Программа спецкурса «Риторика»
рабочая программа по русскому языку (10, 11 класс)
Программа спецкурса «Риторика» учит успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности. Составлена для учащихся 10-11 классов.
Риторика как практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, способствует развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества.
Цель занятий по программе спецкурса «Риторика» - научить школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, с которыми они сталкиваются в жизни.
Задачи:
· формирование у детей универсальных учебных действий (личностных и метапредметных) на межпредметном уровне;
· развитие у школьников качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.
Содержание спецкурса «Риторика» обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №25»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
ПРОГРАММА
спецкурса «РИТОРИКА»
для учащихся 10-11 классов
Автор: Гайнутдинова Гульнара Зуфаровна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия №25» НМР РТ |
Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа спецкурса «Риторика» учит успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности. Составлена для учащихся 10-11 классов.
Риторика как практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, способствует развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества.
Цель занятий по программе спецкурса «Риторика» - научить школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, с которыми они сталкиваются в жизни.
Задачи:
∙ формирование у детей универсальных учебных действий (личностных и метапредметных) на межпредметном уровне;
∙ развитие у школьников качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.
Содержание спецкурса «Риторика» обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам;
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиция, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
В результате изучения спецкурса ученик получит возможность научиться:
- проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка, и использовать его результаты в практической речевой деятельности;
- анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
- проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде доклада, рекламы, резюме;
- критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст;
- выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности;
- осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
- использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского языка;
- проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;
- редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка;
- определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей и культуры речи.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и др.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: презентация публичной речи, презентация проектов.
Содержание курса
Истоки древней риторики. Этос, логос, пафос.
Красноречие на Руси.
Тенденции развития отечественной риторики XVIII – XX веков.
Современная риторика – наука, которая учит общению.
Гармония речевого общения и образ говорящего.
Уверенность говорящего и «право на речь». Ораторский страх. Страх и волнение.
Стресс и его влияние на речевое поведение. Способы борьбы с проявлениями стресса в речевом поведении.
Законы риторики и гармония речевого события. Закон гармонизирующего диалога как общий закон риторики.
Принципы диалогизации речевого поведения. Внимание говорящего к адресату как принцип реализации первого закона риторики.
Принципы близости и конкретности речи как основные современные способы её диалогизации. Конкретность речи – необходимой свойство хорошей речи.
Сущность второго закона риторики – закона продвижения и ориентации адресата на «карте» речи. Способы создания движения в речи.
Третий закон риторики – закон эмоциональности речи. Риторические средства и принципы выполнения этого закона.
Четвертый закон риторики – закон удовольствия. Риторические средства и принципы создания удовольствия адресата от речи.
«Риторика» Аристотеля: «приятное» как один из важнейших способов управления вниманием адресата.
Взаимосвязь и взаимозависимость четырех законов общей риторики.
Говорящий и адресат в живом взаимодействии. Принцип коммуникативного сотрудничества.
Основные коммуникативные стратегии и принцип гармонии дискурса.
Развитие «чувства аудитории».
Три способа развития коммуникативности.
Классический риторический канон и его этапы.
Подготовленные выступления. Презентация публичной речи.
Презентация проектов.
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | дата | Тема занятия | Виды деятельности | |
план | факт | |||
1-2. | Истоки древней риторики. Этос, логос, пафос. | Участие в коллективном диалоге, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах. | ||
3 | Красноречие на Руси. | |||
4-5 | Тенденции развития отечественной риторики XVIII – XX веков. | |||
6 | Современная риторика – наука, которая учит общению. | |||
7 | Гармония речевого общения и образ говорящего. | |||
8 | Уверенность говорящего и «право на речь». Ораторский страх. Страх и волнение. | Тренинги | ||
9-10 | Стресс и его влияние на речевое поведение. Способы борьбы с проявлениями стресса в речевом поведении. | |||
11-12 | Законы риторики и гармония речевого события. Закон гармонизирующего диалога как общий закон риторики. | Участие в проблемной лекции | ||
13 | Принципы диалогизации речевого поведения. Внимание говорящего к адресату как принцип реализации первого закона риторики. | Ролевые игры | ||
14-15 | Принципы близости и конкретности речи как основные современные способы её диалогизации. Конкретность речи – необходимое свойство хорошей речи. | Участие в проблемной лекции | ||
16-17 | Сущность второго закона риторики – закона продвижения и ориентации адресата на «карте» речи. Способы создания движения в речи. | Участие в проблемной лекции | ||
18-19 | Третий закон риторики – закон эмоциональности речи. Риторические средства и принципы выполнения этого закона. | Участие в проблемной лекции | ||
20-21 | Четвертый закон риторики – закон удовольствия. Риторические средства и принципы создания удовольствия адресата от речи. | Участие в проблемной лекции | ||
22 | «Риторика» Аристотеля: «приятное» как один из важнейших способов управления вниманием адресата. | Дискуссия | ||
23-24 | Взаимосвязь и взаимозависимость четырех законов общей риторики. | Участие в коллективном диалоге, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах. | ||
25-26 | Говорящий и адресат в живом взаимодействии. Принцип коммуникативного сотрудничества. | |||
27-28 | Основные коммуникативные стратегии и принцип гармонии дискурса. | |||
29-30 | Развитие «чувства аудитории». | |||
31-32 | Три способа развития коммуникативности. | Составление кластера | ||
33 34 35 | Классический риторический канон и его этапы. | |||
36 37 38 | Подготовленные выступления. Презентация публичной речи. | Составление высказывания, выступление перед аудиторией. | ||
39 40 | Презентация проектов. | Составление высказывания, выступление перед аудиторией. | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по риторике
Учебно-методический комплекс для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ...
Рабочая программа по риторике для 7 класса
Рабочая программа включает в себя пояснитльную записку и развёрнутое календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по риторике.8 класс.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы основного общего образования Ладыженской Т.А.Рассчитана на 34ч+1ч резерв. Включает пояснительную записку, планирование....
Рабочая учебная программа по риторике (составлена на основе программы Т.А.Ладыженской) для 5 классов
Данная учебная программа содержит все необходимые элементы: пояснительную записку, содержание преподаваемого материала, календарное планирование и список использумой литературы. Подготовлена она...

Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова
Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский язык не является родн...

Авторская программа спецкурса "РИТОРИКА" 7кл
Рабочая программа по курсу "Риторика" разработана на основе авторской программы под редакцией Т.А. Ладыженской....

Программа спецкурса «Искусство речи. Риторика. Основы актерского мастерства»
Программа «Искусство речи. Основы актерского мастерства» направлена на развитие сценической речи, актерского мастерства и овладение элементами сценического движения. Участие в различ...
