План-конспект урока в 5 классе на тему: "Предложения с прямой речью"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
План урока для учителей русского языка и литературы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.8 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока в 5 классе на тему: «Предложения с прямой речью»
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
- закрепить сведения о монологической и диалогической речи;
- формировать представления о предложениях с прямой речью и их строении;
- выработать навыки правильного пунктуационного оформления предложений с прямой речью.
Ход урока
- Организационный момент
- Добрый день! Давайте друг другу улыбнёмся, ведь любой урок нужно начинать с улыбки и хорошего настроения!
Начинается урок с притчи.
Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. “О, мои подданные!” - обратился он к ним, - у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит её. Повёл он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. “Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем”. Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть её. Один за другим отходили. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул её и - о, чудо! - она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась.
Тогда падишах сказал: “Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы”.
Как вы понимаете основную мысль текста?
Как она нам поможет на уроке?
II. Объявление целей урока
- Сегодня на уроке мы познакомимся с очень интересными и необычными синтаксическими конструкциями – предложениями с прямой речью и узнаем, как правильно их оформлять при письме.
III. Повторение
- Но для начала давайте посмотрим, хорошо ли вы усвоили тему предыдущего урока. Как она звучала? («Монолог и диалог»)
Выполните задание, представленное на слайде (Слайд 2). Соотнесите термины и их определения. Ответ запишите шифром «цифра - буква».
1. Диалог (в широком смысле) | А. Слова каждого участника разговора |
2. Диалог (в узком смысле) | Б. Разговор двух и более лиц |
3. Монолог | В. Разговор нескольких человек |
4. Полилог | Г. Речь одного человека |
5. Реплика | Д. Разговор двух лиц |
IV. Самопроверка (Слайд 3)
V. Рефлексия (Слайд 4)
VI. Изучение нового материала
- Перейдём к изучению нового материала. Каримат,как звучит тема сегодняшнего урока? («Предложения с прямой речью»). Ребята, а что я только что спросила у Каримат? Воспроизведите мой вопрос дословно. («Каримат, как звучит тема сегодняшнего урока?»). Правильно. Мои слова, переданные без искажения и называются прямой речью. А что ответила Каримат? Воспроизведите ее прямую речь. («Предложения с прямой речью»). Найдите в учебнике определение прямой речи .
Прямая речь — это высказывание, которое передаётся дословно. На письме прямая речь требует особого оформления.
Рассмотрим предложение: «Все мы на свете друг другу нужны», - писал Л. Н. Толстой.
Назовите прямую речь. («Все мы на свете друг другу нужны»)
Кому она принадлежит? (Л.Н.Толстому). Какие слова вводят прямую речь? (писал Л. Н. Толстой).
Запомните, слова автора - это часть предложения, вводящая прямую речь.
VII. Закрепление новых понятий
- Итак, предложения с прямой речью всегда состоят из 2 частей: прямая речь и слова автора. Потренируемся определять эти части. (Слайд 5)
«Прочь руки!» - громко сказал Павел.
«Кто там?» - сурово окрикнул часовой.
Дымов поинтересовался: «Кто же это в окошко стучал?»
«Гроза-то не унимается», - говорила старуха.
«Сегодня прекрасная погода! — воскликнула Ирина. — Пожалуй, стоит поехать в лес прогуляться»
VIII. Наблюдение
- Как же оформляется прямая речь на письме? Давайте понаблюдаем за этим. (Слайд 6-7)
- Какие особенности вы заметили? (прямая речь заключается в кавычки,
всегда начинается с заглавной буквы).
- Теперь обратим внимание на оформление слов автора. (Слайд 8-9) Заключаются ли они в кавычки? (Нет)
- А с какой буквы записываются слова автора? (пишутся с заглавной буквы, если находятся в начале предложения; пишутся со строчной буквы, если находятся в середине предложения)
- Какие знаки препинания могут разделять прямую речь и слова автора? (двоеточие или тире)
- Попробуйте определить, от чего зависит постановка знаков препинания (от порядка прямой речи и слов автора: если на первом месте прямая речь, то между частями ставится тире. Если на первом месте слова автора, то ставится двоеточие).
- На схеме слова автора обозначаются буквой «А» , а прямая речь- «П». Попробуйте самостоятельно составить возможные схемы строения предложений с прямой речью. (Слайд 10) Запишите их в тетрадь. Обратите внимание, что восклицательный и вопросительный знаки ставятся внутри кавычек, а точка и запятая – за кавычками.
IX. Применение полученных знаний. Работа по карточке.
Спишите, расставляя знаки препинания, составьте схемы предложений:
- Командир сказал Взвод пойдет с обозом. (2) Ну, теперь едем нетерпеливо приказал пассажир. (3) И крикнул Сокол с тоской и болью О, если б в небо хоть раз подняться (4) Сабуров спросил Как фамилия (5) Славная погода завтра будет заметил я, глядя на небо.
Взаимопроверка.
№ | Предложение | Схема |
1 | Командир сказал: «Взвод пойдет с обозом». | А: «П». |
2 | «Ну, теперь едем!» - нетерпеливо приказал пассажир. | «П!» - а. |
3 | И крикнул Сокол с тоской и болью: «О, если б в небо хоть раз подняться!» | А: «П!» |
4 | Сабуров спросил: «Как фамилия?» | А: «П?» |
5 | «Славная погода завтра будет», - заметил я, глядя на небо. | «П», - а. |
X. Работа по учебнику
Проверка тетрадей, выставление оценок. (Слайд 12)
XI. Подведение итогов урока
Восстановление текста
Прямая речь –это слова ________ , передаваемые без изменения.
В предложениях с прямой речью различают слова автора и ___________.
Прямая речь заключается в __________ и всегда пишется с __________ буквы.
. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите.
- В чём испытывали трудности?
- Что помогло нам их преодолеть?
- Оцените свою деятельность на уроке
XII. Домашнее задание:
Творческая работа. Записать 5 предложений с прямой речью, чтобы схемы различались. Выучить теоретический материал с учебника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект 83 урока, 9 класс,УМК Биболетовой М.З.
4 четверть9 классUnit 4. Make your choice, make your lifeSection 1. it’s time to think about your future career.Урок № 83(1)Тема «Модальные глаголы»Цели: развитие навыков устной речи и навыков а...
План-конспект открытого урока. 2 Класс. Тема: "учимся играя."
План-конспект открытого урока. Тема: Учимся играя. Класс: 2 «А» УМК М.З.Биболетова «EnjoyEnglish-1» Lesson39...

План – конспект открытого урока 7 класс. Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке».
План – конспект урока 7класс.Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке.»Цель: «Усвоение учащимися броска в кольцо с 2 шагов в движении при игре в баскетбол» Зада...

План-конспект открытого урока по классу блок-флейта
План-конспект открытого урока поклассу духовых инструментов с учащаяся 1 класса . Тема урока "Подготовительные упражнения к различным видам техники". Цель урока " Обучение на начальном этапе игр...
План-конспект открытого урока в классе специального фортепиано
Открытый урок на тему: «Различные виды работ на уроке специального фортепиано»...

План - конспект открытого урока 8 класс история «Отечественная война 1812 года»
Цели урока:на основе материала исторических источников, литературы усвоить ход Отечественной войны, героическую оборону российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер;воспитани...

