Сложносочиненные предложения
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Обобщение знаний о структуре и видах сложносочиненных предложений
- Совершенствование пунктуационных навыков в ССП
- Формирование умения различать ССП и простые предложения с однородными членами
- Подготовка к выполнению заданий ОГЭ по теме
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Сложносочиненные предложения: обобщение и систематизация знаний. Подготовка к ОГЭ.
Класс: 9
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний (в соответствии с ФГОС)
Форма проведения: комбинированный урок с элементами практикума
Цели урока в соответствии с ФГОС:
1. Метапредметные:
- Развитие умения самостоятельно определять цели обучения
- Формирование навыков смыслового чтения
- Совершенствование умений учебного сотрудничества
2. Предметные:
- Обобщение знаний о структуре и видах сложносочиненных предложений
- Совершенствование пунктуационных навыков в ССП
- Формирование умения различать ССП и простые предложения с однородными членами
- Подготовка к выполнению заданий ОГЭ по теме
3. Личностные:
- Формирование ответственного отношения к учению
- Развитие навыков самооценки и самоконтроля
Планируемые результаты:
- Учащиеся научатся:
- определять ССП в тексте
- классифицировать ССП по типам сочинительных союзов
- правильно расставлять знаки препинания в ССП
- различать ССП и простые предложения с однородными членами
- выполнять задания формата ОГЭ по теме
- Учащиеся получат возможность научиться:
- анализировать и редактировать собственные тексты с учетом изученных норм
- создавать ССП разных типов в собственных высказываниях
Оборудование:
- Компьютер, проектор
- Интерактивная доска
- Раздаточный материал (карточки с заданиями)
- Учебник русского языка для 9 класса
- Тетради учащихся
Ход урока
1. Организационный момент
Деятельность учителя:
- Приветствует класс
- Проверяет готовность к уроку
- Озвучивает тему и цели урока: "Сегодня мы обобщим знания о сложносочиненных предложениях, которые являются важной частью синтаксиса русского языка и часто встречаются в заданиях ОГЭ"
Деятельность учащихся:
- Настраиваются на работу
- Записывают тему урока в тетради
2. Актуализация знаний
Методический прием: "Мини-лекция с элементами беседы"
Деятельность учителя:
- Задает вопросы:
1. Какие предложения называются сложносочиненными?
2. Какие союзы связывают части ССП?
3. На какие группы делятся сочинительные союзы по значению?
4. Всегда ли между частями ССП ставится запятая?
Деятельность учащихся:
- Отвечают на вопросы
- Приводят примеры ССП
- Формулируют правила постановки знаков препинания в ССП
Ожидаемые ответы:
1. Сложносочиненные предложения - это такие предложения, в которых простые предложения связываются сочинительными союзами
2. Союзы: и, а, но, да, или, либо, то...то, не то...не то и др.
3. Группы союзов:
- Соединительные (и, да=и, ни...ни, тоже, также)
- Противительные (а, но, да=но, однако, зато)
- Разделительные (или, либо, то...то, не то...не то)
4. Запятая ставится всегда, кроме случаев, когда части ССП имеют общий второстепенный член или являются вопросительными, побудительными, восклицательными предложениями
3. Практическая работа
Задание 1. "Найди ССП" (работа с текстом)
Учащимся предлагается текст (можно использовать отрывок из произведения К. Паустовского)
"Вторые сутки мы были в море. На рассвете первой ночи мы встретили густой туман, который прикрыл горизонт. Задымились мачты, и медленно спустился туман, сливаясь с серым небом. Была зима, но все последние дни стояла оттепель. На Кавказских горах таяли снега, а море дышало обильными испарениями."
Вопросы:
1. Выпишите все ССП из текста
2. Определите тип сочинительного союза в каждом случае
3. Объясните постановку знаков препинания
Задание 2. "Четвертый лишний" (групповая работа)
Найти предложение, которое не является ССП:
1. С востока надвигались темные дождевые тучи, и оттуда потягивало влагой.
2. В глубоком молчании белеют холмы и курганы, да узким полотном белеет дорога.
3. Вечером я возвращался, пил и садился читать газету или книгу.
4. Не то это было раннее утро, не то наступал вечер.
Задание 3."Собери предложение" (работа в парах)
Из предложенных частей составить ССП, определить тип союза:
1. Солнце село / спряталось за горизонт (и)
2. Ласточки низко летали над землей / скоро будет дождь (и)
3. Птицы уже прилетели / ворона еще не свила гнездо (а)
Задание 4. "ОГЭ-тренинг" (индивидуальная работа)
Выполнить задания в формате ОГЭ:
1. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью:
"Ребята ушли,(1) и в доме стало подчеркнуто тихо. А баба Настасья вернулась к столу,(2) села на лавку. Перед ней лежало письмо,(3) которое она знала наизусть."
2. Укажите количество грамматических основ в предложении:
"То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь, и от этого становилось еще холоднее."
4. Физкультминутка
Гимнастика для глаз и упражнения для снятия напряжения с мышц спины и шеи.
5. Систематизация знаний
Методический прием: "Синквейн" (творческое задание)
Учащимся предлагается составить синквейн на тему "Сложносочиненное предложение".
Пример:
1. Сложносочиненное
2. Сочинительное, равноправное
3. Соединяет, противопоставляет, разделяет
4. Части связаны сочинительными союзами
5. Единство
**Работа с таблицей "Типы ССП"**
| Соединительные |
и, да=и, ни...ни, тоже, также |
Первые паровозы потрясли моё воображение, и мне захотелось создавать эти умные машины. | Одновременность, последовательность действий |
| Разделительные |
или, либо, то...то, не то...не то |
То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь. | Чередование, взаимоисключение |
| Противительные
| а, но, да=но, однако, зато |
Дверь отворилась, но никто не вошёл. | Противопоставление, сопоставление |
6. Рефлексия. Подведение итогов
Вопросы для рефлексии:
1. Что нового я узнал сегодня на уроке?
2. Какие задания вызвали затруднения?
3. Над чем мне нужно еще поработать?
Деятельность учителя:
- Обобщает результаты работы на уроке
- Отмечает наиболее активных учащихся
- Дает рекомендации по выполнению домашнего задания
Деятельность учащихся:
- Анализируют свою работу на уроке
- Высказывают мнение о полезности урока
- Записывают домашнее задание
7. Домашнее задание (дифференцированное)
1. Базовый уровень: Упражнение из учебника на определение ССП и постановку знаков препинания (№ 325)
2. Повышенный уровень: Написать мини-сочинение (6-7 предложений) на тему "Осенняя пора", используя разные типы ССП
3. ОГЭ-тренинг: Выполнить тестовые задания в формате ОГЭ по теме "Сложносочиненные предложения"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"
Урок русского языка в 11 классе по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении". На уроке обобщаются знания, полученные в 9 классе, углубляются знания о знаках препинани...
Подготовка к ЕГЭ. Тест по теме "Пунктуация в сложносочиненных предложениях и предложениях с однородными членами"
Материал предназначен для учащихся и учителей при подготовке к ЕГЭ с довольно сложным материалом. Алгоритм и практический материал, который для удобства копируется в презентации и в документе, поможет...
Урок русского языка в 11 классе по теме "Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении."
Урок русского языка в 11 классе по теме "Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении."...
Урок русского языка по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"
Конспект урока составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся, требованиями методики проведения занятий....

Тесты по теме "Пунктуация в сложносочиненном предложении и простом предложении с однородными членами"
Тесты предназначены для использования на уроках русского языка в 9 классе и при подготовке обучающихся 11 классов к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ....
Урок погружения в содержание изучаемого материала по теме "Сложносочиненное предложение. Виды сложносочиненного предложения"
Сложносочиненное предложение. Виды сложносочиненного предложения...
Подготовка к ГИА (КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ», «СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»)
Тестовое задание позволяет проверить знания данных тем с точки зрения готовности к ГИА по русскому языку.Тестовое контрольное задание имеет следующую структуру:- 10 заданий 1 уровня (...

