Творческое повторение. Фонетика
рабочие листы по русскому языку (5 класс)

Русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Творческое повторение. Фонетика350.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Фонетика

Теория

Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуки речи.

Не путайте звук и букву!

Звук – то, что мы произносим и слышим.

Буква – то, что мы пишем, то есть знак, обозначающий звук на письме.

Согласные звуки

Согласный звук – это звук, который состоит только из шума ([с], [ш], [т] и др.) или из шума и голоса ([р], [д], [з] и др.).

Парные

Непарные

Сонорные

Звонкие

[б] [б̕ ]

[в] [в̕ ]

[г] [г̕ ]

[д] [д̕ ]

[ж]

[з] [з̕ ]

[й̕ ]

[л] [л̕ ]

[м] [м̕ ]

[н] [н̕ ]

[р] [р̕ ]

Глухие

[п] [п̕ ]

[ф] [ф̕ ]

[к] [к̕ ]

[т] [т̕ ]

[ш]

[с] [с̕ ]

[х] [х̕ ]

[ц]

[ч̕ ]

[щ̕ ]

Звонкие непарные согласные (сонорные): [й̕ ], [л], [л̕ ], [м], [м̕ ], [н], [н̕ ], [р], [р̕ ].

Глухие непарные согласные: [х], [х̕ ], [ц], [ч̕ ], [щ̕ ].

Твёрдые непарные согласные: [ж], [ш], [ц].

Мягкие непарные согласные: [й̕ ], [ч̕ ], [щ̕ ].

Важно!

На письме мягкость согласного звука обозначается двумя способами:

  • при помощи буквы Ь (мягкий знак): ноль, конь, больно, коньки;
  • при помощи букв е, ё, и, я, ю: лес, нёс, лиса, ряд, люк.

Гласные звуки и обозначающие их буквы

Гласный звук – это звук, который состоит только из голоса; при его произнесении воздух проходит через рот свободно, без преград; этот звук образует слог.

Запомните: сколько в слове гласных, столько и слогов.

Гласные бывают ударные (сильная позиция) и безударные (слабая позиция).

На письме гласные звуки обозначаются гласными буквами. Гласных звуков 6, гласных букв 10.

Гласные буквы, которые всегда обозначают 1 звук

Гласные буквы (йотированные), которые могут обозначать

1 или 2 звука

А, О, У, Э, Ы, И

(март, сосны, суп, эхо, мышь, синий)

Е, Ё, Ю, Я

Обозначают 1 звук:

Е [Э]

Ё [О]

Ю [У]

Я [А]

Обозначают 2 звука:

Е [Й̕ Э]

Ё [Й̕ О]

Ю [Й̕ У]

Я [Й̕ А]

Стоят после согласных и служат для их смягчения (лес, лёд, тюль, мяч)

Стоят:

  • в начале слова (ель, ёжик, юла, якорь);
  • после гласных (воет, поём, боюсь, заявка);
  • после разделительных Ъ и Ь (подъезд, льёт, вьюга, объявление)

Важно! Буква И после разделительного Ь также может обозначать 2 звука [Й̕ И] (соловьи, волчьи).

Фонетический анализ слова

План фонетического анализа

  1. Запишите слово, поставьте ударение, разделите на слоги, сосчитайте количество слогов.
  2. Выпишите из слова по порядку все буквы, запишите звуки, обозначенные буквами, дайте характеристику звукам:
  • гласный или согласный;
  • для гласных – ударный или безударный;
  • для согласных – глухой или звонкий (парный или непарный); твёрдый или мягкий (парный или непарный).
  1. Сосчитайте количество букв и звуков.

Жёлтые1

Жёл-ты-е – 3 слога.

ж – [ ж ] – согл., звонк. парн., тв. непарн.;

о – [ о́] – гласн., ударн.;

л – [ л ] – согл., звонк. непарн., тв. парн.;

т – [ т ] – согл., глух. парн., тв. парн.;

ы – [ ы ] – гласн., безударн.;

е – [ й’] – согл., звонк. непарн., мягк. непарн.;

      [ э ] – гласн., безударн.

_____________________________

6 б., 7 зв. 

Упражнения

Упражнение 1

Подпишите картинки. Найдите в записанных словах гласные буквы. Запишите транскрипции звуков, которые обозначены этими буквами.

Картинки

Слова

Транскрипции гласных звуков

Описание: нож.png

___________________

_________________________

Описание: ложка.png

___________________

_________________________

Описание: вилка.png

___________________

_________________________

Описание: крышка.png

___________________

_________________________

Описание: чайник.png

___________________

_________________________

Описание: блюдце.png

___________________

_________________________

Описание: кастрюля.png

___________________

_________________________

Упражнение 2

Проанализируйте гласные звуки в предложенных словах. Соедините стрелками слова и соответствующие транскрипции гласных звуков.

Слова

Транскрипции гласных звуков

рябина

[а́] – [и] – [а]

лебеди

[э́] – [и] – [а]

дерево

[э́] – [и] – [и]

ряженка

[и] – [и́] – [а]

Упражнение 3

Закрасьте шары со словами, в которых гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук синим цветом, а 2 звука – красным.

Упражнение 4

Прочитайте фрагмент из рассказа Михаила Зощенко «Ёлка». Подчеркните или выделите цветом слова, в которых гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука.

...Вот мы с сестрёнкой Лёлей вошли в комнату. И видим: очень красивая ёлка. А под ёлкой лежат подарки. А на ёлке разноцветные бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки и крымские яблочки.

Моя сестрёнка Лёля говорит:

— Не будем глядеть подарки. А вместо того давай лучше съедим по одной пастилке.

И вот она подходит к ёлке и моментально съедает одну пастилку, висящую на ниточке.

Я говорю:

— Лёля, если ты съела пастилку, то я тоже сейчас что-нибудь съем.

И я подхожу к ёлке и откусываю маленький кусочек яблока...

Упражнение 5

Образуйте от данных фрагментов по два слова, поставив вместо пропуска сначала букву, обозначающую звонкий звук, затем – букву, обозначающую глухой звук. Запишите получившиеся слова.

...алость

у...очка

...ашня

ко...а

...очка

...ело

...ень

...ора

...ость

...ар

Упражнение 6

Поиграйте в «Крестики-нолики». Каждой клетке соответствует слово. Если в слове содержатся только звонкие согласные звуки, то поставьте в соответствующей клетке крестик, а если только глухие – нолик.

Упражнение 7

Прочитайте слова. В каждом слове произнесите звуки в обратном порядке, чтобы получились новые слова. Запишите получившиеся слова буквами в соответствии с правилами русской орфографии.

  1. из слова лёд получите материал для крыши: ____________________________________________ ;
  2. из слова лён получите цифру: ________________________________________________________ ;
  3. из слова шей – просьбу: _____________________________________________________________ ;
  4. из слова лоб – название настила: ______________________________________________________ ;
  5. из слова ток – домашнее животное: ___________________________________________________ ;
  6. из слова лей – название дерева: _______________________________________________________ ;
  7. из слова шёл – неправду: ____________________________________________________________ ;
  8. из слова куб – связку, охапку чего-либо: _______________________________________________ .

Упражнение 8

Сосчитайте во всех словах количество букв и звуков и запишите слова в соответствующие колонки таблицы.

Акация, берёза, боярышник, вишня, ель, кешью, магнолия, ольха, пальма, пихта, рябина, сирень, тополь, черёмуха, яблоня, ясень.

Количество букв и звуков совпадает

Букв больше, чем звуков

Звуков больше, чем букв

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________


Упражнение 9

Выполните фонетический анализ данных слов:

Баян, гармонь, флейта.

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

 Упражнение 10

Составьте синквейн с одним или несколькими словами: ФОНЕТИКА, ЗВУК, НАУКА, БУКВА

1._____________________________________________

2._____________________________________________

3._____________________________________________

4._____________________________________________

5._____________________________________________

1._____________________________________________

2._____________________________________________

3._____________________________________________

4._____________________________________________

5._____________________________________________

Ответы

Упражнение 1

Подпишите картинки. Найдите в записанных словах гласные буквы. Запишите транскрипции звуков, которые обозначены этими буквами.

Картинки

Слова

Транскрипции гласных звуков

Описание: нож.png

нож

[ó]

Описание: ложка.png

ложка

[ó] - [а]

Описание: вилка.png

вилка

[и́] - [а]

Описание: крышка.png

крышка

[ы́] - [а]

Описание: чайник.png

чайник

[á] - [и]

Описание: блюдце.png

тарелка

[а] - [э́] - [а]

Описание: кастрюля.png

кастрюля

[а] - [ý] - [а]


Упражнение 2

Проанализируйте гласные звуки в предложенных словах. Соедините стрелками слова и соответствующие транскрипции гласных звуков.

Слова

Транскрипции гласных звуков

рябина

[а́] – [и] – [а]

лебеди

[э́] – [и] – [а]

дерево

[э́] – [и] – [и]

ряженка

[и] – [и́] – [а]

Упражнение 3

Закрасьте шары со словами, в которых гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук синим цветом, а 2 звука – красным.

Упражнение 4

Прочитайте фрагмент из рассказа Михаила Зощенко «Ёлка». Подчеркните или выделите цветом слова, в которых гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука.

...Вот мы с сестрёнкой Лёлей вошли в комнату. И видим: очень красивая ёлка. А под ёлкой лежат подарки. А на ёлке разноцветные бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки и крымские яблочки.

Моя сестрёнка Лёля говорит:

— Не будем глядеть подарки. А вместо того давай лучше съедим по одной пастилке.

И вот она подходит к ёлке и моментально съедает одну пастилку, висящую на ниточке.

Я говорю:

— Лёля, если ты съела пастилку, то я тоже сейчас что-нибудь съем.

И я подхожу к ёлке и откусываю маленький кусочек яблока...


Упражнение 5

Образуйте от данных фрагментов по два слова, поставив вместо пропуска сначала букву, обозначающую звонкий звук, затем – букву, обозначающую глухой звук. Запишите получившиеся слова.

...алость

жалость

у...очка

удочка

шалость

уточка

...ашня

башня

ко...а

коза

пашня

коса

...очка

бочка / дочка

...ело

дело

почка / точка

тело

...ень

день

...ора

гора

тень

кора

...ость

гость

...ар

жар

кость

шар

Упражнение 6

Поиграйте в «Крестики-нолики». Каждой клетке соответствует слово. Если в слове содержатся только звонкие согласные звуки, то поставьте в соответствующей клетке крестик, а если только глухие – нолик.

Х

Х

О

Х

О

О

Х

О

О

Упражнение 7

Прочитайте слова. В каждом слове произнесите звуки в обратном порядке, чтобы получились новые слова. Запишите получившиеся слова буквами в соответствии с правилами русской орфографии.

  1. из слова лёд получите материал для крыши: лёд [л'от]  [тол'] толь;
  2. из слова лён получите цифру: лён [л'он]  [нол'] ноль;
  3. из слова шей – просьбу: шей [шэй']  [й 'эш] ешь;
  4. из слова лоб – название настила: лоб [лоп]  [пол] пол;
  5. из слова ток – домашнее животное: ток [ток]  [кот] кот;
  6. из слова лей – название дерева: лей [л ' эй']  [й 'эл'] ель;
  7. из слова шёл – неправду: шёл [шол]  [лош] ложь;
  8. из слова куб – связку, охапку чего-либо: куб [куп]  [пук] пук.

Упражнение 8

Сосчитайте во всех словах количество букв и звуков и запишите слова в соответствующие колонки таблицы.

Акация, берёза, боярышник, вишня, ель, кешью, магнолия, ольха, пальма, пихта, рябина, сирень, тополь, черёмуха, яблоня, ясень.

Количество букв и звуков совпадает

Букв больше, чем звуков

Звуков больше, чем букв

берёза

вишня

ель

кешью

пихта

рябина

черёмуха

ясень

ольха

пальма

сирень

тополь

акация

боярышник

магнолия

яблоня

Упражнение 9

Выполните фонетический анализ данных слов по плану.

План фонетического анализа

  1. Запишите слово, поставьте ударение, разделите на слоги, сосчитайте количество слогов.
  2. Выпишите из слова по порядку все буквы, запишите звуки, обозначенные буквами, дайте характеристику звукам:
  • гласный или согласный;
  • для гласных – ударный или безударный;
  • для согласных – глухой или звонкий (парный или непарный); твёрдый или мягкий (парный или непарный).
  1. Сосчитайте количество букв и звуков.

Образец:

Сено – се́-но – 2 слога.

с [с̕] – согласный, глухой парный, мягкий парный.

е [э́] – гласный, ударный.

н [н] – согласный, звонкий непарный (сонорный), твёрдый парный.

о [а] – гласный, безударный.

_____________________

4 буквы, 4 звука

Слова для фонетического анализа:

Баян, гармонь, флейта.

Баян – ба – я́н – 2 слога

б [б] – согласный, звонкий парный, твёрдый парный.

а [а] – гласный, безударный.

я [й'] – согласный, звонкий непарный (сонорный), мягкий непарный;

    [á] – гласный, ударный.

н [н] – согласный, звонкий непарный (сонорный), твёрдый парный.

_______________________

4 буквы, 5 звуков

Гармонь – гар – мо́нь – 2 слога

г [г] – согласный, звонкий парный, твёрдый парный.

а [а] – гласный, безударный.

р [р]- согласный, звонкий непарный (сонорный), твёрдый парный.

м [м] - согласный, звонкий непарный (сонорный), твёрдый парный.

о [о́] - гласный, ударный.

н [н'] - согласный, звонкий непарный (сонорный), мягкий парный.

ь [-]

________________________

7 букв, 6 звуков

Флейта – фле́й – та – 2 слога

ф [ф] – согласный, глухой парный, твёрдый парный.

л [л'] - согласный, звонкий непарный (сонорный), мягкий парный.

е [э́] – гласный, ударный.

й [й́] - согласный, звонкий непарный (сонорный), мягкий непарный.

т [т] - согласный, глухой парный, твёрдый парный.

а [а] – гласный, безударный

____________________________

6 букв, 6 звуков

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфографии

С помощью презентации учащиеся могут систематизировать и повторить материал по фонетике, графике и орфографии...

Повторение фонетики

Презентация по теме: "Повторение фонетики"...

Урок русского языка в 9 классе. Тема урока: «Повторение. Фонетика. Орфоэпия. Графика» (продолжение темы).

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Фонетика. Орфэпия. Графика". Присутствуют все необходимые этапы урока. Проверка домашнего задания способствует актуализации знаний учащихся. Повторение и обобще...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Повторение фонетики, графики, орфоэпии"

материал презентации содержит материал для повторения фонетики, графики и орфоэпии....

Творческое повторение разделов фонетика и морфемика

Творческое повторение разделов фонетика и морфемика....