Технологическая карта урока по теме: «Повторение и обобщение темы «Словосочетание. Виды связи в словосочетаниях». 8 класс.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Технологическая карта урока по теме: «Повторение и обобщение темы «Словосочетание. Виды связи в словосочетаниях». 8 класс.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по теме: «Повторение и обобщение темы «Словосочетание. Виды связи в словосочетаниях».
8 класс.
Тема | «Повторение и обобщение темы «Словосочетание. Виды связи в словосочетаниях». | ||||
Цели | Предметная цель: Повторить, обобщить и закрепить знания по теме «Словосочетание. Виды связи в словосочетаниях». Метапредметная цель: Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. | ||||
Основное содержание темы | Актуализация знаний о словосочетании, о его структуре, о видах связи в нём. Работа со словосочетаниями и предложениями. Усвоение алгоритма разбора словосочетания. Замена словосочетания с одним видом связи на другой. | ||||
Тип | Повторение, закрепление и обобщение пройденного материала | ||||
Термины и понятия | Алгоритм (без определения), предложение, грамматическая основа предложения, виды связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание. | ||||
УМК | Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др. Русский язык.8 класс: учебник для ОО. - М.: Просвещение, 2016 | ||||
Задачи урока |
- повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании; - отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях; - закрепление навыков правописания; - обучение умению связно излагать свои мысли.
- развитие мышления и общеучебных навыков и умений; - развитие познавательной самостоятельности; - овладение нормами литературного языка.
- воспитание ответственности за качество своих знаний; - воспитание любви к родному русскому языку. | ||||
Планируемый результат | |||||
- стремиться к совершенствованию собственной речи; - испытывать потребность в самовыражении через слово; -толерантно относиться к мнению других, осознавать значимость чувства товарищества, способности сопереживать. |
Познавательные УУД: -самостоятельно формулировать тему; -сравнивать и анализировать, выделять главное; -устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные УУД: - определять цель, проблему в деятельности; - выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; -осуществлять самоконтроль и самокоррекцию, определяя степень успешности своей работы и работы других (оценивать качество собственного мышления). Коммуникативные УУД: -уметь формулировать собственное мнение и позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве; - различать в речи другого мнения, доказательства, факты. | Предметные результаты: - систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Словосочетание»; - формирование знаний о типах связи слов в словосочетании, формирование умений определять типы связи слов в словосочетании; - подготовка учащихся к выполнению заданий ОГЭ. | |||
Организация образовательного пространства | |||||
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы | |||
Литература А.С.Пушкин стихотворение «Осень» | Информационный материал: Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др. Русский язык.8 класс: учебник для ОО. - М.: Просвещение, 2016 Демонстрационный материал Карточки с алгоритмом. Мультимедийная презентация. Информативный материал: Карточки с учебными заданиями. Тест. | - Фронтальная (деятельность уч-ся под руководством учителя); - коллективная (создание алгоритма) - индивидуальная (самостоятельное выполнение заданий) - парная
| |||
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ | |||||
I этап. Самоопределение к деятельности (3-5 минут) | |||||
Цели деятельности | Ситуативное задание | Результат деятельности | |||
• Мотивировать учащихся к изучению темы, настроить на работу. | 1.Мотивация к учебной деятельности Учитель читает отрывок из стихотворения А.Пушкина: Уж небо осенью дышало, С печальным шумом обнажалась. Ложился на поля туман, За окном октябрь… А у нас тепло и уютно. Есть все условия для того, чтобы работать, развивать свой интеллект, совершенствовать знания и умения. Читать и наслаждаться великим русским словом, красотой русской поэзии. Слушать и представлять великолепные пейзажи богатой русской природы. На предыдущих уроках мы с вами изучали словосочетания и виды связи в них. На следующем уроке у нас с вами контрольная работа по этому материалу. – Что вам нужно сделать, чтобы написать эту работу на “5”? - Проанализировав вышесказанные мною слова, вы можете определить тему урока? (Слайд 3) - Какова будет цель урока? (Слайд 4) Путём решения каких задач мы будем достигать нашей цели? (Слайд 5) (Предполагаемый ответ: Повторение теоретических знаний по теме и отработка их на практике). - С чего начнём? С повторения теории? - А нужно ли нам привести, прежде всего, наши знания в определённую систему, то есть выработать алгоритм наших действий? - Значит, какой будет следующая задача? (Составление алгоритма) | Личностные умения: - проявить интерес к изучению темы; Коммуникативные умения: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определение цели, функций участников, способов взаимодействия). Познавательные умения: формулирование познавательной цели; Регулятивные умения: Целеполагание (постановка цели и учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно хорошо и усвоено учащимися плохо). | |||
II этап. Учебно-познавательная деятельность | |||||
Цели деятельности | Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У) | Планируемый результат деятельности | |||
Блок А. Терминологический опрос (беседа) по теме «Словосочетание. Виды связи в словосочетаниях». (15 минут) | |||||
Цели: Актуализировать знания о словосочетании и видах связи в нём. Актуализировать умения формулировать вопросы по данной теме. Актуализировать умения различать виды связи в словосочетаниях. Научить - определять, чем отличаются виды связи друг от друга; - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога; - осуществлять самоконтроль и самокоррекцию, определяя степень успешности своей работы и работы других (оценивать качество собственного мышления). | 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. - Давайте проверим, насколько вы знаете правила по теме «Словосочетание. Виды связи в словосочетаниях». Задание 1: Прием «Верите ли вы…?» а) Что словосочетание - два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически? (Да) б) Что словосочетание состоит из главного и зависимого? (Да) в) Что между главным и зависимым словом в словосочетании сочинительная связь? (Нет) (подчинительная) г) Что подчинительная связь, при которой с изменением формы главного слова изменяются и все формы зависимого слова, то есть зависимое слово стоит в том же числе, роде и падеже , что и главное, называется управлением? (Нет) (согласование) д) Что подчинительная связь, при которой зависимым словом являются неизменяемые слова, называется примыканием? (Да) (примыкание) е) Что управление – это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово присоединяется к главному по смыслу? (Нет) (главное ставит зависимое в нужный падеж). Рефлексия. - Испытывали ли вы трудности при ответах? Почему? Какие выводы вы для себя сделали? (Нужно учить правила) - Для чего необходимо знать теорию? Задание 2: Диагностическое задание (Работа в парах) - Прочитайте отрывок из стихотворения А.Пушкина (слайд 6). Узнали? («19 октября. 1825»). Запишите его. - Что представляют собой эти 4 строчки? (1 предложение) - Чтобы узнать, какое предложение, что нужно сделать? (найти грамматическую основу) - В сложном предложении нужны запятые? - Зачем нужно уметь находить грамматическую основу предложения, если мы работаем сегодня со словосочетаниями? (Чтобы исключить ее из словосочетаний). - На слайде 7 выписано несколько сочетаний слов из этого предложения. Найдите те, которые не являются словосочетаниями, объясните почему. | Познавательные умения: - раскрывать значение понятий словосочетание, управление, согласование, примыкание, подчинительная связь; - определять особенности видов подчинительной связи в словосочетаниях; Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; -выполнять осуществление самоконтроля, оценивание качество собственного мышления. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. Предметные умения: рассказывать: - о видах связи в словосочетаниях. (АКТИВНЫЕ методы обучения – беседа – зад.№1, ИНТЕРАКТИВНЫЙ - зад.2,) | |||
Блок Б. Выявление трудностей и их преодоление. (5-7 минут) | |||||
Цели: Актуализировать знания о словосочетании, его строении и видах связи в нём . Актуализировать умения формулировать вопросы по данной теме. Актуализировать умения различать виды связи в словосочетаниях; Научить -использовать алгоритм разбора словосочетания для закрепления знаний о словосочетании и видах связи в нём; - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. | Задание . Практическое закрепление знаний Выпишите первые 3 словосочетания (слайд 6) и расскажите всё, что вы о них знаете. (Работа у доски) - Нужно ли для этого выработать порядок действий? (Алгоритм) (Слайд 8) Алгоритм разбора словосочетания 1. Определить главное слово. 2. Задать от главного слова к зависимому вопрос. 3. Указать, какими частями речи они выражены. 4. Указать вид словосочетания в зависимости от принадлежности главного слова к той или иной части речи (именное, глагольное, наречное). 5. Указать вид подчинительной связи в словосочетаниях (согласование, управление, примыкание). Рефлексия: - Какие трудности вы испытывали, выполняя задание? Что вам мешало выполнить его на «отлично»? - Помог ли вам алгоритм привести свои знания в определённую систему? Рефлексия: - Какие проблемы выявили? Каковы причины? (Обучающиеся называют те проблемы, с которыми столкнулись при выполнении заданий) | Познавательные умения: - определять особенности видов связи в словосочетаниях и обосновывать свое мнение; Регулятивные умения: - выполнять учебные задания, используя правило; - выполнять учебные задания с взаимопроверкой и корректировкой. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. Предметные умения: - рассказывать правило определения вида связи в словосочетании; - правильно составлять словосочетания, используя паронимы. | |||
Блок В. Диагностика качества освоения темы. | |||||
Цели: - установить степень усвоения темы, а именно: - умение определять в словосочетаниях виды подчинительной связи; | - Разобрались? Усвоили правила? Как проверить, насколько усвоили вы эту тему или нет? (нужно самостоятельно поработать). Контрольное задание. Предлагаю для самостоятельной работы следующее задание: САМОПРООВЕРКА. «Лови ошибку». Словосочетания разделены в три столбика: согласование, управление, примыкание. Найдите ошибки. Запишите верно. Согласование – смешной медвежонок, бежать быстро, моего дома, найти клад. САМОПРОВЕРКА (слайд 10) - (Согласование – смешной медвежонок, яркое солнце, моего дома, первый этаж. Рефлексия: Кому нужна дополнительная помощь? Какие затруднения испытываете? | Регулятивные умения: - выполнять проверку и корректировку учебного задания. Предметные умения: - умение правильно определять в словосочетаниях виды подчинительной связи. | |||
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность | |||||
Цели деятельности | Варианты заданий | Планируемый результат деятельности | |||
Стимулировать творческое отношение к процессу создания словосочетаний. Научить: - использовать приобретённые знания для составления словосочетаний; - планировать учебную деятельность. | Задание 1. Запишите словосочетания, правильно подбирая существительные и прилагательные. (2 варианта – 1 в-т: 1-3 строчки, 2 в-т: 4-6 строчки) (Слайд 11) – лист заданий 3. Сытный, сытый (волк, обед); Бедственный, бедный (человек, положение); Завидный, завистливый (здоровье, сосед); Враждебный, вражеский (разведчик, цель); Искусный, искусственный (работа, бриллиант); Праздничный, праздный (вопрос, день). Задание 2. А. Замените словосочетание со способом связи согласование синонимичным со способом связи управлением: деревя(н,нн)ая ложка. Б. Замените словосочетание со способом связи примыканием синонимичным со способом связи управлением: бе..жалостно спросил. (Слайд 12) | Личностные умения: -проявлять творческое отношение к процессу создания словосочетаний. Познавательные умения: - использовать приобретённые знания для составления словосочетаний. Регулятивные умения: - выполнять учебные действия в соответствии с планом. Коммуникативные умения: - адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности. Предметные умения: - составлять словосочетания, используя теоретический материал по теме «Словосочетание». | |||
IV этап. Рефлексивная деятельность | |||||
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка ученика | ||||
Научить школьников: -соотносить полученный результат с поставленной целью; -оценивать результат учебной деятельности. | I.Задание на самоанализ Закончите предложения: Сегодня на занятии я хотел научиться ------------------------------для того, чтобы ………………………………………………………………. II. Задание на самооценку. Закончите предложения: Я справился с поставленной целью на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», потому что ……………………………………………… | Личностные умения: - оценивать результат собственной деятельности. Регулятивные умения: -соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. | |||
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка учителя | Результат деятельности | |||
• Соотнести полученный результат с поставленной целью. • Оценить результат своей деятельности. | Цели темы: Повторить, обобщить и закрепить знания по теме «Словосочетание. Виды подчинительной связи в словосочетаниях» Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. | * Заполняется учителем по окончании изучения темы. | |||
Домашнее задание: Задание на выбор. Упр. 67 или 70 | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Повторение и обобщение темы "Глагол" в 4 классе.
Конспект урока для обобщения и систематизации знаний о глаголе...

Урок русского языка в 8 классе по теме «Повторение и обобщение темы «Односоставные и неполные предложения»
Урок- повторение, обобщение...

Технологическая карта урока к учебнику Spotlight-8 по теме "Современные средства связи в социализации подростка"
Данный тип урока позволяет повторить во всех видах речевой деятельности ранее изученные и освоить новые изученные лексические единицы по данной теме....

Технологическая карта урока русского языка "Повторение и обобщение материала в разделе "Лексика".
Чем больше мы осознаём богатство и величие русского языка, тем требовательнее становимся к нашей речи, тем острее ощущаем необходимость бороться за чистоту языка., противостоять его порче.Данный...

Конспект урока по теме "Повторение и обобщение темы "Имя числительное"
Материалы открытого урока по теме "Повторение и обощение "Имя числительное" в рамках предметной недели русского языка: конспект урока, презентация, приложения.Методические материалы уро...

Технологическая карта урока. Общение и повторение материала по теме: "Present Simple" УМК Starlight 5
Технологические карты урока обеспечивают эффективное преподование учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения образовательных программ в соответствии с ФГОС. Технологич...

Открытый урок по геометрии в 9 классе по теме: Повторение и обобщение темы «Площади фигур» Подготовка ОГЭ
Тема урока: Повторение и обобщение материала по теме «Площади фигур» Цель урока: создать условия для развития умений вычислять площади фигур, применяя известные свойс...
