Рабочая программа ОГСЭ.05.Русский язык и культура речи по специальности 34.02.01 Сестринское дело
рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 34.02.01 Сестринское дело
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 52.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж №6»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.05 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
по специальности:
34.02.01 Сестринское дело
форма обучения: очная
2020 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 31.02.02 Акушерское дело и 34.02.01 Сестринское дело
ОДОБРЕНА предметной (цикловой) комиссией ОУД, ОГСЭ, ЕН от «28» августа 2020г. протокол №1 Председатель П(Ц)К ____________/Е.Ю. Максименко/ | УТВЕРЖДЕНА на заседании методического совета от «31»августа 2020 г. протокол № 1 Директор ГБПОУ ДЗМ «МК № 6» _______________ /Г.Г. Савзян/ |
Составитель: Репина И.А., преподаватель дисциплины «Русский язык и культура речи» ГБПОУ ДЗМ «МК №6», высшая квалификационная категория.
Рецензенты: Леонтьева Г.Д. преподаватель дисциплины «Русский язык и культура речи» ГБПОУ ДЗМ «МК № 6»
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4-5 |
| 5-14 |
| 15 |
| 16-17 |
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык и культура речи
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 34.02.01 Сестринское дело
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в состав общего гуманитарного и социально-экономического цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- строить свою речь в соответствии с языковыми и этическими нормами;
- анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности;
- устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;
- пользоваться словарями русского языка.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- различия между языком и речью;
- функции языка как средства формирования и трансляции мысли;
- нормы русского литературного языка;
- специфику устной и письменной речи;
- правила продуцирования текстов разных деловых жанров;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
- по специальностям СПО: 34.02.01 Сестринское дело Максимальной учебной нагрузки обучающегося 50 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов; самостоятельной работы обучающегося 10 часов.
Выбор лекционных занятий и тем, обязательных для изучения с учётом выделенной учебной нагрузки по специальностям СПО 34.02.01 Сестринское дело, осуществляется по усмотрению преподавателя.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
по специальностям СПО: 34.02.01Сестринское дело
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 50 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 40 |
в том числе: | |
теоретические занятия | 40 |
проектная работа (если предусмотрена) | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 10 |
в том числе: | |
реферат, проект, домашняя работа и т.п. | |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, самостоятельная работа | Объем часов | Уровень освоения | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
Раздел 1. Введение | 2 | |||||||||||
Тема 1.1. Язык и речь. Понятие культуры речи. | Содержание учебного материала | 2 | 3 | |||||||||
1 2 34
| Изучение и закрепление материала по теме «Язык и речь». Основные единицы языка. Специфика устной и письменной речи. Понятие культуры речи. | |||||||||||
Раздел 2. Фонетика | 6 | |||||||||||
Тема 2.1.Фонетические единицы языка (фонемы). | Содержание учебного материала | 2 | 3 | |||||||||
1 2 3 4 | Изучение и закрепление материала по теме «Фонетические единицы языка». Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения. Логическое ударение. Фонетические средства речевой выразительности: ассонанс, аллитерация. | |||||||||||
Тема 2.2 Орфоэпические нормы. Варианты русского литературного произношения. | Содержание учебного материала | 2 | 3 | |||||||||
1 2 3 4 | Изучение и закрепление материала по теме «Орфоэпические нормы». Строение речевого аппарата человека. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения; орфоэпия грамматических форм и отдельных слов. Варианты русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков; произношение заимствованных слов. | |||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Написать по 10 заимствованных слов, в которых: 1. согласные перед е произносятся твердо; 2.согласные перед е произносятся мягко. | 2 | |||||||||||
Раздел 3. Лексика и фразеология | 8 | |||||||||||
Тема 3.1. Слово и его лексическое значение. Активный и пассивный состав языка. | Содержание учебного материала | 2 | 3 | |||||||||
1 2 3 4 5 | Изучение лексико-грамматического материала по теме «Слово и его лексическое значение. Активный и пассивный состав языка». Слово и его лексическое значение. Лексические единицы русского языка. Однозначные и многозначные слова. Синонимы, антонимы, паронимы, градация, антитеза. Архаизмы, неологизмы, историзмы, иноязычные слова. | |||||||||||
Тема 3.2. Русская лексика с точки зрения происхождения и сферы употребления. | Содержание учебного материала | 2 | 3 | |||||||||
1 2 3 4 | Изучение лексико-грамматического материала по теме «Русская лексика с точки зрения происхождения». Исконно русская и заимствованная лексика. Изучение лексико-грамматического материала по теме «Русская лексика с точки зрения употребления». Диалектизмы и их использование в речи. Употребление профессиональной лексики и научных терминов. | |||||||||||
Тема 3.3 Фразеология. Словари русского языка. | Содержание учебного материала | 2 | 3 | |||||||||
1 2 3 4 5 | Изучение лексико-грамматического материала по теме «Фразеология». Фразеология. Типы фразеологических единиц, их использование в речи. Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление. Изучение лексико-грамматического материала по теме «Словари русского языка» | |||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Используя различные словари русского языка, определить значение, происхождение, сферу употребления эмоциональную окраску слов, предложенных преподавателем. Подготовить доклад. | 2 | |||||||||||
Раздел 4. Словообразование | 2 | |||||||||||
Тема 4.1. Способы словообразования | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||||||
1 2 3 | Изучение и закрепление материала по теме «Способы словообразования». Способы словообразования. Стилистические возможности словообразования. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. | |||||||||||
Раздел 5. Части речи | 8 | |||||||||||
Тема 5.1. Самостоятельные части речи. Нормы употребления местоимений и числительных. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||||||
1 2 | Изучение и закрепление материала по теме «Самостоятельные части речи» Нормативное употребление форм существительных и прилагательных. | |||||||||||
Тема 5.2. Трудные случаи употребления форм глаголов, наречий, причастий, деепричастий. | Содержание учебного материала | 2 | 3 | |||||||||
1 2 3 4 | Изучение и закрепление материала по теме «Нормы употребления местоимений и числительных» Нормы употребления местоимений и числительных. Изучение и закрепление материала по теме «Нормы употребления форм глаголов, наречий, причастий, деепричастий». Трудные случаи употребления форм глаголов, наречий, причастий, деепричастий. | |||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнить морфологический разбор глаголов, наречий, причастий, деепричастий. Выявить ошибки в употреблении форм глаголов, наречий, причастий, деепричастий в собственных письменных работах и работах других авторов. | 2 | |||||||||||
Тема 5.3. Служебные части речи. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||||||
1 2 3 4 | Изучение и закрепление материала по теме «Служебные части речи». Служебные части речи. Ошибки в речи. Стилистика частей речи. Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слова. | |||||||||||
Раздел 6. Синтаксис | 6 | |||||||||||
Тема 6.1. Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение. Простое и осложнённое предложения. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||||||
1 2 3 4 | Изучение и закрепление материала по теме «Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение». Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложе-ние. Нормы согласования и управления. Изучение и закрепление материала по теме «Простое и осложнённое предложения» Простое и осложненное предложения; выразительные возможности русского синтаксиса (инверсия, бессоюзие, многосоюзие, парцелляция и другие фигуры речи). | |||||||||||
Тема 6.2. Сложносочинённое, сложноподчинённое и бессоюзное сложное предложения. | Содержание учебного материала | 2 | 3 | |||||||||
1 2 3 | Изучение и закрепление материала по теме «Сложносочинённое, сложноподчинённое и бессоюзное сложное предложения». Сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное сложное предложения. Прямая и косвенная речь. | |||||||||||
Раздел 7. Нормы русского правописания | 6 | |||||||||||
Тема 7.1. Принципы русской орфографии и пунктуации. | Содержание учебного материал | 2 | 3 | |||||||||
1 2 3 4 5 | Орфографический анализ текста, грамматический и лексический анализ слов. Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм. Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения. Закрепление навыка по теме «Принципы русской пунктуации». Пунктуационный анализ текста. Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. | |||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Учет и типизация орфографических и пунктуационных ошибок в собственных письменных работах, выявление их причин, планирование и реализация мер по преодолению ошибок. Работа с орфографическими словарями. | 2 | |||||||||||
Тема 7.2 Прямая и косвенная речь. | Содержание учебного материала | 2 | 3 | |||||||||
1 2 3 4 | Закрепление навыка по теме «Прямая и косвенная речь». Знаки препинания при прямой речи; преобразование прямой речи в косвенную; способы оформления цитат. Прямая и косвенная речь. Способы оформления чужой речи. Цитирование. | |||||||||||
Раздел 8. Текст. Стили речи. | 12 | |||||||||||
Тема 8.1. Текст и его структура. | Содержание учебного материала | 2 | 3 | |||||||||
1 2 3 | Текст и его структура. Функционально – смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Сокращение текста: план, тезисы, выписки, конспекты, реферат, аннотация, рецензия. | |||||||||||
Тема 8.2. Функциональные стили литературного языка. | Содержание учебного материала | 2 | 3 | |||||||||
1 2 3 4 5 | Понятие функционального стиля. Разговорный стиль. Книжные стили. Стилистически нейтральная и стилистически окрашенная лексика. Стилистический анализ текста. | |||||||||||
Тема 8.3. Научный стиль речи. | Содержание учебного материала | 2 | 3 | |||||||||
1 2 3 4 5 | Лексические, грамматические, синтаксические особенности научного стиля речи. Сфера использования научного стиля. Особенности научно-популярной литературы. Стилистический анализ текста научного стиля. | |||||||||||
Тема 8.4. Публицистический стиль речи. | Содержание учебного материала | 2 | 3 | |||||||||
1 2 3 4 | Лексические, грамматические, синтаксические особенности публицистического стиля речи. Сфера использования публицистического стиля. Ораторское искусство. Стилистический анализ текста. Подготовка публичного выступления. | |||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Написать эссе (медицинская тематика). Подготовить тезисы выступления (медицинская тематика). Выполнить комплексный анализ текста. | 2 | |||||||||||
Тема 8.5. Официально-деловой стиль речи. | Содержание учебного материала | 2 | 3 | |||||||||
1 2 3 | Лексические, грамматические, синтаксические особенности официально-делового стиля речи. Сфера использования официально-делового стиля. Стилистический анализ текста. Шаблоны, клише. | |||||||||||
Тема 8.6.Обобщение пройденного материала. Дифференцированный зачёт. | Содержание учебного материала 1.Обобщение пройденного материала. 2. Дифференцированный зачёт. | 2 | 3 | |||||||||
ВСЕГО | 50 | |||||||||||
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся.
- рабочее место преподавателя.
- комплект наглядных пособий.
Технические средства обучения:
- аудио- и видеосредства;
- компьютер с лицензионным программным обеспечением
и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. Уч. пособие.- Ростов н/Д: Феникс, 2015г.
Дополнительные
1.Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для студентов сред. проф.учеб.заведений. - М., Изд. Центр «Академия», 2018
Интернет-ресурсы:
4. http://www.megakm.ru/ojigov
7. http://www.ipmce.su/~igor/osn prav.html
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
знать: - фонемы; особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения; логическое ударение; орфоэпические нормы; - лексические и фразеологические единицы русского языка; изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии; употребление профессиональной лексики и научных терминов; - способы словообразования; - самостоятельные и служебные части речи; - синтаксический строй предложений; - правила правописания; - функциональные стили литературного языка; уметь: - пользоваться орфоэпическими словарями, словарями русского языка; - определять лексическое значение слова; - использовать словообразовательные средства в изобразительных целях; - пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных текстов официально-делового, учебно-научного стилей; редактировать собственные тексты и тексты других авторов; - пользоваться знаками препинания, вариативными и факультативными знаками препинания; - различать тексты по их принадлежности к стилям; анализировать речь с точки ее нормативности, уместности и целесообразности. | Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы. Наблюдение и оценка демонстрации обучающимися знаний и практических умений по изучаемым темам. Решение заданий в тестовой форме. Зачёт в форме удобной преподавателю. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дисциплине "Русский язык и культура речи".
Разработано для специальности 230115 "Программирование в компьютерных системах"....

Рабочая программа по дисциплине "Русский язык и культура речи" для профессии Механизация сельского хозяйства СПО
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

Рабочая программа по дисциплине "Русский язык и культура речи" для профессии Механизация сельского хозяйства СПО
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

Рабочая программа учебной дисциплины "Русский язык и культура речи" специальность 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий
Рабочая программа учебной дисциплины "Русский язык и культура речи" специальность 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданийДля преподавателей русско...

Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык и культура речи специальность 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий
Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык и культура речи специальность 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданийДля преподавателей русского...

Рабочая программа по дисциплине ОГСЭ.05. Основы этики и эстетики, специальность 34.02.01 Сестринское дело
Рабочая программа по дисциплине ОГСЭ.05. Основы этики и эстетики, специальность 34.02.01 Сестринское дело...

Рабочая программа ОГСЭ.05.Русский язык и культура речи по специальности 34.02.02 Акушерское дело
Рабочая учебная программа дисциплины Русский язык и культура речиявляется частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 31.02.02 Акушерское...
