Рабочая программа ОГСЭ.05.Русский язык и культура речи по специальности 34.02.01 Сестринское дело
рабочая программа по русскому языку

Репина Ирина Анатольевна

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям  СПО  34.02.01 Сестринское дело

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novayarp_sd_rus_yaz_i_k.r._9_klass_2020.docx52.91 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж №6»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.05 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

по специальности:

34.02.01 Сестринское  дело  

                     

форма обучения: очная

2020 г.

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования  31.02.02 Акушерское дело и  34.02.01 Сестринское дело

ОДОБРЕНА

предметной (цикловой) комиссией

ОУД, ОГСЭ, ЕН

от «28» августа 2020г.

протокол №1

Председатель П(Ц)К

____________/Е.Ю. Максименко/

УТВЕРЖДЕНА

на заседании методического совета

от «31»августа 2020 г.

протокол №  1

Директор  ГБПОУ ДЗМ «МК № 6»

_______________ /Г.Г. Савзян/

 

Составитель:  Репина И.А.,  преподаватель дисциплины  «Русский язык и культура речи»   ГБПОУ  ДЗМ «МК №6», высшая квалификационная категория.

Рецензенты: Леонтьева Г.Д. преподаватель  дисциплины  «Русский язык и культура речи»   ГБПОУ ДЗМ «МК № 6»

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4-5

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5-14

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

16-17

1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ           ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык и культура речи

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям  СПО  34.02.01 Сестринское дело

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в состав общего гуманитарного и социально-экономического цикла.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • строить свою речь в соответствии с языковыми и этическими нормами;
  • анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности;
  • устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;
  • пользоваться словарями русского языка.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • различия между языком и речью;
  • функции языка как средства формирования и трансляции мысли;
  • нормы русского литературного языка;
  • специфику устной и письменной речи;
  • правила продуцирования текстов разных деловых жанров;

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

- по специальностям  СПО:  34.02.01 Сестринское дело Максимальной учебной нагрузки обучающегося 50 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов; самостоятельной работы обучающегося 10 часов.

Выбор лекционных занятий и тем, обязательных для изучения с учётом выделенной учебной нагрузки по специальностям СПО 34.02.01 Сестринское дело, осуществляется по усмотрению преподавателя.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

по специальностям  СПО:  34.02.01Сестринское дело

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

50

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

40

в том числе:

теоретические занятия

40

проектная работа (если предусмотрена)

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

10

в том числе:

реферат, проект, домашняя работа и т.п.

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала,

самостоятельная работа

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Введение

2

Тема 1.1. Язык и речь. Понятие культуры речи.

Содержание учебного материала

2

3

1

2

34

 

Изучение и закрепление материала по теме «Язык и речь».

Основные единицы языка.

Специфика устной и письменной речи.

Понятие культуры речи.

Раздел 2. Фонетика

6

Тема 2.1.Фонетические единицы языка (фонемы).

Содержание учебного материала

2

3

1

2

3

4

Изучение и закрепление материала по теме «Фонетические единицы языка».

Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения.

Логическое ударение.

Фонетические средства речевой выразительности: ассонанс, аллитерация.

Тема 2.2 Орфоэпические нормы. Варианты русского литературного произношения.

 Содержание учебного материала

2

3

1

2

3

4

Изучение и закрепление материала по теме «Орфоэпические нормы».

Строение речевого аппарата человека.

Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения; орфоэпия грамматических форм и отдельных слов.

Варианты русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков; произношение заимствованных слов.

Самостоятельная работа обучающихся:

Написать по 10 заимствованных слов, в которых:

1. согласные перед е произносятся твердо;

2.согласные перед е произносятся мягко.

2

Раздел 3. Лексика и фразеология

8

Тема 3.1.  Слово и его лексическое значение. Активный и пассивный состав языка.

Содержание учебного материала

2

3

1

2

3

4

5

Изучение лексико-грамматического материала по теме «Слово и его лексическое значение. Активный и пассивный состав языка».

Слово и его лексическое значение.

Лексические единицы русского языка.  

Однозначные и многозначные слова.

Синонимы, антонимы, паронимы, градация, антитеза.

Архаизмы, неологизмы, историзмы, иноязычные слова.

Тема 3.2.  Русская лексика с точки зрения происхождения и сферы употребления.

Содержание учебного материала

2

3

1

2

3

4

Изучение лексико-грамматического материала по теме «Русская лексика с точки зрения происхождения».

Исконно русская и заимствованная лексика.

Изучение лексико-грамматического материала по теме «Русская лексика с точки зрения употребления».

Диалектизмы и их использование в речи.

Употребление профессиональной лексики и научных терминов.

Тема 3.3 Фразеология.  Словари русского языка.

Содержание учебного материала

2

3

1

2

3

4

5

Изучение лексико-грамматического материала по теме «Фразеология».

Фразеология.

 Типы фразеологических единиц, их использование в речи.

Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление.

Изучение лексико-грамматического материала по теме «Словари русского языка»

Самостоятельная работа обучающихся:

Используя различные словари русского языка,  определить значение, происхождение, сферу употребления эмоциональную окраску слов, предложенных преподавателем.

Подготовить доклад.

2

Раздел 4. Словообразование

2

Тема 4.1. Способы словообразования

Содержание учебного материала

2

2

1

2

3

Изучение и закрепление материала по теме «Способы словообразования».

Способы словообразования.

Стилистические возможности словообразования.

Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.

Раздел 5.

Части речи

8

Тема 5.1. Самостоятельные части речи. Нормы употребления местоимений и числительных.

Содержание учебного материала

2

2

1

2

Изучение и закрепление материала по теме «Самостоятельные части речи»

Нормативное употребление форм существительных и прилагательных.                                        

Тема 5.2. Трудные случаи употребления форм глаголов, наречий, причастий, деепричастий.

Содержание учебного материала

2

3

1

2 3 

4

Изучение и закрепление материала по теме «Нормы употребления местоимений и числительных»

Нормы употребления местоимений и числительных.

Изучение и закрепление материала по теме «Нормы употребления форм глаголов, наречий, причастий, деепричастий».

Трудные случаи употребления форм глаголов, наречий, причастий, деепричастий.

Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнить морфологический разбор глаголов, наречий, причастий, деепричастий.

Выявить ошибки в употреблении форм глаголов, наречий, причастий, деепричастий в собственных письменных работах и работах других авторов.

2

Тема 5.3. Служебные части речи.

Содержание учебного материала

2

2

1

2

3

4

Изучение и закрепление материала по теме «Служебные части речи».

Служебные части речи.

Ошибки в речи.

Стилистика частей речи.

Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слова.

Раздел 6.

Синтаксис

6

Тема 6.1. Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение. Простое и осложнённое предложения.

Содержание учебного материала

2

2

1

2

3 

4

Изучение и закрепление материала по теме «Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение».

Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложе-ние. Нормы согласования и управления.

Изучение и закрепление материала по теме «Простое и осложнённое предложения»

Простое и осложненное предложения; выразительные возможности русского синтаксиса (инверсия, бессоюзие, многосоюзие, парцелляция и другие фигуры речи).

Тема 6.2. Сложносочинённое, сложноподчинённое и бессоюзное сложное предложения.

Содержание учебного материала

2

3

1

2

3

Изучение и закрепление материала по теме «Сложносочинённое, сложноподчинённое и бессоюзное сложное предложения».

Сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное сложное предложения.

Прямая и косвенная речь.

Раздел 7.

Нормы русского правописания

6

Тема 7.1. Принципы русской орфографии и пунктуации.

Содержание учебного материал

2

3

1

2

3

4

5

Орфографический анализ текста,  грамматический и лексический анализ слов.

Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм.

Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения.

Закрепление навыка по теме «Принципы русской пунктуации». Пунктуационный анализ текста.

Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания.

Самостоятельная работа обучающихся:

Учет и типизация орфографических и пунктуационных ошибок в собственных письменных работах, выявление их причин, планирование и реализация мер по преодолению ошибок.

Работа с орфографическими словарями.

2

Тема 7.2 Прямая и косвенная речь.

Содержание учебного материала

2

3

1

2

3

4

Закрепление навыка по теме «Прямая и косвенная речь». Знаки препинания при прямой речи; преобразование прямой речи в косвенную; способы оформления цитат.

Прямая и косвенная речь.

Способы оформления чужой речи.

Цитирование.

Раздел 8.

Текст. Стили речи.

12

Тема 8.1. Текст и его структура.

Содержание учебного материала

2

3

1

2

3

Текст и его структура.

Функционально – смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Сокращение текста: план, тезисы, выписки, конспекты, реферат, аннотация, рецензия.

Тема 8.2. Функциональные стили литературного языка.

Содержание учебного материала

2

3

1

2

3

4

5

Понятие функционального стиля.

Разговорный стиль.

Книжные стили.

Стилистически нейтральная и стилистически окрашенная лексика.

Стилистический анализ текста.

Тема 8.3. Научный стиль

 речи.

Содержание учебного материала

2

3

1

2

3

4

5

Лексические, грамматические, синтаксические особенности научного стиля речи.

Сфера использования научного стиля.

Особенности научно-популярной литературы.

Стилистический анализ текста научного стиля.

Тема 8.4. Публицистический стиль речи.

Содержание учебного материала

2

3

1

2

3

4

Лексические, грамматические, синтаксические особенности публицистического  стиля речи.

Сфера использования  публицистического стиля.

Ораторское искусство.

Стилистический анализ текста.  Подготовка публичного выступления.

Самостоятельная работа обучающихся:

Написать эссе (медицинская тематика).

Подготовить тезисы выступления (медицинская тематика).

Выполнить комплексный анализ текста.

2

Тема 8.5. Официально-деловой стиль речи.

Содержание учебного материала

2

3

1

2

3

Лексические, грамматические, синтаксические особенности официально-делового  стиля речи.

Сфера использования официально-делового стиля.

Стилистический анализ текста. Шаблоны, клише.

Тема 8.6.Обобщение пройденного материала. Дифференцированный зачёт.

Содержание учебного материала

1.Обобщение пройденного материала.

2. Дифференцированный зачёт.

2

3

ВСЕГО

50

 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся.

- рабочее место преподавателя.

- комплект наглядных пособий.

Технические средства обучения:

- аудио- и видеосредства;

- компьютер  с лицензионным программным обеспечением  

   и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Ващенко Е.Д.  Русский язык и культура речи. Уч. пособие.- Ростов н/Д: Феникс, 2015г.

Дополнительные

1.Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для студентов сред. проф.учеб.заведений. -  М., Изд. Центр «Академия», 2018

Интернет-ресурсы:

1.http://www.gramota.ru

2. http://www.slovari.ru

3. http://www.sokr.ru

4. http://www.megakm.ru/ojigov

5. http://www.redactor.ru

6. http://www.ruscenter.ru

7. http://www.ipmce.su/~igor/osn prav.html

8. http://www.hi-edu.ru

9. http://cultrechi.narod.ru

10 http://www.ru/rhetoric

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

знать:

- фонемы; особенности русского ударения, основные

тенденции в развитии русского ударения; логическое

ударение; орфоэпические нормы;

- лексические и фразеологические единицы русского языка;

изобразительно-выразительные возможности лексики и

фразеологии; употребление профессиональной лексики и

научных терминов;

- способы словообразования;

- самостоятельные и служебные части речи;

- синтаксический строй предложений;

- правила правописания;

- функциональные стили литературного языка;

уметь:

- пользоваться орфоэпическими словарями, словарями

русского языка;

- определять лексическое значение слова;

- использовать словообразовательные средства в

изобразительных целях;

- пользоваться багажом синтаксических средств при создании

собственных текстов официально-делового, учебно-научного

стилей; редактировать собственные тексты и тексты других

авторов;

- пользоваться знаками препинания, вариативными и

факультативными знаками препинания;

- различать тексты по их принадлежности к стилям;

анализировать речь с точки ее нормативности, уместности и

целесообразности.

Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы.

Наблюдение и оценка демонстрации обучающимися знаний и практических умений по изучаемым темам.

Решение заданий в тестовой форме.

Зачёт  в форме удобной преподавателю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине "Русский язык и культура речи".

Разработано для специальности 230115 "Программирование в компьютерных системах"....

Рабочая программа по дисциплине "Русский язык и культура речи" для профессии Механизация сельского хозяйства СПО

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

Рабочая программа по дисциплине "Русский язык и культура речи" для профессии Механизация сельского хозяйства СПО

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

Рабочая программа учебной дисциплины "Русский язык и культура речи" специальность 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий

Рабочая программа учебной дисциплины "Русский язык и культура речи" специальность 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданийДля преподавателей русско...

Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык и культура речи специальность 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий

Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык и культура речи специальность 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданийДля преподавателей русского...

Рабочая программа по дисциплине ОГСЭ.05. Основы этики и эстетики, специальность 34.02.01 Сестринское дело

Рабочая программа по дисциплине ОГСЭ.05. Основы этики и эстетики, специальность 34.02.01 Сестринское дело...

Рабочая программа ОГСЭ.05.Русский язык и культура речи по специальности 34.02.02 Акушерское дело

Рабочая учебная программа дисциплины Русский язык и культура речиявляется частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 31.02.02 Акушерское...