Творческое повторение. Морфемика
рабочие листы по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Морфемика
Упражнения
Упражнение 1
Допишите в данных словах правильные окончания. Определите у слов указанные грамматические признаки.
На озер___ – _________ падеж, _________ число;
перед рощ___ – _________ падеж, _________ число;
в очеред___ – _________ падеж, _________ число;
с карандаш___ – _________ падеж, _________ число;
у колюч____ ежа – _________ падеж, _________ число; _________ род;
в тёмн___ лесу – _________ падеж, _________ число; _________ род;
с син____ лентами – _________ падеж, _________ число;
зимн___ стужу – _________ падеж, _________ число; _________ род;
она вид____ – _________ лицо, _________ число;
ты дума____ – _________ лицо, _________ число;
они скуча____ – _________ лицо, _________ число;
вы посмотр____ – _________ лицо, _________ число.
Упражнение 2
Восстановите текст, вставив нужные окончания. Определите части речи слов с пропущенными окончаниями.
Для смен.... кож.... зме́и ищ.... удобн.... места. Это мож.... быть куча камн.... или груда хвороста. Часто там наход.... много змеин.... кож.... – выползков. Такие участки называ.... змеин..... «раздевалками».
Упражнение 3
Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки. Выпишите из текста все слова с нулевыми окончаниями.
Тушканчик – уд...вительный зв...рёк. Тельце как у мышки. Ушки как у зайца. Задн...е ла...ки как у кенгуру. Хвостик с кисточкой как у л...ва. Если хищ...ник схват...т тушканчика (за) хвост, то кожа слез...т (с) хв...ста и остане(т/ть)ся в зубах врага. А тушканчик уб...жит в норку.
Слова с нулевым окончанием: ______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Упражнение 4
Основы и окончания потерялись. Помогите им найти друг друга. Подберите к каждой основе подходящее окончание. Запишите получившиеся слова.
Основы: уч-, учительск-, учёб-, учени-, ученик-, учител-, учён-, заучива-, учительств-.
Окончания: -о, -ый, -ит, -а, -я, -и, -ий, -е, -ет.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 5
В каждом слове из данных словосочетаний выделите основы. Сложите основы, соединив их при помощи гласных О или Е. Добавьте окончание -ый (-ий). Запишите получившиеся прилагательные.
Образец:
Длинные уши – длинноухий.
Светлые волосы – ________________________________________________________________________
Карие глаза – __________________________________________________________________________
Длинный нос – _________________________________________________________________________
Широкие плечи – ________________________________________________________________________
Толстые щёки – _________________________________________________________________________
Тонкие ноги – __________________________________________________________________________
Седая борода – __________________________________________________________________________
Чёрные усы – ___________________________________________________________________________
Толстое пузо – __________________________________________________________________________
Упражнение 6
Образуйте от данных глаголов новые слова при помощи указанных приставок. Запишите эти слова.
Рвать (по-, вы-, ото-, пре-, надо-, подо-) – _____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Жить (про-, за-, на-, от-, вы-, по-) – _________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лить (по-, за-, вы-, с-, из-, в-) – ____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 7
Из текста «сбежали» приставки. Верните их на место.
_____глянул мальчик в зеркало и чуть не упал. _____видел Петя Зубов, что _____вратился он в высокого, худого, бледного старика. _____росли у него борода, усы. Морщины _____крыли сеткою лицо.
Смотрел на себя Петя, смотрел, и _____тряслась его седая борода.
Крикнул он басом:
— Мама! — и _____бежал прочь из школы.
Бежит он и думает:
— Ну, уж если и мама меня не _____знает, тогда всё _____пало.
_____бежал Петя домой и _____звонил три раза.
Мама _____крыла ему дверь.
Смотрит на Петю и молчит. И Петя молчит тоже...
— Вам кого, дедушка? — _____ просила мама наконец.
— Ты меня не _____знаёшь? — _____шептал Петя.
— Простите — нет, — ответила мама.
_____вернулся бедный Петя и _____шёл куда глаза глядят.
(Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»)
Упражнение 8
«Волшебный квадрат». Каждой клетке «волшебного квадрата» соответствует слово. Закрасьте клетки, соответствующие словам, в которых есть приставки.
Упражнение 9
«Выселите» лишних «жильцов» из домиков. Вычеркните лишние слова из каждой группы.
Упражнение 10
Подберите к данным словам однокоренные слова или формы слова с указанным чередованием согласных.
Слова | Чередования | Однокоренные слова |
дорогой | г//ж | |
посетить | т//щ | |
ходить | д//жд | |
терпеть | п//пл | |
щипать | п//пл | |
носит | с//ш | |
посвятить | т//щ | |
колебаться | б//бл | |
тягостный | г//ж | |
лепить | п//пл | |
золотой | т//ч |
Упражнение 11
Напишите на ветках деревьев слова с указанными морфемами.
Упражнение 12
Выполните морфемный анализ слов по плану.
План морфемного анализа
- Выделите окончание слова и основу.
- Подберите однокоренные слова и выделите корень.
- Выделите приставки и суффиксы.
Образец
Подоконник
Слова для морфемного анализа:
больной
заболит
болезнь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему "Повторение морфемики и словообразования"
Конспект открытого урока...

Раздел программы курса « Русский язык» – «Морфемика» (5 класс) Тема урока : «Повторение и обобщение изученного по разделу «Морфемика»
Цели: 1. Обобщить знания обучающихся по изученному материалу раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи», привести в систему и проверить степень освоенности всех тем.2.Способствовать ра...
Повторение морфемики
5 класс...

Конспект урока русского языка в 5 классе ФГОС "Повторение морфемики"
Конспект урока русского языка 5 класс, проведенного в форме урока-обряда. направлен на повторение морфемики на материале, иллюстрирующем русские обряды, свазанные с празднованием православного праздни...

Творческое повторение разделов фонетика и морфемика
Творческое повторение разделов фонетика и морфемика....
Творческое повторение. Фонетика
Русский язык...















