Творческое повторение. Морфемика
рабочие листы по русскому языку (5 класс)

Русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Творческое повторение. Морфемика255.5 КБ

Предварительный просмотр:

Морфемика

Упражнения

Упражнение 1

Допишите в данных словах правильные окончания. Определите у слов указанные грамматические признаки.

На озер___ – _________ падеж, _________ число;

перед рощ___ – _________ падеж, _________ число;

в очеред___ – _________ падеж, _________ число;

с карандаш___ – _________ падеж, _________ число;

у колюч____ ежа  – _________ падеж, _________ число; _________ род;

в тёмн___ лесу – _________ падеж, _________ число; _________ род;

с син____ лентами – _________ падеж, _________ число;

зимн___ стужу – _________ падеж, _________ число; _________ род;

она вид____ – _________ лицо, _________ число;

ты дума____ – _________ лицо, _________ число;

они скуча____ – _________ лицо, _________ число;

вы посмотр____ – _________ лицо, _________ число.

Упражнение 2

Восстановите текст, вставив нужные окончания. Определите части речи слов с пропущенными окончаниями.

Для смен.... кож.... зме́и ищ.... удобн.... места. Это мож.... быть куча камн.... или груда хвороста. Часто там наход.... много змеин.... кож.... – выползков. Такие участки называ.... змеин..... «раздевалками».

Упражнение 3

Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки. Выпишите из текста все слова с нулевыми окончаниями.

Тушканчик – уд...вительный зв...рёк. Тельце как у мышки. Ушки как у зайца. Задн...е ла...ки как у кенгуру. Хвостик с кисточкой как у л...ва. Если хищ...ник схват...т тушканчика (за) хвост, то кожа слез...т (с) хв...ста и остане(т/ть)ся в зубах врага. А тушканчик уб...жит в норку.

Слова с нулевым окончанием: ______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Упражнение 4

Основы и окончания потерялись. Помогите им найти друг друга. Подберите к каждой основе подходящее окончание. Запишите получившиеся слова.

Основы: уч-, учительск-, учёб-, учени-, ученик-, учител-, учён-, заучива-, учительств-.

Окончания: -о, -ый, -ит, -а, -я, -и, -ий, -е, -ет.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение 5

В каждом слове из данных словосочетаний выделите основы. Сложите основы, соединив их при помощи гласных О или Е. Добавьте окончание -ый (-ий). Запишите получившиеся прилагательные.

Образец:

Длинные уши – длинноухий.

Светлые волосы – ________________________________________________________________________

Карие глаза – __________________________________________________________________________

Длинный нос _________________________________________________________________________

Широкие плечи – ________________________________________________________________________

Толстые щёки _________________________________________________________________________

Тонкие ноги – __________________________________________________________________________

Седая борода – __________________________________________________________________________

Чёрные усы – ___________________________________________________________________________

Толстое пузо – __________________________________________________________________________

Упражнение 6

Образуйте от данных глаголов новые слова при помощи указанных приставок. Запишите эти слова.

Рвать (по-, вы-, ото-, пре-, надо-, подо-) – _____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Жить (про-, за-, на-, от-, вы-, по-) – _________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лить (по-, за-, вы-, с-, из-, в-) – ____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Упражнение 7

Из текста «сбежали» приставки. Верните их на место.

_____глянул мальчик в зеркало и чуть не упал. _____видел Петя Зубов, что _____вратился он в высокого, худого, бледного старика. _____росли у него борода, усы. Морщины _____крыли сеткою лицо.

Смотрел на себя Петя, смотрел, и _____тряслась его седая борода.

Крикнул он басом:

— Мама! — и _____бежал прочь из школы.

Бежит он и думает:

— Ну, уж если и мама меня не _____знает, тогда всё _____пало.

_____бежал Петя домой и _____звонил три раза.

Мама _____крыла ему дверь.

Смотрит на Петю и молчит. И Петя молчит тоже...

— Вам кого, дедушка? — _____ просила мама наконец.

— Ты меня не _____знаёшь? — _____шептал Петя.

— Простите — нет, — ответила мама.

_____вернулся бедный Петя и _____шёл куда глаза глядят.

(Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»)

Упражнение 8

«Волшебный квадрат». Каждой клетке «волшебного квадрата» соответствует слово. Закрасьте клетки, соответствующие словам, в которых есть приставки.


Упражнение 9

«Выселите» лишних «жильцов» из домиков. Вычеркните лишние слова из каждой группы.

Упражнение 10

Подберите к данным словам однокоренные слова или формы слова с указанным чередованием согласных.

Слова

Чередования

Однокоренные слова

дорогой

г//ж

посетить

т//щ

ходить

д//жд

терпеть

п//пл

щипать

п//пл

носит

с//ш

посвятить

т//щ

колебаться

б//бл

тягостный

г//ж

лепить

п//пл

золотой

т//ч

Упражнение 11

Напишите на ветках деревьев слова с указанными морфемами.


Упражнение 12

Выполните морфемный анализ слов по плану.

План морфемного анализа

  1. Выделите окончание слова и основу.
  2. Подберите однокоренные слова и выделите корень.
  3. Выделите приставки и суффиксы.

Образец

Подоконник

Слова для морфемного анализа:

больной

заболит

болезнь

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раздел программы курса « Русский язык» – «Морфемика» (5 класс) Тема урока : «Повторение и обобщение изученного по разделу «Морфемика»

Цели: 1. Обобщить знания обучающихся по изученному материалу раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи», привести в систему и проверить степень освоенности всех тем.2.Способствовать ра...

Повторение "Морфемика и словообразование" (6 кл)

Задания для самостоятельной работы...

Конспект урока русского языка в 5 классе ФГОС "Повторение морфемики"

Конспект урока русского языка 5 класс, проведенного в форме урока-обряда. направлен на повторение морфемики на материале, иллюстрирующем русские обряды, свазанные с празднованием православного праздни...

Творческое повторение разделов фонетика и морфемика

Творческое повторение разделов фонетика и морфемика....