План-конспект урока "Образование превосходной степени имён прилагательных"
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)

Урок по русскому языку "Образование превосходной степени имён  прилагательных"

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме:

«Образование превосходной степени имён прилагательных»

Тема урока: Образование превосходной степени имён прилагательных

Цель урока: формирование навыка правильно образовывать простую и составную формы превосходной степени имён прилагательных; изучение особенностей образования и употребления превосходной степени имён прилагательных.

Задачи урока:

-познакомить учащихся с превосходной степени имён прилагательных;

-сформировать умение находить прилагательные в превосходной степени и определять их роль в предложении;

-сформировать умение образовывать и употреблять превосходную степень имён прилагательных;

-уметь анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания, развивать орфографическую зоркость;

-воспитывать патриотические чувства, бережное отношение к природе, самостоятельность, познавательную активность и любовь к языку.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование урока: учебник, раздаточный материал.

Ход урока

  1. Организационный этап.

Здравствуйте, дети! А сейчас проверяем Вашу готовность к уроку. Сегодня нам понадобятся учебники, тетради, ручки, дневники, хорошее настроение, внимание, трудолюбие. Давайте улыбнемся друг другу.

Я хочу напомнить вам правила нашего урока:

Отвечая на вопросы, поднимать руку.

Не выкрикивать.

Не мешать другим отвечать на вопросы.

- Открываем тетради, записываем дату, «Классная работа».

  1. Актуализация знаний.

Приём «Эпиграф».

Огонь силён, вода сильнее огня, земля сильнее воды,

а человек сильнейший.

- Вы согласны с этим утверждением? Почему? Сегодня нам предстоит потрудиться и показать, какие мы сильные ученики.

- Какие прилагательные вам встретились в этом предложении? В какой они форме? Докажите.

(Сравнительная степень показывает, что в данном предмете признак проявляется в большей или меньшей степени по сравнению с другим предметом)

  1. Объяснение новой темы.

Слово учителя.

Для того чтобы узнать тему нашего урока, вам необходимо проанализировать значение слова сильнейший.

Вопросы учителя:

- Прилагательное какого разряда употреблено в предложении? (качественное, относительное, притяжательное)

- Какое прилагательное показывает, что признак предмета проявляется в большей степени?

- Какое прилагательное показывает, что признак предмета превосходит остальные признаки предмета?

- Как назовём форму, где признаки сравниваются? (Сравнительная)

- Как назовем вторую степень, если известно, что она превосходит всех? (Превосходная)

- Качественные имена прилагательные имеют две формы сравнения. С какой мы еще не знакомы? Сформулируйте тему урока.

Ученики ставят перед собой цель: изучить способы образования превосходной степени сравнения, научиться правильно употреблять в речи.

Создание проблемной ситуации.

У каждого на столе таблица. Ознакомьтесь с ней.

?

?

Начальная форма прилагательных

Тишайший

Самый тихий

Ровнейший

Наиболее ровный

Ровный

Редчайший

Наименее редкий

Наиближайший

Самый близкий

-Как вы считаете, почему прилагательные разделены на две группы? Опираясь на ваши знания о сравнительной степени сравнения прилагательных, дайте название каждой колонке. Запишем их.

-Работаем с первой колонкой – простой превосходной степенью сравнения. Выполните словообразовательный анализ слов. Какой вывод можете сделать? Представьте вывод в виде формулы, запишите в таблицу.

Простая превосходная =

Нач. ф. прил. + -ейш-,-айш-

Теперь работаем со второй колонкой. Что вы можете сказать о составной превосходной степени? Как она образуется?

Составная превосходная =

Самый

Наиболее + прил. в полной ф.

Наименее

Отметим, что у прилагательных с основой, заканчивающейся буквами «г», «к», «х», происходит чередование согласных:

крепкий — крепчайший кофе;

тихий — тишайший звук;

  1. Закрепление изученного материала.

Задание1. Индивидуальная работа.

Образуйте от данных прилагательных простую форму превосходной степени. Обозначьте в них суффиксы, подчеркните согласные, которые чередуются. От каких прилагательных нельзя образовать форму превосходной степени?

Здоровый, близкий, высокий, интересный, красивый, свободный, спокойный, счастливый, тихий, тонкий, чистый, яркий, утренний, дедов.

-ейш-

-айш-

Здоровейший

ближайший

Интереснейший

высочайший

Красивейший

тишайший

Свободнейший

тончайший

Спокойнейший

ярчайший

Счастливейший

Чистейший

- Когда мы используем суффикс –айш-? (когда основа заканчивается на к,х,г)

-Что происходит с согласной к? (чередование к\\ч, х\\ш, з\\ж)

Задание 2. Работа в группе

Образуйте простые и составные формы превосходной степени сравнения. От каких прилагательных нельзя образовать все формы? Почему?

Начальная форма

простая

составная

Добрый

добрейший

Самый добрый

Твёрдый

----

Самый твёрдый

Мелкий

мельчайший

Самый мелкий

Строгий

строжайший

Самый строгий

Заячий

----------

------

Сладкий

сладчайший

Самый сладкий

Краткий

кратчайший

Самый краткий

Железный

-----------

--------

Задание 3. Работа в паре.

Изменяются ли прилагательные в форме превосходной степени?

Подберите к прилагательным в форме превосходной степени существительные м., ж., с., рода и мн. числа. Сделайте вывод.

Просклоняйте имена прилагательные в форме превосходной степени по падежам. Сделайте вывод.

Красивейший ,самый спокойный

Физкультминутка

Давайте отдохнём. Встаньте из-за парт, подтянитесь, улыбнитесь.

Я называю вам прилагательные, если прилагательное в форме превосходной степени ж.р– приседаете, если прилагательное в форме превосходной степени м.р – хлопаете в ладоши, а если начальная форма прилагательного – вытягиваете руки перед собой.

Смелейшая, самый крепкий, крепкий, глубочайший, наилегчайшая, быстрая,, умнейший, верный, спокойнейшая.

Задание 4.

Вспомним, что у нас есть такие члены предложения, как определение, дополнение, обстоятельство, подлежащее и сказуемое.

Подчеркните прилагательные как члены предложения, укажите их форму.

Путешествие было интереснейшее!

Друг рассказал об интереснейшем путешествии.

Я часто вспоминаю самое интересное путешествие.

Поменяйтесь тетрадями с соседями, проверяем.

Что нового вы узнали о прилагательных в форме превосходной степени сравнения?

Задание 5. Найдите имена прилагательные в форме превосходной степени и подчеркните их как члены предложения. Определить род, число, падеж.

Чистейшего снега, белейшего снега

Зима отряхнула на рощу с разбега

И, пухом легчайшим на солнце блистая,

Пустила гулять по лесам горностая.

М.Дудин

Задание 6. Работа в группе. Образовать все возможные формы превосходной степени. Хороший – лучший – наилучший – самый хороший

Плохой – худший – наихудший – самый плохой

Задание 7. «Магический квадрат»

Обведите в кружочек только те ответы, в которых форма превосходной степени образована правильно!

Цветок красивейший

Задача самая легчайшая

Самый важнейший день

Поступок наихудший

Наиболее страшнейший

Спокойнейший ребёнок

Самая холодная зима

Наименее сладкий

Самый лучший день

-При образовании составной превосходной степени нельзя одновременно использовать простую и составную форму степеней сравнения.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Игра «Ромашка».

Мы сегодня узнали, что форма превосходной степени простая и …. Простая форма образуется путём присоединения суффиксов …., ….. к основе начальной формы прилагательного.

Составная форма превосходной степени образуется путём прибавления слов ….. , ……….., ……….. к начальной форме прилагательных.

Простая форма превосходной степени изменяется………………………………………….

Простая форма превосходной степени может быть в предложении………………………………….

Прилагательные в составной форме превосходной степени в предложении чаще всего бывают определениями

Рефлексия. Оцените урок с помощью разных форм степеней сравнения прилагательных. Тема(какая?) лёгкая, легчайшая, самая лёгкая, наилегчайшая, легче всех.

  1. Домашнее задание. Упр.391, параграф 51.
  2. Выставление отметок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

5 класс. Мордкович, Зубарева, план-конспект урока по теме "Степень числа"

 Урок изучения нового материала по теме: "Степень числа"...

План-конспект урока по теме "Степень числа"

Представлен  план-конспект  урока математики в 5 классе по теме "Степень числа" ( урок "открытия новых знаний" )...

Методическая разработка к уроку английского языка в 4-9 классах по теме: «Степени прилагательных» (Образование сравнительной и превосходной степеней у односложных и двухсложных прилагательных)

Методическая разработка  на презентации к уроку английского языка в 4 классе по теме: «Степени прилагательных» (Образование сравнительной и превосходной степеней у односложных и двухс...

План - конспект урока по теме <Степени сравнения прилагательных> в 5-8 классах

Данный урок можно проводить в 5-8 классах для повторения темы <Степени сравнения прилагательных>. Данный  урок напрвленина достижение следующих целей  - использовать стпени сравнения п...

методическая разработка план-конспекта урока на тему " Степени сравнения прилагательных в английском языке"

методическая разработка план-конспекта урока на тему " Степени сравнения прилагательных в английском языке"...

План-конспект учебного занятия "Корни. Степени. Логарифмы"

Преподавателям для проведения учебного занятияпо ОУДу.04 Математика...

Методическая разработка «Степени прилагательных» (Образование сравнительной и превосходной степеней у односложных, двухсложных и многосложных прилагательных)

Методическая разработка  на презентации к уроку английского языка в 4 классе по теме: «Степени прилагательных» (Образование сравнительной и превосходной степеней у односложных, двухсл...