План-конспект урока "Образование превосходной степени имён прилагательных"
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)
Урок по русскому языку "Образование превосходной степени имён прилагательных"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.17 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме:
«Образование превосходной степени имён прилагательных»
Тема урока: Образование превосходной степени имён прилагательных
Цель урока: формирование навыка правильно образовывать простую и составную формы превосходной степени имён прилагательных; изучение особенностей образования и употребления превосходной степени имён прилагательных.
Задачи урока:
-познакомить учащихся с превосходной степени имён прилагательных;
-сформировать умение находить прилагательные в превосходной степени и определять их роль в предложении;
-сформировать умение образовывать и употреблять превосходную степень имён прилагательных;
-уметь анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания, развивать орфографическую зоркость;
-воспитывать патриотические чувства, бережное отношение к природе, самостоятельность, познавательную активность и любовь к языку.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование урока: учебник, раздаточный материал.
Ход урока
- Организационный этап.
Здравствуйте, дети! А сейчас проверяем Вашу готовность к уроку. Сегодня нам понадобятся учебники, тетради, ручки, дневники, хорошее настроение, внимание, трудолюбие. Давайте улыбнемся друг другу.
Я хочу напомнить вам правила нашего урока:
Отвечая на вопросы, поднимать руку.
Не выкрикивать.
Не мешать другим отвечать на вопросы.
- Открываем тетради, записываем дату, «Классная работа».
- Актуализация знаний.
Приём «Эпиграф».
Огонь силён, вода сильнее огня, земля сильнее воды,
а человек сильнейший.
- Вы согласны с этим утверждением? Почему? Сегодня нам предстоит потрудиться и показать, какие мы сильные ученики.
- Какие прилагательные вам встретились в этом предложении? В какой они форме? Докажите.
(Сравнительная степень показывает, что в данном предмете признак проявляется в большей или меньшей степени по сравнению с другим предметом)
- Объяснение новой темы.
Слово учителя.
Для того чтобы узнать тему нашего урока, вам необходимо проанализировать значение слова сильнейший.
Вопросы учителя:
- Прилагательное какого разряда употреблено в предложении? (качественное, относительное, притяжательное)
- Какое прилагательное показывает, что признак предмета проявляется в большей степени?
- Какое прилагательное показывает, что признак предмета превосходит остальные признаки предмета?
- Как назовём форму, где признаки сравниваются? (Сравнительная)
- Как назовем вторую степень, если известно, что она превосходит всех? (Превосходная)
- Качественные имена прилагательные имеют две формы сравнения. С какой мы еще не знакомы? Сформулируйте тему урока.
Ученики ставят перед собой цель: изучить способы образования превосходной степени сравнения, научиться правильно употреблять в речи.
Создание проблемной ситуации.
У каждого на столе таблица. Ознакомьтесь с ней.
? | ? | Начальная форма прилагательных |
Тишайший | Самый тихий | |
Ровнейший | Наиболее ровный | Ровный |
Редчайший | Наименее редкий | |
Наиближайший | Самый близкий |
-Как вы считаете, почему прилагательные разделены на две группы? Опираясь на ваши знания о сравнительной степени сравнения прилагательных, дайте название каждой колонке. Запишем их.
-Работаем с первой колонкой – простой превосходной степенью сравнения. Выполните словообразовательный анализ слов. Какой вывод можете сделать? Представьте вывод в виде формулы, запишите в таблицу.
Простая превосходная =
Нач. ф. прил. + -ейш-,-айш-
Теперь работаем со второй колонкой. Что вы можете сказать о составной превосходной степени? Как она образуется?
Составная превосходная =
Самый
Наиболее + прил. в полной ф.
Наименее
Отметим, что у прилагательных с основой, заканчивающейся буквами «г», «к», «х», происходит чередование согласных:
крепкий — крепчайший кофе;
тихий — тишайший звук;
- Закрепление изученного материала.
Задание1. Индивидуальная работа.
Образуйте от данных прилагательных простую форму превосходной степени. Обозначьте в них суффиксы, подчеркните согласные, которые чередуются. От каких прилагательных нельзя образовать форму превосходной степени?
Здоровый, близкий, высокий, интересный, красивый, свободный, спокойный, счастливый, тихий, тонкий, чистый, яркий, утренний, дедов.
-ейш- | -айш- |
Здоровейший | ближайший |
Интереснейший | высочайший |
Красивейший | тишайший |
Свободнейший | тончайший |
Спокойнейший | ярчайший |
Счастливейший | |
Чистейший |
- Когда мы используем суффикс –айш-? (когда основа заканчивается на к,х,г)
-Что происходит с согласной к? (чередование к\\ч, х\\ш, з\\ж)
Задание 2. Работа в группе
Образуйте простые и составные формы превосходной степени сравнения. От каких прилагательных нельзя образовать все формы? Почему?
Начальная форма | простая | составная |
Добрый | добрейший | Самый добрый |
Твёрдый | ---- | Самый твёрдый |
Мелкий | мельчайший | Самый мелкий |
Строгий | строжайший | Самый строгий |
Заячий | ---------- | ------ |
Сладкий | сладчайший | Самый сладкий |
Краткий | кратчайший | Самый краткий |
Железный | ----------- | -------- |
Задание 3. Работа в паре.
Изменяются ли прилагательные в форме превосходной степени?
Подберите к прилагательным в форме превосходной степени существительные м., ж., с., рода и мн. числа. Сделайте вывод.
Просклоняйте имена прилагательные в форме превосходной степени по падежам. Сделайте вывод.
Красивейший ,самый спокойный
Физкультминутка
Давайте отдохнём. Встаньте из-за парт, подтянитесь, улыбнитесь.
Я называю вам прилагательные, если прилагательное в форме превосходной степени ж.р– приседаете, если прилагательное в форме превосходной степени м.р – хлопаете в ладоши, а если начальная форма прилагательного – вытягиваете руки перед собой.
Смелейшая, самый крепкий, крепкий, глубочайший, наилегчайшая, быстрая,, умнейший, верный, спокойнейшая.
Задание 4.
Вспомним, что у нас есть такие члены предложения, как определение, дополнение, обстоятельство, подлежащее и сказуемое.
Подчеркните прилагательные как члены предложения, укажите их форму.
Путешествие было интереснейшее!
Друг рассказал об интереснейшем путешествии.
Я часто вспоминаю самое интересное путешествие.
Поменяйтесь тетрадями с соседями, проверяем.
Что нового вы узнали о прилагательных в форме превосходной степени сравнения?
Задание 5. Найдите имена прилагательные в форме превосходной степени и подчеркните их как члены предложения. Определить род, число, падеж.
Чистейшего снега, белейшего снега
Зима отряхнула на рощу с разбега
И, пухом легчайшим на солнце блистая,
Пустила гулять по лесам горностая.
М.Дудин
Задание 6. Работа в группе. Образовать все возможные формы превосходной степени. Хороший – лучший – наилучший – самый хороший
Плохой – худший – наихудший – самый плохой
Задание 7. «Магический квадрат»
Обведите в кружочек только те ответы, в которых форма превосходной степени образована правильно!
Цветок красивейший | Задача самая легчайшая | Самый важнейший день |
Поступок наихудший | Наиболее страшнейший | Спокойнейший ребёнок |
Самая холодная зима | Наименее сладкий | Самый лучший день |
-При образовании составной превосходной степени нельзя одновременно использовать простую и составную форму степеней сравнения.
- Подведение итогов. Рефлексия.
Игра «Ромашка».
Мы сегодня узнали, что форма превосходной степени простая и …. Простая форма образуется путём присоединения суффиксов …., ….. к основе начальной формы прилагательного.
Составная форма превосходной степени образуется путём прибавления слов ….. , ……….., ……….. к начальной форме прилагательных.
Простая форма превосходной степени изменяется………………………………………….
Простая форма превосходной степени может быть в предложении………………………………….
Прилагательные в составной форме превосходной степени в предложении чаще всего бывают определениями
Рефлексия. Оцените урок с помощью разных форм степеней сравнения прилагательных. Тема(какая?) лёгкая, легчайшая, самая лёгкая, наилегчайшая, легче всех.
- Домашнее задание. Упр.391, параграф 51.
- Выставление отметок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
5 класс. Мордкович, Зубарева, план-конспект урока по теме "Степень числа"
Урок изучения нового материала по теме: "Степень числа"...
План-конспект урока по теме "Степень числа"
Представлен план-конспект урока математики в 5 классе по теме "Степень числа" ( урок "открытия новых знаний" )...

Методическая разработка к уроку английского языка в 4-9 классах по теме: «Степени прилагательных» (Образование сравнительной и превосходной степеней у односложных и двухсложных прилагательных)
Методическая разработка на презентации к уроку английского языка в 4 классе по теме: «Степени прилагательных» (Образование сравнительной и превосходной степеней у односложных и двухс...

План - конспект урока по теме <Степени сравнения прилагательных> в 5-8 классах
Данный урок можно проводить в 5-8 классах для повторения темы <Степени сравнения прилагательных>. Данный урок напрвленина достижение следующих целей - использовать стпени сравнения п...
методическая разработка план-конспекта урока на тему " Степени сравнения прилагательных в английском языке"
методическая разработка план-конспекта урока на тему " Степени сравнения прилагательных в английском языке"...

План-конспект учебного занятия "Корни. Степени. Логарифмы"
Преподавателям для проведения учебного занятияпо ОУДу.04 Математика...

Методическая разработка «Степени прилагательных» (Образование сравнительной и превосходной степеней у односложных, двухсложных и многосложных прилагательных)
Методическая разработка на презентации к уроку английского языка в 4 классе по теме: «Степени прилагательных» (Образование сравнительной и превосходной степеней у односложных, двухсл...