ЕГЭ. Практикум. Задание 16
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Елисова Татьяна Сергеевна

Практические задания для отработки 16 заданиея ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 16_zadanie_praktika.docx24.77 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАКТИКУМ. ЗАДАНИЕ 16

1. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Для развития личности полезны и искусство и наука и жизненный опыт.

2) Грубое или даже нелюбезное поведение людей может испортить настроение окружающим.

3) Память накапливает добрый опыт и традиции и постоянно противостоит уничтожающей силе времени.

4) Хорошие манеры и правильно выработанное поведение принесут человеку как хорошее настроение так и уважение окружающих.

5) Белый теплоход уверенно рассекал невысокие волны и только по лёгкому дрожанию корпуса пассажиры догадывались о начале морской качки.

2. Расставьте знаки препинания.

1) Небо раскололось от оглушительного удара грома и лошади понеслись вскачь.

2) В гавани огни фонарей столпились в разноцветную группу и видны были стволы мачт.

3) То по крутым берегам серой стеной стояло осиновое мелколесье то дуплистая ива лежала поперёк реки то река уходила торжественным поворотом в леса.

4) Я погасил костёр и пошёл вниз по реке.

5) Дыхание осенних ветров то прохватывает тайгу болотной сединой то вплетает в неё золотые и серебристо-жёлтые пряди.

3. Расставьте знаки препинания.

1) Произведения этого поэта как при его жизни так и после смерти причисляли к образцам русской классической литературы.

2) Солнце дарит фруктам и ягодам тепло и наливает их сладким соком и спелостью.

3) Небо заволокло не то тучами не то туманом не то мглой.

4) Вода отражала небо и была то серого то бирюзового то молочного цвета.

5) Горы необыкновенно хороши и мы невольно ощущали чувство бодрости и Радости.

4. Расставьте знаки препинания.

1) Весной я глотал сам и заставлял глотать сестрёнку глазки проросшей картошки и зёрна овса и ржи.

2) Кем был налит стакан до половины и почему нет вазы на столе?

3) Сын ни дать ни взять отец в молодости.

4) В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полка М. Ю. Лермонтова и в том же году в Омске в семье штабс-капитана того же Тенгинского пехотного полка А. М. Врубеля родился сын – будущий художник Михаил Врубель.

5) К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека и непонятные узоры с беспорядочными переплетениями волнистых линий.

5. Расставьте знаки препинания.

1) Эти ворота открывались только днём и оставались закрытыми всю ночь.

2) Слова и музыка этой песни написаны одним и тем же человеком.

3) Невозможно было ни купить это лекарство ни заказать его в аптеке.

4) Я всё чаще задумывался о предстоящем экзамене и эта мысль подгоняла меня заниматься ещё усиленнее.

5) Воробьи и голуби клевали хлебные крошки и пшённую крупу.

6. Расставьте знаки препинания.

1) На этой дорожке можно встретить не только ёжика но и полевую мышь.

2) Впервые я встретил этого человека у друзей и с тех пор старался избегать его.

3) В ходе испытаний была доказана эффективность препарата и не пострадало ни одно живое существо.

4) Он отложил книгу и очки в сторону и широко зевнул.

5) В море резвились и дети и взрослые и дельфины и медузы.

7. Расставьте знаки препинания.

1) Прошёл короткий ливень и на улицах запахло горькой сладостью берёзовых почек.

2) Во время частых зимних штормов в порту ревели басами океанские пароходы и скрипело от ветра окно.

3) Пробил третий звонок и поезд тронулся.

4) Луг пахнет сеном и травой и убаюкивает трескотнёй кузнечиков.

5) И пращ и стрела и лукавый кинжал щадят победителя годы.

8. Расставьте знаки препинания.

1) Небо потускнело ветер начал пылить по дороге и в степи стало скучно.

2) Несколько ответов на вопросы показали не только его эрудицию но и глубокий ум.

3) Мы увидели заросли земляники и лесной малины и решили наполнить наши корзинки.

4) То за соседним кустом начнёт кричать коростель то с крошечным гулом ударит пудовая рыба то оглушительно выстрелит в костре ивовый прут и разбрызжет искры то над зарослями начнёт разгораться багровое солнце.

5) Человека воспитывает и искусство и наука.

9. Расставьте знаки препинания.

1) С утра было прохладно ветрено а от реки наползал сырой волокнистый туман.

2) Туристы пробирались среди сугробов мягкого и рыхлого снега и вязли в густой грязи.

3) Костю не слишком радовало наше посещение и он демонстративно отвернулся от нас.

4) Короток зимний день да ночь длинна.

5) Зима ударила морозцем по полям и лесам и закружила позёмкой по дорогам

10. Расставьте знаки препинания

1) Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснёт бойкая рыба и прибрежный тростник слабо зашумит едва колеблемый набежавшей волной.

2)Сальвадор Дали считал существование на публике ещё одной гранью творчества и постоянно провоцировал скандальный интерес к своей особе.

3) Солнце ещё греет по-летнему но трава уже чуть-чуть пожелтела.

4) Вся трава была мокрая и лечь на неё было нельзя.

5) Бывшие княгини графини генеральши жили в крестьянских избах со слюдяными окнами и дымящей печью.

11. Расставьте знаки препинания.

1) В такую бурю волк не рыщет и медведь не вылезает из берлоги.

2) Черёмуха расцвела лишь в первых числах июня а сирень ещё позже.

3) Осень снимала с лесов с полей густые цвета смывала дождями зелень рощи делались сквозными.

4) Судьбу Пушкина можно назвать и отдельной судьбой и судьбой народной.

5) Звук то приближался и нарастал то слышался глуше то уходил куда-то за горизонт.

12. Расставьте знаки препинания.

1) Прошёл короткий ливень и на улицах запахло горькой сладостью берёзовых  почек.

2) Возможности русского языка необъятны и засорять его иностранными словами и жаргоном ни к чему.

3) Официально-деловой стиль речи отличается точностью формулировок и обилием устойчивых оборотов речи.

4) Зимним утром прилетают на берёзу тетерева и клюют бурые серёжки.

5) Алексей понимал и журчание ручья и говор листвы и шёпот трав.

13. Расставьте знаки препинания.

1) Бравурная мелодия или минуты тишины поскрипывание половиц или стук ножей на кухне говорили о биении жизни и её противоречивости.

2) Задует холодный ветер-озорник и уронят тогда деревья свой последний наряд.

3) Метель плачет и скулит воет и стонет напоминает о чём-то и о чём-то спрашивает

4) Среди надписей на древних зданиях можно прочитать то эпиграмму на соседа то запись о каком-то событии то автографы исторических лиц.

5) Слова-штампы ничему не учат и ничего не сообщают

14. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Зимой я либо ходил на охоту либо катался с ребятами с горы либо прогуливался с ними на лыжах.

2) С такими-то данными и с вопросником в кармане я оглянулся вокруг, встав посреди нашей деревни.

3) Прозрачный лес один чернеет и ель сквозь иней зеленеет и речка подо льдом блестит.

4) Сон одолел меня и я заснул в каком-то блаженном упоении.

5) Ничего не было известно о происхождении этого минерала и строились самые фантастические предположения.

15. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) При свете молнии стали видны дома и сараи и стволы мокрых деревьев.

2) Ночь уже ложилась на горы и туман начинал бродить по ущельям.

3) Задолго до рассвета Ильинична затопила печь и к утру уже выпекла хлеб и насушила две сумки сухарей.

4) Соловьи по-прежнему пели страстно и звонко нежно и удало.

5) Персонажи мультфильмов могут быть и рисованными и деревянными и пластиковыми.

16. Укажите предложения, в которых  нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Андерсен сделал сказку интересной как для взрослых так и для детей. 
2) Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в голове Оленина. 
3) Кум стоял ни жив ни мертв. 
4) Уже в 20-е годы XIX века поезда перекрыли скорость самой быстрой лошади вдвое и втрое и стали лучшим средством передвижения. 
5) Внезапно из-за леса выползла темная туча и сразу стало свежо. 

17. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом то полыхают на чёрных тучах. 
2) От сквозняков сами по себе отворялись двери и окна и захлопывались с невероятным грохотом. 
3) В отсутствие Риты Басков все соседние и дальние каменья на животе излазал и высмотрел. 
4) Через пять дней после их единственного и незабываемого вечера в Парке культуры и отдыха имени Горького сосед подарил Соне тоненькую книжечку Блока и ушёл добровольцем на фронт. 
5) Поначалу болото было неглубоким и Лиза успела успокоиться и даже повеселела. 

18. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Суриков явился не только наследником но и великим новатором русской исторической живописи. 
2) Сама личность А.И. Куинджи привлекала молодёжь и служила ей ярким примером беззаветной преданности искусству. 
3) На долю Архипа Куинджи выпали громкая слава и забвение широкая популярность и непонимание. 
4) И стар и млад приобщается к красоте пейзажей Куинджи. 
5) На выставке картин Куинджи выступали художники и горячо спорили критики. 

19. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Морозный и тонкий воздух защипал в носу и иголочками уколол щёки. 
2) Илья Репин любил называть себя «посредственным тружеником» и ежедневным каторжным трудом отрабатывал своё громкое имя. 
3) Ветер засвистел и зашумел в вершинах сосен загудел и завыл в печных трубах. 
4) После чемпионата мира по футболу радовались и тренер и футболисты и болельщики команды. 
5) Тринадцатилетним мальчиком Репин попал на выучку к иконописцу и через три года его стали приглашать в соседние губернии расписывать церкви и писать образа. 

20. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Мне жилось плохо и я часто плакал тайком. 
2) Мы мало знаем о характере Аносова и его привычках о страстях этого человека и его заблуждениях. 
3) Кое-где при дороге попадаются угрюмая ракита да молодая берёзка. 
4) Василий Львович не расслышал её слов или не придал им настоящего значения. 
5) А в лесу трубит рог и раздаются крики загонщиков. 

21. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Луговая и степная трава очень отличаются друг от друга. 
2) Месяц и звёзды кротко и ясно смотрели на спящее село и лес. 
3) Как мой отец так и дедушка не поддержали решение матери уйти с работы. 
4) За стеной выл ветер и грозно шумело море. 
5) Уже давно смеркалось и мне отчаянно захотелось вернуться в тепло и уют. 

22. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) В утреннем воздухе звенели птицы и голова была полна романтических историй. 
2) Всё блестит нежится и страстно тянется к солнцу. 
3) Длинные и закопчённые сверху трубы выпускают клубы чёрного и грязного дыма. 
4) Под огромным старым клёном росли фиалки и стелился по земле вьюнок. 
5) Ни свет ни заря в пустынных залах филармонии начинала звучать музыка. 

23. Укажите предложения, в которых  нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Орден святого Андрея Первозванного мог быть получен и за военные и за штатские заслуги. 
2) Георгиевский крест давался только военным за боевые заслуги и его никогда нельзя было снимать. 
3) Многочисленная и разнородная по своему составу знать противостояла в целом мелким чиновникам и купцам. 
4) В Древней Руси удар тыльной стороной кисти или кулака считался бесчестным и позорным. 
5) Любовь гоголевской эпохи — это и вечная человеческая любовь и любовь Чичикова и любовь Хлестакова.

24. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Проникновенная любовь к родным местам и заснеженным просторам манит к себе рождает раздумья о горечи утрат и тревогу за будущее. 
2) В самом языке заключены и образы и ритм и рифмы и аллитерации. 
3) Язык многообразен и многозвучен и разнотонен. 
4) Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в его голове. 
5) Воздух лёгок и чист и замёрзла река. 

25. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1)  Сначала молодой человек был равнодушен и спокоен однако последние слова поразили его задели за живое.

2)  Тему судьбы поколения 30-х годов в лирике М. Ю. Лермонтова можно осмыслить как в узком литературном контексте так и в широкой социальной и историко-культурной перспективе.

3)  Этот генерал обладает не только военным талантом но и хорошими организаторскими способностями пользуется авторитетом в армии.

4)  Сюжет романа И. А. Гончарова «Обломов» выглядит растянутым и нединамичным осложнён и нагружен параллельными сюжетными линиями.

5)  Весна и лето прошли для молодых супругов и их родителей быстро и неприметно.

26. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1)  В пушкинских стихах Петербургского периода любовная лирика представлена слабо но зато примечательно использование поэтического языка любовной лирики в стихотворениях с гражданской тематикой.

2)  Конфликт мечты и реальности является основой романтического мировосприятия М. Ю. Лермонтова и многих других поэтов-романтиков.

3)  Мир Раскольникова и Свидригайлова в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского изображается с помощью целого ряда сходных или очень близких мотивов.

4)  Платёж можно совершить не только в отделении банка но и через телефон и Интернет.

5)  Погода была сухая и не слишком холодная и я пошёл бродить вокруг маленького но очень уютного селения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум заданий ОГЭ, 9 класс

В данной презентации задания, вызывающие наибольшую сложность у ребят в 9 классе при сдаче ОГЭ. Их можно проработать всем классом во время консультации, ещё раз проговорив алгоритмы решений и ответы....

Русский язык. Практикум. Задания части 2

ОГЭ. Русский язык. Практикум. Задания части 2              Г.Т.Егораева ....

ЕГЭ по русскому языку. Задание 9. Тренажёр-практикум "Задание 9 ЕГЭ по русскому языку. Правописание корней"

Безударные гласные в корне – проверяемые, чередующиеся и другие – представляют собой одну из наиболее важных орфограмм русского языка. Презентация представляет собой тренажёр по отра...

Подготовка к ОГЭ. Практикум. Задание 3.

Практикум по зданию 3 "Пунктуационный анализ"...