасибо Павлуша сказала я.
3) Отец успокоил ты спи.
4) Ты с людьми плохо обращаешься твёрдо сказал Данил.
5) Стой окрикнул Пётр.
Список использованной литературы
1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: Кн.для учителя. М.: Просвещение, 2012 г.
2. Жердева Л.А.Дидактический материал по русскому языку (разрезные карточки для индивидуальной работы). 5 класс/ Новосибирск, 1998г.
3. Программа «Русский язык, 5-9 классы»,В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова, Москва, Дрофа, 2018 г.
4. «Русский язык». Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2023.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка, 7 класс. Служебные части речи.
Обобщающее повторение по теме "Служебные части речи ". Урок с презентацией....
Урок русского языка 9 класс. Публицистический стиль речи
Урок по программе Разумовской 9 класс.Работа с текстом при подготовке к ГИА. Публицистический стиль речи. Проблемно-диалогический урок....

урок русского языка 11 класс Техника устной речи
урок разработан с применением технологии критического мышления , акцент урока - групповая работа...

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Проект урока русского языка 7 класс «Частица как часть речи. Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения и в образовании форм глагола».
Данная работа поможет учителю за короткий срок поможет Вам подготовиться к уроку по данной теме за короткий срок....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Стили речи"
Цель: начать знакомство с понятием "стили речи", формировать умение различать стили речиТип урока: урок объяснения нового материала...

Разработка урока русского языка 5 класс по развитию речи. Обучение написанию текста различных стилей.
Речь - это творческая деятельность: она включает в себя умение наблюдать. мыслить, фантазировать, умение слушать и слышать.Поэтому мной разработан урок группового взаимодействия по обучению написания ...