Лингвистическое краеведение на уроках русского языка и во внеурочной деятельности
статья по русскому языку (5, 6, 7, 9, 10 класс)
Как привить у детей любовь к родному слову? Как воспитать настоящего гражданина и патриота? Как лучше организовать внеурочную деятельность по предмету?
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.25 КБ | |
| 2.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Лингвистическое краеведение на уроках русского языка и во внеурочной деятельности
«С чего начинается родина?» – поется в известной песне. «Малая родина» начинается с нежной маминой улыбки, с первого глотка чистой родниковой воды, тихого шелеста листьев белоствольной березы. Как же важно не растерять со временем любовь к родному краю, родному слову, не оборвать ниточку, которая связывает нас с прошлым, культурой, языком.
Изучать язык не только полезно и интересно, но и необходимо, чтобы развивать мышление, память и даже психику. Историческая память народа, его культура, традиции, обычаи…Это не просто слова. Это то, без чего не может состояться человек как личность. Лингвистическое краеведение занимает важное место в формировании личности подростка, прививает любовь к языку, заставляет мыслить самостоятельно, приобщает к духовно-нравственным ценностям, закладывает любовь к «малой родине».
Кружок «Лингвистическое краеведение. Ономастика» начал свою работу в Арсеньевской школе уже давно, сделано многое. Предметом исследования служат собственные наименования сел, деревень, храмов, рек, озер, улиц. Через весь Арсеньевкий край Тульской области протекает река Иста. Иван Сергеевич Тургенев не раз бывал в нашем краю, в его произведениях навсегда запечатлены красоты родного края, упоминаются и реки, и родники, села и деревни, а герои его рассказов – наши предки, жившие на арсеньевской земле. С гордостью мы читаем рассказы писателя «Бежин луг», «Малиновая вода», «Ермолай и мельничиха»…
За время работы кружка учащиеся нашей школы узнали много интересного из истории названия сел и деревень, рек и озер. Конечно же, первая топонимическая экскурсия - к местам, где родился наш великий земляк, замечательный композитор А.С. Даргомыжский – гордость Арсеньевского края. «А сердце бьется, как в огне…». Именно эти слова Даргомыжского всплывают в памяти, когда оказываешься в бывшей усадьбе, находящейся сегодня в запустении. Но местность! Она прекрасна! По-прежнему прекрасны холмы и перелески, луга и рощи, бесконечно высокое и удивительно голубое осеннее небо. На месте барского дома стоит памятная стела, над которой раскинул свои ветви старый клен.
Узкая тропинка ведет к живительному источнику. Вода в роднике чистая и прохладная.
Подул прохладный ветерок. Листья на деревьях тихо что-то шепчут друг другу…Кажется, что мгновение – и появится русалка из воды. Слышны звуки удивительной музыки из оперы «Русалка».
Теперь Даргомыжка не просто глухая деревушка, а место рождения гения классической музыки. Хочется надеяться, что бывшая усадьба станет настоящим музеем-усадьбой, изменит свой облик.
Недалеко от села Даргомыжка находится храм. Вид его печален – время нещадно разрушило храм, в котором человек на протяжении многих десятилетий помогал людям жить в добре и любви, сохранять свою бессмертную душу. Но когда оказываешься под сводами церкви, понимаешь главное – необходимо менять свою жизнь, чтобы быть ближе к Богу. Храм внутри поражает своей красотой: время не стерло лики святых, через фрески мы читаем Библию…Не просто так сохранилась красота православного храма. Это мочаливый упрек сегодня нам, взрослым, в бездушии и в нежелании менять жизнь вокруг.
Автор первого большого исследования «Славянский именослов» (1863г) М.Я. Морошкин писал: «Где молчат хроники и исторические памятники, там начинает говорить слово, там, где безмолвствуют саги, начинают повесть собственные имена». Как это точно и понятно! Как важно увлечь детей изучением своего родного края, отвлечь от
«гаджетов», научить понимать значение слова и его происхождение.
И мы начинаем выяснять, что означает топонимический термин, насколько он старый, в каких источниках упоминается, претерпевал ли какие –либо изменения. Так, в Списках Кеппена (1857г) значится деревня Дорогомышка (современное Даргомыжка). Слово образовано от личного славянского имени Драгомысл путем прибавления распространенного суффикса в древности (например: Дедославль). Об этом пишет в своей книге Т.В. Майорова, ученый-лингвист, преподаватель ТГПУ им. Л.Н.Толстого.
В процессе исследования учащиеся приходят к выводу: большая часть собственных наименований (ойконимов) образовалась от личных имен или прозвищ, указывая либо на переселенца, либо на владельца: Алексеевка, Захарово, Манаенки, Кузьменки и др.).
Активные школьники, члены кружка, оформили фото-путеводители («История русских деревень и сел», «Памятные места родного края»), подготовили фильмы «На родине великого композитора», «Литературный венок родного края», «О разрушенных храмах родного края».
Учащиеся старших классов создали видео-проекты «На земле Арсеньевской», в которых рассказали о наших замечательных земляках, а также о тех, кто защищал нашу землю в годы Великой Отечественной войны, воинах, сложивших свои головы на Орловско-Курской дуге, крыло которой захватило наш край. Здесь, на берегах реки Оки, покоятся те, кто не вернулся с войны…
Родина поэта Н.Л. Брауна – деревня Головановские дворики, а в селе Парахино – учился в школе. «Тульская и орловская земля, — напишет впоследствии Браун, — воспитала во мне глубокое чувство поэтического. Это были тургеневские, фетовские, бунинские места. На этой земле, я с детских лет вслушивался в полновесное, красочное народное слово, слушал народные песни, частушки, сказки, видел трудную жизнь дореволюционной деревни с ее радостями и горестями».
Жизнь и творчество великих писателей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого связана с арсеньевской землей. Село Мокрое. Здесь останавливался проездом в Оптину Пустынь великий писатель-гуманист Ф.М. Достоевский.
На южной окраине села находился постоялый двор, где меняли лошадей. Ведь через Мокрое проходил большак Чернь-Одоев-Белев. Здесь Достоевский слушал хор «мокринских девок», хор, который славился на всю округу. «Песня, пропетая хором, записана мною с натуры и является образчиком крестьянского творчества», - пишет Федор Михайлович.
Село Мокрое упоминается в романе «Братья Карамазовы» упоминается в восьми местах. Как здорово, что наши места вдохновляли великого писателя на новые творческие поиски.
В своей работе мы опираемся на материал, который хранится в местном краеведческом музее, на книги местного историка-краеведа Бальцера Б.Р.
Т.А. Бахарева, руководитель кружка «Лингвистическое краеведение»

Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование возможностей проектного обучения на уроках русского языка и во внеурочной деятельности
Использование возможностей проектного обучения на уроках русского языка и во внеурочной деятельности...
ФОРМЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Обобщение опыта работы....

Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и во внеурочной деятельности
Целью своей педагогической деятельности считаю создание такой среды, при которой возможно формирование ключевых компетентностей. Реализую данную цель через организацию деятельности учащихся на у...

ДОКЛАД "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 5-6 КЛАССАХ"
Содержание стандарта второго поколения ориентировано не только и не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры школьников.«Первостепенная...

" Работа с одаренными детьми в 5 классе на уроках русского языка и во внеурочной деятельности"
Презентация"Работа с одаренными детьми в 5 классе"...

Педагогический проект по русскому языку: «Формирование коммуникативно - компетентной личности средствами развивающего обучения, представленного лэпбук-технологией, на уроках русского языка и во внеурочной деятельности»
При разработке данного проекта учитывался социальный заказ современного российского общества в активной, коммуникативной личности.В связи с этим перед педагогами стоит задача поиска новых нестандартны...
Исследовательская деятельность на уроках русского языка и во внеурочной деятельности
Урок – исследование – одна из форм совместной деятельности обучающихся и учителя. Главная цель урока-исследования заключается в получении обучающимися функционального навыка исСтатья...
