Методическая разработка урока "Буквы А-О в корнях –РАСТ_ - РОС-, -РАЩ-"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Разуева Елена Анатольевна

Методическая разработка урока "Буквы А-О в корнях -раст-, -рос-, -ращ" строится на основе эвристического метода, интерактивного метода, технологии проблемного диалога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukvy_a-o_v_kornyah_rast_rashch_ros.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Буквы А-О в корнях –РАСТ_ - РОС-, -РАЩ-

Цель деятельности учителя

Научить обучающихся применять способ действия  при выборе гласных О-А  в корнях   РАСТ_ -РОС-, -РАЩ-, формировать навык правописания корней с чередованием

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем усвоения и уровень владения компетенциями): знать правило написания букв О-А в корнях –РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-, слова-исключения, уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически правильно обозначать условия выбора правильных написаний.

Методы и формы обучения

Эвристический метод, технология проблемного диалога, индивидуальная, парная, фронтальная

Оборудование

Компьютер

Наглядно-демонстрационный материал

Схемы, иллюстрации, демонстрационный и раздаточный материал

Основные понятия

Чередование, орфограмма-буква

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающ и развивающ компоненты, задания

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Формы орган взаимод

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточ контроль

Мотивация

(самоопредел к учеб деятел)

Эмоциональная, мотивац подгот

Вступительное слово учителя

Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка! Откройте тетради, запишите число, оставьте  строчку для темы урока

Слушают, участвуют в диалоге, размещ учеб материалы

Фронт

Р: планируют необходимые операции

Актуализация знаний

Постановка проблемы

Воспроизведение ранее изученного, восстановление преемственных связей

Создание проблемной ситуации, эвристическая беседа, обучающая игра

Какие орфограммы корня мы в течение предыдущих уроков изучаем?  (Корни с чередованием)

Игра «Третий лишний»

- Назовите «лишнее» слово в ряду и объясните, почему оно лишнее?

Растение, заросли, выращенный, расти, растаять, водоросли, отращу, разрослась

- данные слова являются однокоренными, слово «растаять» не относится к этой группе.

- Запишите однокоренные слова. Выделите корень. Поставьте ударение.

- Что необычного в данных корнях наблюдаем? Почему однокоренные слова, а гласные в корнях разные?

- Почему возникает затруднение?

- Мы такую орфограмму изучали?

- Какова цель вашей деятельности?

-Значит, какая будет тема урока?

Запишем в пропущенной строке тему урока.

Обдумывают ответы на вопросы, принимают участие в игровом задании

Слово «растаять»

лишнее

Выделяют корень

Не знаем правила

Еще не изучали

Узнать правило написания слов с корнями –раст-, -ращ-, рос-

«Буквы а-о в корнях –раст-, -ращ-, рос-

Фронт

Индив

Фронт

П: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи

Р: высказывают предположения на основе наблюдений, осознают недостаточность своих знаний

К: формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения

Устные ответы

Поиск решения. Открытие новых знаний

Вывод

Опорный сигнал

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности

- На какие три группы вы бы сформировали анализируемые нами слова?

Растение   выращенный     водоросли

Расти         отращу              разрослась

                                             

- Наша задача- вывести правило.

Когда выводите правило, на что должны обращать внимание?

- Проанализируйте корни и найдите закономерность в написании гласных О-А в данных корнях слов.

-Зафиксируйте ваши наблюдения в письменном виде. В случае затруднения учитель делает подсказку (Обратите внимание на буквы СТ и Щ, и вы узнаете , когда пишется А, когда – О.

- Чтение правила по учебнику, сравнение формулировки учащихся с формулировкой учебника. 

– Совпали ли ваши выводы с правилом?

– Что нового узнали из правила? (О словах­исключениях.)

– Почему это исключения? Как это отмечается графически? (Указывается рядом со словом в скобках.)

– Приведите свои примеры слов на данное правило.

- – Изобразите правило правописания слов с новым видом орфограммы в виде схемы, используя графические средства: размер шрифта, цвет, условные обозначения.

Для проверки: см. материал предметного диска – графическая модель орфограммы «Буквы а-о в корне -раст-(-ращ-) – -рос-»  

                раСТ,                    раЩ,            

                          роС ,

Совместно с детьми выбирают оптимальный, более точный вариант.

Определяют группы с корнями –раст-, -ращ-, рос- Работу выполняют в парах.

Устанавливают закономерность, делают вывод. Пользуются схемой.

Слова-исключения:

Росток, отрасль

Две пары обуч чертят схему на доске

Воспроизводят информацию в удобных для себя терминах

Фронт. индив, парная

Р: Искать пути решения проблемы.

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

П: читают и слушают, извлека я нужную информацию.

П: Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему

Задают вопросы для уточнения информации.

Первичное применение нового знания

Формирование рациональных способов применения знаний на практике, коллективное комментирование

Дифференц способ выполнения задания

Практико-ориентированное задание

Упр 451. развивается  умение видеть изучаемую орфограмму, а также разграничивать слова с чередующимися буквами а–о в корне и слова с проверяемыми буквами безударных гласных в корне, графически объяснять условия выбора изучаемой орфограммы.

Разрабатывается алгоритм объяснения написания слов с орфограммой в корне ­раст­ (­ращ­) – ­рос­, аналогичный алгоритму для выбора (объяснения)

Разбирается сначала устно коллективно, записывается самостоятельно с последующей самопроверкой (один из учеников читает выписанные слова, двое других выборочно записывают по два слова на доске с графическим обозначением условий выбора букв а–о в корнях ­раст­ (­ращ­) – ­рос­).

Задание: «Группировка слов»

- У каждого ученика на парте табличка со словом, в нем пропущена орфограмма на данное правило. Обучающиеся анализируют слово, применяют правило, вставляют орфограмму красным фломастером. Далее группируют слова по признакам: СТ, Щ, нет СТ, Щ, находят свою группу и выходят к доске с выбранным условием написания.

- Во время Броуновского движения ребята зелеными фишками выполняют упраж 454 и составляют текст «Мы посадили горох».

В конце урока обучающиеся сдают тетрадь с созданными текстами.

Трое учеников совместно решают, как будут выполнять задание, после приступают к его выполнению на доске.

Класс сверяет результаты, определяют и анализируют ошибки

Создают Броуновское движение, каждый ученик в классе находит свою группу слов. Затем группа проверяет правильность поиска и каждый сверяет результат. Формулируют мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В словах вставляют пропущенные буквы, обозначают орфограммы.

Работа в малой группе (обуч с синими квадратами), коллективно, групповая

П.приобретать умения использовать знания в практической деятельности

К.  Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

   Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

   Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

   Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль

П. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

Творческая работа

Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, словарный диктант, взаимопроверка

- Сейчас проведем орфографическую дуэль. Словарный диктант (предварительно повторить орфограммы, используя схемы)

Упр 456 (абзац)

- Обменяемся тетрадями и подведем итоги. Можно выставить отметку на полях

Критерии:

0 ош. – «5», 1-2 ош – «4», 3-5 ош. – «3», более 5 ош. – «2»

Отвечают на вопросы, пишут словарный диктант, оценивают работы одноклассников.

Фронтальная, парная, инд.

Р. Оценивать свою работу, исправлять и объяснять ошибки.

К. Формулировать свои собственные мысли

Письменная работа

Взаимоконтроль

1. Дополнительное задание.

Творческий диктант.

– Замените развёрнутые определения (их диктует учитель) синонимичными названиями, состоящими из одного слова. Обозначьте изученные орфограммы.

Молодой лес (поросль); отдельная область науки, деятельности, производства (отрасль); частый кустарник, которым заросло какое­нибудь место (заросли); дать ростки (прорасти); стать ветвистее, гуще, больше (разрастись).

Рефлексия учебной деятельности

– С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

– По каким критериям будете оценивать себя?

  • Я уверен, что знаю данную  тему и смогу выполнить задания по ней.
  • Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.
  • Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
  • Я не знаю эту тему и  не смогу выполнить задания по ней.

Определяют свое эмоциональное состояние, заполняют рефлексивную карту.

Р.

 Соотносить цели и результаты своей деятельности.

 Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Листы обратной связи

Домашнее задание.

1. Выучить правило, используя схему.

2. Упр. 455.

В качестве дифференцированного домашнего задания можно предложить упр. 2, 3 из ТСР, самостоятельная работа №4, с. 30–31.

1. Выучить правило, использовав схему.

2. Упр. 132.

В качестве дифференцированного домашнего задания можно предложить упр. 2, 3 из ТСР, самостоятельная работа №4, с. 30–31.

Индивид


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме "Зоны корня"

Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Зоны корня", практический урок с использованием презентации, мультимедийных тестовых заданий....

Методическая разработка урока по теме "Арифметические корни"

Методическая разработка урока по теме "Арифметические корни"...

Методическая разработка урока "Чередование гласных в корнях -скак-/-скоч-, -твар-/-твор-, -равн-/-ровн-"

Урок русского языка разработан для учащихся 5-го класса, которые занимаются по учебнику Л.М. Рыбченковой...

Презентация к методической разработке уроке "Чередование гласных в корнях -скак-/-скоч-, -твар-/-твор-, -равн-/-ровн-"

Презентация к уроку "Чередование гласных в корнях -скак-/-скоч-, -твар-/-твор-, -равн-/-ровн-"...

Методическая разработка "Правописание гласных о, а в корнях лаг-//лож, раст//ращ//рос"

В работе описывается метод правильного выбора гласной в словах с чередующимися корнями, а также способ проверки гласной буквы в словах с чередующимися корнями. Тема достаточна сложная, так как в ней з...

Методическая разработка урока для 5 класса "Буквы о - а в корне ( -раст-) - (-рос-)"

Методическая разработка урока для 5 класса "Буквы о - а в корне ( -раст-) - (-рос-)"...

методическая разработка для обучающихся 5 класса на тему: "Правописание корней -РАСТ-, -РАЩ- и -РОС-".

Методическая разработка для обучающихся 5 класса на тему: "Правописание корней -РАСТ-, -РАЩ- и -РОС-"....