ЕГЭ. Теория. Задание 18
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)
Теоретический материал по теме "ВВодные слова и обращения"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Задание 18.ЕГЭ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ СО СЛОВАМИ И КОНСТРУКЦИЯМИ,
ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Формулировка задания. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте кото-
рой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Алина(1) сжальтесь(2) надо мною.
Не смею требовать любви.
Быть(3) может(4) за грехи мои(5)
Мой ангел(6) я любви не стою!
Но притворитесь! Этот взгляд
Всё может выразить так чудно!
Ах(7) обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!
(А.С. Пушкин)
Правильный ответ: 1,4,5,6,7
Алгоритм выполнения:
1. Сделайте синтаксический разбор предложения (определите главные и второстепенные предложения).
2. Найдите вводные слова или обращения: чтобы это сделать, нужно помнить, что они не являются членами предложения и не связаны с ними никакими связями. Чаще всего интуитивно это проверяется так: их можно убрать из предложения без искажения смысла.
3. Вспомните, что является вводным словом, а что не является. Если перед вами вводное слово/словосочетание, то обратите внимание на рядом стоящие союзы.
Помните о том, что не являются вводными и не выделяются запятыми
– как будто, словно;
– частицы и некоторые наречия:
авось, большей частью, будто, буквально, вдобавок, ведь, в конечном счете, вроде бы, вряд ли, всё равно, всё-таки, даже, именно, иногда, как будто, как бы, к тому же, лишь, между тем, наверняка, на редкость, небось, непременно, определенно, отчасти, по крайне мере, поистине, по-прежнему, поэтому, просто, пусть, решительно, словно, тем не менее, только, якобы, вдруг, однажды
4. Если перед вами обращение, то важно помнить, что оно может состоять из нескольких слов, может повторяться: от этого зависит количество запятых.
5. Примените теорию, вспомните исключения по темам.
6. Запишите ответ в бланк.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ВЫДЕЛЕНИИ ВВОДНЫХ СЛОВ
Вводные слова – слова, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает.
Значения вводных слов | Примеры вводных слов | |
Степень достоверности сообщения: | ||
большая степень уверенности | безусловно, разумеется, без сомнения, несомненно, конечно, бесспорно, действительно, само собой | |
меньшая степень уверенности, предположение | вероятно, кажется, может, может быть, быть может, наверно, наверное, возможно, пожалуй, должно быть, думаю, надо полагать, очевидно, по-видимому, видимо, видно, не правда ли, в самом деле, по всей вероятности | |
Различные чувства: | ||
радость, удовольствие | к счастью, к радости, к общей радости, на радость, к удовольствию, на счастье | |
сожаление, огорчение | к (большому, великому) огорчению, к прискорбию, к сожалению, жаль, к несчастью, на беду, как нарочно, как назло, к стыду, по несчастью | |
удивление | к удивлению, к изумлению, странное дело, удивительное дело | |
страх, опасение | ужас, чего доброго, неровен час, к ужасу | |
Источник сообщения: | ||
сам говорящий | С моей точки зрения, по-моему, думаю, вижу, помнится, известно, на мой взгляд, по моему мнению | |
другие люди | по-вашему, говорят, по слухам, по преданию, слышно, по наблюдению…, по выражению…, по мнению…, по словам…, с точки зрения…, по утверждению…, по рассказам…, по сообщению…, по сведениям… | |
Обращение к собеседнику: | ||
привлечение внимания | Позвольте, помилуйте, поймите, послушайте, согласитесь, понимаете, знаете, видите ли, видишь ли, вообразите, заметьте (себе), помните | |
выражение вежливости | извините, простите, пожалуйста, будьте добры, спасибо, будьте любезны | |
Оформление мысли: | ||
связь мыслей, порядок | перечисление: например, во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, далее; | |
способ оформления мыслей | другими словами, кроме того, иначе говоря, короче, короче говоря, | |
Примечание: Многие из перечисленных в таблице слов могут выступать как в роли вводных, так и членов предложения (тогда запятыми они не выделяются).
Пример: Бабушка, казалось, дремала… – Мне все это лишь казалось.
Приемы для различения вводных слов и схожих с ними по звучанию членов предложения:
1) Вводные слова можно изъять из предложения или заменить их другими вводными словами.
Примеры: Бабушка, казалось, дремала. Бабушка дремала. (Вводное слово можно изъять из предложения)
Бабушка, видимо, дремала. (Вводное слово «казалось» заменили вводным словом с тем же значением «видимо».)
2) Член предложения без изменения смысла предложения изъять или заменить вводным словом нельзя.
Пример: Мне все это лишь казалось. ( «казалось» является сказуемым и не может быть заменено вводным
Является вводным словом и выделяется запятыми | Не является вводным словом и не выделяется запятыми |
ОДНАКО | |
Если стоит в середине предложения и его нельзя заменить союзом НО. Пример: Он был, однако, угрюм и молчалив | Если стоит в начале или в середине предложения и его можно заменить союзом НО. Пример: Однако (= но) он ничего не знает. Ветер утих, однако (= но) шторм продолжался. |
НАКОНЕЦ | |
Если указывает на связь излагаемых мыслей и имеет значение И ЕЩЁ (часто вводному слову НАКОНЕЦ предшествуют слова ВО-ПЕРВЫХ, ВО- ВТОРЫХ или С ОДНОЙ СТОРОНЫ, С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, а слово НАКОНЕЦ является замыкающим перечисление). Пример: Летом можно поехать на море или к друзьям и, наконец (= и ещё), можно отдохнуть на даче. Во-первых, ты опоздал, во-вторых, не принес работу и, наконец, пролил сок на рисунок. | Если его можно заменить словосочетанием В КОНЦЕ КОНЦОВ или оно имеет значение ПОСЛЕ ВСЕГО, ПОД КОНЕЦ, В РЕЗУЛЬТАТЕ ВСЕГО (обычно в этом случае к нему можно добавить частицу –ТО). Пример: Измученные, грязные, мокрые, мы наконец (= после всего, в результате всего) достигли берега. |
ЗНАЧИТ | |
Если синонимично словам СЛЕДОВАТЕЛЬНО, СТАЛО БЫТЬ. Пример: Родятся люди, женятся, умирают; значит (= следовательно), так нужно, значит (= стало быть), хорошо | Если близко по смыслу словам ОЗНАЧАЕТ, ЭТО. Пример: Бороться – значит (= означает) победить. |
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО | |
Стоит в начале предложения, выражает уверенность и имеет значение В САМОМ ДЕЛЕ, ПРАВДА. Пример: Действительно (= в самом деле),его работа интересна. | Не выделяется запятыми, если стоит в середине или в конце предложения. Пример: Его работа действительно интересна. |
Другие примеры вводных слов и омонимичных им частей речи | |
Натворят, БЫВАЛО, такого, что волосы дыбом встают от самочинных действий. | За ужином все вели себя как ни в чём не БЫВАЛО и мирно обсуждали практические детали переезда. |
Он, КСТАТИ, мне так и не объяснил ничего. | Это было КСТАТИ, как раз сегодня у меня было назначено свидание с корреспондентом. |
Иногда, НАОБОРОТ, возникает имя, а за ним ничего не стоит | Фетисычем его звали за рассудительность, которая приходилась то кстати, а то и совсем НАОБОРОТ |
А слава, В КОНЦЕ КОНЦОВ, ― дело наживное. | В КОНЦЕ КОНЦОВ он очутился на самом верху угловой башни... |
На перекрёсток этот выкатывается ещё несколько улиц, ТАКИМ ОБРАЗОМ, получается площадь | Приглашение было составлено ТАКИМ ОБРАЗОМ, что они могли ехать в любое время. |
В четвёртый, МОЖЕТ БЫТЬ, раз пожав хозяину руку, гость ступил за порог… | Ей не МОЖЕТ БЫТЬ шестьдесят три года. |
Он брал меня с собой на свои выступления, что было для меня, С ОДНОЙ СТОРОНЫ, комфортабельно, но с другой ― грызло моё честолюбие. | Они взяли её на руки и потащили к большому, обгоревшему С ОДНОЙ СТОРОНЫ дереву. |
Слова, которые ВСЕГДА являются вводными и выделяются запятыми: КОНЕЧНО, ВО-ПЕРВЫХ, ВО-ВТОРЫХ, В-ТРЕТЬИХ, ИТАК, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, НЕСОМНЕННО, ПО- ВИДИМОМУ, ПОЖАЛУЙСТА, ДЕСКАТЬ.
Cлова, которые НЕ ЯВЛЯЮТСЯ вводными (частицы и наречия, которые не выделяются на письме запятыми): авось, большей частью, будто, буквально, вдобавок, ведь, в конечном счете, вроде бы, вряд ли, всё равно, всё-таки, даже, именно, иногда, как бы, к тому же, лишь, между тем, наверняка, на редкость, небось, непременно, определенно, отчасти, по крайне мере, поистине, по-прежнему, поэтому, просто, пусть, решительно, словно, тем не менее, только, якобы. КАК БУДТО, СЛОВНО, ВДРУГ, ОДНАЖДЫ
Некоторые важные правила постановки знаков препинания при вводных словах:
1. Вводное слово отделяется от предшествующего союза запятой, если это вводное слово можно выбросить из предложения или переставить в другое место без нарушения его структуры.
ПРИМЕР: Мы решили продолжать путь без проводника, но, к великой нашей досаде, совсем потеряли дорогу. (Можно выбросить вводную конструкцию из предложения, и оно будет выглядеть следующим образом: Мы решили продолжать путь без проводника, но совсем потеряли дорогу.)
2. Вводное слово не отделяется от предшествующего союза запятой, если изъятие вводного слова из предложения или его перестановка невозможны. ПРИМЕР: Он вернется сегодня, а может быть, завтра.
3. Не отделяются запятой вводные слова от союзов, употреблённых в абсолютном начале предложения.
ПРИМЕР: И действительно, всё у него получалось удивительно вовремя и складно.
Знаки препинания при ОБРАЩЕНИЯХ
Обращения – слова и сочетания слов, которые называют адресата речи (того, к кому или к чему обращаются с речью). В предложении обращение (вместе со всеми относящимися к нему словами) выделяется ЗАПЯТЫМИ с двух сторон.
Обращениями служат: имена, отчества и фамилии, названия лиц по степени родства; названия или клички животных; названия предметов или явлений неживой природы, географические наименования.
Роль обращения в предложении обычно выполняет существительное в именительном падеже или другая часть речи в значении существительного (прилагательное, причастие и т.д.):
Ты очень занят, Павел? Отпусти меня, родная, на простор широкий.
Обращение может быть распространено пояснительными словами: Трудов твоих, мой друг, я не забуду.
Когда речь адресована не одному, а нескольким лицам, имена этих лиц обычно соединяются сочинительным союзом И., тогда они не отделяются друг от друга запятой: Девочки и мальчики, сегодня мы идем на концерт.
Если между обращениями нет союза И, то они отделяются запятой.
Приветствую тебя, пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья…
Сравните примеры, в одном из которых слово бабушка является подлежащим, а в другом – обращением:
1) Бабушка говорит со мною шёпотом (М. Горький) – подлежащее.
2) Люблю я тебя, бабушка (М. Горький) – обращение
Обращение может быть расположено в начале, в середине и в конце предложения: Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! Держи, товарищ, порох сухим. Как недогадлива ты, няня!
Обращение возможно не только к лицам, и к неодушевлённым предметам:
Спасибо, сторона родная, за твой врачующий простор! (Н.А. Некрасов)
Если после обращения имеется определение или приложение, то оно обособляется; такое определение воспринимается как второе обращение. Дедушка, миленький, где ж ты был? (Распутин)
Частицы и междометия перед обращением
Частицы О, АХ, А и другие, стоящие перед обращениями, от них не отделяются. | Междометие перед обращением отделяется запятой или восклицательным знаком. Примеры: В качестве междометия может выступать и слово О (в значении ах): О, моя утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств |
Междометие ЭЙ (как призыв к вниманию) может и само выступать в качестве обращения.
Пример: — Эй, берегись! Устроишь замыкание!
Местоимения ТЫ и ВЫ
Местоимения ТЫ и ВЫ не являются обращениями | Местоимения ТЫ и ВЫ являются обращениями |
Чаще всего местоимения "ты" и "вы" НЕ являются обращениями, обычно при них есть сказуемое. | Примеры: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теория заданий А3 ГИА по русскому языку
Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...
Теория заданий А4 ГИА по русскому языку
Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...
Теория заданий А5 ГИА по русскому языку
Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...
Теория заданий А6 ГИА по русскому языку
Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...
Теория заданий А7 ГИА по русскому языку
Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...
Теория заданий В2 ГИА по русскому языку
Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...
Краткая теория заданий группы В ЕГЭ по русскому языку
Для успешного решения заданий группы В ЕГЭ по русскому языку необходимо выучить большой пласт теории. К сожалению, не всем учашимся 11 классов это под силу. Мы предлагаем "выжимку" из необходимой инфо...
