Технологическая карта урока "Правописание мягкого знака после шипящих"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Каримова Наталья Леонидовна

Мягкий знак после шипящих. Технолгическая карта урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _znak_posle_shipyashchih.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание мягкого знака после шипящих

      Цели:

  • самостоятельно вычитывать разные виды текстовой информации, адекватно понимать основную и дополнительную информацию, перерабатывать и преобразовывать информацию (из текста в таблицу).
  • вычленять звуки в словах, выявлять их смыслоразличительную функцию, характеризовать звуки русского языка.
  • способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки учебной деятельности учащихся;
  • способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать  информацию и делать выводы; развитию речевых умений, необходимых для участия в диалоге;
  • содействовать формированию уважительного отношения к русскому языку.

Тип урока: урок актуализации знаний и умений

Оборудование: мультимедийный  проектор, компьютер,  карточки с разноуровневыми заданиями

Технологическая карта урока:

Этап урока,

время

Учитель

Ученики

Универсальные учебные действия, сформированные деятельностью ученика и учителем

1.Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Языковая разминка.

 Самоопределение к деятельности.

 

 

 

Словарная работа (записать словарные слова в словарике, составить с каждым словом словосочетание)

- Сделайте вывод, что за словарные слова вы записали сегодня?

Удивительный, изумительный, ужасный, дивный, чудесный

 Удивительная (картина), изумительный (подарок), поразительный (случай), дивный (голос), чудесная (погода).

 - Эти слова  отвечают на вопросы какой (-ая)? и обозначают признак предмета, значит, они имена прилагательные. Ещё эти слова близкие по значению, т. е. синонимы, и один антоним(лишнее слово).

Л: мотивация, смыслообразование; П: моделирование, построение логической цепи рассуждений; Р:корекция, волевая саморегуляция; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

III. Актуализация.

 Запишите слова. На какие две группы их можно разделить?

Укажите над буквой Л звуки, которые она обозначает. Чем  обозначается на письме мягкость звука? Какова роль мягкого знака в словах ель, стрельба?

- А какова роль мягкого знака в данных словах?

 Лиса, ель, аллея, стрельба

- Мягкость согласного на письме обозначают  гласные  и мягкий знак.(2 группы слов)(1-я функция из 3-х)

 - В словах ель и стрельба мягкий знак обозначает мягкость предшествующего согласного.

Лью, воробьи, раздолье

-Мягкий знак является разделительным, разделяет согласный и гласный звуки (2 –я функция из 3-х)

П: анализ, синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ;  Р: высказывать предположения на основе наблюдений; К: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника Пр: роль  буквы  Ь в русском языке

IV. Формулирование темы урока, постановка задач урока.

- Запишите шуточное предложение  правильно. Подчеркните шипящие  буквы. Проверьте написание по записи на доске.  Какая у вас возникла трудность?                         - Запишите звуки, которые обозначают подчёркнутые буквы.  - Какие несоответствия в написании и произношении вы видите? Какие у вас возникают вопросы?

Какова тема сегодняшнего урока? Запишем тему урока на доске и в тетрадях

- Какие задачи мы должны решить на уроке?

Чтобы в полноч(?) привлеч(?) мыш(?), нареж(?)  лаваш(?) и принеси в гараж(?)

Чтобы в полночь привлечь мышь, нарежь  лаваш и

принеси в гараж.

-Звук [ч] сам по себе является мягким, а на письме ещё к нему добавляется ь, звуки [ж] ,[ш] являются твёрдыми, но в словах мышь и нарежь пишется мягкий знак, хотя мягкости не обозначает.

  Правописание мягкого знака после шипящих

 - Мы должны вспомнить, в каких случаях  после шипящих пишется мягкий знак, и узнать, какую роль он при этом выполняет (3-я функция)?

Познавательные УУД:

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.

V. Построение проекта выхода из затруднения.

-Подумайте и вспомните, опираясь на группы слов, в каких случаях после шипящих пишется Ь знак.

Сделайте вывод, сформулируйте правило. Сверьте его содержание с теоретическим материалом в учебнике (Параграф 42 стр.162)

ложь    режь      помочь     мчишься    туч

ночь    мажь      зажечь      думаешь    грач

1. Проводится наблюдение над записью.

2. Поделитесь своими наблюдениями с соседом ( начинает 1-й номер, через 30 секунд второй)

3. Формулирование учащимися самостоятельно сделанного вывода.

4. Чтение вывода по учебнику и сравнение с собственными выводами и наблюдениями.

П: анализ, синтез, подведение под понятие, выведение следствий, моделирование, использование знаково−символических средств, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Р: высказывать предположения на основе наблюдений; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознание приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

 Физкультминутка

Мы ногами топ –топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

А потом прыг-скок

И ещё разок.

А потом вприсядку

 И снова по порядку.

Побежим мы по дорожке

 И похлопаем в ладошки,

И покрутим головами.

Все танцуйте вместе с нами

VI . Развитие учебно языковых умений.

 

 -На основе параграфа учебника составьте таблицу (или схему) « Ь знак после шипящих»

                        После шипящих                                                                                                   -       Ь пишется в                                  Ь не пишется в        

  сущ 3 скл.    глаголах                               в сущ.1-2 скл

           Ь знак – показатель грамматической формы (3-я функция)

Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию (из текста в таблицу или схему).

VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Ребята, выполните упр. 222(2) по условию учебника.

Выполняют самостоятельную работу по упр.222(2)  Пошаговая самопроверка по эталону.

Р: Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

IX. Включение в систему знаний и повторение.

- Сейчас выполните задания по уровням сложности (3 уровня): на «3», на «4», на «5» Задание на «3».Узнай по фонетической записи слова, восстанови их графический (буквенный) облик. Запиши слова, следуя орфографическим правилам русского языка. Сделай фонетический разбор 1 слова. [помаш’], [ст’ир’эч’], [пл’аш], [плаш’], [р’эш].Задание на  «4».Проверь, как ты слышишь звуки речи, составь звуковые записи слов (транскрипции). Сделай фонетический разбор 2-х слов. Борщ(?), разреж(?), чертёж(?), моч(?), гореч(?). Задание на «5». Восстанови буквенный облик предложения (отрывок из стихотворения В. Жуковского) Сделай фонетический разбор 3-х слов.[л’охк’ий, л’охк’ийв’ит’ирокшто так сладка тиха в’эиш]

Выбирают задания, самостоятельно выполняют задания по выбору.

Через 10 минут работа проверяется по эталонам. Ученики сами оценивают результат работы. Если ученик не успел  выполнить задание «на 4» или «на 5» до конца, задание не учитывается.

 

Р: планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий),  прогнозирование (предвосхищение результатами уровня усвоения, его временных характеристик). Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).

X. Рефлексия.

Чему научились на уроке?

Кто или что вам помогало справиться?

Кто доволен сегодня своей работой?

Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

Как бы вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?

Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою и деятельность товарищей.

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Л: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения. Р: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

 

XI. Домашнее задание.

Стр 164 Проверь себя (письменно)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мягкий знак после шипящих"

В данной перфокарте есть слова для проверки знаний по теме "Мягкий знак после шипящих", 2 варианта слов....

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Работа представляет собой конспект урока, проводимого в форме презентации. На уроке использованы игровые технологии как средства, обеспечивающие высокий уровень мыслительной, эмоциональной и поведенче...

Урок по теме "Написание Ъ и Ь знаков после шипящих"

Данная презентация поможет и сэкономит Ваше время для подготовки урока по теме...

Мягкий знак после шипящих

"Мягкий знак после шипящих"...

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Тема урока: Мягкий знак после шипящих на конце наречий.( § 44 учебника Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др. )...

дидактический материал "Мягкий знак после шипящих у всех частей речи", "Буквы О-Ё после шипящих"

дидактический материал "Правописание Ь после шипящих"- обобщающий материал, объединяющий схожие орфоргаммы на все изученные части речи...

технологическая карта "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

правила правописания мягкого знака после шипящих на конце наречий...