Творческий проект с элементами исследования «Грамоте учиться - всегда пригодится!»
проект по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Герасимович Ольга Юрьевна

Творческий проект с элементами исследования «Грамоте учиться - всегда пригодится!»

Предметная неделя по русскому языку.

 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_proekt_po_russkomu_yazyku.docx35.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Усть-Абаканская общеобразовательная школа-интернат»

Творческий проект

с элементами исследования

«Грамоте учиться - всегда пригодится!»

Предметная неделя по русскому языку

Выполнила:

Герасимович О.Ю.

2024г.

I. Паспорт проекта предметной недели по русскому языку

Герасимович Ольга Юрьевна

Подготовка заданий

Учебный предмет

Письмо и развитие речи, Русский язык

Чтение и развитие речи.

Возраст учащихся

8-17 лет

Класс 3 -9 класс

Тип проекта

Творческий проект с элементами исследования «Грамоте учиться-всегда пригодится!»

Использование проектов и мини-проектов

Форма проекта

Демонстрация материалов в виде выставки, альбомов, рисунков, презентации

Время работы над проектом

5 дней

Одна неделя

Форма организации детей

Индивидуальная

Групповая

Под руководством классных руководит

Мотивация к познанию, работе

Личный интерес обучающихся, желание расширить знания по предмету

Поощрение грамотами

Цель проекта

Воспитание у обучающихся бережного отношения к родному слову

Задачи проекта

1. Развивать интерес к предмету на уроках и во внеурочное время.

2. Мотивировать к деятельности.

3. Повышать общую языковую культуру.

Данный проект является частично самостоятельной работой детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Тема проекта актуальна, потому что знание русского языка является одной из самых трудных в усвоении программного материала и в то же время очень важной для практического овладения языком.

В результате работы над проектом, обучающиеся приобретают навыки работы с различными источниками информации, взаимодействуют со взрослыми, учатся работать с проектами. Это способствует формированию коммуникативной компетенции.

Поощрить за творчество классных руководителей, учителей за работу в жюри

Предполагаемый продукт

Альбом и презентация «Грамоте учиться-всегда пригодится!»

Электронный и бумажный варианты для методической копилки

Представление проекта

Оформление выставки, показ альбома, презентации перед обучающимися всех классов

Итог подводится каждый день

Срок проведения

#1075;.

Награждение на общей линейке

Девиз проекта

«Мал язык, да всем телом владеет»

II. План реализации проекта.

План проведения недели русского языка

1-й день

Вторник

#1057;тарт-объявление

;Школьный тотальный диктант».

Первая подсказка для мини-проекта.

3-9 класс

2-й день

Среда

;Олимпиада по русскому языку и чтению». Вторая подсказка для мини-проекта.

3-9 класс

#1050;онкурс на лучшую тетрадь

2-9класс

3-й день

Четверг

#1050;онкурс чтецов « Зимушка-зима…»

2Конкурс письма «Грамотей среди людей»

2-9 класс

4-й день

Пятница

;Занимательный русский язык»

Третья подсказка для мини-проекта.

1-9 класс

#1040;кция «Чистое слово» (выпуск листовок, газет «Говори правильно!»)

5-й день

Понедельник

#1050;онкурс. Инсценирование басен И.А.Крылова

;Защита мини-проектов»

#1055;одведение итогов. Награждение.

2-9 класс

Проектная деятельность по русскому языку.

Мини-проект для 2-4 класса «Буква В».

Мини-проект для 5-6 класса «Буква Р»

Мини-проект для 7 класса «Буква К».

Мини-проект для 8-9 класса «Буква Л».

#1040;ктуальность.

Проблема формирования познавательного интереса для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является одной из ведущих. Каждый ребенок по природе своей – исследователь. Исследовательская, поисковая активность не чужда и детям с умственными отклонениями.

Очень трудно на практике применить исследовательский метод, но исследовательскую работу над словом, орфографическим правилом проводить возможно и нужно. Эта работа повышает уровень активности обучающихся на уроке, заставляет думать и искать варианты ответа, мыслить, анализировать учебный материал, сопоставлять факты, находить различные пути решения проблемы, выбирать правильные варианты ответов, дифференцировать знания, проговаривать правила и основные понятия, подбирать подходящие слова и выражения, делать выводы и обобщения.

#1062;ель: повысить мотивацию, познавательный интерес у обучающихся.

.Задачи:

  • Повторить правила правописания.
  • Формировать орфографическую зоркость.
  • Вырабатывать устойчивые навыки правописания.
  • Учить употреблять правила на письме.
  • Учить преодолевать орфографические трудности.
  • Развивать способность обучающихся к формированию учебно-познавательной компетентности (сотрудничество, исследовательская деятельность).
  • Развивать память, мимику, артистические данные.

#1052;етоды исследования: сравнение, обобщение, систематизация.

#1069;тапы проекта.

#1054;рганизация деятельности.

Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования. Основываясь на этом, мы предложили детям ряд заданий, позволяющих повторить курс школьной программы в игровой форме

#1054;существление деятельности.

Каждый день посвящен определенному виду деятельности.Каждый обучающийся мог проявить себя в одном или нескольких видах деятельности. Были предложены мини-проекты для исследования букв русского алфавита для каждого класса и группы. Во время недели дети имели возможность обогатить словарный запас, развить мышление и память, фантазию и воображение. В процессе работы воспитывались орфографическая зоркость и фонематический слух при работе с диктантом, внимательность и аккуратность при работе в олимпиаде, фантазия и воображение при работе с мини-проектами. Учителя и классные руководители проводили работу в качестве кураторов и жюри.

Результат.

#1055;резентация результатов.

Итоги своих работ обучающие представят в конце недели. Будет организована выставка творческих работ.

Обучающиеся и педагоги получат за свой труд грамоты и сертификаты.

В результате проведенной «Недели» получится отчетный альбом-презентация.













«Тому, кто любит книги, не нужен ни разумный советчик, ни заботливый спутник, ни доброжелательный утешитель. Наукою, чтением, размышлением любитель книг развлечёт себя и поймёт свои мысли и в бурную погоду, и встретившись с превратностями судьбы».

(Исаак Барроу.)



5. Итоги «Недели русского языка и чтения

«Тотальный диктант по русскому языку»

Место

Фамилия имя

Класс

Руководитель

1

Жаров Павел

1

Старикова С.А.

1

Тюкалов Илья

4

1

Кокорин Евгений

2

Кирьянова Н.В.

1

Бурнышев Владислав

3

1

Цигвинцева Кристина

5

Брюхова А.П.

1

Шадрина Яна

7

Колесова И.В.

1

Пастухова Ольга

7

1

Долганов Владимир

7

1

Барашков Илья

8

1

Аникаев Анатолий

9

1

Матвеев Константин

6

2

Гладков Андрей

2

Кирьянова Н.В.

2

Фазлиахметова Дарья

3

3

Шахматов Данила

3

3

Горовой Иван

3

2

Зюзвинцев Константин

4

Старикова С.А.

2

Шахматов Игорь

4

2

Мухин Алексей

Брюхова А.П.

3

Соколова Елизавета

5

2

Бурнышев Иван

7

Колесова И.В.

2

Васильев Александр

8

2

Долгих Олег

7

2

Попов Никита

6

2

Нечаев Кирилл

6

2

Брюхова Ольга

6

2

Хохлова Елизавета

6

2

Санников Андрей

9

«Олимпиада по русскому языку».

Место

Фамилия имя

Класс

Руководитель

1

Жаров Павел

1

Старикова С.А.

1

Коробейников Антон

2

Кирьянова Н.В.

1

Фазлиахметова Дарья

3

1

Тюкалов Илья

4

1

Цигвинцева Кристина

5

Брюхова А.П.

1

Долганов Владимир

7

Колесова И.В.

1

Пастухова Ольга

7

1

Барашков Илья

8

1

Аникаев Анатолтий

9

2

Кокорин Евгений

2

Кирьянова Н.В.

2

Бурнышев Владислав

3

3

Гладков Андрей

2

2

Коробейников Антон

4

Старикова С.А.

2

Шахматов Игорь

4

2

Соколова Елизавета

5

Брюхова А.П.

2

Шадрина Яна

7

Колесова И.В.

2

Бурнышев Иван

8

2

Брюхова Ольга

6

2

Санников Андрей

9

3

Хохлова Елизавета

6

Конкурс чтецов «В начале было слов.о…»

Место

Фамилия имя

Название

Класс

Руководитель

1

Цигвинцева Кристина

Мухин Алексей

Л. Кузьмин «Ванечка»

5

Брюхова А.П.

1

Соколова Елизавета

Л. Кузьмин «Как до небес добраться»

5

1

Матвеев Константин

Г. Долгих

Стихи о Перми

6

Масленникова М.В.

1

Фазлиахметова Дарья

А. Решетов Дворик после войны

3

Гросич Л.И.

1

Шадрина Яна

А. Решетов Отчий кров

7

Аширова Г.А.

2

Жаров Павел

А. Бехтерев «Паровоз-буквовоз»

1

Старикова С.А.

2

Зюзвинцев Константин

А. Бехтерев Ловкий кот

4

2

Брюхова Ольга

В. Телегина «История про шнурок»

8

Голубкова Е.Е.

2

Хохлова Елизавета

В. Телегина

45 слов

4

2

Попов Никита

А. Сысолятин Пермский край

6

Масленникова М.В.

2

Шахматов Данила

А. Решетов Подснежник

4

Серовиков В.Г.

Масленникова Г.В

2

Коробейников Антон

А. Решетов Лесок.

«Лежу на больничной постели»

4

Масленникова Г.В

Подчищалов В.В.

2

Шахматов Игорь

А. Решетов Иволга

4

2

Цигвинцева Кристина

А. Решетов Ставень хлопнул

5

Аширова Г.А.

2

Барашков Илья

А.Решетов

Всего-то навсего лесок

8

Злыгостева В.Н.

2

Чугайнов Алексей

А. Решетов Банка варенья

9

Тубольцева И.М.

Серовиков В.Г.

2

Пастухова Ольга

А. Решетов Хозяйка маков

7

Колесова И.В.

3

Васильев Александр

Ю Калашников

В старом парке

8

Злыгостева В.Н.

3

Бурнышев Владислав

В. Радкевич Я на помощь зову весну

3

Гросич Л.И.

3

Токмаков Ярослав

Н. Попов Платочек

9

Старикова С.А.

Конкурс мини-проектов «Буква».

Место

Названия проектов

Класс

Руководитель

«Буква В»

2-3

Гросич Л.И.

«Буква П»

1-4

Старикова С.А.

«Буква Л»

7

Колесова И.В.

«Буква К»

8

Злыгостева В.Н.

«Буква З»

Группа «ДиМ»

Аширова Г.А, Масленникова Е.П.

«Буква О»

9

Старикова А.Б.

«Буква Р»

5

Брюхова А.П.

«Буква С»

6

Голубкова Е.Е.

«Буква Д»

Тубольцева И.М., Серовиков В.Г.

6. Анализ мероприятий.

Неделя прошла продуктивно. Каждый день дети выполняли различные задания. Кроме основных заданий дети еще выполнили дополнительные задания:

-викторина «Русские писатели», где среди 30 портретов разных людей нужно было найти 15 русских и советских писателей;

-интеллектуальная викторина «Единственный умник»;

-интерактивная викторина «Фразеологический зоопарк».

Был проведен конкурс чтецов «В начале было слово…», где 20 обучающихся с 1 по 9 класс читали стихи пермских поэтов и писателей. Дети заработали грамоты за 1, 2 и 3 места. Конкурс судили жюри в составе: Кирьяновой Н.В. (председатель жюри), Хозилкиной В.Н. и Фазлиахметовой В.В. – члены жюри. Пока подводились итоги конкурса, дети посмотрели мультфильм Л. Кузьмина «Подарок для самого слабого» и фильм-презентацию «Пермский край». О писателях, чьи стихи читали дети, была создана презентация.

Каждый класс и группа создали мини-проект по теме «Буква». У каждого класса была своя буква, которую дети представили ярко, красочно. Пополнили проект загадками, стихами, скороговорками на эту букву. Результат по проектам подводили жюри в составе Масленникова М.В., Подчищалов В.В. По результатам недели была организована выставка творческих работ.

Приложения.

Приложение 1. Олимпиада для 5 класса

#1055;одбери однокоренные слова, выполняя задание по образцу.

ЧТО?

Какой?

Что делает?

соль

соленый

солит

труд

крик

работа

вера

боль

жар

#1042;ставь пропущенные буквы. Обозначь корень. Подчеркни безударную гласную. Напиши проверочное слово.

Первая трава ________ родная з_мля ___________

Любима стр_на душистые цве_ты _________

Ясные д_ньки стройные р_ды _

Красивые м_сты суровая з_ма _________

#1042;ставь пропущенные буквы.

Зу_ , моро_ , са_ , сне_ , шала_ , шка_ ,

доро_ка , се_ ка, бесе_ка, бу_ка, мя_кий.

#1042;ставь непроизносимую согласную.

Веселый праз_ник

тяжелое чу_ство

опас_ная дорога

прелес_ный ребенок

звез_ное небо

ужас_ный поступок.

#1042;ставь, где нужно разделительный Ъ.

Об_явили, вороб_и, под_езд, в_юга,

под_емный, в_ехал, с_ел, дерев_я.

#1050; данным существительным выпиши из правого столбика соответствующие глаголы.

Дождь (что делает?) __________ созрели

Цветок (что будет делать?)___________ разгорится

Яблоки (что сделали?) __________ испортилась

Дети (что делают?) ___________ льет

Костер (что сделает?) _________ будут учить

Мастера(что будут делать?) _______ играют

Погода (что сделала?) ___________ будет расти

#1054;т существительных образуй однокоренные имена прилагательные и глаголы.

Кто? ЧТО?

Какой?

Что делать?

Мороз

морозный

морозить

Зелень

Крик

Краснота

Чистота

#1042; каждом столбике найди и подчеркни «лишнее» слово.

Лопата море букет

Часы светить облако

Колючий земля учение

Чашка стол учить

#1057;оедини линиями подходящие по смыслу имена существительные нарицательные и собственные.

река Вова

город Жучка

собака Ангара

мальчик Арбат

улица Курск

#1047;аполни таблицы. Поставь знак «+» в нужном столбце.

М.р.

Ж.р.

Ср.р.

день

облако

роса

пирог

дерево

дверь

11. Заполни перфокарту. Поставь знак «+» в нужной колонке.

1 скл.

2 скл.

3 скл.

капуста

ночь

зверь

мышь

брат

яблоня

Олимпиада для 6 класса

#1056;азберите слова по составу (корень, приставка, окончание, суффикс)

Подготовка туманный пригорок

Часовой перестройка перемена

Отпуск старый морковь.


#1042;тавь пропущенные буквы и приставки.

___плыть от бер__га ___плыть к бер__гу

___ехать в ст__лицу ___ехать из ст__лицы

___лезть на б__резу ___лезть с б__резы

___ход в м__тро __ход из м__тро


#1042;ставь пропущенные буквы , подбери проверочное слово.

Бере__ка - мя__кий -

Ре__кий - перехо__ -

Голу__ка - закла__ка -

Пры__ки - бере__ -

4. Вставь, где нужно непроизносимую согласную букву.

Радос__ный, поез___ка облс__ной

поз__но капус__ный опас__ный

чес__ный интерес__ный, ненас__ный

вкус__ный здра__ствуй ус__ный


#1042;ставь Ь или разделительный Ъ

С__добный восем__ об__явление

обез__яна ал__бом об__яснить

Руч__и кон__ки об__езд

бел___ё школ__ник с___ел


#1042;ыпишите в таблицу имена существит., имена прилагат., глаголы.

Шум, шумный, шуметь; смешной, смех, смеяться; боль, больной, болеть;

ходить, поход, походный; грусть, грустить, грустный,; светлый, свет, светить; зимний, зимовать, зима; рыбачить, рыба, рыбный.


Имя существительное

Имя прилагательное

глагол

7. Заполни перфокарту. Поставь знак «+» в нужной колонке.

1 скл.

2 скл.

3 скл.

капуста

ночь

зверь

мышь

брат

яблоня

апельсин

#1053;айди правильный падеж имен существительных.

на ножках И.п.

с песнями Р.п.

птицам П.п.

медведи Д.п.

у домов Т.п.


9. Восстанови окончания прилагательных.

Космическ___ ракеты утренн ____ туману

русск__ людям березов__ рощ

тенист___ аллеяе богат___ урожаем

полезн__ дело

#1054;предели род, число, падеж прилагательных.

На лесном озере под высоким домом

Веселому скворцу у дальнего пол

Олимпиада для 7 класса.

1. Какая часть речи обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? Отметь знаком +

2. Какое из этих слов отвечает на вопрос что делать? Отметь знаком +

3. Какое слово перенесено неправильно? Отметь знаком +

4. Обведи кружком первые буквы, которые должны быть большими:

ПАССАЖИР, МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ, МОСКВА, ДЕВОЧКА, КОМПОЗИТОР, АНТАРКТИДА,

АВТОМОБИЛЬ, БАРСИК, ЛЕНА.

5. Соедините части слов, чтобы получились целые слова:

Раст ро

Воз пот

Паро ение

Ро воз

Пото оть

Мет лок

Лок раст

6. В какие падежи закралась ошибка? Отметь знаком +

7. Какое предложение с однородными членами? Отметь знаком +

8. В каком слове пропущена буква «е»? Отметь знаком +

9. В каком слове пропущена буква «о»? Отметь знаком +.

10. В каком слове пропущена буква «д»? Отметь знаком +

11. В каком слове есть приставка? Отметь знаком +

12. Какое слово потерялось в предложении? Отметь знаком +

Мама купила ………. хлеб.


Олимпиада для 8 класса.

1 тур

1. Сколько согласных букв в русском алфавите?

а) 12 б) 24 в) 10 г) 33 д) 21

2. В группе родственных слов найдите «лишнее» слово:

а) старичок б) стареть в) старина

г) старание д) старый

3. Выберите слово, в котором нужно написать «Ъ»:

а) быт…ё б) в…етнамцы в) с…ёмка

4. Какое слово надо писать с буквой «е»

а) к…лометр б) к…лограмм

в) п…риметр г) н…чья

5. Найдите родственное слово слову нос

  1. Носильщик б) поднос в)переносица

6. В каком из слов пишется – СС -?

а) голо… б) Ро…ия в) до…ада

7. Выберите букву, которую нужно поставить в слова

Упр…жнение, к…као, пл…тить, в…гон.

а) О б) А

8. Выберите слово, в котором нужно написать «ы»:

  1. ц…стерна
  2. ц…трусовые
  3. ц…гане
  4. ц…тата

9. Найдите слово с ударением на 2-ом слоге

  1. километр
  2. только
  3. кровать

10. Найдите слово, состав которого соответствует схеме «корень, окончание».

  1. выходка
  2. узоры
  3. столик

2 тур.

1. Выберите слово, образованное при помощи суффикса:

а) восход

б) ходок

в) переход

2. В окончании какого слова пишется буква Е

  1. от болезн…
  2. в пекарн…
  3. по глупост…
  4. о мелоч…

#1059;кажите существительное 2 склонения

  1. на карусели
  2. в постели
  3. на огород
  4. на улице

4. Выберите слово ,где нужно вставить букву:

  1. гроз …ный
  2. красави…ца
  3. наез…ница

5. Подберите противоположное по смыслу слово прилагательному скучный

  1. работящий б) злой в)веселый

#1050;акое из перечисленных слов по составу отличается от всех остальных?

а) дорожный б) прогулка в) цветной

#1042; каком слове есть приставка ЗА-?

а) занятие б) заря в) защита

8. Найдите глагол в прошедшем времени:

а) рисовал б) рисует

в) нарисует г) рисовать

9. Укажите имена существительные, которые употребляются только в единственном числе

а) молоко б) моль в) вермишель

10. В каком предложении есть речевые ошибки?

  1. Я отдал документ.
  2. Мои друзья-интересные люди, я люблю беседовать с ими.
  3. Трудно представить себе жизнь на другой планете.

3 тур

#1055;рочитайте выражение. Укажите падеж выделенного существительного.Зарубить на носу.

а) именительный б) родительный в) дательный

г) винительный д) творительный е) предложный

2. Какие слова нужно добавить к слову проще, чтобы получилось устойчивое словосочетание?

а) парного молока б) пареной репы

в) солёного огурца г) варёной картошки

3. Сколько среди приведённых слов таких, которые можно отнести к разным частям речи: Рой, мой, спой, вой, открой.

а) 3 б) 4 в) 5

4. Выберите правильный вариант значения фразеологизма:

Как в аптеке.

а) очень медленно б) очень чисто в) очень точно

5. Укажи лишнее слово в ряду синонимов:

А) серый, Б) стальной,

В) малахитовый, Г) свинцовый.

6. В каком случае слово ОРЕЛ заключается в кавычки:

а) город Орел б) теплоход Орел

в) птица орел г) горный орел

7. Выбери нужное слово

У меня нет ….

А) ножницей б) ножницов в) ножниц

8. Выбери похожее по смыслу прилагательное для выделенного слова:

Смышленый ученик

  1. аккуратный
  2. сообразительный
  3. умный

9. Каждым из этих слов можно назвать низкорослого человека. Но только одно из них является названием реально существующей народности. Какое?

а) карлик б) лилипут в) гном

г) коротышка д) пигмей

10. После какого слова нужно поставить запятую?

1 2 3 4 5 6

Читатели вовремя возвращайте книги в библиотеку!

а) 1 б) 2 в) 3 г) 4 д) 5

Ключ к тесту 8 класс.





Приложение 2. Мини-проекты.


Приложение 3. Грамоты.



Приложение 4. Творческие работы.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамоте учиться - всегда пригодится

Познавательная игра по русскому языку для 6-7 классов....

"Грамоте учиться - всегда пригодится".

Познавательная игра по русскому языку для учащихся 7-8 классов способствует воспитанию нравственных качеств у учащихся, развивает интерес к русскому языку как к учебному процессу....

Грамоте учиться - всегда пригодиться Познавательная игра для учащихся 6-7 классов

Цель : привить любовь к великому русскому языку , повысить общую языковую культуру , развить интерес к русскому языку как учебному предмету.Ученики делятся на две команды , или играет весь класс. Веду...

Грамоте учиться - всегда пригодится

Празднование Дня славянской письменности - 24 мая...

Грамоте учиться – всегда пригодится (познавательная игра для учащихся 6 – 7-х классов по русскому языку)

Цель: привить любовь к великому русскому языку, повысить общую языковую культуру, развить интерес к русскому языку как к учебному предмету....

Проект по русскому языку "Грамоте учиться всегда пригодится"

Проект для учащихся 6 класса коррекционной школы по русскому языку.Поднимает проблему орфографической зоркости....