Задания для повышения четвертного балла
материал по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Шабаркина Марина Евгеньевна

Задания для получения дополнительных оценок за четверть для 5-9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass.docx16.96 КБ
Файл 6_klass.docx29.93 КБ
Файл 7_klass.docx18.49 КБ
Файл 8_klass.docx22.61 КБ
Microsoft Office document icon 9_klass.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Задание 1.

1) Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.  

2)  Расставьте предложения в такой последовательности, чтобы получился  связный текст.  

3) Запишите этот текст без ошибок.

А) В развилк..  елового сучка белочка развесила суш..ть подосиновик, маленькие опенки.

Б) Поз..ней осен..ю переменит белка свое красное плат..е на серую зимнюю шу..ку.

В) В темном еловом л..су с утра до поз..него вечера хл..почут проворные белки.

Г) В л..сных кл..довых спрятала отборные  ..рехи.

Д) Подниму (тся, ться)  белки на вершину высокой ели, перемахнут с ветки на ветку, а потом спускаю (тся, ться)  на землю за   ..рехами.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

Расставьте знаки препинания.

1) Налетел вихрь задрожала осиновая роща.

2) Птицы наши друзья. 

3) Полетели на юг зяблики  певчие дрозды  жаворонки.

4) Дед плакал от страха и кричал  Погоди милый не беги так шибко!

5) Сестра очень любит сладости конфеты зефир мармелад.

Задание 3.

Запишите предложение, буквы которого кроются под следующими числами:

33     16, 25,6, 15,30        13,32, 2,13,32       18,21,19, 19, 12, 10, 11      33, 9, 29, 12.

________________________________________________________________________

Задание 4.

Найдите в тексте слова, в которых буквы Е,Ё, Ю, Я  обозначают два звука. Подчеркните эти слова.

       Снежные фигуры — давняя забава жителей Руси. Как только наступала зима, все ждали момента, когда начнет лепиться снег. Что только не делали из снежных комьев: замки, животных, скульптуры, на отдельных территориях возводили целые города. Их обливали водой, вытачивали  образы и оставляли так до самой весны.

Задание 5.

Поставьте ударение в следующих словах.

Позвонишь, кашне, квартал, партер , щавель.

Задание 6.

Догадайтесь, какие фразеологизмы используют русские, когда англичане говорят:

1. Восток или запад, а дома лучше ____________________________________________

2. Убить двух птиц одним камнем_____________________________________________

Запишите  эти фразеологизмы.

Задание 7.

Сделайте морфемный разбор слов.

Прибедниться, паромщик, водянистый, мазня, скрипочка.

Задание 8.

Определите часть речи выделенных слов.

1) Над их головами неведомо откуда появился целый рой   насекомых.

2) А ведь это карьерные машины, работа у них никогда не кончается, рой себе землю, да рой

3) Один из нас заметил, как с машины, везшей мороженое мясо, упал один окорок. 

4) Друзья принялись уплетать мороженое, обсуждая, что делать дальше.

5) Однако тон его оставался по-прежнему безукоризненно вежливым и корректным, при всём том настолько ледяным, что хоть волков морозь.

Задание 9.

Заполните пропуски.

1) Запись слов в полном соответствии с их звучанием называется_________________________________________________________________

2) Буква, написание которой определяется правилами, называется_________________________________________________________________

3) Раздел науки о языке, в котором изучается строение и значение словосочетаний и предложений, называется____________________________________________________

4) Совокупность букв, расположенных в установленном порядке, называется_________________________________________________________________

5) Раздел науки о языке, в котором изучаются система знаков препинания и правила их постановки, называется___________________________________________________

Задание 10.

Замените первое слово  в  каждом словосочетании противоположным по смыслу. Запишите в таблицу полученные словосочетания.

Просторный дом

Веселый человек

Банальный вопрос

Сплоченный коллектив

Умный человек



Предварительный просмотр:

1.

Укажите слова, где количество букв и звуков совпадает:

Пыль, ясно, съёмка, деревья, болезнь, льют, моя, семья, песня, Ялта.        

2.

Расставьте ударение в словах.

Километр, алфавит, каталог, торты, цыган, щавель, красивее, баловать, банты, повторит

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

3.

У какого слова значение определено неверно. Дайте правильное значение.                                                       1) недоумение – сомнение, удивление;      

2) невежда – грубый, невоспитанный человек;  

3) изморозь – иней на ветках деревьев, на проводах;                

4) пороша – только что выпавший снег.

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

4.

Подберите синонимы к прилагательным:

простой человек - _______________________________________________________

простая задача - ________________________________________________________

простая истина - ________________________________________________________

беспокойный взгляд - ___________________________________________________

беспокойный человек - __________________________________________________

крепкая подошва - ______________________________________________________

крепкая дружба - _______________________________________________________

5.

Вставьте в предложения вместо точек одно из существительных в нужном падеже: рамки, предел, граница, рубеж, грань.

А) Есть ………….. и моему терпению.

Б) У куба шесть …………

В) Раненый солдат находился на ……………… жизни и смерти.

Г) В последние годы в нашей стране увеличивается поток туристов из-за … ……….

Д) Небольшая речка служила естественной … ……………….между деревнями.

Е) Важно в любой ситуации держать себя в ……………….. приличия.

6.

Замените устаревшие слова словами современного русского языка:

перст -  _______________ ,

прискорбно - _______________ ,

рок - _________________ ,

сей - __________________ ,  

стезя - _____________________ ,

трапеза - ______________ ,

уповать - _______________,  

уста - ______________________ ,  

чадо - _________________ ,

чета - __________________ .         

7.

Составьте фразеологизмы, используя части выражений из первой и второй колонок. Объясните их значения.

1) Дрожит                                        а) до небес

2) Знать                                            б) сложа руки

3) Сидеть                                          в) в собственном соку

4) Вариться                                      г) на чистую воду

5) Держать                                       д) как сыр в масле

6) Выводить                                     е) вокруг пальца

7) Катается                                       ж) из мухи слона

8) Возносить                                    з) как осиновый лист

9) Водить                                         и) в ежовых рукавицах

10) Делать                                        к) как свои пять пальцев

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8

Эти пять слов оканчиваются одинаково, но по составу одно из них отличается от остальных. Выпишите его. Обоснуйте свой выбор.

Рыбак, простак, чужак, казак

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

9

К данным пословицам подберите аналогичные  русские пословицы.

А) Сын леопарда тоже леопард (пословица народов Африки).

Б) Молчание – цветы (японская пословица).

В) Продающий веер обмахивается рукой (китайская пословица).

Г) Это случится тогда, когда свинья на дуб в желтых тапочках заберется (польская пословица).

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10

 Найдите «лишние» слова в предложениях. Объясните.

1) Наша деревня находится приблизительно километрах в десяти от райцентра.

2) У ворот стоял пожилой старик и смотрел вдоль улицы.

3) Мы заранее предвидели все трудности похода.

4) Новые туфли оказались ей немного великоваты.

5) Мой дедушка – старый ветеран войны и труда. 

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

11

 «Орфография с географией».

      Многие предметы (предметы в широком смысле слова) являются как бы визитной карточкой той или иной страны. Например, говоря о Голландии, достаточно сказать, что это страна, из которой к нам пришел один из самых популярных сортов сыра. Швеция сразу ассоциируется со шведским столом и шведской стенкой, а Австралия – с кенгуру, Куком и даже поэтом Владимиром Высоцким, воспевшим этого самого Кука.

      Сочините текст-загадку о своей стране так, чтобы, с одной стороны, дать о ней полное представление, а с другой – заинтриговать читателя, ни разу не назвав ее имени.

12

В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился текст?

Допиши 3-4 предложения, продолжив текст.

А. Побеждённый забился под сарай и сидит там тихонько.
Б. Вдруг налетел ястреб.
В. Он схватил крикуна и унёс себе на обед.
Г. Два молодых петушка подрались, и один победил другого.
Д. Победитель же взлетел на забор, замахал крыльями и заорал во всё горло: «Ку – ка – ре – ку!».

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13

Найдите предложения, в которых неправильно выделена грамматическая основа.

1) Шила в мешке не утаишь.

2) Шипение и хрипение в часах усиливались по мере приближения стрелки к цифре.

3) После дождя пахнет луговыми травами.

4) Последнюю зиму к нашему дому все время подбегали три белочки.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14

        

Выпишите слова, строение которых соответствует модели          о н к а.

Собачонка, картонка, пятитонка, воронка, сторонка, солонка, японка, чемпионка, болонка, одежонка, книжонка, бумажонка, юбчонка.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        



Предварительный просмотр:

Задание № 1

Расставьте ударение в словах:

иконопись, облегчить, облегчим, красивее, торты, мизерный, газопровод, избаловать.

Задание № 2

 Чем вы объясните, что данные слова различаются в произношении (в 1-ом и во 2-ом столбиках)? Докажите свою мысль, включив данные пары слов в словосочетания или предложения. Запишите их.

Пиленный - пилёный

варенный – варёный

сушенный – сушёный

точенный – точёный

названный – названый

посаженный – посажёный.

Задание № 3

 Замените заимствованные слова русскими синонимами.

Актуальный, антракт, ситуация, лозунг, финал, эпилог, имитация, пролог.

Задание № 4

Объясните значение «детских» слов. От какого слова и как они образованы?

Копатка, люденыш, рогается, грозительный  (палец), покупец, затужить (пояс).

Задание № 5

 К каким частям речи относятся слова?

Пять, пятеро, пятый, пятерочка, пятка, впятером, в-пятых.

Задание № 6

Какое значение имеют выделенные слова?

  1) Он подобрался немного.

  2) Птица перебралась пером.

   3) На ярмарке ещё не разобрались.

    4) Далеко ли берёт ружьё?

     5) Приберись, скоро гости приедут.

Задание № 7 

 Белый, чёрный – это цвета, краски.  А что значат выражения   белая земля, белое серебро, белая изба, белые стихи, белая горячка,  чёрная изба, чёрная книга, чёрное дело, чёрный день, чёрный глаз?

Задание № 8

 Распределите данные слова в 2 группы: 1 группа:  слова, в которых  -ом входит в основу; 2 группа:  слова, где –ом - окончание..

Ничком, метроном, парусом, (в) просвещенном, мимолетом, впятером, бурелом, профком, притом, котом.

Задание № 9

 Подберите слова, обозначающие лицо противоположного пола: армянин, бразилец, индиец, балерина, барон, генерал, директор, клоун,   турок, черкес.

Задание № 10

Каково происхождение название месяцев сентябрь, октябрь? Почему они так называются?  Что значит выражение апрелевы проказы?  Когда северные народности употребляют слова летось, зимусь, осенесь,  вёснусь?



Предварительный просмотр:

  1. Даны русские слова: люк, яр, лён. Запишите, что получится, если звуки, из которых состоят эти слова, произнести в обратном порядке.
  2.  Старославянское слово ПРАХ устаревшее, имеет общий корень с древнерусскими словами порошок и пороша. Определите и запишите значение слова ПРАХ.  Запишите выражения, в которых это слово используется в современном русском языке.
  3. Вставьте пропущенные буквы. Подберите и впишите в соответствующую графу таблицы русские синонимы для заимствованных словарных слов.

      в…яж

…гоизм

…ксклюзивный

д…фект

м…муары

…ргумент

 …нтузиазм

эв…люция

  1. Даны 19 русских слов и чешские соответствия 11 из них в перепутанном порядке:

вещь, воз, вошь, дом, дума, кол, конь, кора, куль, ложь, лужа, мех, мох, нож, сено, сень, сон, стол, стул

dům , kůl, kůň , kůra, lež , mech , nůž , sen , stůl , veš,  vůz.

     Для каждого чешского слова найдите его русское соответствие.

Примечание. Буквосочетание сh читается примерно как русское х,

ň — как нь в слове тень,

 š — как ш,

ž — как ж,

 ů — долгое у.

Для верного решения задачи следует начать со слов kůň , kůra, nůž , vůz. Обратить внимание на русские гласные: каким «буквозвукам»  чешского языка они соответствуют.

5.   Графически покажите, каким членом предложения является словоформа с умом в каждом примере.

1. Этот человек – с умом.

2.Человек с умом не пропадет.

3.Этот человек, с умом, с талантом, с большими страстями, прожил яркую, интересную жизнь.

4.С умом задумано, а без ума сделано.

6.   Какими средствами можно выразить разную (меньшую или большую) степень качественного признака белый?  Приведите примеры

 7.  Распределите слова по всевозможным  группам. Объясните принцип распределения для каждой группы.

Возить, постичь, хотеть,  сидеть, висеть, шуметь, прожить, бежать.

8.  Подберите к словам в ПРАВОЙ колонке слова из левой колонки так, чтобы они образовали сочетания: научный термин или образное выражение. (Если сочетания будут подобраны правильно, то по первым буквам левого столбика Вы прочтете сверху вниз название известной картины. Вспомните, кто ее написал):

Прокруст

узел

 избиение

изобилие

лимонный

конюшня

Елисейский

футляр

Тришка

шпат

Авгий

ложе

лебединый

Пенелопа

именованное

младенец

рог

кислота

Гордий

поле

человек

кафтан

исландский

натр

работа

песня

едкий

число

9.  Найдите лишнее слово с точки зрения морфологии в каждом ряду и объясните, почему оно является лишним:

1) праздники, будни, сутки, именины;

 2) духи, чары, щи, макароны;

3) точка, запятая, дефис, пробел.

10.  Прочитайте текст и найдите речевую ошибку. Объясните, почему так нельзя сказать (написать). Исправьте ошибку.

В известном театре премьера. Нет ничего удивительного в том, что уже за неделю до премьеры билетов в кассе нет. Театралы мечутся в поисках хоть каких-нибудь мест, критиков рассаживают на дополнительных стульчиках, даже режиссёр уступает кому-то своё место… – Полный аншлаг, – удовлетворённо констатирует директор театра, обращаясь к администратору. Тот улыбается: да, аншлаг полный.

11. В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством анаграммирования зашифрован лингвистический термин. Пример: собрание азоловов (ответ: словообразование).

Разгадайте анаграммы  Еноть лечилси,  Япун Цикута, напишите лингвистические термины.

12 . Многие имена у разных народов включаются в одно этимологическое гнездо, восходя к общему имени-предку. Обычно это древнегреческое или древнееврейское имя. Так, итальянское имя «Теодоро», румынское «Тудор» и русское «Фёдор» восходят к древнегреческому имени «Теодорос», что значит «дар Божий». Укажите русское имя, которое этимологически родственно имени иностранному.

 По-датски Йорген, а по-русски …         По-португальски Жуан, а по-русски …

По-польски Генек, а по-русски …    По-белоруски Рыгор, а по-русски …



Предварительный просмотр:

1. Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов  пара, ожог, ель, шел, киль, суд, торг

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Сколько звуков [ш] и [ф] в стихотворении А.Яшина?

Пусть тишина, в глуши ни души –

Всё равно гул в ушах:

В шорохи трав и в шумы вершин

Вслушиваюсь, не дыша.


Свой ответ аргументируйте. С какой целью автор подобрал такие слова?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.  Расставьте ударения в словах.

Молящий, кровоточащий, понявший, приданое, отзыв (посла), удобрить, аэропорты, обеспечение, мизерный, донельзя

4.  Из приведенных ниже в скобках слов выберите нужные.
1. На девочке было (одето, надето) осеннее пальто.
2. (Абонемент, абонент) не отвечает. 
3. Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара.
4. (Лесные, лесистые) озера очень красивы. 
5. (Хищное, хищническое) истребление лесов края привело к образованию оврагов.
6. В библиотеке есть список (рекомендательной, рекомендованной) литературы. 
7. (Жилой, жилищный) фонд города не растет.
8. В нашей школе больше нет (непоправимых, неисправимых) двоечников.
9. На первое – (черепаший, черепаховый) суп.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Перед вами два словсочетания: гасить свет, гасить известь. Почему только в одном из них глагол гасить можно заменить синонимом «тушить»? 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Откуда появились выражения не мудрствуя лукаво, остаться у разбитого корыта, с корабля на бал?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Согласны ли вы с тем, что в сумме все следующие слова содержат семь суффиксов? Обоснуйте свой ответ, указав морфемный состав данных слов. 

Выключатель, добродушие, красноватый, поэтесса, старинный

_____________________________________________________________________________

8. Какие числительные в одном из косвенных падежей пишутся с двумя Ь и даже тремя Ь?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

9. Назовите несколько наречий, которые состоят их антонимов и пишутся через дефис.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Укажите русский эквивалент к иноязычным словамдебаты, интуиция, изолировать, метаморфоза, приз, тотальный, социальный, превалировать

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

11. Какую синтаксическую роль в предложении выполняют выделенные слова?

A) Он дал мне письмо с просьбой опустить его в почтовый ящик.

Б) Ветви елей тянулись к моему лицу.

B) Целыми днями они ловят рыбу, а потом сматывают удочки и идут домой  варить уху.

Г) Я жду не дождусь окончания работы.

А-_________________, Б- __________________, В-______________, Г- ________________

12. Укажите средства речевой выразительности.

А      …Старый   клен   на   одной   ноге   стережет   голубую   Русь. (С. Есенин.)

Б      Она свежа, как вешний цвет,
       Взлелеянный в тени дубравной. (А. Пушкин.)

В    А волны моря с печальным ревом о камень бились. (М. Горький.)

 Г    Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья. (А. Пушкин.)

Д     «Преступление и наказание» (Ф.Достоевский)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовимся к олимпиаде. Чтение (задания базового, повышенного и высокого уровней).

Задания по чтению могут быть использованы как уч-ся на ступени средней школы (задания базового уровня), так и старшеклассниками, в том числе в рамках подготовки ГИА И ЕГЭ....

Подготовка к ЕГЭ. Решение графиков по экономике. Отрабатывание задания № 7 (оценивается 1 баллом) .

Подготовка к ЕГЭ. Решение графиков по экономике. Отрабатывание задания № 7 (оценивается 1 баллом). Задания могут  быть использованы и в 8 классе....

Сборник разноуровневых заданий для повышения функциональной грамотности учащихся

содержит систематизированный материал по основным периодам новой истории Казахстана за курс 8 класса. Данный материал  дает возможность учителям истории, проверить учебные компетенции учащихся по...

Задания для повышения мотивации учащихся

Несколько упражнений для повышения интереса у учащихсяи к  изучению английского языка...

Задания для повышения мотивации учащихся

Несколько упражнений для повышения интереса у учащихсяи к  изучению английского языка...

Формы организации работы по максимальному уменьшению группы риска и повышению тестового балла по истории и обществознанию в ходе подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

Доклад на тему:  Формы организации работы по максимальному уменьшению группы риска и повышению тестового балла по истории и обществознанию в ходе подготовке к ОГЭ и ЕГЭ....

Роль творческих заданий для повышения мотивации на уроках физики

Роль творческих заданий для повышения мотивации на уроках физики Не секрет, что сегодня общеобразовательная школа все чаще сталкивается с проблемой снижения учебной мотивацией и отсутствием позна...