Проверочная работа по русскому языку за курс 10 класса (2 варианта)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс)
В проверочную контрольную работу по русскому зыку вошли следующие задания ЕГЭ-25 по русскому языку: 9,10,11,12, 13,15,16 - в целях проверки теоретических знаний по орфографии. Работа состоит из 2-х вариантов и демоверсии 2 части. Буду рада, если работа пригодится коллегам в работе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Переводная контрольная работа по русскому языку 10 класс
Вариант 1
Часть 1
Сочинение в формате ЕГЭ
(1)Это было утром. (2)Командир батальона Кошелев позвал к себе Семёна Школенко и объяснил, как всегда без долгих слов:
— «Языка» надо достать.
— (3)Достану, — сказал Школенко.
(4)Он вернулся к себе в окоп, проверил автомат, повесил на пояс три диска, приготовил пять гранат, две простые и три противотанковые, положил их в сумку, потом огляделся и, подумав, взял припасённую в солдатском мешке медную проволочку и спрятал её в карман. (5)Идти предстояло вдоль берега. (6)После утреннего дождя земля ещё не просохла, и на тропке были хорошо видны уходившие в лес следы.
(7)Впереди были заросли. (8)Школенко пополз через них налево; там виднелась яма, кругом неё рос бурьян. (9)Из ямы, в просвете между кустами бурьяна, был виден стоявший совсем близко миномёт и на несколько шагов подальше — ручной пулемёт: один немец стоял у миномёта, а шестеро сидели, собравшись в кружок, и ели из котелков.
(10)Торопиться было незачем: цель была на виду. (11)Он прочно упёрся левой рукой в дно ямы, вцепился в землю так, чтобы рука не скользнула, и, приподнявшись, швырнул гранату. (12)Когда он увидел, что шестеро лежат неподвижно, а один, тот, который стоял у миномёта, продолжает стоять около него, удивлённо глядя на изуродованный осколком гранаты ствол, Школенко вскочил и, вплотную подойдя к немцу, не сводя
с него глаз, знаками показал, чтоб тот отстегнул у себя парабеллум и бросил на землю, чтоб взвалил пулемёт на плечи. (13)Немец послушно нагнулся
и поднял пулемёт. (14)Теперь у него были заняты обе руки.
(15)Так они и пошли обратно — впереди немец со взваленным на плечи пулемётом, сзади Школенко.
(16)На командный пункт батальона Школенко добрался только после полудня.
— (17)Хорошо, — сказал командир полка, — одну задачу, — он кивнул на капитана Кошелева, — вы выполнили, теперь выполните мою: вы должны узнать, где стоят их остальные миномёты.
— (18)Узнаю, — коротко сказал Школенко, — один пойду?
— (19)Один, — сказал Кошелев.
(20)Школенко посидел примерно с полчаса, вскинул автомат и, уже не добавляя гранат, снова пошёл в ту сторону, что и утром.
(21)Теперь он взял правее деревни и ближе к реке, прячась в росших по обочинам дороги кустах. (22)Идти пришлось по длинной лощине, пробираясь сквозь густой, царапавший руки и лицо орешник, через мелколесье. (23)Возле большого куста были хорошо видны три миномёта, стоявшие в балке.
(24)Школенко лёг плашмя и вытащил бумагу, на которой он заранее решил начертить для точности, где именно стоят миномёты. (25)Но в ту секунду, когда он принял это решение, семеро немцев, стоявших у миномётов, подошли друг к другу и сели у ближнего к Школенко миномёта, всего в восьми метрах от него. (26)Решение родилось мгновенно, может быть, так мгновенно оттого, что только сегодня, в точно такой же обстановке, ему уже один раз повезло. (27)Взрыв был очень сильным, и немцы лежали убитые. (28)Неожиданно в двух десятках шагов от него в кустах сильно зашуршало. (29)Прижав к животу автомат, Школенко пустил туда длинную очередь веером, но из кустов вместо немцев выскочил его хороший знакомый Сатаров, боец 2-го батальона, несколько дней тому назад взятый в плен. (30)Вслед за ним из кустов вышли ещё шестнадцать человек. (31)Трое были окровавлены, одного из них поддерживали на руках.
— (32)Ты стрелял? — спросил Сатаров. — (33)Вот, поранил их, — показал Сатаров рукой на окровавленных людей. — (34)А где же все?
— (35)А я один, — ответил Школенко. — (36)А вы тут что?
— (37)Мы могилу себе рыли, — сказал Сатаров, — нас двое автоматчиков стерегли, они, как услышали взрыв, убежали. (38)А ты, значит, один?
— (39)Один, — повторил Школенко и посмотрел на миномёты. — (40)Скорее миномёты берите, сейчас к своим пойдём.
(41)Он шёл сзади вырученных им из плена и видел окровавленные тела раненых, и горькое выражение появлялось на его лице.
(42)Через полтора часа они дошли до батальона. (43)Школенко отрапортовал и, выслушав благодарность капитана, отошёл на пять шагов
и ничком лёг на землю. (44)Усталость сразу навалилась на него: открытыми глазами он смотрел на травинки, росшие около, и казалось странным, что он вот живёт, и кругом растёт трава, и всё кругом такое же, как было.
(По К. М. Симонову*)
* Константин Михайлович Симонов (1915—1979) — русский советский журналист и прозаик, киносценарист.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по проблеме исходного текста: «В чем проявляется героизм во время войны?».
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт.
Объём сочинения — не менее 100 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
- Вставьте ВСЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ. Выпишите строки, в которых пропущена одна и та же буква. Объясните выбор орфограммы по образцу.
1) хр..зантема, с..зон, прим..рять (куртку)
2) ун..верситет, заж..гать, соед..нение
3) распор..диться, снар..жение, недос..гаемый
4) укр..щать, з..рницы, спр..ведливый
5) изж..га, капюш..н, (крепкая) беч..вка
№ строки | Слово | Орфограмма |
Образец | росток | чередование гласной в корне РАСТ- РАЩ-РОС (исключение) |
горевать | проверяемая безударная гласная в корне - горе | |
2. Вставьте ВСЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ. Выпишите строки, в которых пропущена одна та же буква. Объясните выбор орфограммы.
1) ра..шифровать, ра..твориться, ра..чётливый;
2) пр..изошло, д..ход, п..дстраховаться;
3) без..дейный, об..гранный, небез..нтересный;
4) пр..открыть, пр..чалить, пр..стольный (град);
5) неот..емлемый, коп..ё, необ..ятный.
№ строки | Слово | Орфограмма |
- Вставьте ВСЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ. Выпишите строки, в которых пропущена одна та же буква. Объясните выбор орфограммы.
1) расчётл..вый, солом..нка
2) обустра..ваться, горош..к
3) претерп..вая, повизг..вать
4) оранж..вый, дешёв..нький
5) кали..вый, плать..це
№ строки | Слово | Орфограмма |
- Вставьте ВСЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ. Выпишите строки, в которых пропущена одна та же буква. Объясните выбор орфограммы.
1) (пациенты) леч..тся, маяч..щий (вдали лес)
2) завис..шь, подстриж..нный
3) бор..шься, воспева..мый
4) проед..шься, необита..мый
5) верт..шься, обнаруж..нный
№ строки | Слово | Орфограмма |
5. Вставьте ВСЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ. Выпишите слова с -НН-, объясните выбор правописания.
Любимыми блюдами Петра I были жаре(1)ое мясо с овощами, запече(2)ая рыба, толстые колбасы, копче(3)ый окорок и маринова(4)ые грибы.
№ строки | Слово | Орфограмма |
6. Раскройте ВСЕ скобки. Укажите варианты ответов, в которых НЕ (НИ) с выделенным словом пишется СЛИТНО. Объясните выбор правописания.
1) Наш сосед никогда не заботился (НИ)(О)КОМ, кроме себя.
2) (НЕ)ОСОЗНАВАЯ сути правил коммуникации, люди пользуются ими каждый день.
3) Самостоятельно осваивать технологию обработки металла и получать профессию кузнеца — очень (НЕ)ПРОСТОЕ занятие.
4) Я не любитель романтических комедий и лёгких мелодрам, поэтому фильм я так и (НЕ)ДОСМОТРЕЛ до конца.
5) Стоит выйти на крыльцо, как осень начнёт дышать в лицо горьким запахом первого тонкого льда, сковавшего (НЕ)ПОДВИЖНЫЕ воды.
№ строки | Слово | Орфограмма |
7. Расставьте ВСЕ знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую, графически обозначьте условия выбора знаков препинания. ____________________________
1) Зимою и летом осенью и весной хорош русский лес.
2) Спектакль оказался смешным и поучительным и актуальным.
3) Потянулись серые сумрачные дни и долгие ночи.
4) По-прежнему смеётся и стар и млад над приключениями героя Александра Демьяненко.
5) Колокольчик звонко плачет и хохочет и визжит.
Вариант 2
Часть 1
Сочинение в формате ЕГЭ
(1)Всё чаще, решившись на переезд, стал раздумывать Иван Петрович: что надо человеку, чтобы жить спокойно? (2)Если есть у него работа, на которую он не смотрит как на каторгу, и семья, к которой его тянет, — что требуется ещё, чтобы, проснувшись ненароком ночью, не чаял он дождаться утра для желанной подвижки?
(3)Начать с достатка... (4)Достаток — да, он надобен. (5)Но достаток — это не только запас в себя, на себя и за себя, не только то, что требуется сегодня и потребуется завтра для удовлетворения живота, а также для удовлетворения самому выйти и другим нос утереть. (6)Когда бы так, до чего бы всё было просто. (7)Человек, окруживший себя целой оравой подспорья, вырабатывающего достаток, обязан иметь внутри этого достатка что-то особое, происходящее из себя, а не из одного лишь хвать-похвать, что-то причинное и контролирующее, заставляющее достаток стыдиться вопреки себе полной своей коробушки.
(8)Ну ладно, о достатке потом.
(9)Не только во имя его превосходительства брюха делается работа. (10)Сколько их, неработающих или едва работающих, набивают брюхо ничуть не хуже, сейчас это легко.
(11)Работа — это то, что остаётся после тебя. (12)Тебя нет, ты уже и сам становишься работой для других, а она долго-долго ещё будет напоминать о тебе живущим вслед за тобой. (13)Так говорят. (14)Так оно и есть, тем более, если работа твоя вливается в полезную реку. (15)Есть две реки — с полезным и бесполезным течениями, и какое из них мощней, туда и сдвигается общая жизнь. (16)Но это опять-таки в общем, в каких-то огромных, надчеловеческих понятиях, а что должен испытывать он, чуть свет выезжающий завтра за двадцать и тридцать километров, чтобы привезти за смену свои кубометры древесины? (17)Конечно, уже сам язык: километры, кубометры, древесина — вроде бы должен определять чувства, наталкивая их на рубли. (18)Но это не так. (19)Не совсем так. (20)Не рубли его подстёгивают, заставляя перегружать КрАЗ и выкраивать лишний рейс, а сама работа, берущая единым охватом сотни людей. (21)В работе он не помнит, что это километры, кубометры и рубли, он возносился над ними в какую-то иную высь, где нет никакой бухгалтерии, а есть лишь движение, ритм и празднество. (22)Там он постоянно двигается попутно, а потому двигаться легко. (23)Чему попутно, он не мог бы сказать, похоже, попутно душе, её изначальному наклону; там он весь превращается в ответ на чей-то стремительный зов, душа его выструнивается и начинает раскрыто и вольно звучать.
(24)Да, он работник, он за собой это знает, и с той высоты, на которую он взмывает в работе, жизнь видится надёжней всего.
(25)Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом. (26)И все четыре одна важней другой. (27)Захромает какая — весь свет внаклон.
(28)Так вот, о достатке. (29)Есть достаток, и даже не маленький, а всё не живётся человеку с уверенностью ни в сегодняшнем, ни в завтрашнем дне, всё словно бы бьёт его озноб, и озирается он беспокойно по сторонам. (30)Не весь, стало быть, достаток, чего-то недостаёт.
(31)Себя, что ли, недостаёт — каким мог он быть при лучшем исходе, и эта разница между тем, чем стал человек, и тем, чем мог он быть, взыскивает с него за каждый шаг отклонения.
(32)В долгих и обрывистых раздумьях перебирая жизнь во всём её распахе и обороте, пришёл Иван Петрович к одному итогу. (33) Чтобы человеку чувствовать себя в жизни сносно, нужно быть дома. (34) Вот: дома. (35) Поперёд всего — дома, а не на постое, в себе, в своём внутреннем хозяйстве, где всё имеет определённое, издавна заведённое место и службу. (36) Затем дома — в избе, на квартире, откуда с одной стороны уходишь на работу, и с другой — в себя. (37)И дома — на родной земле.
(По В.Г. Распутину)
Валентин Григорьевич Распутин (1937-2015) — русский писатель, публицист, общественный деятель, один из наиболее значительных представителей «деревенской прозы».
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по проблеме исходного текста: «Что надо человеку, чтобы жить спокойно?» Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт.
Объём сочинения — не менее 100 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
- Вставьте ВСЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ. Выпишите строки, в которых пропущена одна и та же буква. Объясните выбор орфограммы по образцу.
1) расст_лать (скатерть), разб_раться, ут_хать
2) выт_рать, сж_гать, нач_нать
3) п_рила, распл_скать, соч_тание
4) пор_вну, приск_кать, возл_гать
5) опров_ргать, д_баты, ист_нный
№ строки | Слово | Орфограмма |
Образец | росток | чередование гласной в корне РАСТ- РАЩ-РОС (исключение) |
горевать | проверяемая безударная гласная в корне - горе | |
2. Вставьте ВСЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ. Выпишите строки, в которых пропущена одна та же буква. Объясните выбор орфограммы.
1) пр..стыдить, непр..ступная (крепость), беспр..мерный
2) от..скать, пост..ндустриальный, за..нтересовать
3) сни..хождение, и..колесить, ра..ценки
4) непре..сказуемый, о..блеск, по..точить
5) нер..ссказанный, под..спел, н..илучший
№ строки | Слово | Орфограмма |
3.Вставьте ВСЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ. Выпишите строки, в которых пропущена одна та же буква. Объясните выбор орфограммы.
1) подчёрк..вать, фасол..вый
2) солом..нка, разборч..вый
3) нефт..ная (скважина), ветр..ная (мельница)
4) недоум..вать, устра..вать
5) затм..вать, подароч..к
№ строки | Слово | Орфограмма |
4.Вставьте ВСЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ. Выпишите строки, в которых пропущена одна та же буква. Объясните выбор орфограммы.
1) (травы) колыш..тся, противореч..щий
2) выгляд..шь, обид..вшийся
3) (кот) мурлыч..т, приемл..мый
4) жал..щие (пчёлы), рассе..нный (человек)
5) леч..щий (врач), (родители) тревож..тся
№ строки | Слово | Орфограмма |
5. Вставьте ВСЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ. Выпишите слова с -Н-, объясните выбор правописания.
На торжестве(1)ой церемонии вручения государстве(2)ых наград была произнесе(3)а пламе(4)ая речь, которая произвела сильное впечатление на собравшихся в зале труже(5)иков тыла.
№ строки | Слово | Орфограмма |
6. Раскройте ВСЕ скобки. Укажите варианты ответов, в которых НЕ (НИ) с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Объясните выбор правописания.
1) Разговаривать было вроде (НЕ)О ЧЕМ; она молчала, я тоже молчал.
2) Одна тайна во всей этой истории так и осталась (НЕ)РАСКРЫТА.
3) Вместо исчезнувших слов язык (НЕ)ПРЕМЕННО создаёт новые.
4) (НЕ)ПОВТОРИМАЯ пора цветения багульника привлекает на Алтай сотни туристов со всей страны.
5) В тот день я должен был съездить в город по делам, (НЕ)ИМЕЮЩИМ к этой истории никакого отношения.
№ строки | Слово | Орфограмма |
7. Расставьте ВСЕ знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую, графически обозначьте условия выбора знаков препинания. ____________________________
1) В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полка М. Ю. Лермонтова и в том же году в Омске в семье штабс-капитана того же Тенгинского пехотного полка А. М. Врубеля родился сын – будущий художник Михаил Врубель.
2) Многие полотна И. К. Айвазовского воспринимаются как музыкальные или стихотворные импровизации.
3) Впервые за столь долгие военные годы из парка доносился звонкий детский смех и врезался в воздух скрип проржавевших от дождей качелей.
4) С поэтами-декабристами композитора А. А. Алябьева связывали как общие взгляды так и многие обстоятельства жизни и тяжёлой личной судьбы.
5) В Мещёрском крае заповедными стали истоки рек и родники и рощи и дубравы.
Демоверсия
Переводной контрольной работы по русскому языку 10 класс.
1.Вставьте ВСЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ. Выпишите строки, в которых пропущена одна и та же буква. Объясните выбор орфограммы по образцу.
1) б..гровый, диап..зон, (смотреть) иск..са
2) (предвыборная) к..мпания, загром..ждать, т..мительный
3) бар..льеф, бл..стящий, сомн..ваться
4) обр..мление, симп..тичный, р..внина
5) сж..мать (кулак), проч..тать (книгу), ч..стота (помещения)
№ строки | Слово | Орфограмма |
Образец | росток | чередование гласной в корне РАСТ- РАЩ-РОС (исключение) |
горевать | проверяемая безударная гласная в корне - горе | |
1 | бАгровый, | словарное |
диапАзон | словарное | |
(смотреть) иск.Оса | Проверяемая гласная кОсо | |
2. Вставьте ВСЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ. Выпишите строки, в которых пропущена одна та же буква. Объясните выбор орфограммы.
1) по..веска (с изумрудом), на..ставить (платье), пре..защита (диссертации)
2) под..грать, пред..нфарктное (состояние), меж..нститутский
3) пред..юбилейный, об..ёмный, в..юга
4) пр..станище, пр..стыдил (друга), пр..волье (вокруг)
5) не..добный (пирог), ра..гореться, во..держание (от пищи)
№ строки | Слово | Орфограмма |
3.Вставьте ВСЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ. Выпишите строки, в которых пропущена одна та же буква. Объясните выбор орфограммы.
1) подчёрк..вать, фасол..вый
2) солом..нка, разборч..вый
3) нефт..ная (скважина), ветр..ная (мельница)
4) недоум..вать, устра..вать
5) затм..вать, подароч..к
№ строки | Слово | Орфограмма |
4.Вставьте ВСЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ. Выпишите строки, в которых пропущена одна та же буква. Объясните выбор орфограммы.
1) ненавид..вший, засте́л..м (постель)
2) насто..нный (чай), зала..вшая (собака)
3) вылет..шь, слыш..м
4) неприемл..мый, движ..мый
5) (море) рокоч..т, (журавль) курлыч..т
№ строки | Слово | Орфограмма |
5. Вставьте ВСЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ. Выпишите слова с -Н-, объясните выбор правописания.
«Повесть време(1)ы́х лет» называет книги реками, торжестве(2)о поящими Вселе(3)ую мудростью поисти(4)е неизмеримой глубины.
№ строки | Слово | Орфограмма |
6. Раскройте ВСЕ скобки. Укажите варианты ответов, в которых НЕ (НИ) с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Объясните выбор правописания.
1) Молодые листья лучше не обрабатывать вообще, а обработку всего растения проводить (НЕ)ЧАЩЕ одного раза в месяц.
2) В (НЕ)ОКОНЧЕННОЙ юношеской «Повести» М. Ю. Лермонтова описывается детство Саши Арбенина, двойника самого автора.
3) Мы так и остались в (НЕ)ДОУМЕНИИ, когда странный гость внезапно удалился.
4) Только летним утром ощущаешь, что всё дышит запахом ещё (НЕ)КОШЕННОЙ травы.
5) Татьяна отреагировала на свежие новости (НЕ)РАДОСТНО, как рассчитывали мы, а с грустью и тоской.
№ строки | Слово | Орфограмма |
7. Расставьте ВСЕ знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую, графически обозначьте условия выбора знаков препинания. ____________________________
1) С утра все ждали половодья и к обеду вода в реке поднялась.
2) Ствол дерева хотя и стремится вверх но очень медленно.
3) Мы обратились к роману Ф.М. Достоевского долго обсуждали произведение и решили перечитать некоторые эпизоды.
4) Солнечные лучи не только высушили все капли на стекле но и нагрели его.
5) Сегодня на улице пасмурно и морозно и ветрено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по русскому языку за курс 6 класса
Данная работа представляет собой 2 варианта теста для контроля знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку и может быть проведена как контрольная или экзаменационная работа в конце 6 класса...

Проверочная работа по русскому языку за курс 4 класса
Проверочная работа по русскому языку за курс начальной школы для поступающих в гуманитарный класс...

Проверочная работа по русскому языку в 7 классе по повторению изученного в 5-6 классах
Данная работа проводится в начале учебного года, когда заканчиваются уроки повторения изученного в 5-6 классах....

Экзаменационная работа по русскому языку в 8 классе Демонстрационный вариант
Демоверсия КИМов по русскому языку в 8 классе.( 4варианта).Могут быть использованы для подготовки учащихся к переводному экзамену за курс 8 класса....

Учебно-методический материал по русскому языку. Проверочные работы по русскому языку в 6 классе по теме: «Имя числительное»
Тексты, в которых необходимо вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания и записать числительные словами. Можно использовать в качестве диктанта....
Урок русского языка в 5 классе "Подготовка к Всероссийской проверочной работе по русскому языку в 5 классе"
Урок русского языка в 5 классе "Подготовка к Всероссийской проверочной работе по русскому языку в 5 классе"...

Проверочная работа по английскому языку 8-9 классы (2 варианта)
Проверочная работа по английскому языку 8-9 классы (2 варианта)...