Технологическая карта урока по теме: «Повторение и обобщение темы «Словосочетание. Виды связи в словосочетаниях». 8 класс.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Гармажапова Людмила Дабаевна

Технологическая карта урока по теме: «Повторение и обобщение темы «Словосочетание. Виды связи в словосочетаниях». 8 класс.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по теме: «Повторение и обобщение темы «Словосочетание. Виды связи в словосочетаниях».

8 класс.

Тема

«Повторение и обобщение темы «Словосочетание. Виды связи в словосочетаниях».

Цели

Предметная цель: Повторить, обобщить и закрепить знания по теме «Словосочетание. Виды связи в словосочетаниях».

Метапредметная цель: Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы

Актуализация знаний о словосочетании, о его структуре, о видах связи в нём. Работа со словосочетаниями и предложениями. Усвоение алгоритма разбора словосочетания. Замена словосочетания с одним видом связи на другой.

Тип

Повторение, закрепление и обобщение пройденного материала

Термины и  понятия

Алгоритм (без определения), предложение, грамматическая основа предложения, виды связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

УМК

Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др.  Русский язык.8 класс: учебник для ОО. - М.: Просвещение, 2016

Задачи урока

  • Образовательные: 

- повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов   в словосочетании;

- отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;

 -  закрепление навыков правописания;        

- обучение умению связно излагать свои мысли.

  • Развивающие:

- развитие мышления и общеучебных навыков и умений;

- развитие познавательной самостоятельности;

- овладение нормами литературного языка.

  • Воспитательные:

- воспитание ответственности за качество своих знаний;

- воспитание любви к родному русскому языку.

Планируемый результат

  • Личностные:

- стремиться к совершенствованию собственной речи;

- испытывать потребность в самовыражении через слово;

-толерантно относиться к мнению других, осознавать значимость чувства товарищества, способности сопереживать.

  • Метапредметные:

Познавательные УУД:

-самостоятельно формулировать тему;

-сравнивать и анализировать, выделять главное;

-устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД:

- определять цель, проблему в деятельности;

- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

-осуществлять самоконтроль и самокоррекцию, определяя степень успешности своей работы и работы других (оценивать качество собственного мышления).

  Коммуникативные УУД:

-уметь формулировать собственное мнение и позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве;

- различать в речи другого мнения, доказательства, факты.

Предметные результаты:

 систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Словосочетание»;

- формирование знаний о типах связи слов в словосочетании, формирование умений определять типы связи слов в словосочетании;

- подготовка учащихся к выполнению заданий ОГЭ.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Литература

А.С.Пушкин стихотворение «Осень»

Информационный материал:

Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др.  Русский язык.8 класс: учебник для ОО. - М.: Просвещение, 2016

Демонстрационный материал

Карточки с алгоритмом.

Мультимедийная презентация.

Информативный  материал:

Карточки с учебными заданиями.

Тест.

- Фронтальная (деятельность уч-ся под руководством учителя);

- коллективная (создание алгоритма)

-  индивидуальная (самостоятельное выполнение заданий)

- парная

 

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности (3-5 минут)

Цели деятельности

Ситуативное задание

Результат деятельности

• Мотивировать учащихся к изучению темы, настроить на работу.

 1.Мотивация к учебной деятельности

Учитель читает отрывок из стихотворения А.Пушкина:

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора…

                                           
А.С. Пушкин

 За окном октябрь…

А у нас тепло и уютно. Есть все условия для того, чтобы работать, развивать свой интеллект, совершенствовать  знания и умения. Читать и наслаждаться великим русским словом, красотой русской поэзии. Слушать и представлять великолепные пейзажи богатой русской природы.

На предыдущих уроках мы с вами изучали словосочетания и виды связи в них. На следующем уроке у нас с вами контрольная работа по этому материалу.  

– Что вам нужно  сделать, чтобы написать эту работу на “5”?

- Проанализировав вышесказанные мною слова, вы можете определить тему урока? (Слайд 3)

- Какова будет цель урока? (Слайд 4)

Путём решения каких задач мы будем достигать нашей цели? (Слайд 5)

(Предполагаемый ответ: Повторение теоретических знаний по теме и отработка их на практике).

- С чего начнём? С повторения теории?

- А нужно ли нам привести, прежде всего, наши знания в определённую систему, то есть выработать алгоритм наших действий?

- Значит, какой будет следующая задача? (Составление алгоритма)

Личностные умения:

-  проявить интерес  к изучению темы;

Коммуникативные умения:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).

Познавательные  умения:

формулирование познавательной цели;

Регулятивные умения:

Целеполагание (постановка цели и  учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно хорошо и усвоено учащимися плохо). 

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Планируемый результат

деятельности

Блок А.   Терминологический опрос (беседа) по теме «Словосочетание. Виды связи в словосочетаниях». (15 минут)

Цели:

Актуализировать знания о словосочетании и видах связи в нём.

Актуализировать умения формулировать вопросы  по данной теме.

Актуализировать умения различать виды связи в словосочетаниях.

Научить

- определять, чем отличаются виды связи друг от друга;

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять взаимопроверку и корректировку  учебного задания;

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога;

- осуществлять самоконтроль и самокоррекцию, определяя степень успешности своей работы и работы других (оценивать качество собственного мышления).

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

- Давайте проверим, насколько вы знаете правила по теме «Словосочетание. Виды связи в словосочетаниях».

 Задание 1: Прием «Верите ли вы…?»

а) Что  словосочетание - два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически? (Да)

б) Что  словосочетание состоит из главного и зависимого?

(Да)

в) Что между главным и зависимым словом в словосочетании сочинительная связь? (Нет) (подчинительная)

г) Что подчинительная связь, при которой с изменением формы главного слова изменяются и все формы зависимого слова, то есть зависимое слово стоит в том же числе, роде и падеже , что и главное,  называется управлением? (Нет) (согласование)

д) Что подчинительная связь, при которой зависимым словом являются неизменяемые слова, называется примыканием? (Да) (примыкание)

е) Что  управление – это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое  слово присоединяется к главному по смыслу? (Нет) (главное ставит  зависимое в нужный падеж).

Рефлексия.

- Испытывали ли вы трудности при ответах? Почему? Какие выводы вы для себя сделали? (Нужно учить правила)

- Для чего необходимо знать теорию?

Задание 2: Диагностическое задание (Работа в парах)

 - Прочитайте отрывок из стихотворения А.Пушкина (слайд 6). Узнали? («19 октября. 1825»). Запишите его.

- Что представляют собой эти 4 строчки? (1 предложение)

-  Чтобы узнать, какое предложение, что нужно сделать? (найти грамматическую основу)

- В сложном предложении нужны запятые?

- Зачем нужно уметь находить грамматическую основу предложения, если мы работаем сегодня со словосочетаниями? (Чтобы исключить ее из словосочетаний).

- На слайде 7 выписано несколько сочетаний слов из этого предложения. Найдите те, которые не являются словосочетаниями, объясните почему.

Познавательные умения:

- раскрывать значение понятий  словосочетание, управление, согласование, примыкание, подчинительная связь;

- определять особенности видов подчинительной связи в словосочетаниях;

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

-выполнять осуществление самоконтроля, оценивание  качество собственного мышления. 

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках

учебного диалога.

Предметные умения:

рассказывать:

 - о видах связи в словосочетаниях.

(АКТИВНЫЕ методы обучения – беседа – зад.№1, ИНТЕРАКТИВНЫЙ  - зад.2,)

Блок Б. Выявление трудностей и их  преодоление. (5-7 минут)

Цели:

Актуализировать знания о словосочетании, его строении и видах связи в нём .

Актуализировать умения формулировать вопросы  по данной теме.

Актуализировать умения различать виды связи в словосочетаниях;

Научить

-использовать алгоритм разбора словосочетания для закрепления знаний о словосочетании и видах связи в нём;

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять взаимопроверку и корректировку  учебного задания;

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Задание . Практическое закрепление знаний 

Выпишите первые 3 словосочетания (слайд 6) и расскажите всё, что вы о них знаете. (Работа у доски)

- Нужно ли для этого выработать порядок действий? (Алгоритм) (Слайд 8)

                   Алгоритм разбора словосочетания

1. Определить главное слово.

2. Задать от главного слова  к зависимому  вопрос.

3. Указать, какими частями речи они выражены.

4. Указать вид словосочетания в зависимости от принадлежности главного слова к той или иной части речи (именное, глагольное, наречное).

5. Указать вид подчинительной связи в словосочетаниях (согласование, управление, примыкание).

Рефлексия:

- Какие трудности вы испытывали, выполняя задание? Что вам мешало выполнить его на «отлично»?

- Помог ли вам  алгоритм привести свои знания в определённую систему?

Рефлексия:

- Какие проблемы выявили?

Каковы причины? (Обучающиеся называют те проблемы, с которыми столкнулись при выполнении заданий)

Познавательные умения:

- определять особенности видов связи в словосочетаниях и обосновывать свое мнение;

Регулятивные умения:

- выполнять учебные задания, используя правило;

- выполнять учебные задания с взаимопроверкой и корректировкой.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- рассказывать правило определения вида связи в словосочетании;

- правильно составлять словосочетания, используя паронимы.

Блок В.        Диагностика качества освоения темы.

Цели:

- установить степень усвоения темы, а именно:

- умение определять в словосочетаниях виды подчинительной связи;

- Разобрались? Усвоили правила? Как проверить,  насколько усвоили вы эту тему или нет? (нужно самостоятельно поработать).

Контрольное  задание. Предлагаю для самостоятельной работы следующее задание:

САМОПРООВЕРКА. «Лови ошибку». Словосочетания разделены в три столбика: согласование, управление, примыкание. Найдите ошибки. Запишите верно.

Согласование – смешной медвежонок, бежать  быстро, моего дома,  найти  клад.
Управление –
посетить зоопарк, яркое  солнце, первый этаж, тщательно растереть.
Примыкание -
нырять глубоко, складывать  брёвна, бесшумно лететь, читать книгу.  (слайд 9)

САМОПРОВЕРКА (слайд 10) - (Согласование – смешной медвежонок, яркое  солнце, моего дома, первый этаж.
Управление –
посетить зоопарк, найти  клад, складывать  брёвна, читать книгу.
Примыкание -
нырять глубоко, тщательно растереть, бесшумно лететь, бежать  быстро.)

Рефлексия: Кому нужна дополнительная помощь? Какие затруднения испытываете?

Регулятивные умения:

- выполнять проверку и корректировку учебного задания.

Предметные умения:

 - умение правильно определять в словосочетаниях виды подчинительной связи.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная    деятельность

Цели деятельности

Варианты   заданий

Планируемый                                 результат деятельности

Стимулировать творческое отношение к процессу создания словосочетаний.

Научить:

- использовать приобретённые знания для составления словосочетаний;

- планировать учебную деятельность.

Задание 1. Запишите словосочетания, правильно подбирая существительные и прилагательные. (2 варианта – 1 в-т: 1-3 строчки, 2 в-т: 4-6 строчки) (Слайд 11) – лист заданий 3.

Сытный, сытый (волк, обед);

Бедственный, бедный (человек, положение);

Завидный, завистливый (здоровье, сосед);                              

  Враждебный, вражеский (разведчик, цель);

Искусный, искусственный (работа, бриллиант);

Праздничный, праздный  (вопрос, день).

Задание 2. А. Замените словосочетание со способом связи согласование синонимичным со способом связи управлением: деревя(н,нн)ая ложка.

Б. Замените словосочетание со способом связи примыканием синонимичным со способом связи управлением: бе..жалостно спросил. (Слайд 12)

Личностные умения:

-проявлять творческое отношение к процессу создания словосочетаний.

Познавательные умения:

- использовать приобретённые знания для составления словосочетаний.

Регулятивные умения:

- выполнять учебные действия в соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные умения:  

- составлять словосочетания, используя теоретический материал по теме «Словосочетание».

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Научить школьников:

-соотносить полученный результат с поставленной целью;

-оценивать результат учебной деятельности.

I.Задание на  самоанализ

Закончите предложения:

Сегодня на занятии я хотел научиться ------------------------------для того, чтобы ……………………………………………………………….

II. Задание на самооценку.

Закончите предложения:

Я справился с поставленной целью на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», потому что ………………………………………………

Личностные умения:

- оценивать результат собственной деятельности.

Регулятивные умения:

-соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя

Результат  деятельности

• Соотнести полученный результат с поставленной целью.

• Оценить результат своей деятельности.

Цели темы:

Повторить, обобщить и закрепить знания по теме «Словосочетание. Виды подчинительной связи в словосочетаниях»

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

* Заполняется учителем по окончании изучения темы.

Домашнее задание: Задание на выбор.

Упр. 67 или 70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Повторение и обобщение темы "Глагол" в 4 классе.

Конспект урока  для обобщения и систематизации знаний о глаголе...

Технологическая карта урока к учебнику Spotlight-8 по теме "Современные средства связи в социализации подростка"

Данный тип урока позволяет повторить во всех видах речевой деятельности ранее изученные и освоить новые изученные лексические единицы по данной теме....

Технологическая карта урока русского языка "Повторение и обобщение материала в разделе "Лексика".

Чем больше мы осознаём богатство и величие русского языка, тем требовательнее становимся к нашей речи, тем острее ощущаем необходимость бороться за чистоту языка., противостоять его порче.Данный...

Конспект урока по теме "Повторение и обобщение темы "Имя числительное"

Материалы открытого урока по теме "Повторение и обощение "Имя числительное" в рамках предметной недели русского языка: конспект урока, презентация, приложения.Методические материалы уро...

Технологическая карта урока. Общение и повторение материала по теме: "Present Simple" УМК Starlight 5

Технологические карты урока обеспечивают эффективное преподование учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения образовательных программ в соответствии с ФГОС. Технологич...

Открытый урок по геометрии в 9 классе по теме: Повторение и обобщение темы «Площади фигур» Подготовка ОГЭ

Тема урока: Повторение и обобщение материала по теме «Площади фигур» Цель  урока:  создать условия для развития умений вычислять площади фигур, применяя известные свойс...