Рабочая программа ОГСЭ.05.Русский язык и культура речи по специальности 34.02.02 Акушерское дело
рабочая программа по русскому языку

Репина Ирина Анатольевна

Рабочая учебная программа дисциплины Русский язык и культура речи

является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 31.02.02 Акушерское дело.  Дисциплина входит в состав общего гуманитарного и социально-экономического цикла.

Дисциплина Русский язык и культура речи относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу ППССЗ.

Дисциплина направлена на формирование общих компетенций и профессиональных компетенций (согласно ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_r.ya_.i_k.r._ad_21-22_11kl.docx59.85 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент здравоохранения города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 6»

             (ГБПОУ ДЗМ «МК № 6»)

           УТВЕРЖДАЮ        

Директор ГБПОУ ДЗМ «МК №6»

                  __________А.Е. Суханова          

                                                                                 «____»______________2021 г.                                                        

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

дисциплины ОГСЭ.05 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ         

код, наименование специальности 31.02.02 Акушерское  дело

Москва

2021

                РАССМОТРЕНА

Предметной (цикловой) комиссией

             ОУД, ЕН, ОГСЭ

(протокол от ____________ № ___)

Разработана на основе

ФГОС СПО по специальности 31.02.02 Акушерское дело

            код, наименование специальности

Составители (авторы):    Репина И.А., преподаватель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория

_____________________________________________________________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование образовательной организации

Рецензент:  

_______________________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование организации

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4-5

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5-17

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

18-19

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

20-21

1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ           ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык и культура речи

1.1. Область применения программы

Рабочая учебная программа дисциплины Русский язык и культура речи

является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 31.02.02 Акушерское дело .

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в состав общего гуманитарного и социально-экономического цикла.

Дисциплина Русский язык и культура речи относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу ППССЗ.

Дисциплина направлена на формирование общих компетенций и профессиональных компетенций (согласно ФГОС):

ОК 1, 5, 6, 8, 10

ПК 1.1 – 4.2

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

   В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • строить свою речь в соответствии с языковыми и этическими нормами;
  • анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности;
  • устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;
  • пользоваться словарями русского языка.

   В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • различия между языком и речью;
  • функции языка как средства формирования и трансляции мысли;
  • нормы русского литературного языка;
  • специфику устной и письменной речи;
  • правила продуцирования текстов разных деловых жанров;

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: 

Максимальной учебной нагрузки обучающегося ___46___ часов, в том числе:

         - обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося _36__ часов;

- самостоятельной работы обучающегося __10___ часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

46

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

лабораторные занятия

практические занятия

18

контрольные работы

1

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

10

в том числе:

самостоятельная работа над курсовой работой

(проектом) (если предусмотрено)

другие виды самостоятельной работы

10

Промежуточная аттестация в форме              дифференцированного зачета

2.2. Рабочий  тематический план и содержание учебной дисциплины Русский язык и культура речи

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Введение.

6

Тема 1.1. Язык и речь. Понятие культуры речи.

Содержание учебного материала

2

  1. Основные единицы языка.

1-2

  1. Понятие культуры речи.

2

  1. Понятие о нормах русского литературного   языка.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовить доклад.

        2

Практическое занятие

1.2 Система норм русского литературного языка.

2

Раздел 2. Фонетика, орфоэпия.

5

Тема 2.1. Фонетические единицы языка (фонемы). Орфоэпия.

Содержание учебного материала.

2

  1. Фонетические единицы языка.Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения.

2

  1. Фонетические средства речевой выразительности: ассонанс, аллитерация.

2

  1. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения; орфоэпия грамматических форм и отдельных слов.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовить сообщение.

1

Практическое занятие

2.2. Орфоэпические нормы.

2

Раздел 3. Лексика и фразеология.

8

Тема 3.1.  Слово и его лексическое значение. Активный и пассивный состав языка.

Содержание учебного материала.

2

  1. Слово и его лексическое значение.  Лексические единицы русского языка.  

1-2

  1. Однозначные и многозначные слова.

2

  1. Синонимы, антонимы, паронимы, градация, антитеза.

3

  1. Активный и пассивный состав языка.

2

  1. Исконно русская и заимствованная лексика.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовить сообщение.

2

3.2. Практическое занятие

Русская лексика с точки зрения происхождения и употребления.

2

3.3. Практическое занятие

Фразеология.  Типы фразеологических единиц, их использование в речи.

2

Раздел 4. Морфемика и словообразование.

3

Тема 4.1. Способы словообразования.

Содержание учебного материала.  

2

        1. Словообразование как раздел науки о языке, изучающий структуру слов и способы их образования. Морфема, типы морфем.

2

        2. Морфема, типы морфем.

2

        3. Способы образования (морфемные и неморфемные). Словообразовательные нормы.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

1

Раздел 5. Нормы русского правописания.

5

Тема 5.1. Принципы русской орфографии и пунктуации.

Содержание учебного материала.

2

  1. Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм.  Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной  структуры и значения.

2

  1. Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания.  Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в тексте.

2 -3

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовить доклад..

1

Практическое занятие

5.2. Соблюдение орфографических и пунктуационных  норм. Исправление ошибок.

2

Раздел 6.  Части речи.

4

Тема 6.1. Самостоятель-ные и служебные части речи.

Содержание учебного материала.

2

     1. Нормативное употребление форм самостоятельных и служебных частей речи.                                      

2

     2. Ошибки в речи.

2

     3. Стилистика частей речи.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовить сообщение.

1

Практическое занятие

6.2. Трудные случаи употребления самостоятельных и служебных частей речи. 

2

Раздел 7. Синтаксис и пунктуация.

5

Тема 7.1.Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение.

Содержание учебного материала.

2

  1. Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложе-ние. Нормы согласования и управления.

2

  1. Простое и осложненное предложения; выразительные возможности русского синтаксиса (инверсия, бессоюзие, многосоюзие, парцелляция и другие фигуры речи).

2

  1. Сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное сложное предложения.

  1. Прямая и косвенная речь.

Самостоятельная работа обучающихся

Конструирование текстов с использованием заданных синтаксических структур.

1

Практическое занятие

7.2. Синтаксические нормы. Пунктуация в простых и сложных предложениях.

2

Раздел 8. Текст. Стили речи.

11

Тема 8.1. Текст и его структура.

Содержание учебного материала.

2

  1. Текст и его структура.

2

  1. Функционально – смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.

2

  1. Сокращение текста: план, тезисы, выписки, конспекты, реферат, аннотация, рецензия.

2

 Практическое занятие

8.2. Тексты разных функционально-смысловых типов.

2

Тема 8.2. Стили речи.

Разговорный и художественный стили речи.

Содержание учебного материала.

2

  1. Лексические, грамматические, синтаксические особенности научного стиля речи.

2

  1. Сфера использования научного стиля.

2

  1. Особенности научно-популярной литературы.

2

Тема 8.3. Публицистический, научный, официально-деловой стили речи.

Содержание учебного материала.

2

  1. Лексические, грамматические, синтаксические особенности публицистического  стиля речи.

2

  1. Сфера использования  публицистического стиля. Ораторское искусство.

3

Самостоятельная работа обучающихся.

Написать статью.

1

Практическое занятие

8.4. Создание текстов в разных стилях речи.

2

Дифференцированный зачет

Практическое занятие

2

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

Максимальная учебная нагрузка (всего)

46

*Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

 

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся.

- рабочее место преподавателя.

- комплект наглядных пособий.

Технические средства обучения:

- аудио- и видеосредства;

- компьютер  с лицензионным программным обеспечением  

   и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Ващенко Е.Д.  Русский язык и культура речи. Уч. пособие.- Ростов н/Д: Феникс, 2015г.

Дополнительные

1.Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для студентов сред. проф.учеб.заведений. -  М., Изд. Центр «Академия», 2018

Интернет-ресурсы:

1.http://www.gramota.ru

2. http://www.slovari.ru

3. http://www.sokr.ru

4. http://www.megakm.ru/ojigov

5. http://www.redactor.ru

6. http://www.ruscenter.ru

7. http://www.ipmce.su/~igor/osn prav.html

8. http://www.hi-edu.ru

9. http://cultrechi.narod.ru

10 http://www.ru/rhetoric

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

ОК

ПК

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

знать:

- фонемы; особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения; логическое

ударение; орфоэпические нормы;

- лексические и фразеологические единицы русского языка;

изобразительно-выразительные возможности лексики и

фразеологии; употребление профессиональной лексики и научных терминов;

- способы словообразования;

- самостоятельные и служебные части речи;

- синтаксический строй предложений;

- правила правописания;

- функциональные стили литературного языка;

уметь:

- пользоваться орфоэпическими словарями, словарями

русского языка;

- определять лексическое значение слова;

- использовать словообразовательные средства в изобразительных целях;

- пользоваться багажом синтаксических средств при создании

собственных текстов официально-делового, учебно-научного стилей; редактировать собственные тексты и тексты других авторов;

- пользоваться знаками препинания, вариативными и

факультативными знаками препинания;

- различать тексты по их принадлежности к стилям;

- анализировать речь с точки ее нормативности, уместности и

целесообразности.

ОК 1, 5, 6, 8,10

ПК 1.1 – 4.2

- наблюдение и оценка демонстрации обучающимися знаний и практических умений по изучаемым темам;

- оценка правильности и точности знания основных языковедческих понятий;

- оценка результатов индивидуального контроля в форме составления конспектов, таблиц.

- оценка устных ответов на занятиях;

- оценка результатов работы на занятиях при решении профессионально-направленных задач;

- оценка результатов выполнения заданий контрольно-измерительных материалов на дифференцированном зачете.

- оценка выполнения проверочных работ, проектного задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине "Русский язык и культура речи".

Разработано для специальности 230115 "Программирование в компьютерных системах"....

Рабочая программа по дисциплине "Русский язык и культура речи" для профессии Механизация сельского хозяйства СПО

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

Рабочая программа по дисциплине "Русский язык и культура речи" для профессии Механизация сельского хозяйства СПО

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

Рабочая программа по курсу "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа дисциплины  "Русский язык и культура речи" для средних профессиональных учебных заведений....

Рабочая программа учебной дисциплины "Русский язык и культура речи" специальность 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий

Рабочая программа учебной дисциплины "Русский язык и культура речи" специальность 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданийДля преподавателей русско...

Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык и культура речи специальность 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий

Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык и культура речи специальность 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданийДля преподавателей русского...

Рабочая программа ОГСЭ.05.Русский язык и культура речи по специальности 34.02.01 Сестринское дело

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям  СПО  34.02.01 Сестринское дело...