Технологическая карта к уроку "Употребление наклонений"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе по теме "Употребление наклонений"
Презентация к уроку: https://disk.yandex.ru/d/xylAmsHxrOKLhg
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 47.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока (ФГОС)
Направление проекта «Школа Минпросвещения России: «Знание»
Предмет: русский язык
Класс: 6
Тема урока: «Употребление наклонений»
Тип урока: комплексное применение знаний и умений (урок закрепление).
Цель урока: закрепить знания о наклонениях глагола.
Задачи урока: отработка умений находить в тексте глаголы, определять их наклонение, развивать навыки правописания глаголов в разных наклонениях, формировать умение высказывать свои мысли связно и логично с использованием глаголов в разном наклонении; продолжить формирование языковой компетенции, систематизировать и обобщить знания по теме «Наклонение глаголов», применять полученные знания, создавая текст.
Планируемые результаты:
Предметные: определять наклонение глагола, значение глаголов в изъявительном, условном и повелительном наклонении; закрепить знания о наклонениях глагола, показать выразительность употребления глаголов в речи
Метапредметные:
Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать информацию по употреблению наклонений глагола в речи
Регулятивные УУД: ставить цели, планировать свою деятельность, контролировать и оценивать свои результаты.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать других, выражать свои мысли, сотрудничать в группе.
Личностные: интерес к изучению русского языка и литературы, воспитывать гордость за красоту и богатство выразительных возможностей русского языка.
Основные понятия: глагол, наклонения глагола, изъявительное, условное, повелительное.
Ресурсы:
- Учебник: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. «Русский язык». 5-9 кл. – М., «Просвещение», 2024, рекомендовано Министерством образования и науки РФ, в соответствии с ФГОС ООО
- Рабочая тетрадь: нет
- Дидактические материалы: карточки для индивидуальной и групповой работы, рабочие листы
- Оборудование: проектор, компьютер.
- Интернет-ресурсы: https://edu.skysmart.ru/teacher/homework/tazeregezo
- Организация образовательного пространства: учебный класс
- Приложения: карточки с заданиями, раздаточный материал, презентация.
Самоанализ урока (после проведения): Проведенный урок полностью удался, цели и задачи урока достигнуты.
Ход урока: | ||||||
Этап урока | Цель данного этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы и приёмы | Формы организации | УУД, Планируемые результаты |
1 этап. Организационный 1 мин. | Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности | Слайд 1. Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу, Улыбки подарим всем нам. К уроку готовы? Тогда - за работу! Удачи желаю я вам! | Ученики приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, садятся за парты. | Рифмованное начало урока | Взаимное приветствие учителя, учащихся | Нравственно-этическая ориентация (Л). |
2 этап. Актуализация знаний. 3 мин. | Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. | Древнегреческий философ Аристотель сказал: «Движение — это жизнь!» Скажите, а какая часть речи обозначает какое-либо действие, движение? (Глагол) Давайте напишем на доске наши пароли по теме глагол. | Глагол Пишут термины по теме «Глагол» | Словарный терминологический диктант | Работа на доске | Контроль (Р) |
3 этап. Целеполагание. 2 мин. | Сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала. | Сегодня мы будем работать в настоящей творческой лаборатории, исследовать, какую роль играют глаголы в нашей жизни, при этом выполнять различные задания. Давайте выясним тему, над которой будет работать наша творческая группа. Прочитайте на слайде великие мысли великих людей Слайд2. Великие мысли великих людей. “Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное”. Ф.М.Достоевский. “Если бы к моим ногам положили короны всех королевств мира взамен моих книг и моей любви к чтению, я отверг бы их все”. Франсуа Фенелон. “От чтения к нам знания идут, и голова становится светилом”. Г.Ф.Александров. •Что объединяет все высказывания? •В каких наклонениях употреблены глаголы? - Обозначим цели нашего урока. | Ученики внимательно слушают, затем смотрят на экран. Ребята по очереди читают предложения. - «Эти предложения объединяет любовь к чтению, дружелюбное отношение к книге». - «Глаголы в предложениях различны по наклонению. В первом предложении – повелительное наклонение, во втором – условное, в третьем – изъявительное». - «Мы будем говорить об употреблении наклонений в речи». - «уметь находить в тексте глаголы, определять их наклонение, развивать навыки правописания глаголов в различных наклонениях; развивать речевую культуру, формировать умения высказывать свои мысли связно и логично» Слайд 3. Записывают тему урока. «Употребление наклонений в речи» | Беседа по вопросам, ответы на проблемные вопросы | Фронтальная работа, чтение информации со слайда. | Смыслообразование (Л) Целеполагание (Р) Контроль (Р) Коррекция (Р) Постановка и решение проблемы (П) |
4 этап. Реализация построенного проекта. 30 мин | Осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. | Слайд 4. Творческая лаборатория. Перед вами задания нашей творческой лаборатории: • Теоретическое • Лингвистическое • Грамматическое • Литературное • Культура речи • Проба пера • Театральное • Творческое 3. 1 задание – теоретическое. • Назовите формы наклонения глагола. Вспомним значения наклонений. Слайд 5. Слайд 4. (Проверка) Вывод: повторили теорию о наклонениях глагола. 4. Лингвистическое задание. 1) 4 ученика – задание «Зачеркни лишнее слово» (на карточках) 2) Проверка домашнего задания – упражнение 608 (выписать глаголы в три столбика – по наклонениям, объяснить правописание не с глаголами, выделить суффиксы и окончания глаголов, найти лишнее слово, объяснить правописание, почему лишнее). Слайд 7 – проверка. Вывод: 1) потренировались в распознании наклонений глагола. 2) повторили правописание частиц не и бы, приставки не. Слайд 8 5. Грамматическое задание. Записать предложения, вставить пропущенные буквы. Объяснить орфограммы. Вывод: повторили спряжение и правописание личных окончаний глаголов изъявительного наклонения. Слайд 9 6. Литературные задания. Давайте посмотрим, как используют поэты в своих произведениях глаголы в форме разных наклонений. Упражнение 611. - Глаголы каких наклонений вам встретились? Слайд 10 7. Культура речи. Выпишите лишь те глаголы, которые употреблены верно. Составьте по одному предложению на выбор. Слайд 11 – самопроверка. Вывод: я уверена, что вы правильно будете употреблять данные глаголы в своей речи. Физминутка «Хлоп-топ-бум» (1 мин)
Слайд 12. Соблюдение правил хорошего тона в обществе необходимо так же, как соблюдение правил дорожного движения. В правилах хорошего тона содержится много советов, построенных как побудительные предложения. Прочитайте данные правила и добавьте свое. •Учись внимательно слушать собеседника. •Не перебивай его, пока он не закончит свой рассказ. •Дослушай то, что он хотел сказать, до конца, а потом уж возражай, если не согласен. •Уважай собеседника. •Будь в словах так же вежлив, как в поступках. •Не унижай собеседника своим пренебрежительным или насмешливым тоном. Вывод: глаголы какого наклонения мы употребляли в данных советах? 8. Проба пера. Работа в парах. Карточки с пропуском слов, даны слова для справок.
Слайд 13. Вставить подходящие по смыслу глаголы и сравнить полученный текст с авторским. После самостоятельной работы по группам показываются авторские тексты, делается вывод о роли глаголов, их выразительности, тщательности выбора слов в речи. Слайд 14. Взаимопроверка. Вывод: глаголы делают нашу речь выразительной, требую тщательного выбора слов в речи. Я вижу, что вы настоящие знатоки глаголов! Слайд 16. 9. Театральное задание. (Инсценировка) Иногда в речи формы повелительного наклонения могут употребляться вместо изъявительного. Вот как может бормотать дворник: “До свету встань, двор убери, под воротами вымети, воды натаскай, дров наколи, щепки прибери…” – Как вы считаете, почему автор применил именно такую форму глагола? И наоборот, просьбу могут выражать формы изъявительного наклонения с частицей НЕ: “Не споёте ли вы нам, красны девицы?” (Образец: Молчать! Молчи. Замолчи. Замолчи-ка. Молчали бы! Замолчали.) Разыграть мини-сценки. •Речевая ситуация: вы библиотекарь, предложите книгу с разной интонацией, употребив глаголы различных наклонений. 10. Творческое задание –Слайд 17. •Мини-проект «Советы» - “Как не потерять друга”, “Советы книголюба”, глаголы в повелительном наклонении. | Изъявительное наклонение – действие как реальный факт. Условное наклонение – действие как возможное или желательное. Повелительное наклонение – как выражение побуждения к действию. 1) 1гр. – задание «Зачеркни лишнее слово» (на карточках) 2) 2гр. – проверка домашнего задания – упражнение 608 1 гр. взаимопроверка работы на карточках (ответы на доске) 2 гр. проверка по слайду 7. Выполняют индивидуальные задания на карточках, объясняют орфограммы. 1) Скаж..шь – не ворот..шь, напиш..шь – не сотрёшь, отруб..шь – не пристав..шь. (Азмат) 2) Слово выпуст..шь – так и вилами не втащ..шь. (Зульфина) 3) Книга помож..т в труде, выруч..т в беде. (Закир) 4) Одна книга тысячи людей уч..т. (Радмир) 5) Хорошая книга ярче звёздочки сия..т. (Самир) 6) Наш класс спо…т военную песню. (Ленар). 7) Алина – упражнение 615 Упражнение 611 (читают текст стихотворения, готовят чтение по ролям, читают). (изъявительного, повелительного) Делают самопроверку по слайду, читают составленные предложения. Одень (кого-то), одень (на себя), лягу, вылазь, хочем, ляжу надень (кого-то), хотим, ездию, езжу, ляжьте, лягте, вылезай , надень (на себя) Делают физминутку Читают данные правила и добавляют свое. Записывают свои советы (повелительного, т.к. – глаголы выражают совет, просьбу) 1) Из-под камня (течёт) родник. Он превращается в ручеёк, который весело (бежит) на восток. Ручей брызжет, (звенит), (журчит) и потом стремительно (скатывается) вниз. По склону горы он (льётся) дальше. Несколько таких ручейков (сливаются) в один большой ручей, и он спокойно (течёт) по равнине. А вот он с шумом (низвергается) в пропасть. (К.Г.Паустовский) 2) (Пронёсся) свежий ветерок, (подул) прохладой в лицо, (прошумел) по листьям, (затих) в кустах. Следом за ним (мчится) бурный вихрь, медленно двигая по дороге; вот он (ворвался) в деревню, (сбросил) несколько гнилых досок с забора, (стащил) соломенную кровлю и (погнал) вдоль улицы петухов и кур. (И.А.Гончаров) (Дворник в своей речи как будто воспроизводит бесконечные приказы и указания, выстраивая, их друг за другом.) Разыгрывают мини-сценки. По речевой ситуации. Читают составленные предложения-советы «Как не потерять друга», «Советы книголюба» глаголы в повелительном наклонении. | Беседа по вопросам, ответы на проблемные вопросы Работа по карточкам №1 Индивидуальная работа по карточкам Работа с учебником. «Выборочное письмо» Самопроверка Составление предложений «Творческое письмо» Работа с деформированным текстом Мини-сценки Мини-проект
| Фронтальная работа, чтение информации со слайда. Дифференцированные задания по группам Взаимопроверка Индивидуальные задания Коллективная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Работа в парах, взаимопроверка Индивидуальная работа Индивидуальная работа | Смыслообразование (Л) Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К) Нравственно-этическая ориентация (Л) Общеучебные (П) |
Подведение итогов урока, рефлексия, домашнее задание. 4 мин. | Осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей деятельности. | 1.Дается домашнее задание (на выбор): 1) упражнение 616 – домашний диктант с творческим заданием «Как приготовить вкусный обед» 2) https://edu.skysmart.ru/teacher/homework/tazeregezo выполнить проверочную работу на платформе «skysmart» 2. Подведение итогов урока. -Какую роль играют глаголы в нашей речи? (делают речь выразительной, правильной, эмоциональной, насыщенной) -Согласны ли вы с мнением А.Н.Толстого? Слайд 19. “Движение и его выражение – глагол – являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе” -Как надо относиться к языку, на котором мы говорим? - Чему мы сегодня научились 3.Выставление оценок за урок. 4.Слайд 20. Лист рефлексии | Записывают домашнее задание Отвечают на вопросы, делают выводы по уроку. Самооценка своей деятельности на уроке | Запись домашнего здания Беседа по итогам урока. Рефлексия | Работа с дневниками. Фронтальная работа | Самоопределение (Л) |
Приложения
Карточка №1. Зачеркни лишнее слово. 1) увижу, напишу, спрятался бы, подержу 2) сделал бы, понаблюдаю, посмотрел бы 3) выучу, приеду, испорчу, исправь, пораню 4) верил, правил, экономь, чистил, ловил 5) взгляни, продай, купи, проверь, узнаю 6) образую, потрачу, куплю, нашел бы 7) поверил бы, заботился, назначил бы |
Карточка №2. Грамматическое задание. Записать предложения, вставить пропущенные буквы. Объяснить орфограммы. 1) Скаж..шь – не ворот..шь, напиш..шь – не сотрёшь, отруб..шь – не пристав..шь. (Азмат) 2) Слово выпуст..шь – так и вилами не втащ..шь. (Зульфина) 3) Книга помож..т в труде, выруч..т в беде. (Закир) 4) Одна книга тысячи людей уч..т. (Радмир) 5) Хорошая книга ярче звёздочки сия..т. (Самир) 6) Наш класс спо…т военную песню. (Ленар). 7) Алина – упражнение 615 |
Карточка №3. Культура речи. Выпишите лишь те глаголы, которые употреблены верно. Одень (кого-то), одень (на себя), лягу, вылазь, хочем, ляжу, надень (кого-то), хотим, ездию, езжу, ляжьте, лягте, вылезай, надень (на себя) Составьте по одному предложению на выбор. |
Карточка №4. Проба пера. Работа в парах. Карточки с пропуском слов, даны слова для справок. Слайд 13. Вставить подходящие по смыслу глаголы и сравнить полученный текст с авторским. 1) Из-под камня (течёт) родник. Он превращается в ручеёк, который весело (бежит) на восток. Ручей брызжет, (звенит), (журчит) и потом стремительно (скатывается) вниз. По склону горы он (льётся) дальше. Несколько таких ручейков (сливаются) в один большой ручей, и он спокойно (течёт) по равнине. А вот он с шумом (низвергается) в пропасть. (К.Г.Паустовский)
|
8. Проба пера. Работа в парах. Карточки с пропуском слов, даны слова для справок. Слайд 13. Вставить подходящие по смыслу глаголы и сравнить полученный текст с авторским. 2) (Пронёсся) свежий ветерок, (подул) прохладой в лицо, (прошумел) по листьям, (затих) в кустах. Следом за ним (мчится) бурный вихрь, медленно двигая по дороге; вот он (ворвался) в деревню, (сбросил) несколько гнилых досок с забора, (стащил) соломенную кровлю и (погнал) вдоль улицы петухов и кур. (И.А.Гончаров) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"
Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка . Тема:"Наклонениеглагола. Изъявительное наклонение". 6 класс ФГОС
Технологическая карта урока русского языка.Тема: "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение."6 класс УМК Бабайцевой. Конспект урока соответствует требованиям ФГОС. Тип урока:урок открытия нов...

Технологическая карта урока по теме: «Наклонение глагола. Изъявительное наклонение».
Цели: ДеятельностныеСодержательныеСоздать условия для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе изучения темы.познакомить с понятием наклонение глагола, особенностями изъяви...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по ФГОС по теме «Наклонения глагола. Изъявительное наклонение.» (По учебнику Т.А. Ладыженской)
Проведённый мною урок осуществляет в первую очередь задачу системности использованию ИКТ в образовательном процессе обучающхся 6 классов. На уроке применила компьютер, материалы детских ...
Технологическая карта урока "Повелительное наклонение глагола"
Урок разработан в соответствии с ФГОС ООО...

Технологическая карта урока Повелительное наклонение глагола
Технологическая карта урока по русскому языку "Повелительное наклонение глагола" 6 класс с презентацией, оценочным листом, раздаточным материалом и самоанализом....
Технологическая карта урока «Условное наклонение глагола»
Включает полное описание урока русского языка с указанием цели, задач и структурыф урока....
