Дидактический материал по русскому языку для повторения темы " Наречие" , 7 класс
учебно-методическое пособие по русскому языку (7 класс)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Дидактический материал по русскому языку предназначен для организации работы учащихся 7 класса на этапе проверки изученного материала по теме «Наречие».
Цель дидактического материала:
* создание условий для организации самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка, повторения и закрепления пройденного материала;
* выработка навыка осознанного грамотного письма;
* контроль за формированием навыка правописания наречий
* развитие активного словарного запаса.
Задачи:
- обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Наречие»;
- закрепить правописание изученных орфограмм, совершенствовать орфографические навыки по теме «Наречие»
В дидактическом материале представлены задания на темы: « Слитное и раздельное не с наречиями на –О и -Е», «Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий», «Одна и две буквы Н в наречиях на –О , -Е», «Буквы о и е после шипящих на конце наречий», «Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-», «Дефис между частями слова в наречиях», «Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных», «Мягкий знак после шипящих на конце наречий», «Морфологический разбор наречий».
Дидактический материал представлен в нескольких вариантах и ориентирован на проверку знаний не только по теме «Наречие», но и на ранее изученных тем, позволяющих определить сходство и различие наречий с другими частями речи, а также вспомнить такие разделы языка, как «Фразеология», «Лексика», «Синтаксис», «Орфоэпия». Это дает возможность подойти к проведению работы дифференцированно.
В дидактическом материале предусмотрены задания на обогащение словарного запаса, углубление знаний по предмету.
Ожидаемый результат: при условии систематического использования на уроках русского языка дидактических материалов повысится мотивация к изучению русского языка, активизируется самостоятельная и познавательная деятельность школьников, возрастет их интерес к изучению данной темы и повысится уровень грамотности.
Карточка № 1
- Замените наречия с приставкой НЕ- наречиями , сходными по значению ( без приставки НЕ-)
- Наша школа находится недалеко________ .
- Невысоко __________летел самолет.
- С утра больной чувствовал себя нехорошо _________.
- Эта ночь прошла неспокойно ___________.
- Нередко __________заходил ко мне Петр.
- Кто- то негромко __________ играл на скрипке.
- По опушке рощи неторопливо ________шли путники.
- Раскройте скобки
- Разведка (не) обнаружила (не) приятеля.
- Раненых было (не) много.
- На фоне звездного неба (не) ласково чернели горы.
- Прохожий радостно сказал, что (не) плохо знает город.
- Замените выделенные слова наречиями с приставкой ПО-
- Светит, как летом___________
- Ступать, как медведь______________
- Поступать, как товарищ_____________
- Одеваться, как зимой_______________
- Отметьте строчку, в которой все наречия пишутся через дефис
- Она была воспитана (по) старинному. Нельзя тратить время (по) пусту.
- Каждый восхищается (по) своему. Мы выбрали место (по)ровнее.
- Солнце жгло (по)вчерашнему. Воздух был еще (по) утреннему свежий.
- Все бросились (в)рассыпную. Он действовал (в) слепую.
- Вставьте подходящие по смыслу наречия
- Железо раскалилось ______________________________.
- Сочинение переписано_____________________________.
- Руки надо вытирать _______________________________.
- Наелся _________________________________________.
- При переходе улицы надо сначала посмотреть _________, а потом ________________.
- Звуки слышатся то________________, то _____________.
- Домой надо вернуться _____________________________.
- Закрой ставни _____________________________________.
Наречия для вставки : налев.., напрв.., наглух.., докрасн.., засветл.., начист.., насух.., досух.., справ.., слев.. .
- Вставьте подходящие по смыслу отрицательные наречия
- Третий год я _______________________ не получал писем.
- С замечаниями я ____________________ не мог согласиться.
- За семь лет ты______________________ не изменился.
- Ни звука не доносилось _____________ .
- Все номера в отеле заняты: нам ___________________ было остановиться.
- Туристы____________________ и ________________ не видели таких красот, как в Сочи.
- Ребята ____________________не испугались.
Карточка № 2
1.Замените наречие фразеологизмом
1) Плохо_______________________________________
2) Быстро бежать_________________________________
3) Сильно краснеть________________________________
4) Громко кричать _________________________________
5) Хорошо знать__________________________________
6) Тесно_________________________________________
7) Темно_________________________________________
8) Мало__________________________________________
9) Много_________________________________________
2. Замените фразеологизмы наречиями
1) Сегодня мы встали чуть свет.___________________________
2) Откуда ни возьмись набежали на небо тучки._______________
3) Они жили душа в душу.________________________________
4) Дела у нас шли как по маслу.___________________________
5) Мы битый час с ним разговаривали.______________________
3. Отметьте строчку, в которой все наречия пишутся через дефис
1) Тепло (по) летнему, (когда) нибудь узнаешь
2) (Ни) где не остановился, когда(либо) отдохнуть
3) Где (нибудь) увидишь, (не) когда играть
4) Куда (то) уехал, (ни) чуть не торопился.
4. Выберите НЕ или НИ
1) Смелый человек (не, ни) где не пропадет.
2) Велика Россия, а отступать ( не, ни ) куда.
3) (Не, ни) где не дышится так легко, как на родине.
4) (Не, ни) как не удавалось преодолеть эту вершину.
5) Этот план (не, ни ) куда не годится.
6) Восточный ветер (не, ни) когда не приносит дождя.
7) (Не, ни ) чуть не растерявшись, он улыбнулся.
8) Воды взять было (не, ни ) откуда.
5. Вставьте пропущенные буквы
Влев.., нагол.., издавн.., изредк.., задолг.., искос.., набел.., допоздн.., сначал.., засветл.., направ.., налев.., снов.. .
6.Замените словосочетания наречиями с О и А на конце
1)Идти в левую сторону ____________, беседовать без стеснения______________
2) Раскалить до красного цвета _____________, расстаться на долгое время_____________
3) Переписать окончательно_________________, повернуть в правую сторону __________________
Карточка № 3
- Выполните синтаксический разбор предложения.
В то же время откуда- то из тени человеческий голос сказал что-то по-английски резко и сердито.
- Выполните морфологический разбор одного наречия из предыдущего предложения
_______________________________________________________
- Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, подчеркните выделенные слова как члены предложения. Укажите их часть речи
- Зимнее солнце (не) ласково.
- (Не)заметно прошел день в горах.
- Возражение (не) убедительно.
- Сережа прыгнул вверх (не) высоко.
- Работа сда..а вовремя.
- Мальчик рассея..о смотрел по сторонам.
4)Запишите словосочетания, заменяя существительные с предлогами однокоренными наречиями.
1) Работать с увлечением -_______________________________
2) Учиться с прилежанием -______________________________
3) Играть с вдохновением -_______________________________
4) Приближаться с осторожностью -_______________________
5) Посмотреть с огорчением -_____________________________
6) Улыбаться с восторгом -_______________________________
7) Вздохнуть с облегчением -_____________________________
5) Раскройте скобки
Сказать (по) просту, работать (по) разному, (по) видимому , ты прав, сделать (по) больше, получать деньги (по) месячно, не тратить время (по) напрасну, работать ( по) сменно, помогать ( по) дружески.
6)Запишите, добавив по 3 примера данной части речи с шипящими на конце
1)Говоришь-__________________________________________
2) Этаж-______________________________________________
3)Сплошь-____________________________________________
4) Горяч-______________________________________________
5)Дочь-_______________________________________________
6)(Много) туч-_________________________________________
Карточка № 4
- Напишите наречия слитно, раздельно или через дефис
Бежать (без) оглядки, говорить (в) разнобой, сказать(в) сердцах, улыбаться (по) детски, действовать (в) слепую, пригласить (на) радостях, работать (без) устали, идти (на) пропалую, быть (на) чеку, точь (в) точь, смотреть (в) упор, бежать (на) перерез, шить (в) ручную, идти (на) попятную, смеяться (без) удержу, не видно (в) потьмах , относиться (по) доброму, пусть будет (по) вашему, тренироваться (по) долгу, зеленеет (по) прежнему, бывал (за) частую.
2)Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки
Навзнич.., луч.., глядиш.., лиш.., проч.., уж.., из-за туч.., горяч.., смотриш.., вправ.., издавн.., влев.., направ.., досыт.., дословн.., стеснительн.., ответить (не) обдума..о, рассчитать (не) точно, рассчитать (не) точно, а приблизительно, поступить не (по) товарищески, досрочн.., (н..)сколько не удивился, (н..) когда (н..) откуда не получать писем, помощи ждать (н..) откуда, (н..) (к) кому не обращался, день хорош.., сплош.. покрылся тучами, решить много задач.., разжеч.. костер.
3)Подберите к наречиям синонимы с НЕ-
- Грустно__________________________________________
- Тяжело__________________________________________
- Внезапно_________________________________________
- Мелко___________________________________________
4)Вставьте пропущенные Н и НН. Определите часть речи
Девочка внимательна и сосредоточе..а. | Мысли мои были сосредоточе..ы на докладе. |
Экскурсия прошла организова..о | Выставка организова..а администрацией города. |
Сегодня он слушал рассея..о. | Семена рассея..ы по полю. |
- Вставьте пропущенные буквы
Певуч.., свеж.., уничтожающ.., умоляющ.., убаюкивающ.., ещ.., испытующ.., заискивающ.., волнующ.., неуклюж.., хорош.., горяч.., зловещ.., осуждающ.., торжествующ.., блестящ.., угрожающ.. .
- Образуйте (где возможно) от данных слов наречия на –О, -Е
- Заслуже (н,нн) ый -___________________________________
- Идеаль(н,нн)ый -______________________________________
- Испуга(н,нн)ый -____________________________________
- Кожа(н,нн) ый -_______________________________________
- Взволнова(н,нн) ый -_________________________________
Карточка № 5
- Выделенные слова и сочетания слов замените близкими по смыслу наречиями
- Бежать, обгоняя друг друга-___________________________
- Встать на рассвете-_________________________________
- Сложить в три раза-_________________________________
- Шить платье руками-________________________________
- Прийти точно в назначенное время-____________________
- Говорить еле слышно-_______________________________
2)Найдите речевые ошибки в употреблении наречий. Запишите предложения в исправленном виде.
1) Платье ужасно красиво. ______________________________
2) Обратно пошел дождь._______________________________
3) Отряд двинулся в путь, спереди шел вожатый.______________________________________________
3) Подберите к глаголу говорить не менее пяти наречий
_________________________________________________
4)Запишите предложения с парами слов
1) Ввысь- в высь -____________________________________
___________________________________________________
- Вглубь- в глубь-___________________________________
___________________________________________________
- Вдали – в дали-___________________________________
________________________________________________
- Сначала –с начала-_________________________________
________________________________________________
- Поставьте в наречиях ударение
- Наелся досыта
- Пиши красивее
- Отмыли дочиста
- Вытирать насухо
- Устройся поудобнее
6)Вспомните пословицы, в которых встречаются наречия
1) Для дорогого друга и ворота _________________________
2) Яблоко от яблоньки _____________________ падает.
3) Ум – одежда, которая _________________не износится.
4) С трудовыми руками _______________не пропадешь.
5) Русские ______________запрягают, зато быстро скачут.
Ключи
Номер карточки, номер задания | Ключ |
К а р т о ч к а № 1 | |
Задание 1 | Близко, низко, плохо, тревожно, часто, тихо, медленно |
Задание 3 | По-летнему, по-медвежьи, по-товарищески, по-зимнему |
Задание 4 | Строчка 3 |
Задание 5 | Докрасна, начисто (набело),насухо, досыта, налево, направо, слева, справа, засветло, наглухо |
Задание 6 | Ниоткуда, никак, ничуть, ниоткуда, негде, нигде, никогда, ничуть |
К а р т о ч к а № 2 | |
Задание 1 | Спустя рукава, сломя голову, до корней волос, на всю Ивановскую, как свои пять пальцев, как сельди в бочке, хоть глаз выколи, кот наплакал, куры не клюют |
Задание 2 | Рано, внезапно(неожиданно), дружно, отлично, долго |
Задание 3 | Строчка 1 |
Задание 6 | Влево, запросто, докрасна, надолго, начисто, вправо |
К а р т о ч к а № 3 | |
Задание 3 | Неласково(сказуемое,краткое прилагательное),незаметно (обстоятельство,наречие),неубедительно (сказуемое, краткое прилагательное), невысоко (обстоятельство, наречие), сдана ( сказуемое, краткое причастие),рассеянно ( обстоятельство, наречие) |
Задание 4 | Увлеченно, прилежно, вдохновенно, осторожно, огорченно, восторженно, облегченно |
Задание 6 | Думаешь, дышишь, смотришь; врач, ткач, луч; навзничь, настежь, наотмашь; жгуч, линюч, шипуч; ночь, тишь, пустошь; задач, луж, училищ |
К а р т о ч к а № 4 | |
Задание 3 | Нерадостно, нелегко, неожиданно, неглубоко |
Задание 4 | Сосредоточенна – краткое прилагательное, сосредоточены - краткое причастие, организованно- наречие, организована – краткое причастие, рассеянно- наречие, рассеяны – краткое причастие |
Задание 6 | Заслуженно, идеально, испуганно, кожаный – нельзя образовать, взволнованно |
К а р т о ч к а № 5 | |
Задание 1 | Наперегонки, рано, втрое, вручную, вовремя, тихо |
Задание 2 | Очень красиво, снова пошел, впереди шел |
Задание 3 | Красиво, грамотно, громко, тихо,воодушевленно |
Задание 5 | дОсыта, красИвее, дОчиста, нАсухо, поудОбнее |
Задание 6 | Настежь, недалеко, никогда, нигде, долго |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь
В методической разработке содержатся задания, предназначенные как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык,...
Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»
В методической разработке содержатся задания как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык, наш прекра...
Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»
В методической разработке содержатся задания как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык, наш прекра...
Дидактический материал по русскому языку для учащихся 9 -11 классов
Дидактический материал предназначен для учащихся 9-11 классов при подготовке к ЕГЭ и ГИА по русскому языку, а также для самостоятельной подготовки учащихся к итоговой аттестац...

Дидактический материал по русскому языку к урокам повторения изученного в начальной школе(5 класс).
Дидактический материал помогает учащимся повторить и закрепить сведения по орфографии. Одновременно проводится и работа по развитию речи и расширению лексического запаса обучающихся....

Дидактический материал по русскому языку для 9 класса по теме "Сложносочиненное предложение"
IвариантОзнакомьтесь с предложениями, выполните задания. A. Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат г...

Дидактический материал по русскому языку к разделу "Морфемика". (5 класс)
Дидактический материал к разделу " Морфемика" может быть использован на уроке русского языка в 5 классе как на этапе закрепления изученной темы, так и в качестве самостоятельной, проверочной или...
