Технологическая карта урока "Мягкий знак после шипящих"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Подгорбунская Лариса Викторовна

В материале предлагается методическая разработка урока, паспорт урока. Определяются  все этапы урока с описанием действий ученика и учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _posle_shipyashchih.docx25.41 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

             В методической разработке урока представлена технология организации проблемного обучения и технология формирующего оценивания  для формирования у обучающихся универсальных учебных действий

      На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Умение учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:

  1. познавательные и учебные мотивы;

2) учебную цель;

3) учебную задачу;

4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

     Согласно новым стандартам, на уроке необходимо формировать не только предметные знания и умения, но и обеспечивать метапредметные результаты обучения.  Основой внедрения ФГОС  ООО является системно-деятельностный подход, который предусматривает смену целей урока: уход от триединой  цели к двум новым целям: СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ЦЕЛЬ. Согласно Фундаментальному ядру содержания общего образования, новые образовательные результаты  можно обеспечить через формирование универсальных учебных действий (УУД). Постольку поскольку новые стандарты предлагают  перечень УУД и достаточно строгую их классификацию, то можно отметить, что формирование  УУД  возможно при обучении любому из учебных предметов. В рамках освоения курса русского языка  можно реализовать работу по формированию всех  УУД, предусмотренных стандартом.

Виды универсальных учебных действий:

1) личностные;

2) регулятивные (включающие также действия саморегуляции);

3) познавательные;

4) коммуникативные.

Функции универсальных учебных действий:

— обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

— создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

В конспекте урока используются  следующие сокращения:

ПОР – планируемые образовательные результаты

ЛР – личностные результаты

ПР – планируемый результат

Универсальные учебные действия:

ПУД – познавательные

РУД – регулятивные

КУД – коммуникативные

Паспорт урока русского языка  в 5 классе

Тема урока:

Учитель (ФИО, место работы, должность)

Подгорбунская Лариса Викторовна, учитель русского языка и литературы  ГБОУ СОШ №5 «ОЦ «Лидер» г.о. Кинель

Образовательная цель

формирование  языковой  культуры личности, развитие коммуникативных способностей пятиклассников на основе осмысления правописания мягкого знака после шипящих

Планируемые образовательные результаты

По окончании изучения темы ученик:

ЛР-1: обосновывает необходимость и значимость для себя лично знания о правописании мягкого знака после шипящих в именах существительных

ЛР-2: активно и заинтересованно включается в выполнение всех учебных заданий;

ПУД-1: умеет работать с прочитанным текстом: определяет тему текста, прогнозирует содержание текста по ключевым словам, устанавливает логическую последовательность основных фактов. умение осуществлять информационный поиск;

ПУД-2: осуществляет информационный поиск, выделяет, обобщает и фиксирует нужную информацию;  

КУД-1:  излагает своё мнение и аргументирует свою точку зрения;

КУД-2: определяет общую цель и пути её достижения;

КУД-3:  организовывает учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

КУД-4: умеет осознанно строить свое высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, а также в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормам языка;

РУД-1: принимает и сохраняет цели и задачи учебной деятельности;

РУД-2:  планирует, контролирует и оценивает учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

РУД-3: владеет основами самоконтроля, самооценки

ПР-1: называет и применяет на практике правила написания мягкого знака после шипящих у имен существительныхПР-2: объясняет и применяет полученные знания в практических ситуациях;

ПР-3: составляет текст на заданную тему;

ПР-4:  решает  задания установление причинно-следственных связей

Программные требования к образовательным результатам раздела «Многообразие живых организмов»

Ученик научится: объяснять выбор орфограммы «Мягкий знак после шипящих у имен существительных»

Ученик получит возможность научиться иллюстрировать правила примерами

Мировоззренческая идея

Знание орфограммы «Мягкий знак после шипящих у имен существительных» позволит улучшить грамотное письмо обучающихся

 

Ценностно-смысловые ориентиры

Любовь к природе, родному краю

План изучения учебного материала

1) Повторение шипящих звуков

2) Практикум на умение применять правило о написании мягкого знака после шипящих у имен существительных

3) Самостоятельная работа в парах, составление алгоритма

4)Разноуровневые задания на умение применять правило

5)Выборочный диктант

6)Лингвистический эксперимент

7)Творческая работа по созданию текста

8)Рефлексия

Основные понятия

Орфограмма, пунктограмма, графическое оформление, эксперимент, пейзаж, редактор

Тип урока

Урок обобщения изученного материала

Форма урока

урок-практикум

Образовательная технология

технология организации проблемного обучения,

технология формирующего оценивания

Оснащение урока

учебник, мультимедийные средства, словари, карточки с разноуровневыми заданиями

Организация пространства

Работа фронтальная, парная, самостоятельная

Мизансцена урока

Традиционная рассадка

Домашнее задание

Сочинить кроссворд или тестовые задания по теме

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Мотивационный этап

- Долгожданный дан звонок, начинается урок!

Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте мы порадуем их своими знаниями.(2 мин.)

Приветствие. Подготовка к работе. Формулирование темы и целей урока.

2.Актуализация опорных знаний

В начале урока я предлагаю вам внимательно послушать стихотворение В. Кремнева

МЫШЬ И КАМЫШ 

Камышам пищала мышь:
— Шорох ваш нарушил тишь!
Шепчут шумно камыши:
Тише, мышка, не шурши!
Шелест твой услышит кошка.
Шла бы к бабушке, ты, крошка!
Не послушаешься, мышка,—
Кошка сцапает, глупышка!

- Какой согласный  звук встречается в этом стихотворении чаще других?

А теперь посмотрите на доску. К нам на урок пришел Змей Горыныч.

-  Какое отношение он имеет к звуку ш?

-Охарактеризуйте этот звук.

-Какие шипящие звуки вам еще известны?

-Что вы знаете об этих звуках?

-Посмотрите, какой шипящий у нас Змей Горыныч стал. Надо срочно его смягчить, задобрить.

-Давайте выберем верный маршрут

НАПРАВО ПОЙДЕМ – с гласными после шипящих время проведем

ПРЯМО ПОЙДЕМ – в гости к парным шипящим попадем

НАЛЕВО ПОЙДЕМ – к мягкому знаку придем

Итак, маршрут выбран, маршрутные листы вы получили . Отправляемся в путь.

Отвечают на вопросы.

Ш- шипящий согласный, парный глухой, непарный твердый

Ч , Щ – непарные мягкие, глухие

3.Постановка учебной задачи

- Попытайтесь сформулировать тему  урока. (Запишем число, тему урока в тетрадь)

- А какова цель урока?

-Итак, наша сегодняшняя работа пройдет под девизом:

Просит знаний настоящих мягкий знак после шипящих (4 мин)

Обобщение изученного по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных »

Грамотное написание мягкого знака у существительных на шипящую.

4.Построение проекта выхода из затруднения

По дороге мы идем,

Видим поле, в поле – дом.

В доме мягкий знак живет,

В гости нас он всех зовет.

Задание: найдите друзей мягкого знака

Нож(?), мыш(?), плащ(?), ковш(?),молодеж(?), много пастбищ(?), несколько задач(?).

-Какое правило вы применяли при выполнении задания? (3мин)

Парная работа: восстановите алгоритм

( 2 мин)

Самостоятельно записывают и оценивают свою работу

О написании мягкого знака

Оценивают работу

Воспроизводят алгоритм

Оценивают работу

5 Закрепление и совершенствование знаний и умений

Разноуровневые задания:

1.Измени форму существительного, обозначь и объясни орфограмму в словах

Грачи, лещи, нет рощи, , моржи, дочери,

2.Образуй однокоренные имена существительные ед. ч.

Багажный, душевая, ночной, мелочный

3.Подбери синонимы с шипящими на конце

Друг, богатырь, доктор, охранник

(6 мин)

Составляют слово по заданным критериям

Грач, лещ, рощ, морж, дочь

Багаж, душ, ночь, мелочь

Товарищ, силач, врач, сторож.

Оценивают работу

7.Применение знаний и формирование умений и навыков

- Мы поработали со словами, а теперь я предлагаю вам внимательно рассмотреть иллюстрацию

-Что на ней изображено?

-Как называются такие картины?

- Что такое пейзаж?  Давайте обратимся к словарю Ожегова

 Я читаю вам текст, а вы выписываете существительные с

 шипящими на конце.

 Глушь леса всегда скрывает какую-то тайну, особенно когда последний луч солнца гаснет в глубине чащ. Приближается полночь. На дне оврага журчит ключ, будто успокаивает и баюкает.

- О чем этот текст? природе)

- Какие чувства испытывает автор, когда говорит о природе? (7 мин)

- А вы любите природу? Давайте и мы попробуем нарисовать небольшую пейзажную зарисовку.

Лингвистический эксперимент.

-Перед вами текст с пропущенными словами, восстановите его, вставив подходящие по смыслу существительные с шипящими на конце. (Можно пользоваться словами для справок)

(метод моделирования)

  Золотой … осветил … . Из … послышался… . Это … затянул песню.

   Вот и река. Кругом стояла … . … тихо шептался с рекой.

Слова для справок: камыш(?), плач(?), луч(?), тиш(?),сыч(?), рощ(?), рож(?)( 5 мин)

 У нас неплохо получилось. Предлагаю перейти к творческим заданиям.

Творческая работа.

Разноуровневые задания:

1.Редакторы

Восстановите текст

Карандаш(?), дедушка, у, замечательный, есть. Нарисовать, ночь, он, мог, луч(?), и, солнечный, белый, ландыш, золотой, рож(?), лунный, ландыш(?), нежный

2. Строители

Соберите рассыпавшиеся слова. Запишите с ними предложения, чтобы получился связный текст о природе.

Мышак, дылашн, рождь,чул, трисж, чонь.

3.Поэты

Составьте стихотворные строки о природе, используя слова.

Тиш(?) – камыш(?)

Луч (?) – туч(?)

Грач—дач (7 мин)

Игра «Знатоки»

Знакомятся с лексическим значением слова пейзаж

Запоминают и выписывают существительные с основой на шипящий, объясняют выбор орфограммы

Глушь, луч, чащ, полночь, ключ

Определяют тему текста, основную мысль

Оценивают работу

Используют слова для справки, восстанавливают текст

Оценивают работу

Составляют текст

Оценивают работу

8. Рефлексия

Ну вот и пришло время подвести итоги урока.

-Что вам показалось интересным на уроке?

-Какие задания вызвали трудность?

- Что особенно получилось на уроке?

Я думаю, что Змей Горыныч останется доволен проделанной вами работой и подобреет. Если вам понравился урок, прикрепите чешуйки зеленого цвета. Если не очень, то желтого. Ну а если нет, то красного. (3 мин)

Отвечают на вопросы

9.Постановка домашнего задания

Сочинить кроссворд или тестовые задания по теме (1 мин)

Лист самооценки обучающегося по теме «Правописание мягкого знака после шипящих в именах существительных»

В течение урока заполни лист самооценки.

Отметь «+» те действия, с которыми ты успешно справился, и «-«, те, которые вызвали у тебя затруднения

№п/п

Я могу

+/-

1

Определять части речи

2

Определять шипящий звук в слове

3

Назвать правило написания мягкого знака после шипящих у имен существительных

4

Могу применить правило на письме

5

Выбирать слова из текста на изученную орфограмму

6

Самостоятельно подбирать существительные с мягким знаком после шипящих

7

Составлять текст, используя существительные на шипящий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мягкий знак после шипящих"

В данной перфокарте есть слова для проверки знаний по теме "Мягкий знак после шипящих", 2 варианта слов....

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Работа представляет собой конспект урока, проводимого в форме презентации. На уроке использованы игровые технологии как средства, обеспечивающие высокий уровень мыслительной, эмоциональной и поведенче...

Урок по теме "Написание Ъ и Ь знаков после шипящих"

Данная презентация поможет и сэкономит Ваше время для подготовки урока по теме...

Мягкий знак после шипящих

"Мягкий знак после шипящих"...

дидактический материал "Мягкий знак после шипящих у всех частей речи", "Буквы О-Ё после шипящих"

дидактический материал "Правописание Ь после шипящих"- обобщающий материал, объединяющий схожие орфоргаммы на все изученные части речи...

Технологическая карта урока "Правописание мягкого знака после шипящих"

Мягкий знак после шипящих. Технолгическая карта урока....

технологическая карта "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

правила правописания мягкого знака после шипящих на конце наречий...