Методическая разработка урока "Буквы А-О в корнях –РАСТ_ - РОС-, -РАЩ-"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Методическая разработка урока "Буквы А-О в корнях -раст-, -рос-, -ращ" строится на основе эвристического метода, интерактивного метода, технологии проблемного диалога.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Буквы А-О в корнях –РАСТ_ - РОС-, -РАЩ-
Цель деятельности учителя | Научить обучающихся применять способ действия при выборе гласных О-А в корнях РАСТ_ -РОС-, -РАЩ-, формировать навык правописания корней с чередованием |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем усвоения и уровень владения компетенциями): знать правило написания букв О-А в корнях –РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-, слова-исключения, уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически правильно обозначать условия выбора правильных написаний. |
Методы и формы обучения | Эвристический метод, технология проблемного диалога, индивидуальная, парная, фронтальная |
Оборудование | Компьютер |
Наглядно-демонстрационный материал | Схемы, иллюстрации, демонстрационный и раздаточный материал |
Основные понятия | Чередование, орфограмма-буква |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающ и развивающ компоненты, задания | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Формы орган взаимод | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточ контроль |
Мотивация (самоопредел к учеб деятел) | Эмоциональная, мотивац подгот | Вступительное слово учителя Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка! Откройте тетради, запишите число, оставьте строчку для темы урока | Слушают, участвуют в диалоге, размещ учеб материалы | Фронт | Р: планируют необходимые операции | |
Актуализация знаний Постановка проблемы | Воспроизведение ранее изученного, восстановление преемственных связей Создание проблемной ситуации, эвристическая беседа, обучающая игра | Какие орфограммы корня мы в течение предыдущих уроков изучаем? (Корни с чередованием) Игра «Третий лишний» - Назовите «лишнее» слово в ряду и объясните, почему оно лишнее? Растение, заросли, выращенный, расти, растаять, водоросли, отращу, разрослась - данные слова являются однокоренными, слово «растаять» не относится к этой группе. - Запишите однокоренные слова. Выделите корень. Поставьте ударение. - Что необычного в данных корнях наблюдаем? Почему однокоренные слова, а гласные в корнях разные? - Почему возникает затруднение? - Мы такую орфограмму изучали? - Какова цель вашей деятельности? -Значит, какая будет тема урока? Запишем в пропущенной строке тему урока. | Обдумывают ответы на вопросы, принимают участие в игровом задании Слово «растаять» лишнее Выделяют корень Не знаем правила Еще не изучали Узнать правило написания слов с корнями –раст-, -ращ-, рос- «Буквы а-о в корнях –раст-, -ращ-, рос- | Фронт Индив Фронт | П: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи Р: высказывают предположения на основе наблюдений, осознают недостаточность своих знаний К: формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения | Устные ответы |
Поиск решения. Открытие новых знаний Вывод Опорный сигнал | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности | - На какие три группы вы бы сформировали анализируемые нами слова? Растение выращенный водоросли Расти отращу разрослась
- Наша задача- вывести правило. Когда выводите правило, на что должны обращать внимание? - Проанализируйте корни и найдите закономерность в написании гласных О-А в данных корнях слов. -Зафиксируйте ваши наблюдения в письменном виде. В случае затруднения учитель делает подсказку (Обратите внимание на буквы СТ и Щ, и вы узнаете , когда пишется А, когда – О. - Чтение правила по учебнику, сравнение формулировки учащихся с формулировкой учебника. – Совпали ли ваши выводы с правилом? – Что нового узнали из правила? (О словахисключениях.) – Почему это исключения? Как это отмечается графически? (Указывается рядом со словом в скобках.) – Приведите свои примеры слов на данное правило. - – Изобразите правило правописания слов с новым видом орфограммы в виде схемы, используя графические средства: размер шрифта, цвет, условные обозначения. Для проверки: см. материал предметного диска – графическая модель орфограммы «Буквы а-о в корне -раст-(-ращ-) – -рос-» раСТ, раЩ, роС , Совместно с детьми выбирают оптимальный, более точный вариант. | Определяют группы с корнями –раст-, -ращ-, рос- Работу выполняют в парах. Устанавливают закономерность, делают вывод. Пользуются схемой. Слова-исключения: Росток, отрасль Две пары обуч чертят схему на доске Воспроизводят информацию в удобных для себя терминах | Фронт. индив, парная | Р: Искать пути решения проблемы. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. П: читают и слушают, извлека я нужную информацию. П: Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему | Задают вопросы для уточнения информации. |
Первичное применение нового знания | Формирование рациональных способов применения знаний на практике, коллективное комментирование Дифференц способ выполнения задания Практико-ориентированное задание | Упр 451. развивается умение видеть изучаемую орфограмму, а также разграничивать слова с чередующимися буквами а–о в корне и слова с проверяемыми буквами безударных гласных в корне, графически объяснять условия выбора изучаемой орфограммы. Разрабатывается алгоритм объяснения написания слов с орфограммой в корне раст (ращ) – рос, аналогичный алгоритму для выбора (объяснения) Разбирается сначала устно коллективно, записывается самостоятельно с последующей самопроверкой (один из учеников читает выписанные слова, двое других выборочно записывают по два слова на доске с графическим обозначением условий выбора букв а–о в корнях раст (ращ) – рос). Задание: «Группировка слов» - У каждого ученика на парте табличка со словом, в нем пропущена орфограмма на данное правило. Обучающиеся анализируют слово, применяют правило, вставляют орфограмму красным фломастером. Далее группируют слова по признакам: СТ, Щ, нет СТ, Щ, находят свою группу и выходят к доске с выбранным условием написания. - Во время Броуновского движения ребята зелеными фишками выполняют упраж 454 и составляют текст «Мы посадили горох». В конце урока обучающиеся сдают тетрадь с созданными текстами. | Трое учеников совместно решают, как будут выполнять задание, после приступают к его выполнению на доске. Класс сверяет результаты, определяют и анализируют ошибки Создают Броуновское движение, каждый ученик в классе находит свою группу слов. Затем группа проверяет правильность поиска и каждый сверяет результат. Формулируют мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В словах вставляют пропущенные буквы, обозначают орфограммы. | Работа в малой группе (обуч с синими квадратами), коллективно, групповая | П.приобретать умения использовать знания в практической деятельности К. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль П. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. | Творческая работа |
Включение в систему знаний и повторение | Обобщение полученных на уроке сведений, словарный диктант, взаимопроверка | - Сейчас проведем орфографическую дуэль. Словарный диктант (предварительно повторить орфограммы, используя схемы) Упр 456 (абзац) - Обменяемся тетрадями и подведем итоги. Можно выставить отметку на полях Критерии: 0 ош. – «5», 1-2 ош – «4», 3-5 ош. – «3», более 5 ош. – «2» | Отвечают на вопросы, пишут словарный диктант, оценивают работы одноклассников. | Фронтальная, парная, инд. | Р. Оценивать свою работу, исправлять и объяснять ошибки. К. Формулировать свои собственные мысли | Письменная работа Взаимоконтроль |
1. Дополнительное задание. Творческий диктант. – Замените развёрнутые определения (их диктует учитель) синонимичными названиями, состоящими из одного слова. Обозначьте изученные орфограммы. Молодой лес (поросль); отдельная область науки, деятельности, производства (отрасль); частый кустарник, которым заросло какоенибудь место (заросли); дать ростки (прорасти); стать ветвистее, гуще, больше (разрастись). | ||||||
Рефлексия учебной деятельности | – С какими трудностями столкнулись? С чем это связано? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем? – Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал). – По каким критериям будете оценивать себя?
| Определяют свое эмоциональное состояние, заполняют рефлексивную карту. | Р. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. | Листы обратной связи | ||
Домашнее задание. | 1. Выучить правило, используя схему. 2. Упр. 455. В качестве дифференцированного домашнего задания можно предложить упр. 2, 3 из ТСР, самостоятельная работа №4, с. 30–31. | 1. Выучить правило, использовав схему. 2. Упр. 132. В качестве дифференцированного домашнего задания можно предложить упр. 2, 3 из ТСР, самостоятельная работа №4, с. 30–31. | Индивид |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме "Зоны корня"
Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Зоны корня", практический урок с использованием презентации, мультимедийных тестовых заданий....

Методическая разработка урока по теме "Арифметические корни"
Методическая разработка урока по теме "Арифметические корни"...

Методическая разработка урока "Чередование гласных в корнях -скак-/-скоч-, -твар-/-твор-, -равн-/-ровн-"
Урок русского языка разработан для учащихся 5-го класса, которые занимаются по учебнику Л.М. Рыбченковой...

Презентация к методической разработке уроке "Чередование гласных в корнях -скак-/-скоч-, -твар-/-твор-, -равн-/-ровн-"
Презентация к уроку "Чередование гласных в корнях -скак-/-скоч-, -твар-/-твор-, -равн-/-ровн-"...

Методическая разработка "Правописание гласных о, а в корнях лаг-//лож, раст//ращ//рос"
В работе описывается метод правильного выбора гласной в словах с чередующимися корнями, а также способ проверки гласной буквы в словах с чередующимися корнями. Тема достаточна сложная, так как в ней з...
Методическая разработка урока для 5 класса "Буквы о - а в корне ( -раст-) - (-рос-)"
Методическая разработка урока для 5 класса "Буквы о - а в корне ( -раст-) - (-рос-)"...
методическая разработка для обучающихся 5 класса на тему: "Правописание корней -РАСТ-, -РАЩ- и -РОС-".
Методическая разработка для обучающихся 5 класса на тему: "Правописание корней -РАСТ-, -РАЩ- и -РОС-"....




