Творческое повторение. Фонетика
рабочие листы по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Фонетика
Теория
Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуки речи.
Не путайте звук и букву!
Звук – то, что мы произносим и слышим.
Буква – то, что мы пишем, то есть знак, обозначающий звук на письме.
Согласные звуки
Согласный звук – это звук, который состоит только из шума ([с], [ш], [т] и др.) или из шума и голоса ([р], [д], [з] и др.).
Парные | Непарные | ||||||||||||||
Сонорные | |||||||||||||||
Звонкие | [б] [б̕ ] | [в] [в̕ ] | [г] [г̕ ] | [д] [д̕ ] | [ж] | [з] [з̕ ] | [й̕ ] | [л] [л̕ ] | [м] [м̕ ] | [н] [н̕ ] | [р] [р̕ ] | ||||
Глухие | [п] [п̕ ] | [ф] [ф̕ ] | [к] [к̕ ] | [т] [т̕ ] | [ш] | [с] [с̕ ] | [х] [х̕ ] | [ц] | [ч̕ ] | [щ̕ ] | |||||
Звонкие непарные согласные (сонорные): [й̕ ], [л], [л̕ ], [м], [м̕ ], [н], [н̕ ], [р], [р̕ ].
Глухие непарные согласные: [х], [х̕ ], [ц], [ч̕ ], [щ̕ ].
Твёрдые непарные согласные: [ж], [ш], [ц].
Мягкие непарные согласные: [й̕ ], [ч̕ ], [щ̕ ].
Важно!
На письме мягкость согласного звука обозначается двумя способами:
- при помощи буквы Ь (мягкий знак): ноль, конь, больно, коньки;
- при помощи букв е, ё, и, я, ю: лес, нёс, лиса, ряд, люк.
Гласные звуки и обозначающие их буквы
Гласный звук – это звук, который состоит только из голоса; при его произнесении воздух проходит через рот свободно, без преград; этот звук образует слог.
Запомните: сколько в слове гласных, столько и слогов.
Гласные бывают ударные (сильная позиция) и безударные (слабая позиция).
На письме гласные звуки обозначаются гласными буквами. Гласных звуков 6, гласных букв 10.
Гласные буквы, которые всегда обозначают 1 звук | Гласные буквы (йотированные), которые могут обозначать 1 или 2 звука | |
А, О, У, Э, Ы, И (март, сосны, суп, эхо, мышь, синий) | Е, Ё, Ю, Я | |
Обозначают 1 звук: Е [Э] Ё [О] Ю [У] Я [А] | Обозначают 2 звука: Е [Й̕ Э] Ё [Й̕ О] Ю [Й̕ У] Я [Й̕ А] | |
Стоят после согласных и служат для их смягчения (лес, лёд, тюль, мяч) | Стоят:
| |
Важно! Буква И после разделительного Ь также может обозначать 2 звука [Й̕ И] (соловьи, волчьи).
Фонетический анализ слова
План фонетического анализа
- Запишите слово, поставьте ударение, разделите на слоги, сосчитайте количество слогов.
- Выпишите из слова по порядку все буквы, запишите звуки, обозначенные буквами, дайте характеристику звукам:
- гласный или согласный;
- для гласных – ударный или безударный;
- для согласных – глухой или звонкий (парный или непарный); твёрдый или мягкий (парный или непарный).
- Сосчитайте количество букв и звуков.
Жёлтые1
Жёл-ты-е – 3 слога.
ж – [ ж ] – согл., звонк. парн., тв. непарн.;
о – [ о́] – гласн., ударн.;
л – [ л ] – согл., звонк. непарн., тв. парн.;
т – [ т ] – согл., глух. парн., тв. парн.;
ы – [ ы ] – гласн., безударн.;
е – [ й’] – согл., звонк. непарн., мягк. непарн.;
[ э ] – гласн., безударн.
_____________________________
6 б., 7 зв.
Упражнения
Упражнение 1
Подпишите картинки. Найдите в записанных словах гласные буквы. Запишите транскрипции звуков, которые обозначены этими буквами.
Картинки | Слова | Транскрипции гласных звуков |
___________________ | _________________________ | |
___________________ | _________________________ | |
___________________ | _________________________ | |
___________________ | _________________________ | |
___________________ | _________________________ | |
___________________ | _________________________ | |
___________________ | _________________________ |
Упражнение 2
Проанализируйте гласные звуки в предложенных словах. Соедините стрелками слова и соответствующие транскрипции гласных звуков.
Слова | Транскрипции гласных звуков | |
рябина | [а́] – [и] – [а] | |
лебеди | [э́] – [и] – [а] | |
дерево | [э́] – [и] – [и] | |
ряженка | [и] – [и́] – [а] |
Упражнение 3
Закрасьте шары со словами, в которых гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук синим цветом, а 2 звука – красным.
Упражнение 4
Прочитайте фрагмент из рассказа Михаила Зощенко «Ёлка». Подчеркните или выделите цветом слова, в которых гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука.
...Вот мы с сестрёнкой Лёлей вошли в комнату. И видим: очень красивая ёлка. А под ёлкой лежат подарки. А на ёлке разноцветные бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки и крымские яблочки.
Моя сестрёнка Лёля говорит:
— Не будем глядеть подарки. А вместо того давай лучше съедим по одной пастилке.
И вот она подходит к ёлке и моментально съедает одну пастилку, висящую на ниточке.
Я говорю:
— Лёля, если ты съела пастилку, то я тоже сейчас что-нибудь съем.
И я подхожу к ёлке и откусываю маленький кусочек яблока...
Упражнение 5
Образуйте от данных фрагментов по два слова, поставив вместо пропуска сначала букву, обозначающую звонкий звук, затем – букву, обозначающую глухой звук. Запишите получившиеся слова.
...алость | у...очка | ||
...ашня | ко...а | ||
...очка | ...ело | ||
...ень | ...ора | ||
...ость | ...ар | ||
Упражнение 6
Поиграйте в «Крестики-нолики». Каждой клетке соответствует слово. Если в слове содержатся только звонкие согласные звуки, то поставьте в соответствующей клетке крестик, а если только глухие – нолик.
Упражнение 7
Прочитайте слова. В каждом слове произнесите звуки в обратном порядке, чтобы получились новые слова. Запишите получившиеся слова буквами в соответствии с правилами русской орфографии.
- из слова лёд получите материал для крыши: ____________________________________________ ;
- из слова лён получите цифру: ________________________________________________________ ;
- из слова шей – просьбу: _____________________________________________________________ ;
- из слова лоб – название настила: ______________________________________________________ ;
- из слова ток – домашнее животное: ___________________________________________________ ;
- из слова лей – название дерева: _______________________________________________________ ;
- из слова шёл – неправду: ____________________________________________________________ ;
- из слова куб – связку, охапку чего-либо: _______________________________________________ .
Упражнение 8
Сосчитайте во всех словах количество букв и звуков и запишите слова в соответствующие колонки таблицы.
Акация, берёза, боярышник, вишня, ель, кешью, магнолия, ольха, пальма, пихта, рябина, сирень, тополь, черёмуха, яблоня, ясень.
Количество букв и звуков совпадает | Букв больше, чем звуков | Звуков больше, чем букв |
___________________________ ___________________________ ___________________________ ___________________________ ___________________________ | ___________________________ ___________________________ ___________________________ ___________________________ ___________________________ | ___________________________ ___________________________ ___________________________ ___________________________ ___________________________ |
Упражнение 9
Выполните фонетический анализ данных слов:
Баян, гармонь, флейта.
___________________________ ___________________________ ___________________________ ___________________________ ___________________________ ___________________________ ___________________________ ___________________________ ___________________________ | ___________________________ ___________________________ ___________________________ ___________________________ ___________________________ ___________________________ ___________________________ ___________________________ ___________________________ | ___________________________ ___________________________ ___________________________ ___________________________ ___________________________ ___________________________ ___________________________ ___________________________ ___________________________ |
Упражнение 10
Составьте синквейн с одним или несколькими словами: ФОНЕТИКА, ЗВУК, НАУКА, БУКВА
1._____________________________________________ 2._____________________________________________ 3._____________________________________________ 4._____________________________________________ 5._____________________________________________ |
1._____________________________________________ 2._____________________________________________ 3._____________________________________________ 4._____________________________________________ 5._____________________________________________ |
Ответы
Упражнение 1
Подпишите картинки. Найдите в записанных словах гласные буквы. Запишите транскрипции звуков, которые обозначены этими буквами.
Картинки | Слова | Транскрипции гласных звуков |
нож | [ó] | |
ложка | [ó] - [а] | |
вилка | [и́] - [а] | |
крышка | [ы́] - [а] | |
чайник | [á] - [и] | |
тарелка | [а] - [э́] - [а] | |
кастрюля | [а] - [ý] - [а] |
Упражнение 2
Проанализируйте гласные звуки в предложенных словах. Соедините стрелками слова и соответствующие транскрипции гласных звуков.
Слова | Транскрипции гласных звуков | |
рябина | [а́] – [и] – [а] | |
лебеди | [э́] – [и] – [а] | |
дерево | [э́] – [и] – [и] | |
ряженка | [и] – [и́] – [а] |
Упражнение 3
Закрасьте шары со словами, в которых гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук синим цветом, а 2 звука – красным.
Упражнение 4
Прочитайте фрагмент из рассказа Михаила Зощенко «Ёлка». Подчеркните или выделите цветом слова, в которых гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука.
...Вот мы с сестрёнкой Лёлей вошли в комнату. И видим: очень красивая ёлка. А под ёлкой лежат подарки. А на ёлке разноцветные бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки и крымские яблочки.
Моя сестрёнка Лёля говорит:
— Не будем глядеть подарки. А вместо того давай лучше съедим по одной пастилке.
И вот она подходит к ёлке и моментально съедает одну пастилку, висящую на ниточке.
Я говорю:
— Лёля, если ты съела пастилку, то я тоже сейчас что-нибудь съем.
И я подхожу к ёлке и откусываю маленький кусочек яблока...
Упражнение 5
Образуйте от данных фрагментов по два слова, поставив вместо пропуска сначала букву, обозначающую звонкий звук, затем – букву, обозначающую глухой звук. Запишите получившиеся слова.
...алость | жалость | у...очка | удочка |
шалость | уточка | ||
...ашня | башня | ко...а | коза |
пашня | коса | ||
...очка | бочка / дочка | ...ело | дело |
почка / точка | тело | ||
...ень | день | ...ора | гора |
тень | кора | ||
...ость | гость | ...ар | жар |
кость | шар |
Упражнение 6
Поиграйте в «Крестики-нолики». Каждой клетке соответствует слово. Если в слове содержатся только звонкие согласные звуки, то поставьте в соответствующей клетке крестик, а если только глухие – нолик.
Х | Х | О |
Х | О | О |
Х | О | О |
Упражнение 7
Прочитайте слова. В каждом слове произнесите звуки в обратном порядке, чтобы получились новые слова. Запишите получившиеся слова буквами в соответствии с правилами русской орфографии.
- из слова лёд получите материал для крыши: лёд [л'от] – [тол'] толь;
- из слова лён получите цифру: лён [л'он] – [нол'] ноль;
- из слова шей – просьбу: шей [шэй'] – [й 'эш] ешь;
- из слова лоб – название настила: лоб [лоп] – [пол] пол;
- из слова ток – домашнее животное: ток [ток] – [кот] кот;
- из слова лей – название дерева: лей [л ' эй'] – [й 'эл'] ель;
- из слова шёл – неправду: шёл [шол] – [лош] ложь;
- из слова куб – связку, охапку чего-либо: куб [куп] – [пук] пук.
Упражнение 8
Сосчитайте во всех словах количество букв и звуков и запишите слова в соответствующие колонки таблицы.
Акация, берёза, боярышник, вишня, ель, кешью, магнолия, ольха, пальма, пихта, рябина, сирень, тополь, черёмуха, яблоня, ясень.
Количество букв и звуков совпадает | Букв больше, чем звуков | Звуков больше, чем букв |
берёза вишня ель кешью пихта рябина черёмуха ясень | ольха пальма сирень тополь | акация боярышник магнолия яблоня |
Упражнение 9
Выполните фонетический анализ данных слов по плану.
План фонетического анализа
- Запишите слово, поставьте ударение, разделите на слоги, сосчитайте количество слогов.
- Выпишите из слова по порядку все буквы, запишите звуки, обозначенные буквами, дайте характеристику звукам:
- гласный или согласный;
- для гласных – ударный или безударный;
- для согласных – глухой или звонкий (парный или непарный); твёрдый или мягкий (парный или непарный).
- Сосчитайте количество букв и звуков.
Образец:
Сено – се́-но – 2 слога.
с [с̕] – согласный, глухой парный, мягкий парный.
е [э́] – гласный, ударный.
н [н] – согласный, звонкий непарный (сонорный), твёрдый парный.
о [а] – гласный, безударный.
_____________________
4 буквы, 4 звука
Слова для фонетического анализа:
Баян, гармонь, флейта.
Баян – ба – я́н – 2 слога
б [б] – согласный, звонкий парный, твёрдый парный.
а [а] – гласный, безударный.
я [й'] – согласный, звонкий непарный (сонорный), мягкий непарный;
[á] – гласный, ударный.
н [н] – согласный, звонкий непарный (сонорный), твёрдый парный.
_______________________
4 буквы, 5 звуков
Гармонь – гар – мо́нь – 2 слога
г [г] – согласный, звонкий парный, твёрдый парный.
а [а] – гласный, безударный.
р [р]- согласный, звонкий непарный (сонорный), твёрдый парный.
м [м] - согласный, звонкий непарный (сонорный), твёрдый парный.
о [о́] - гласный, ударный.
н [н'] - согласный, звонкий непарный (сонорный), мягкий парный.
ь [-]
________________________
7 букв, 6 звуков
Флейта – фле́й – та – 2 слога
ф [ф] – согласный, глухой парный, твёрдый парный.
л [л'] - согласный, звонкий непарный (сонорный), мягкий парный.
е [э́] – гласный, ударный.
й [й́] - согласный, звонкий непарный (сонорный), мягкий непарный.
т [т] - согласный, глухой парный, твёрдый парный.
а [а] – гласный, безударный
____________________________
6 букв, 6 звуков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфографии
С помощью презентации учащиеся могут систематизировать и повторить материал по фонетике, графике и орфографии...
Повторение фонетики
Презентация по теме: "Повторение фонетики"...
Урок русского языка в 9 классе. Тема урока: «Повторение. Фонетика. Орфоэпия. Графика» (продолжение темы).
Повторительно-обобщающий урок по теме: "Фонетика. Орфэпия. Графика". Присутствуют все необходимые этапы урока. Проверка домашнего задания способствует актуализации знаний учащихся. Повторение и обобще...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Повторение фонетики, графики, орфоэпии"
материал презентации содержит материал для повторения фонетики, графики и орфоэпии....

Творческое повторение разделов фонетика и морфемика
Творческое повторение разделов фонетика и морфемика....






















































