Междометия и звукоподражательные слова
презентация к уроку по русскому языку (7 класс)

Междометия и звукоподражательные слова

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhdometiya_i_zvukopodrazhatelnye_slova_7_klass.pptx1.57 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Междометия и звукоподражательные слова

Слайд 2

Бац, ай, брысь, тяв , ей-ей, ба, хлоп, ау, чмок, бум, брр, хрусть, ага, ах. На какие вопросы отвечают? Каким членом предложения являются? Что обозначают?

Слайд 3

Что же такое междометия? Междометия составляют особую часть речи, не входящую ни в самостоятельные, ни в служебные части речи. Междометие – это слова, выражающие, чувства, настроения и побуждения, но не называющие их.

Слайд 4

Междометие было известно еще в 1 веке до н.э. в латинском языке. В переводе с латинского обозначает «брошенное между полнозначными словами». Из истории :

Слайд 5

Группы междометий Эмоциональные междометия: А, АГА, АЙ, АХ, АЙ-АЙ-АЙ, БАТЮШКИ, БОЖЕ МОЙ, БРАВО, ГМ, ГОСПОДИ, ДА НУ, ЕЩЕ ЧЕГО, ИШЬ, МАТУШКИ, НУ И НУ, ОГО, ОЙ, ОХ, ПОМИЛУЙТЕ, СКАЖИТЕ СЛАВА БОГУ, УВЫ, УЖАС, УРА, ЭХ. Повелительные междометия: АЛЛО, АУ, ЭЙ, НА, КАРАУЛ, ТС, ЧШ, АЙДА, МАРШ, СТОП, ТПРУ, КИС-КИС, ЦЫП-ЦЫП, БРЫСЬ, КЫШ. Этикетные междометия : ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДО СВИДАНИЯ, СПАСИБО, БЛАГОДАРЮ, ПРОЩАЙ (ТЕ), ИЗВИНИ (ТЕ), ПОЖАЛУЙСТА, БУДЬТЕ ДОБРЫ, БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ, ВСЕГО ХОРОШЕГО.

Слайд 6

1. Ах , чем я виноват? испуг 2. Ах , как это неприятно! огорчение 3. Ах , сеньор губернатор, уместна ли подобная беспечность? упрек 4. Ах , как я люблю весенние зори! восхищение 5. О , это была бы райская жизнь! восхищение 6. Ты не знаком? О ! Познакомься с ним. изумление 7. О ! Как ты меня напугал! испуг 8. - О , чтобы тебе подавиться! - ругался он, посиживая у окна негодование 9. - О-о , да, вы поэт! - произнес он, усмехаясь. насмешка Эмоциональные междометия

Слайд 7

Это команды и призывы, обращённые к людям или животным: Повелительные междометия

Слайд 8

Все слова этикета относятся к этикетным междометиям: здравствуйте, до свидания, спасибо, благодарю, прощай, извини, пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, всего хорошего. Этикетные междометия:

Слайд 9

Междометия бывают непроизводными (ну, эх) и производными , то есть возникшими из самостоятельных частей речи (Батюшки! Ужас! Брось!) Производные и непроизводные междометия

Слайд 10

Звукоподражательные слова Не выражают ни чувств, ни побуждений к действию, а передают крики животных и птиц, звуки неживой природы. Не могут поясняться другими словами Не отвечают на вопросы. На являются членами предложения.

Слайд 11

Животные, птицы Предметы Кря-кря-кря Мяу-мяу Курлы-курлы Гав-гав Бе-е Ква-ква-ква Чиу-чиу-чив Пи-пи-пи! Хрю-хрю Динь-динь Трах-тах-тах Бом-бом Тик-так

Слайд 12

Язык Крик петуха Лай собаки Русский Английский Венгерский Немецкий Французский Японский кукареку как-а-дудль-ду кукареку кикирики кокорико кокэкокко гав-гав уау-уау вау-вау вау-вау ау-ау ван-ван Это любопытно! Оказывается, люди разных национальностей различно слышат звуки, издаваемые животными, птицами. Сравните:

Слайд 13

Правописание междометий и звукоподражательных слов Междометие живёт само по себе, обособленно. Эту обособленность можно увидеть даже на письме: междометие постоянно отделяется от других слов знаками препинания: запятой и восклицательным знаком. А уж если междометие повторяется, то пишется через дефис. Особенно это относится к звукоподражательным словам.

Слайд 14

Междометия на письме могут выделяться: – запятыми – восклицательным знаком – многоточием Задание. Расставьте знаки препинания в предложениях. 1. О это была райская жизнь! (Н.Гоголь) 2. Жизнь увы не вечный дар! (А.Пушкин) 3. Эй завяжи на память узелок! (А.Грибоедов) 4. Увы на разные забавы я много жизни погубил. (А.Пушкин) 5. Ушица ей-же-ей на славу сварена. (И.Крылов) 6. Мы дело кончим полюбовно но только чур не плутовать. (М.Лермонтов)

Слайд 15

Проверь! 1. О, это была райская жизнь! ( Н.Гоголь ) (Запятая отделяет междометие "о", оно выражает отношение говорящего к тексту, т.е. очень похоже на вводное восклицание). 2 . Жизнь, увы, не вечный дар! ( А.Пушкин ) (Вводное слово "увы" указывает на разочарование, нужно с обеих сторон отделить запятыми). 3 . Эй, завяжи на память узелок! ( А.Грибоедов ) (Модальное обращение/восклицание "эй" отделяем запятыми). 4 . Увы, на разные забавы я много жизни погубил. ( А.Пушкин ) (Водное слово в начале предложения отделяем запятой). 5 . Ушица, ей-же-ей, на славу сварена. ( И.Крылов ) ("Ей-же-ей" междометное выражение, = "ей богу", показывает уверенность говорящего в своих словах, как вводная конструкция отделяется запятыми). 6 . Мы дело кончим полюбовно, но только чур не плутовать. ( М.Лермонтов ) (Союз "но" отделяет два простых предложения в составе сложного, необходимо отделить запятыми).

Слайд 16

Примените знание теории и правильно расставьте знаки препинания. Междометия, употребленные в значении самостоятельных частей речи, подчеркните как члены предложения. 1.Ой как страшно! 2.Тпрр донеслось со двора. 3.Чу за белой, грозной тучей прокатился глухо гром. 4.Ух батюшки выкрикивал он. 5.Увы он счастия не ищет. 6.Эй смотри сюда! 7.Ах и ох слышались со всех сторон. 8.Скажите пожалуйста а я никак не думал. 9.По неопытности ей богу по неопытности. 10. Тьфу перепугал меня негодный мальчишка! 11.Чу стучит проезжающий воз.

Слайд 17

Ой, как страшно! 2."Тпрр!" - донеслось со двора. 3.Чу, за белой, грозной тучей прокатился глухо гром. 4."Ух, батюшки!" - выкрикивал он. 5.Увы, он счастия не ищет. 6.Эй, смотри сюда! 7.Ах и ох слышались со всех сторон. 8.Скажите, пожалуйста, а я никак не думал. 9.По неопытности, ей богу, по неопытности. 10. Тьфу, перепугал меня, негодный мальчишка! 11.Чу, стучит проезжающий воз.

Слайд 18

Составьте предложения со звукоподражательными словами: кря-кря-кря, ква-ква- ква , мяу-мяу, курлы-курлы, ку-ку, брррр .

Слайд 19

Спишите, вставляя пропущенные знаки препинания, раскрывая скобки. Разберите предложения по членам. Какие слова не являются членами предложения? Определите, для какой цели они употреблены. 1 ) Увы он счастия (не) ищет и (не) от счастия бежит. (М. Лермонтов) 2 ) Ну барин закричал ямщик беда: буран! (А. Пушкин) 3 ) Эй ямщик смотри: что там чернеется? (А. Пушкин) 4 ) Ай Моська Знать она сильна, что лает на Слона! (И. Крылов) 5 ) Эй проснися ветер! Подыми пургу задыми метелью белою в лугу. (И. Бунин) 6 ) Спи младенец мой прекрасный баюшки (баю). Тихо смотрит месяц ясный в колыбель твою. (М. Лермонтов)

Слайд 20

1)Увы! он счастия не ищет и не от счастия бежит! 2 ) Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран! (А. Пушкин) 3 ) Эй, ямщик! – смотри: что там такое чернеется? (А. Пушкин) 4 ) Ай, Моська! знать она сильна, что лает на Слона (И. Крылов) 5 ) Эй, проснися , ветер! Подыми пургу, задыми метелью белою в лугу. (И. Бунин) 6 ) Спи, младенец мой прекрасный, баюшки-баю. Тихо смотрит месяц ясный в колыбель твою. (М. Лермонтов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки по теме "Междометие и звукоподражательные слова"

Материал к урокам в 7 классе по теме "Междометие", интересные факты, теоретические сведения...

Задания по теме "Междометия и звукоподражательные слова" 7 класс

Занимательный материал "Междометия и звукоподражательные слова"...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Междометия и звукоподражательные слова»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний...

Междометия и звукоподражательные слова

Материал поможет при изучении темы по русскому языку  "Междометия и звукоподражательные слова", содержит практическую часть и занимательную информацию...

Междометия и звукоподражательные слова

Полный развернутый конспект урока  русского языкаТема урока: «Междометия и звукоподражательные слова» Задача урока: продолжить знакомство учащихся с особенностями междометий и звукоподражате...

Зачёт по теме"Междометие и звукоподражательные слова" 7 класс

Проверка знаний учащихся по теме "Междометия и звукоподражательные слова"...

Урок русского языка в 7 классе "Междометие и звукоподражательные слова. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях"

Разработка урока  русского языка в 7 классе "Междометие и звукоподражательные слова. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях" построена на использовании технологии проблемного обуче...