«Вместе к успеху»
опыты и эксперименты по русскому языку (11 класс)
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
«Вместе к успеху»
учителя русского языка и литературы
МАОУ «СОШ № 40 г. Улан-Удэ»
Раднаевой Тэммы Францевны
Место проведения: МАОУ «СОШ №4 г. Улан-Удэ»
Дата проведения: 24.10. 2024г.
«Самостоятельность головы учащегося —
единственное прочное основание
всякого плодотворного учения»
Константин Дмитриевич Ушинский
Цель мастер-класса: передача опыта по использованию нестандартных заданий в ходе выполнения тестовой части, приёмов работы с текстом в 11 классах.
Задачи:
1) создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
2) распространение педагогического опыта;
3) выстраивание диалога.
Форма мастер-класса: беседа - практикум.
Наглядность: раздаточный материал (памятки для учителей, с полным описанием различных приёмов работы с тестом, текстом); материал для выполнения практической работы участниками мастер-класса;
Приёмы: проблемные вопросы и ситуации; творческие задания; вовлечение участников в групповую работу, рефлексия.
Уважаемые коллеги, рада сегодня приветствовать всех вас! В своей работе, я считаю, в первую очередь, у педагога должна быть уверенность в успехе ученика. Учитель должен транслировать эту уверенность ученику, а ученик, взяв эту уверенность, должен с багажом знаний пойти на экзамен.
Я понимаю, что не получится всем ученикам показать хорошие знания, что в достижении 100-балльного результата есть доля фортуны, однако в первую очередь — это система. Все педагоги — безусловно, труженики. Мы должны своевременно, мобильно реагировать на все изменения, которые появляются в подготовке и проведении ЕГЭ. Вместе с тем, каждый учитель должен расти сам. 100 баллов — это труд как ребёнка, так и учителя.
Когда происходит тандем, достигается, соответственно, высокий результат.
Заслуга ученика, наверное, процентов 60-80 от успеха. Он поступает в вуз, а мы помощники, которые можем дать инструмент, который поможет на экзамене.
Конечно, мой мастер – класс, не будет профессиональным открытием, но хочу поделиться своим опытом по использованию нестандартных заданий в ходе выполнения тестовой части, приёмов работы с текстом в 11 классах. (2 мин)
Приёмы, используемые мною при выполнении тестового задания № 4 в 11 классе «Правила постановки ударений в словах»:
-мнемонический приём (приём, используемый при системном повторении как ежедневная разминка) - подбор рифм или составление четверостиший (1 мин)
Например:
тОрты – шорты, бАнты – фанты, шАрфы – арфы;
Предлагаю детям составить лимерики, используя эти слова.
Павел любит очень торты,
Бежит за ними, надев шорты.
Девочки бегут за ним, теряя банты,
А он, удирая, кидает фанты.
Ребята, надевайте срочно шарфы,
Лучше слушайте прелестные звуки арфы.
Практическая работа с участниками семинара (3мин)
Уважаемые коллеги, потренируемся вместе! На задание даю 3 минуты.
плЮшевый - грУшевый;
договОр – фарфОр;
вручАт - включАт;
Интересным нестандартным заданием в выполнении тестовой части являются «перевёрнутые» задания. Они ориентированы на работу с текстом (2 мин)
Например: «перевёрнутое» упражнение по выполнению тестовых заданий.
Необходимо ученикам сформулировать и записать вопрос, ответом на который является цифра (слово) в правом столбце таблицы. Запятые в тексте не расставлены.
Примерные вопросы: - Сколько раз в тексте использовано такое изобразительное средство выразительности как эпитет? | |||||
- Какое языковое выразительное средство используется в тексте три раза? (н-р, метафора: янтарным отливом…) | |||||
- Сколько в тексте слов, правописание суффикса в которых не определяется правилом (является исключением)? | |||||
- Сколько в тексте словосочетаний, построенных на основе согласования, можно заменить словосочетанием со связью управление? | |||||
- Сколько грамматических основ в предложении №5? | |||||
Самые интересные и сложные задания в курсе подготовки к ЕГЭ — самостоятельно составленные тесты по текстовому фрагменту учениками. Это процесс творческий, требующий мобилизации всех сил. В этом случае следует радоваться не удачно подготовленным тестам, а тем ошибкам, множество которых будет допущено.
Такого рода перевёрнутые упражнения способствуют тому, что ученики постигают принципы формулировки тестовых заданий, анализируя при этом причины своих ошибок и самостоятельно оценивая свой образовательный результат.
Но на уроке необходимо вооружить учащегося не только знаниями, но и приёмами работы с информацией, то есть с текстом. Один из лучших способов сделать это — представить информацию в наглядно-содержательной форме, используя приём «фишбоун» - один из эффективных приёмов технологии развития критического мышления для работы с текстом (2мин)
А тексты, всем известно, окружают современного человека на каждом шагу: рекламы, доклады на собрании, статьи в газете или интернете, SMS-сообщения, заявления о приёме на работу, школьные сочинения. В изучении всех школьных предметов проводится работа с текстом, будь это предмет гуманитарного, математического цикла или других циклов. Этап урока с применением метода «Фишбоун» приобретает исследовательский характер.
Схема, или диаграмма, «Фишбоун» придумана японским профессором Кауро Ишикава, поэтому часто называется диаграмма или схема Ишикава.
«Фишбоун» в переводе с английского «рыбья кость» или «рыбий скелет».
Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.
•Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
•Верхние косточки — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
•Нижние косточки — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
•Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Овладев технологией Фишбоун, учитель может с успехом ее применять на любом уроке.
- У учителей русского языка приём Фишбоун является незаменимым при анализе литературных произведений и написании сочинений.
- Превращение полученного скелета в полноценное сочинение - это самостоятельное творчество ученика.
Сейчас хочу представить Вам ещё один универсальный приём при написании итогового выпускного сочинения – кластер и его вариант – денотатный граф (2 мин), цель которых - систематизировать информацию в рамках каждого из тематических направлений. Такая работа обязательно должна быть проведена в самом начале подготовки к итоговому сочинению.
Денотатный граф — это схема-дерево, которая определенным образом описывает понятие, раскрывая его аспекты. От понятия-ствола отходят ветки-глаголы, а от них — веточки-имена. Глаголы — это основные действия и отношения, присущие понятию; имена — те понятия и явления, с которыми основное понятие связано.
Использование денотатных графов на уроке особенно актуально в связи с требованиями новых ФГОС, поскольку позволяет одновременно предлагать обучающимся довольно большой объём материала и формировать необходимые УУД.
На этапе обучения структуре сочинения продуктивным оказывается и приём «толстых» и «тонких» вопросов. На данном этапе работы учащимся предлагается сформулировать ряд вопросов (не меньше пяти) без привязки к литературным произведениям, любые ассоциации, но содержащие ключевые слова темы.
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Вопросы, на которые можно дать однозначный ответ | Вопросы проблемного характера, требующие развёрнутого ответа, знания материала. |
Практическая часть (10 минут)
Сегодня мы предлагаем на практике рассмотреть предложенные приемы работы с текстом при подготовке к итоговому сочинению по направлению «Ревность» по тексту Н. Долининой на примере темы «Ревность - решительный шаг к утрате любви».
(1)Ревность - чувство естественное. (2)Его в той или иной мере испытывают все люди. (3)И я даже не уверена, что было бы хорошо, если бы ревность совсем исчезла: боюсь, что от этого обеднела бы любовь. (4)Беда не в том, что один не ревнует, а другой ревнует. (5)Беда в том, что эгоизм, свойственный любви, становится безмерным, если мы его не контролируем, не сдерживаемся и не стараемся «властвовать собою», как говорил Пушкин.
(6)Ведь, в сущности, ревность - это неверие в себя. (7)Это постоянно грызущее душу подозрение, что ты недостоин любви своего избранника или своей избранницы, что есть или может быть кто-то более достойный. (8)Все горькие упрёки в том, как можно было предпочесть МНЕ другого, имеют в подтексте сомнение в своём праве на любовь.
(9)И, с другой стороны, это недоверие к тому, кого любишь. (10)Значит, ты допускаешь возможность, что другой может стать ближе и дороже твоей возлюбленной, что ты для неё не единственный на белом свете. (11)На самом-то деле мы знаем (из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»), что среди пяти тысяч роз всегда есть ОДНА, и только от нас самих зависит, найдём ли мы в себе силы и терпение, чтобы радоваться ей. (12)А ревность отравляет нашу радость, мы страдаем сами да ещё мучим того, кого любим.
(13)Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим, —
в этих пушкинских строках нет худшего из людских пороков — самодовольства, но есть достоинство, есть уверенность в силе и ценности своей любви, есть забота о любимой.
(14)Когда любовь рождается, она, как новорождённый младенец, беспомощна. (15)Но вот она крепнет, встаёт на ноги, шагает. (16)Она растёт -на её нежном, чистом теле появляются первые царапины, шрамы, иногда - раны. (17)3алечивать их каждый учится сам. (18)Но общее для всех людей, наверное, одно: как жалеем мы ударившегося ребёнка, так надо жалеть свою любовь и своего любимого.
(19)Крушение любви начинается с той минуты, когда один из двоих начинает жалеть себя, оправдывать себя, думать о себе. (20)В любви не бывает одного страдающего сердца: все чувства делятся двумя, и думать о втором человеке - непременный закон. (21)Любовь даёт силы на самоотречение, отказ от эгоизма, преодоление ревности. (22)Ведь в настоящей любви каждый переступает через себя ради другого. (23)И это не значит уничтожить своё «я», это значит найти себя в самом значительном из чувств, которые дарованы человеку.
(По Н. Долининой)
1 – формулировка проблемы: составьте, пожалуйста, денотатный граф:
сформулируйте, пожалуйста, «тонкие» и «толстые» вопросы
Представление результатов работы, обсуждение (6 мин)
Примерные ответы по выполнению заданий практической части (возможный вариант)
1- формулировка проблемы: денотатный граф
Ревность | |||||
2 – работа над композицией: распределите «тонкие» и «толстые» вопросы при помощи стрелок в нужную строку.
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Что такое ревность? | Нужно ли в любви переступать через своё «Я»? |
Почему любовь способна преодолеть ревность? | Почему любовь не существует без ревности? |
Почему ревность отравляет нашу радость? | В чем заключается разрушительная сила ревности? |
Стадия «рефлексия». (2м)
Подводя итоги нашей встречи, хочу напомнить, что только совместные усилия учителя и ученика приведут к ситуации успеха!
Хочу прочитать притчу о трёх работниках.
Три человека ворочали камни.
Одного из них спросили: – Что ты делаешь?
Он вытер пот со лба и ответил: – Горбачусь.
Подошли ко второму и спросили: – А ты что делаешь?
Он закатал рукава и деловито сказал: – Деньги зарабатываю.
Спросили у третьего: – А что делаешь ты?...
Он посмотрел вверх и сказал: – Храм строю.
Мораль истории: жизнь наполнена смыслом только у того, кто преследует великую цель.
Уважаемые коллеги, испытывали ли интерес вы во время нашего разговора?
Благодарю всех вас за поддержку и внимание! Всем успехов в2024 – 2025 учебном году!
Используемые материалы:
- Карточки с описанием приёмов;
- Текст Н. Долининой «Ревность» с таблицей
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Вместе к успехам»
Цель проекта: создание условий для полноценного развития личности ребенка группы риска, как можно более полной реализации всех его способностей, а также его реабилитации, социальной адаптации и ...

«"АНСАМБЛЬ" – ЭТО ЗНАЧИТ "ИГРАЕМ ВМЕСТЕ", А ВМЕСТЕ, КОНЕЧНО, ИГРАТЬ ИНТЕРЕСНЕЙ!»
Сценарий тематической лекции-концерта ансамблевой музыки учащихся и преподавателей отделения духовых инструментов ДМШ....
Акция Сделаем вместе "Здоровый образ жизни - путь к успеху, Победа - одна на всех"
Присоединяемся к Акции...
Проект "Вместе к успеху"
В рамках проекта «Наставничество» мне как раз хотелось помочь студенту в раскрытии его личного потенциала, повысить мотивацию к учебе и саморазвитию, формированию ценностных и жизненных ор...

Модель воспитания и социализации "Дорога к успеху: прокладываем путь вместе"
Разработанная модель позволяет мне более осмысленно и обоснованно выстраивать воспитательную работу. Она помогает мне фокусироваться на решении ключевых педагогических задач, координировать усилия учи...


